http://www.wiki.vladimir.i-edu.ru/index.php?title=%D0%A3%D0%BC%D0%BD%D1%... КОНКУРС
«Разработка с использованием поэтического мультимедийного контента»
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ПРОЕКТА по стихотворению А.С.Пушкина
"Я памятник себе воздвиг нерукотворный..."
Тема: «Нерукотворное произведение А.С.Пушкина»
ФИО: Сомова Светлана Алексеевна, учитель русского языка и литературы, МБОУ «Энтузиастская школа им.В.И.Шибанкова», Юрьев-Польский район, Владимирская область
Этапы, фазы
|
Деятельность учителя
|
Деятельность учащихся
|
Формы работы
|
Способы коммуникации
|
I. Подготовительный этап
|
1.1. Формирование творческих групп
|
Учитель проводит организационную работу по объединению учащихся в творческие группы, руководствуясь разными критериями. Из сильных учащихся создаётся группа «Пушкинисты» , из слабых учеников, (куда входят и инофоны) – «Нерукотворные». Работа строится на взаимопомощи: основываясь на выводах сильных учеников, вторая группа подводит итог. Перед группами учитель ставит проблему : какую тайну создания хранит в себе стихотворение?
|
Учащиеся объединяются в группы в соответствии с рекомендациями учителя
|
Под руководством учителя на уроке
|
Слово учителя, диалог
|
1.2. Выбор темы: «Нерукотворное произведение А.С.Пушкина» Определение замысла проекта. Надо найти ответ на вопрос: «Почему памятник «нерукотворный»?»
Цель проекта: показать работу со словом, значимость слова в труде поэта.
Задачи:1. Познакомить с содержанием стихотворения 2.Обучать лингвистическому анализу поэтического текста
3. Воспитывать интерес к творчеству А.С.Пушкина.
|
Учитель предлагает учащимся темы : «Нерукотворное произведение поэта», «Поэтическое завещание поэта», «Поэт и время». Участвует в обсуждении.
|
Учащиеся выбирают темы, предложенные учителем, обсуждают, анализируют их.
|
Под руководством учителя на уроке
|
Беседа
|
1.3. Выдвижение проблем:
* это произведение –подражание?
* это произведение-восхваление?
* это произведение-ирония?
1.3.1. Микротемы:
= стихотворение как объект-сравнение с историческим памятником,
= слава – это известность или всеобщее преклонение,
= «нерукотворный» как венец, почитание
= стихотворение – завещание для народа.
1.3.2.Составление предварительных тезисов: поэт предстаёт перед народом и просит оценить его творчество, при этом он направляет читателя в будущее, заставляет посмотреть на своё творчество по-особому.
|
Учитель заранее выделяет, предлагает микротемы. Участвует в их обсуждении. Помогает в составлении тезисов, направляет учащихся.
|
Учащиеся рассматривают предложенные микротемы. Участвуют в обсуждении. Ищут подтверждение сказанному в тексте
|
Под руководством учителя
|
Тезисы
|
II. Этап реализации (выполнения) проекта
|
2.1. Определение ресурсов, выбор / определение своей роли и места в проекте.
Группа «Пушкинисты» предлагает «Нерукотворным» выразительно прочитать стихотворение, ответить на созданные им вопросы. Сами же проводят лингвистический анализ строф, чтобы потом познакомить с ним остальных
|
Учитель консультирует, корректирует, организует ситуацию учебного диалог, принимает участие в обсуждении с учащимися подтем проекта, предлагает необходимую литературу или интернет-ресурсы
Стихотворение АСПушкина "Я памятник себе воздвиг нерукотворный..."
|
Учащиеся рассматривают материал. Самостоятельно, обозначают цели проекта. Сбор, систематизация и анализ материала, составление тезисов. Учащиеся обсуждают и предлагают варианты микротем, выбирая одну из них, выбирают роль в проекте.
|
Самостоятельная работа, групповая
Стихотворение А.С.Пушкина "Памятник"
|
План проекта
|
2.2. Выбор метода.
Системно-деятельностный подход по использованию технологии критического мышления через анализ художественного произведения
|
Учитель направляет учащихся, предлагает необходимую информацию, консультирует, координирует.
|
Учащиеся выявляют причинно-следственные связи, сопоставляют варианты решения проблемы.
|
Самостоятельная работа, групповая
|
Работа с текстом (анализ, синтез, обобщение)
|
2.3. Работа учащихся над микротемами / заданиями проекта.
«Пушкинисты» ищут ответы на проблемные вопросы. Что перед нами:
произведение –подражание? ирония?
восхваление?
При помощи каких слов, предложений доказать выделенные микротемы:
стихотворение как исторический памятник,
известность или всеобщее преклонение, это венец, почитание или завещание для народа.
|
Учитель консультирует, координирует, направляет.
|
Учащиеся изучают факты, приводят примеры, ищут доказательства, структурируют наработанный материал по группам
|
Самостоятельная, групповая работа
|
Конспект, подбор цитат, иллюстраций
|
2.4. Оформление полученного творческого продукта / текста.
Выступление учащихся с использованием дополнительного материала
|
Учитель консультирует, координирует, выступает в роли наблюдателя.
|
Учащиеся в мини-группах оформляют полученный материал: презентируют (с помощью компьютера или «рукотворно», т.е. с использованием подручных средств: иллюстрация, театрализация, сценическое искусство)
|
Самостоятельная внеаудиторная работа: могут для подготовки использовать внеклассные комнаты, групповая
|
План мини-проекта, презентация
|
III. Этап индивидуальной презентации или презентации в мини-группе
|
3.1. Подготовка презентации
|
Учитель проверяет, редактирует, уточняет и детализирует, устраняет недочеты. Помогает соединить материал в систему, корректирует план и стиль проекта мини-группы.
|
Учащиеся в мини-группе представляют свой проект. Анализ литературы, составление списка ссылок
Песня с вокалом (аудио)
|
Консультация учителя
|
Публичное выступление в каком-либо жанре (по выбору группы)
|
3.2. Выступление: презентируют (с помощью компьютера или «рукотворно» , т.е. с использованием подручных средств: иллюстрация, театрализация, сценическое искусство)
|
3.3. Корректировка материалов в процессе представления (если надо)
|
IV. Этап публичной защиты проекта
|
4.1. Защита проекта. Выступление учащихся
|
Учитель и учащиеся (или гости) выступают в роли экспертов.
|
Учащиеся представляют конечный продукт своей работы
Минусовка для стихотворения (ауди-караоке)
|
Консультация учителя
|
Публичное выступление в каком-либо жанре (по выбору группы)
|
V. Этап рефлексии
|
5.1. Анализ результатов
|
Учитель подводит итоги совместной , комментирует и оценивает работу учащихся, стараясь выделить всех, чтобы дети понятии свои удачи / неудачи, приняли свои / чужие победы. Взаимооценка : «+» и «-»
|
Учащиеся анализируют свое выступление и выступления товарищей по классу, оценивают свою роль в процессе создания проекта
|
Консультация учителя
|
Анализ, самоанализ, диалог, комментарий
|
VI. Этап подведения итогов
|
5.1. Создание синквейна на данную тему
|
Учитель выступает в роли консультанта
|
Учащиеся представляют 1 работу от группы (по желанию более)
|
Групповая работа
|
Литературное произведение
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Материал для группы «Пушкинисты».
Историческое прошлое стихотворения:
После трагической гибели Александра Сергеевича Пушкина 29 января 1837 года среди его бумаг был обнаружен черновик стихотворения «Я памятник воздвиг себе нерукотворный», датированного 21 августа 1836 года. Оригинал произведения был передан поэту Василию Жуковскому, который внес в стихотворение литературную правку. Впоследствии стихи были включены в посмертный сборник произведений Пушкина, который увидел свет в 1841 году.
Версии, связанные с вопросом , «почему памятник «нерукотворный»?»
Версия №1. Существует ряд предположений, связанных с историей создания этого стихотворения. Исследователи творчества Пушкина утверждают, что произведение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный» является подражанием творчеству других поэтов, которых Пушкин попросту перефразировал. К примеру, аналогичные «Памятники» можно найти у Гавриила Державина, Михаила Ломоносова, Александра Востокова и Василия Капниста – блистательных литераторов 17 века. Или это идеи из оды Горация «Exegi monumentum».
И этот юный стих небрежный
Переживет мой век мятежный.
Могу ль воскликнуть (о, друзья) –
Exigi monumentum я.
«Exigi monumentum». Эти латинские слова знаменитого римского поэта Горация, которыми начиналась знаменитая ода «К Мельпомене». Пушкин использовал эти слова в тесте первоначального варианта второго четверостишия 40 строфы II главы «Евгения Онегина». Было это еще в 1823 году. Затем вместо фразы появился точный перевод:
Воздвигнул памятник (и) я.
Правда, потом эти черновые наброски были отброшены. Вместо них появились лукаво-ироничные:
Быть может (лестная надежда!),
Укажет будущий невежда
На мой прославленный портрет
И молвит: то-то был поэт.
Но надо отметить, что здесь содержится и эпиграф, и начальные три слова его будущего «Памятника».
Версия№2. Произведение преисполнено иронии и является эпиграммой, которую поэт адресовал самому себе. Он хотел подчеркнуть, что его творчество заслуживает гораздо более уважительного отношения почитателей. Оно должно быть подкреплено не только восхищением, но и материальными благами. Это утверждает Петр Вяземский. Он заявлял, что в стихотворении речь идет о статусе поэта в современном обществе. Ведь в высших кругах Пушкина недолюбливали, хотя уже при жизни поэт получил всенародное признание. Но даже это не помогало зарабатывать на жизнь, поэтому Пушкин был вынужден постоянно закладывать имущество, чтобы обеспечить достойный уровень существования своей семьи.
Версия №3. «Мистическая». Стихотворение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный» Пушкин создал, потому что предчувствовал свою гибель. Это произведение – духовное завещание поэта. Более того, Пушкин знал, что его творчество станет образцом для подражания не только в русской, но и в зарубежной литературе. Стихотворение как гимн современной поэзии подчёркивает победу духовного над материальным. Это исповедь поэта, его самооценка, манифест и завещание народу: «муза , пиит, глава, вознесся, воздвиг…».
Размер стихотворения:
Александрийский стих – это шестистопный ямб с цезурой после третьей стопы и перекрестной рифмовкой, где перекрестная женская рифма чередуется с закрытой мужской. Пушкин вносит новое : он сокращает 12 стоп до 8, что делает стихотворение более эмоциональным, выразительным.
Почему же памятник «Нерукотворный»?
Образ памятника представлен двумя направлениями. С одной стороны, это вполне конкретный памятник (бронзовый монумент), существующий во времени и пространстве. С другой стороны, идеальный знак памяти – художественное творчество – завещание народу через слова.
Значения слова «нерукотворный» : такой, который невозможно (нельзя) создать руками людей – «словарь Пушкина »; созданный без участия труда человеческих рук – «словарь современного русского языка»; не руками сделанный, созданный, сотворенный Богом – «словарь В.И.Даля».
Вопрос для группы «Нерукотворные»: какое значение слова соответствует Пушкинскому? Почему? Докажите.
Ответы «Нерукотворных»: Более соответствует толкование В.И. Даля: сотворенный Богом, т.е. чудесный. Сочетание «памятник нерукотворный» – стилистическая манера автора – «соединение несоединимого» , т. е. оксюморон.
Сообщение группы «Нерукотворные» о Помпеевой колонне. Помпеева колонна – одна из интересных достопримечательностей Александрии. Высота колонны составляет 27 м, диаметр у основания — 2, 7 м, а наверху — около 2 м. Существует интересная история её возникновения. В 297 г. в Александрии вспыхнул бунт. После десятимесячной осады войска императора Диоклетиана взяли город. Они увидели, что его жители голодают. Тогда император распорядился раздать им хлеб. В благодарность за это префект Александрии Помпей велел воздвигнуть колонну из красного асуанского гранита.
Возле Помпеевой колонны находился Серапеум – хранилище Александрийской библиотеки. Это сравнение с Помпеевой колонной навеяно первоисточником – одой Горация «Я воздвиг памятник бронзы прочнее царственных, положения пирамид выше». Свой нерукотворный словесный памятник Пушкин ставил в один ряд с величественными семью чудесами света.
Анализ строф группы «Пушкинисты».
Я памятник себе воздвиг нерукотворный,
К нему не зарастет народная тропа,
Вознёсся выше он главою непокорной
Александрийского столпа.
Синтаксически строфа оформлена тремя простыми предложениями. Чтобы подчеркнуть значительность слова, духовность, Пушкин соотносит его с колоссальным сооружением, которое поражает своими физическими размерами. Автор говорит о будущем тоже в грандиозных размерах («Слух обо мне пройдет по всей Руси великой»). И о настоящем («Вознесся выше он главою непокорной»). «Непокорная глава» – в этих словах сопротивление самодержавной власти и стойкость поэта. Пушкин к словам: «Я памятник себе воздвиг…» добавляет существенное уточнение «нерукотворный», а потом «не требую венца». Ведь он сам творец искусства, которое не забудется и станет ему нерукотворным памятником. К памятнику поэта «не зарастет народная тропа». Это не дорога, которую создают по чьему-то указу. Тропа возникает сама собой, стихийно и естественно. Никто не прокладывать ее, но люди по доброй воле идут, не давая зарасти тропе. Они тянутся к памяти поэта, который им дорог. Метафорический образ тропы, ведущей к памятнику, при содействии эпитета «нерукотворный» обретает истинный смысл. Невидимая нить протянулась от сердца к сердцу.
Во второй строфе пушкинского стихотворения речь о славе. Слава – это известность, всеобщее преклонение. Местоимения «я, себе» означают, что человек прославляет себя своим трудом, своими делами. Свое пребывание на земле он мечтает запечатлеть в благодарной памяти народа.
«Заветная лира» – поэзия Пушкина – отражение великой души поэта. Он оставляет ее людям, люди открывают ей навстречу свои сердца:
Нет, весь я не умру - душа в заветной лире
Мой прах переживет и тленья убежит –
И славен буду я, доколь в подлунном мире
Жив будет хоть один пиит.
Цель жизни поэта – в служении людям. В лире и есть его слава.
В третьей, средней строфе звучат слова:
Слух обо мне пройдет во всей Руси великой,
И назовет меня всяк сущий в ней язык,
И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой
Тунгус, и друг степей калмык.
Словами «сущий», «ныне» поэт подчеркивает действительное существование перечисляемых им народов, говорит об их реальном состоянии («ныне дикой тунгус»). Пушкин был уверен, что его творчество отыщет путь ко всем народам многонациональной России. Ведь слово в поэзии служит их сближению, взаимопониманию.
И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я свободу
И милость к падшим призывал.
В эпитете «жестокий» век заключена характеристика целой эпохи. Ему противопоставлены «добрые» чувства, которые автор пробуждает словом, лирой. Читаем: «И милость к падшим призывал» – это свобода, взаимопонимание.
На протяжении четырех строф в стихотворении встречаются лишь два времени: прошедшее (автор поведал о свершенном) и будущее (это время связано с темой бессмертий дела , которое всегда будет необходимо людям). Вся последняя строфа построена на повелительном наклонении. Это приказ самому себе выстоять в обстановке ненависти, зависти, непонимания, ложных похвал.
Веленью божию, о муза, будь послушна,
Обиды не страшась, не требуя венца;
Хвалу и клевету приемли равнодушно,
И не оспоривай глупца.
Монументальный, возвышенный, символичный образ поэта, созданный в основной части произведения, становится ближе читателю и продолжает растить и множить в людях «чувства добрые».
Работа группы «Нерукотворные». Прослушать стихотворение, прочитать выразительно с использованием театрализации. Сценическое использование аудиозаписи со словами , затем караоке исполнение. (Показать, что звучание стихотворения может быть разным).
Задания группам.
1.Продекламируйте строфы стихотворения. Выполните задание: найти значение слов и объяснить, почему Пушкин использует в своем стихотворении слова различных исторических пластов.
«Пушкинисты»: прах, тленье, подлунном, доколь, хвалу, приемли; милость, падшим, венец
*(Пушкин призывает к бескорыстному служению правде поэзии и жизни. Только в этом случае поэт найдет дорогу к художественному бессмертию и сохранит любовь и призвание своей родины, своего народа).
«Нерукотворные» : сущий, калмык, тунгус, финн, пиит, любезен, муза, лирой, слух;
*(«без души в заветной лире», без поэзии невозможно само существование человека).
*(Картина всей Руси великой представлена народами 4 сторон света : славяне – запад, финн – север, тунгус – восток, калмык – юг).
2. Вы познакомились с произведение А.С.Пушкина. Попробуйте создать свой шедевр, составив синквейн по теме.
Пушкин.
Великий, незабываемый.
Призывает, восславляет, живёт.
Это великий гений слова.
Поэт!
|
Памятник.
Нерукотворный, народный.
Вознёсся, переживёт, пробуждает.
«Я памятник воздвиг нерукотворный».
Слова.
|
Используемые материалы:
http://www.proshkolu.ru/user/irkasovochka/file/2043933/
Жижина А. Д. (Москва) , Литература в школе, 2009, №3, с. 13.
Источник: http://pishi-stihi.ru/
А.С.Пушкин. "Памятник"
Александрийский столп
Песня с вокалом (аудио)
http://khoros.ru/novosti/1/29/
http://poiskslov.com/word/%D0%BD%D0%B5%D1%80%D1%83%D0%BA%D0%BE%D1%82%D0%B2%D0%BE%D1%80%D0%BD%D1%8B%D0%B9/
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%BE%D1%80%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B9
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D0%BA%D1%81%D1%8E%D0%BC%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%BD
http://trepsy.net/vopros/otvet.php?id=15
|
На: Сомова С.А. Номинация № 4. Урок с использованием электронных
Приглашаю в гости на урок!
Спасибо ВСЕМ, что заглянули!)
сомишна
Re: На: Сомова С.А. Номинация № 4. Урок с использованием электро
сомишна
На: Сомова С.А. Номинация № 4. Урок с использованием электронных
Урок-занятие можно проводить и в старших классах (как внеклассное занятие), и для старшего поколения (как литературный клуб отдыха)
сомишна
На: Сомова С.А. Номинация № 4. Урок с использованием электронных
Светлана Алексеевна, интересная разработка урока. Спасибо!
На: Сомова С.А. Номинация № 4. Урок с использованием электронных
Наталья Николаевна!
за визит и отзыв.
сомишна
На: Сомова С.А. Номинация № 4. Урок с использованием электронных
Большое спасибо, Светлана Алексеевна. Много ценного и полезного в Вашем материале.
На: Сомова С.А. Номинация № 4. Урок с использованием электронных
Светлана Юрьевна! Очень рада, что разработка пригодилась. Спасибо.
сомишна
На: Сомова С.А. Номинация № 4. Урок с использованием электронных
Ждём итоги в середине марта. Спасибо!
сомишна
На: Сомова С.А. Номинация № 4. Урок с использованием электронных
а здесь видео с полицейским ГИБДД. стихи Пушкина тоже звучат. Можно оставить комментарий
http://www.openclass.ru/node/482378
сомишна
Re: На: Сомова С.А. Номинация № 4. Урок с использованием электро
сомишна