Submitted by Надежда Александровна Шаломей on Wed, 11/03/2015 - 07:42
Тема и номер урока: «Обозначение натуральных чисел»
Базовые учебники: Н.Я. Виленкин. Математика 5.
Тип урока: урок постановки учебной задачи, урок по ознакомлению с новым материалом, установление первичного качества остаточных знаний за начальную школу.
Формы работы: индивидуальная, парная, фронтальная, групповая.
Методы обучения: словесный, наглядный, вовлечение в учебную деятельность, проблемный, поисковый, с использованием ЭОР.
2. Создать у школьников положительную мотивацию к выполнению умственных и практических заданий
3. Развить интерес у обучающихся не только к содержанию, но и к процессу овладения знаниями.
Задачи урока:
Обобщить и систематизировать знанияобучающихся материала начальной школы о натуральных числах, мотивировать обучающихся на дальнейшее изучение предмета.
Развить навык работы в парах, в группах.
Усвоить новые понятия.
Развить творческие навыки.
Продолжить работу по формированию универсальных учебных действий.
Тип урока: получение новых знаний, умений.
Этапы урока: 1. Приветствие, мотивация
2. Изучение нового материала
3. Усвоение понятий
4. Думаем вместе
5. Творческая работа.
Содержание этапов урока
Цель:
Формирование личностных УУД - самоопределение коммуникативных УУД - функции участников, способы взаимодействия, инициативность,способы сотрудничества.
Формирование познавательных УУД - формулирование познавательной цели.
Формирование регулятивных УУД – контроль, коррекция, оценка, волевая саморегуляция.
Здравствуйте! В первых четырёх классах мы уже успели рассмотреть много тем по математике: числа и величины, арифметические действия, работа с текстовыми задачами, пространственные отношения, геометрические фигуры, геометрические величины, работа с информацией. Много успели выучить.
Математика - это не только примеры, задачи, аксиомы, теоремы, формулы, а ещё и Люди, которые ей занимаются, Люди, кто всю душу вкладывают в развитие науки, в обучение её младшего поколения.
Учитель: Помогите прочитать эти иероглифы.
Ребята оказались в ситуации, которой в начальной школе не занимались.
Учитель предлагает детям: «Поставьте перед собой цель»
Дети: научиться читать эти иероглифы.
Учитель предлагает ученикам что обозначают эти иероглифы. Обсуждать будем либо в парах, либо в группах. ( Пара - это ребята за одной партой, а четвёрка - это четыре ученика, сидящие друг за другом.). Ученики с помощью учителя определяю кем они будут: Парами или Четверками. На обсуждение дается 2 минуты. После это заслушиваем по одному представителю.
Заслушиваем проекты. Проводится формирование у ребят универсальных учебных действий:
Регулятивные УУД: выполнение пробного учебного действия, фиксация индивидуального затруднения, саморегуляция в ситуации затруднения.
Коммуникативные УУД: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учет разных мнений одноклассников. С 1-4 мин. Урока- 60% усвояемости материала.
Изучение нового материала. 5-23 мин урока- 80% усвояемости материала. (слайд 4)
Ребята высказали свое мнение по поводу иероглифов. Обсуждение закончилось. Учитель поясняет, что обозначают эти иероглифы (цифры и числа), предлагает открыть тетради, записать дату и ответить на вопрос: «Вначале урока я просила вас поставить цель, какая она была? Ученики отвечают – «научиться читать иероглифы». Учитель: Научились? Дети отвечают – ДА. А как вы думаете, что мы будем изучать сегодня? Дети отвечают – числа и цифры.
Учитель: Значит тема нашего урока - «Обозначение натуральных чисел».
Учитель проверяет отсутствующих и делает запись в журнале: даты, темы, что задано.
Мы уже знаем, что для записи чисел используют иероглифы, что были рождены в Индии, а арабы привезли в Европу. Великий Математик Пифагор, 5 век до нашей эры, и его пифагорейская школа уже пользовались этими иероглифами. Их назвали Цифры. Цифр всего десять: 1,2,3,4,5,6,7,8,9,0.
Значение цифры зависит от её позиции в числе. Если единица стоит на последнем месте в записи числа, то она означает одну единицу. Если единица стоит на предпоследнем месте в записи числа, то она означает один десяток. Если на третьем, то - одну сотню.
Запись на доске и у ребят в тетрадях:
Цифры: 1,2,3,4,5,6,7,8,9,0.
Класс
Миллиардов
Класс
Миллионов
Класс
Тысяч
Класс
Единиц
сотни
десятки
единицы
сотни
десятки
единицы
сотни
десятки
единицы
сотни
десятки
единицы
Последняя, первая справа, цифра в записи числа - единицы, называется разрядом единиц, первым разрядом.
Предпоследняя, вторая справа, цифра в записи числа - десятки, разряд десятков, вторым разрядом.
Третья справа – сотни, разряд сотен, третьим разрядом.
Если в классе или разряде стоит цифра 0 – значит этого класса или разряда нет.
Процессом руководит учитель с помощью подводящего диалога, побуждающего диалога и с помощью исследовательских методов.
( На 14-18 мин наступает кризис внимания, пора сделать физпаузу.) (слайд 5)
Отгадай ребус: Ме100; И100рия; 3буна; 100лица; С3ж; Р1а. Аплодисменты. Работа по расшифровке ребусов проходит стоя, ребята прогибают спинки, руки складывают за спиной.
(слайд 6).
Усвоение понятия. Мы начинаем счет предметов. Числа, употребляемые для счета предметов, называются натуральными числами. Запись в тетради:
N = {1,2,3,4,5,…} - Обозначение множества натуральных чисел. N- бесконечное множество.
Что такое бесконечность? Думаем вместе.
Почему количество натуральных чисел бесконечно?
Являются ли числа 55,678 и 0- натуральными числами?
Творческая работа: как вы представляете бесконечность?
Изобразите в тетради бесконечность. Несколько желающих демонстрируют то, что у них получилось. После этого учитель демонстрирует символ бесконечности ∞ на доске и просит ребят изобразить в тетради.
Внимание на экран, сейчас выполним задание. Ваша задача устно ответить на вопросы.
(слайд 7).
Сколько разрядов в данном числе? Не забывайте про ноль!
№п/п
Число
Ответ
1
562
3
2
32862
5
3
21573
5
4
215658
6
5
100009
2
6
3270
3
7
909010
3
8
60003001
3
9
109000983
5
10
7010002001
4
(слайд 8).
2.Укажите количество классов в данном числе.
№п/п
Число
Ответ
1
511
1
2
26894
2
3
10908
2
4
123386
2
5
4000094
2
6
27884400
3
7
326000
1
8
1000000
1
9
29791790
3
10
6744559900
4
3.Запишите число, в котором… (с помощью SMARTNotebook11) (слайд 9)
8 сотен 0 десятков 4 единицы
5 сотен 8 десятков 0 единиц
3 тысячи 2 сотни 4 десятка 1 единица
3 единицы 4 десятка 5 сотен 6 тысяч
9 сотен 5 десятков 0 единиц 3 тысячи
7 тысяч 8 единиц 0 сотен 0 десятков
1 тысяча 1 сотня 1 десяток 1 единица
4 единицы 1 десяток
2 десятка
3 сотни 3 единицы
Записали, проверили, оценили, скорректировали.
На 25-29 мин наступает второй кризис внимания.
(слайд 10).
Учитель предлагает прочитать сказку - вторая физпауза: расшифруйте сказку:
Жили-были 565 да 2121. Во дворе у них водились 78 да 8121. Приходит однажды 2121 и взволнованно говорит: «2651! Я вижу только 681. Ты не знаешь 4568121?»
Но прежде, чем получить дешифратор, надо назвать пароль: прочитать число: 123456789. Учитель с помощью доски еще раз напоминает, как правильно читать число с помощью деления на класс по разрядам.
Все вспомнили, молодцы. Теперь я показываю вам дешифратор. Прочитайте правильно сказку.
Буквы
А
Б
В
Г
Д
Е
Ё
Ж
З
Их шифр
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Запишите «0» тремя пятерками, используя знаки действий, скобки. Работа парами.
В отеле 100 номеров. Сколько раз в номере номеров встретится цифра 7? Работа в малых группах.
Выполнение заданий. Диагностическая работа. Решаем пять первых заданий.
Дети сначала выполняют задание в тетради. Потом один желающий выполняет задание на доске. Остальные проверяют. Если правильно выполнили – 1 балл, если нет – 0 баллов.
Задания на карточках:
1. Какое наибольшее четырёхзначное число можно написать с помощью четырёх разных цифр 5, 7, 9, 1?
2. На полке в магазине стоят пакеты с яблоками массой 2кг200г, 2кг700г, 2кг900г и 3кг100г. Юра хотел бы купить яблоки общей массой не более 5 кг. Выберите пакеты, которые он может взять.
2кг200г и 3кг100г
2)
2кг700г и 2кг900г
3)
2кг200г и 2кг700г
4)
2кг900г и 3кг 100г
3. Какое число получится, если 660 уменьшить втрое и результат увеличить на 80?
4. Достаточно ли 2800 рублей, чтобы купить 3 рубашки по цене 850 рублей каждая и галстук по цене 250 рублей. Запишите и объясните ответ.
5. Значение какого выражения не изменится, если убрать скобки?
1)
(60+12):6
2)
(60-12)*6
3)
60*(12+6)
4)
60*(12:6)
Фишки для любознательных. (слайд 11)
6мая 1978 года в 12:34 цифры времени и даты выстроились в натуральный ряд чисел. Прочтите число.
Подведение итогов урока. (слайд 12-13)
Прочтите числа: 350000000; 800000000.
Учитель спрашивает: «Что не поняли?». Класс задает вопросы. Если вопросов нет, то комментирует задания домашней работы: п.1, стр.5-6. №23,24,28,30(а, в).
Карточки с заданием
1. Какое наибольшее четырёхзначное число можно написать с помощью четырёх разных цифр 5, 7, 9, 1?
2. На полке в магазине стоят пакеты с яблоками массой 2кг200г, 2кг700г, 2кг900г и 3кг100г. Юра хотел бы купить яблоки общей массой не более 5 кг. Выберите пакеты, которые он может взять.
2кг200г и 3кг100г
2)
2кг700г и 2кг900г
3)
2кг200г и 2кг700г
4)
2кг900г и 3кг 100г
3. Какое число получится, если 660 уменьшить втрое и результат увеличить на 80?
4. Достаточно ли 2800 рублей, чтобы купить 3 рубашки по цене 850 рублей каждая и галстук по цене 250 рублей. Запишите и объясните ответ.
5. Значение какого выражения не изменится, если убрать скобки?