Дата проведения: 19.11.2014 года
ТЕМА УРОКА: «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных 1, 2 и 3 склонений»
Цели урока:
- Организовать деятельность учащихся по обобщению и систематизации знаний по правописанию безударных падежных окончаний имен существительных трех склонений.
- Способствовать самостоятельному применению знаний в разнообразных ситуациях урока.
- Обеспечить комфортные условия для выражения своей точки зрения, мыслей, для развития интеллектуальной культуры учащихся.
- Содействовать воспитанию чуткого и бережного отношения к людям.
- Помочь в освоении рефлексивной культуры, умении слушать и слышать учителя и своих товарищей.
Ход урока.
I. Организационный момент.
Начинаю я урок.
Он пойдёт ребятам впрок.
Постарайтесь всё понять,
Чтобы грамотно писать.
II. Эмоциональный настрой.
- Ребята, что вы ждёте от урока русского языка?
- А я жду от вас грамотных ответов, активности на уроке.
III. Постановка задач урока.
-Посмотрите на экран и прочитайте тему сегодняшнего урока. (слайд2)
Тема: « Правописание безударных падежных окончаний имён существительных 1-го, 2-го и 3-его склонений».
-Это первый урок по данной теме? (нет)
- Каковы будут задачи урока? (выслушиваю детей)
- Давайте сравним их с задачами, которые поставила я. (слайд3)
Задачи: 1. Показать, умеем ли мы определять склонение, род, падеж имён существительных.
2. Проверить навыки правописания падежных окончаний имён существительных.
Итак, задачи поставлены.
IV. Минутка чистописания. Физминутка для пальчиков.
- Наш урок мы начнём с чистописания. (слайд4)
- Правильно выполнив задание, вы сами назовёте букву, написание которой мы сегодня будем повторять.
Кто лечит больных? - ………(врач)
Кто играет на скрипке? - ………….(скрипач)
Кто выступает в цирке? - …………..(циркач)
- - Что общего у этих слов? Какая орфограмма объединяет все эти слова? (у существительных мужского рода с шипящей на конце ь не пишется.)
- На какую букву оканчиваются все слова, подобранные нами?
- Верно, тема нашего чистописания - буква ч.
- Запишите в тетрадях строчку: заглавная и строчная буква Чч в соединении.
- Какие правила правописания мы знаем, связанные с этой буквой? (ча пиши с буквой а, чу пиши с буквой у, сочетания чк-чн пишутся без мягкого знака.) Запишите на следующей строчке эти сочетания.
V. Словарно-орфографическая работа. (слайды 5-6)
- Слова «врач», «циркач», «скрипач» - это всё профессии человека. Сегодня мы познакомимся с новым словом, написание которого надо запомнить. Это слово – человек.
Кто такой человек? Какое определение вы бы дали этому слову?
- Послушайте определение слова «человек», которое дано в толковом словаре:
«Человек - высшее из земных созданий, одарённое разумом, свободной волей и словесной речью». Человек – это часть живой природы, но и животные тоже живые существа. А чем человек отличается от животного? (человек умеет говорить, мыслить, трудиться).
- Как вы думаете, какие буквы в этом слове надо запомнить? Почему? В слове человек две непроверяемые безударные гласные е и о. Запишите это слово в свой словарик, выделите гласные, которые надо запомнить, поставьте ударение.
- Подберите к этому слову однокоренные слова, запишите их в тетради и выделите корень.
- А теперь из слов, которые даны у вас на карточках, составьте предложение с этим словом.
- Какое предложение у вас получилось? (Человек от лени болеет, а от труда здоровеет.)
- Что это за предложение? (пословица) Как вы понимаете смысл этой пословицы? Выполните разбор этого предложения.
сущ. пр. сущ. гл.○ с. пр. сущ. гл. ○
- Человек от лени болеет, а от труда здоровеет.(Повеств., невоскл., простое, распр.)
- Что вы заметили в этом предложении? (однородные члены предложения) Почему здесь стоит запятая?
-Итак, какое новое словарное слово мы узнали? Какие буквы запоминаем в этом слове?
- Назовите ещё имена существительные, которые встретились в этом предложении.
( от лени, от труда). Когда может возникнуть трудность в написании окончаний существительных? (когда окончание безударное) В данном предложении, у какого существительного безударное окончание? (от лени) И чтобы правильно его написать, что нужно вспомнить?
IV. Разминка.
-А сейчас давайте вспомним опорные знания по данной теме. Я предлагаю для этого провести разминку. На доске «Ромашка» с вопросами. Тот, кого я вызываю, срывает один лепесток, читает на обратной стороне вопрос и отвечает на него.
(дети выходят по одному к доске)
Вопросы:
Что называется именем существительным?
Как изменяется имя существительное?
Что значит просклонять имя существительное?
Какие существительные относятся к 1, 2, 3 склонению?
Как проверить безударное окончание имён существительных?
Вывод: Я довольна вашими ответами.
V. Повторение алгоритма.
- А теперь повторим алгоритм определения безударных падежных окончаний имён существительных. (слайд7)
Способы проверки безударных падежных окончаний имён существительных.
По опорным словам.
1 склонение – весна, земля
2 склонение – сон, колесо
3 склонение – рожь
(слайд8) Имя существительное
Ставлю существительное в начальную форму: ед.ч., И.п.
Определяю тип склонения 1, 2, 3 скл.
Определяю падеж
- Все ли грамматические признаки имени существительного необходимо вспомнить, чтобы верно написать его окончание? (нет, достаточно вспомнить склонение и падеж)
- Достаточно ли этой схемы, чтобы правильно написать безударное падежное окончание имени существительного?
- Что еще необходимо? (знать таблицу: в каком падеже какого склонения пишется то или иное безударное падежное окончание; уметь подбирать слово-помощник с ударным окончанием)
(слайд9) По таблице окончаний.
|
1 скл.
|
2 скл.
|
3 скл.
|
Р.п.
|
-ы, -и
|
-а, -я
|
-и
|
Д.п.
|
-е
|
-у, -ю
|
-и
|
П.п.
|
-е
|
-е
|
-и
|
Итак, вспомнили все способы проверки, теперь приступаем к работе.
IV. Физминутка.
«Потрудились – отдохнем.
Встанем, глубоко вздохнем.
Поднимает руки класс – это раз.
Повернулась голова – это два.
Руки вниз, вперед смотри – это три.
Руки в стороны пошире развернули на четыре.
С силой их к плечам прижать – это пять.
Руки плавно опустили, всем улыбки подарили»
VI. Упражнение на определение типа склонения по начальной форме1, 2 и 3 склонения.
- Какой первый шаг необходимо сделать при написании безударного падежного окончания имени существительного? (поставить имя существительное в начальную форму: И.п., ед.ч, для того, чтобы определить тип склонения. От типа склонения зависит какая буква будет в окончании)
На партах детей карточка со словами:
Дождиком, словечку, к крылечку, за домом, над кроватью, при дочери, в лесу, над облаками, с новостью, на линейке, дружку, до дороги, у входа.
Дети по очереди называют имена существительные, ставя их в начальную форму, определяют тип склонения. Слова, вызывающие затруднение, дети отмечают. На всю работу отводится 5 минут.
Проверка:
Дается эталон выполненного задания на (слайде 10).
- Удалось ли выполнить задание полностью? Что помешало?
- Выполни ли задание без ошибок?
- Какие слова оказались сложновыполнимыми? (коллективное обсуждение)
- Чем можно дополнить нашу схему? (сводная таблица окончаний имен существительных в разных падежах разного типа склонения)
Игра
Я буду называть существительные.
Если оно относится
к 1–ому склонению, вы хлопаете в ладоши,
ко 2-ому – приседаете,
к 3 склонению – прыгаете на месте.
Лошадь, берег, молодость, старик, ученик, парта, старость, степь, астра, георгин, морковь, свёкла, огурец, велосипед, пальто, осень, лето, весна, зима, снежинка, метель.
VII. Упражнения в определении безударных окончаний имен существительных трех склонения.
Задание 1. Работа по карточкам (по уровням)
1 уровень – Запишите слова, укажите падеж и склонение. Выдели окончание.
В деревне, по ветке, на западе, к площадке, о березе, по пустыне.
-Сравни окончания. Что вы заметили?
-Почему в этих словах мы написали окончание – Е?
-Какое слово лишнее?
-Сделайте вывод. (слайд 11)
2 уровень – Определи падеж, склонение, вставь пропущенные окончания.
В холод…, о жизн…, из деревн.., к сирен…, по букв…, из шерст…, в фонтан….
-Зачитайте слова с окончанием – И.
-Почему в этих словах вы написали окончание – И?
-Какое слово лишнее?
-Сделайте вывод по этой работе. (слайд12)
2 задание: (слайд 13)
На верхушк… сосн… дятел долбит клюв… шишк… .
Списать предложение, вставить окончания, доказать их.
(на работу дать 7 минут)
- Проверка (слайд 14)
- Как вы считаете, справились вы с заданием?
3 задание: Исправь ошибки. (слайд15-16)
1) Летом бродит без дороге между сосен и берёз, а зимой он спит в берлоги, от мороза прячет нос.
2) Стоял на тонкой ножки, теперь лежит в лукошки.
3)Бегу я как по лесенки, по камушкам звеня. Издалека по песенки узнаете меня.
- Кто справился с этим заданием без ошибок? Кто ошибся? Какие ошибки допустили?
- Как вы думаете, что нужно было вам сделать, чтобы избежать ошибок?
- Над какой темой мы с вами работаем?
- Что вы должны сегодня уяснить для себя?
- Каким алгоритмом вы воспользуетесь, чтобы не ошибиться в правописании безударных падежных окончаний?
VIII. Тестовая проверка. (слайд17)
Внимательно прочитай предложения. Если соглашаешься с высказыванием, поставь плюс, если не соглашаешься, поставь минус.
1.
|
У имён существительных третьего склонения окончание - и пишется в родительном, дательном и предложном падежах.
|
|
2.
|
У имён существительных второго склонения, никогда не пишется окончание -и.
|
|
3.
|
У имён существительных первого склонения в предложном падеже пишется окончание -и.
|
|
4.
|
У имён существительных первого склонения в предложном падеже пишется окончание -е.
|
|
5.
|
У имён существительных первого склонения в форме родительного падежа окончание -е.
|
|
6.
|
У имён существительных первого склонения в форме родительного падежа окончание -и.
|
|
7.
|
Словом-подсказкой для имён существительных первого склонения с безударными окончаниями может быть слово стена.
|
|
8.
|
У имён существительных третьего склонения окончание - и пишется в родительном, а в дательном и предложном падежах – окончание –е.
|
|
IX. Итог урока. Рефлексия.
Сегодня мы славно потрудились на уроке.
- Теперь мы можем с вами утверждать, что : (слайд 18)
Я ЗНАЮ: как справиться с правильным написанием безударных падежных окончаний имен существительных;
Я МОГУ: рассуждать, слушать и слышать, вести диалог, ясно выражать свою мысль;
Я СУМЕЮ: сотрудничать с товарищами на уроке, с учителем, справиться с любым заданием на уроке;
Я ХОЧУ НАУЧИТЬСЯ: осознанно высказывать свои мысли и грамотно писать.
- Ребята, сегодня на уроке мы убедились в правильности высказывания великого русского ученого Д.И.Менделеева о том, что: «Хорошо поставить вопрос – значит наполовину решить его».
- На все поставленные вопросы вы ответили и заслужили похвалы.
- Спасибо за урок.
|