Тема
|
Почему радуга разноцветная?
|
Цель урока:
|
Деятельностная: формировать связную речь, оперативную память, произвольное внимание, вербальное, наглядно-образное мышление.
Образовательная: формировать первоначальное представление о свете и цвете; познакомить детей с цветами радуги, их последовательностью; объяснять природные явления; воспитывать интерес к изучению нового.
|
Задачи урока:
|
Образовательные:
-формировать первоначальные представления о цвете;
- познакомить детей с цветами радуги, их последовательностью;
- обеспечить опыт исследования и объяснения природных явлений.
Развивающие:
- развивать образное мышление, любознательность учащихся и интерес к явлениям природы.
Воспитательные:
- развивать коммуникативные навыки,
- учить детей наблюдать и замечать красоту вокруг себя
|
Планируемый результат:
|
Предметные: (объем освоения и уровень владения компетенциями):научатся определять, как образуется радуга, называть цвета радуги по своим наблюдениям и рисунку учебника, запомнить последовательность цветов радуги с помощью мнемонического приёма, отображать последовательность цветов радуги с помощью цветных полосок ,находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке, выполнять индивидуальные задания, работать в паре, перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса, осуществлять взаимопроверку.
Метапредметные:
Познавательные УУД: Самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи . Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (видео, текст, таблица, иллюстрация и др.) Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
Регулятивные УУД: Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить .Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему. Высказывать предположения о причинах возникновения радуги .
Коммуникативные УУД: Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций .Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться .Соблюдать простейшие нормы речевого этикета
Личностные УУД:Формировать интерес к изучению явлений природы, чувства прекрасного на основе знакомства с природным явлением «радуга», уважительного отношения к иному мнению; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения, умение оценивать трудность предлагаемого задания и делать выбор.
|
Основные понятия
|
Природные явления: солнце, дождь, радуга.
|
Межпредметные связи
|
Литературное чтение, технология
|
Ресурсы:
|
Основные: А.А.Плешаков Окружающий мир. 1 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. 2ч., с. 40, 41, А.А.Плешаков Окружающий мир. 1 класс: рабочая тетрадь № 2, с.26, 27
Дополнительные: ИКТ (презентация к уроку), электронное приложение
|
Форма организации учебной деятельности (ФОУД)
|
Объяснительно-иллюстративный; частично-поисковой метод, проблемный; индивидуальная, фронтальная, групповая, работа в парах.
|
Структура технологической карты
|
Технология проведения
|
Деятельность учеников
|
Деятельность учителя
|
Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов
|
Методы и приемы работы… ФОУД
|
Формирование УУД
|
I. Мотивация к учебной деятельности
(2 мин)
Цели:
актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;
создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность; создание положительного эмоционального фона
|
Проверяют готовность к уроку, дети держатся за руки.
|
Мотивация учащихся к учебной деятельности
проверка готовности к уроку;концентрация внимания;настрой на успешную работу
|
Прозвенел уже звонок,
Как же мы начнём урок?
-На уроке мы сидим –
Не шумим и не кричим,
Руку тихо поднимаем,
Если спросят, отвечаем.
-Мы хороший, дружный класс?
- Да! И всё получится у нас!
Учащиеся хлопают соседа по ладошке, желая друг другу удачи на уроке.
|
Фронтальная.
|
Коммуникативные УУД:
Включение в учебный процесс
ЛичностныеУУД: развитие познавательного интереса, формирование определенных познавательных потребностей и учебных мотивов; положительное отношение к школе и адекватное представление о ней.
Подготовка рабочего места.
|
II. Актуализация знаний.)
Цели:
актуализировать знания обучающихся, необходимые для открытия новых знаний.
|
Проявление интереса к материалу изучения.
Представление собственного опыта, высказывание собственных мыслей.
Демонстрируют знания- незнания о радуге.
Высказывают предположения.
Делают выводы совместно с учителем.
|
Используя приём «яркое пятно» (стихотворение), создаёт ситуацию для выявления знаний-незнаний учащихся о природном явлении - радуга.
|
На прошлом уроке мы изучали тему Звуки.
-Закройте глазки.
-Послушайте,что это за звуки?
(Сверчок, шум ветра, дождя).
– Однажды Муравей-Вопросик попал под сильный дождь и спрятался под листочком. А когда дождь почти закончился, появилось солнце. Счастливый Муравьишка посмотрел вокруг и вдруг на небе он заметил чудо …
Какое?
Отгадайте загадку:
Что за чудо-красота!
Расписные ворота
Показались на пути.
В них ни въехать, ни войти?
– Что появилось на небе? (Правильно.Радуга.)
(На доске по ходу рассказа учителя появляются картинки:Муравьишка, дождь, солнце, радуга.)
|
Сообщение, наблюдение, беседа, слушание.
|
Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели
Коммуникативные УУД:планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
Регулятивные УУД: понимание выделенных учителем ориентиров действия в учебном материале
Личностные УУД:
|
III Сообщение
темы и целей урока.
Постановка проблемного вопроса.
Цели:
- организовать постановку цели урока;
|
Учить выделять, что сегодня на уроке узнает.
Совместно выдвигают варианты формулировок цели и задач, участвуют в их обсуждении. Анализируют. Останавливают свой выбор на целях.
|
Нацеливает на то, что дети должны узнать на уроке.
Создает ситуацию познавательных противоречий для формулирования цели и учебных задач. Выделяет соподчиненность целей и задач.
Определяет их объем.
|
-Как вы думаете, над какой темой мы сегодня будем работать?(радуга)
-Допустим, ведем разговор дальше.
– Дети, кто из вас видел радугу?
- Какое настроение было, когда ты увидел радугу?
Чтение стихотворения
Летний дождь прошел с утра,
А на Землю дождик льётся.
И выходит на луга
Семицветная дуга.
- Сколько цветов у радуги? (Семь)
- Как поэтесса назвала радугу в стихотворении?
(Семицветная дуга)
– Да, ребята, мы сегодня с вами поговорим о радуге.
- Мы много раз видели радугу, но не знаем, почему она бывает разноцветной
А хотелили бы узнать?
Тема:Почему радуга разноцветная?
-Какую цель поставим?
-Нам помогаетслово узнать.
Цель: узнатьпочему радуга разноцветная.
-Научимся перечислять цвета радуги в правильной последовательности.
-Будем работать дружно.слажено, то на переменке вас будет ждать сюрприз.
- Ребята, когда в небе появляется радуга? (Когда светит солнце и идёт дождь).
-У нас проблема, мы не знаем почему радуга разноцветная
Проблемный вопрос. Почему же радуга разноцветная?
Как вы думаете?
( Предположения детей)
|
Побуждающий диалог
|
Познавательные УУД:
Уметь проводить сравнение по заданным критериям .
Коммуникативные УУД: Уметь оформлять свои мысли в устной форме.высказывают свои предположения.
Регулятивные УУД: Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя.совместно с учителем обнаруживают и формулируют учебную проблему.
Личностные УУД: Уметь устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом.
|
IV. Открытие нового знания Решение проблемной ситуации
Цели:
организовать изучение нового материала;
формировать умение делать выводы;
развитие умения извлекать необходимую информацию, организация диалога, позволяющего выявить связи между изученными и новыми знаниями
|
Слушает сообщение учителя.
Учится обобщать.
Частично-поисковая деятельность, поиск решения проблемного вопроса «Почему бывает радуга?»;, проблемных ситуаций: «Почему радуга разноцветная?», «Сколько у радуги цветов?»
Коллективные формы работы (в парах).
Решение проблемной ситуации
|
Организует изучение нового материала.
Создает проблемную ситуацию, побуждает учащихся к обсуждению и выявлению причин возникших затруднений. Побуждает перестраивать условия проблемной задачи и находить главные определяющие принципы ее построения. Побуждает к анализу собственных действий. Организует анализ учащимися проблемной задачи, ее решение.
|
- Посмотрите мультфильм, совершите путешествие с его героями
и найдите ответ на вопрос "Почему радуга разноцветная?"
Фильм( 3 мин.)
- Все ли слова понятны?
- Да,сложныебыли слова, но вы смогли найти ответ на поставленный вопрос ?
-На что попадают в небе солнечные лучи?
(На капельки дождя)
-Что происходит с солнечными лучами?
(Распадаются на разноцветные лучики.)
-Что при этом образуется? (Радуга).
-Кто главный “художник” в природе? (Солнце)
|
Беседа. Наглядно-демонстра-ционные.
Фронтальная.
Индивиду-альная.
|
Познавательные УУД: общеучебные – осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о цветах радуги и причинах ее возникновения; логические – осуществление поиска необходимой информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта, рассказов, сказок и т. д.).
Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Личностные УУД: знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение; оценка своих поступков, действий, слов; диагностика творческих предпочтений и базового уровня сложившихся навыков.
|
V.Физминутка
|
|
|
Мы по лугу прогулялись
И немножко отдохнем.
Встанем, глубоко вздохнем,
Руки в стороны, вперед,
Чудеса у нас на свете:
Стали карликами дети,
А потом все дружно встали,
Великанами мы стали.
Дружно хлопаем, ногами топаем!
Хорошо мы погуляли
И нисколько не устали!
|
|
Регулятивные УУД: осуществляют пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на показ движений учителя, а затем самостоятельно оценивают правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки.
Я
|
VI.Первичное
закрепление
|
|
|
Работа по учебнику с.41
Чтение объяснения Мудрой Черепахи.
- Посмотрите на картинку на с.41
- Что делают Черепаха и Муравьишка? (поливают)
- Как думаете, что они хотят получить? (радугу)
- Может у них получиться радуга?
-Почему? (Солнечные лучи пройдут через капли воды и получится радуга.)
- Где еще можем мы наблюдать маленькие “радуги” в жизни, вокруг себя? (Брызги фонтана, мыльные пузыри, искорки снега сверкают на солнце в морозный день)
- Кто знает, из каких цветов состоит радуга? (высказывания детей)
- В радуге 7 цветов и все они всегда расположены в одном порядке.
- Ребята, а у меня ещё к вам вопрос:
«Как запомнить цвета по порядку и очень быстро?»
– Чтобы запомнить цвета радуги, люди придумали такую фразу – подсказку:
“Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан.”
– По первым буквам слов и запоминаются цвета.
(на доске постепенно появляются – цветные слова)
Повторение и заучивание этой фразы.
|
|
|
Цель:
- организоватьусвоение учениками нового;зафиксировать новое содержание урока
|
VII. Закрепление Работа над проектом
(в группах)
Цели:
организовать работу над проектом;
осознание каждым обучающимся степени овладения полученных знаний.
|
Отвечают на вопросы учителя.
Делают выводы.Практическая работа.
Коллективные формы работы (в парах).
Контрольно-оценочные действия по критериям, данным учителем.
|
Организует практическую работу, организует работу в паре в учебной ситуации «Создание модели радуги»
|
Работа в тетрадис. 27, №2
- Что надо сделать, прочитайте задание.
(Разукрасить шарики радужных человечков)
Разукрасьте шарики, а подсказка на доске.
-Оцените работу.
(взаимопроверка)
Выбор проекта, обоснование.
– Чтобы закрепить порядок цветов в радуге, предлагаю создать веселую радугу.
б) Выбор материалов и инструментов.
– Давайте подумаем из чего можно сделать радугу? (Карандаш, пластилин, акварель, цветная бумага.)
–нам сегодняподходит?
в) Планирование проекта.
– Работать будем в группах. У каждой группы картинка.
(картинки- город, луг, река)
Создайте свою радугу.Сколько дуг будет у вашей радуги? (7)
Учитель (читает стихотворение).
На лугу построил кто-то.
Постарался мастер тот,
Взял он красок для ворот
Не одну, не две, не три –
Целых семь, ты посмотри.
Как ворота эти звать? (Радуга.)
– Можешь их нарисовать? (Да.)
г) Практическая работа.
(Дети самостоятельно конструируют радугу из цветных полосок бумаги.)
д) Защита проекта.
– У кого же получилась самая настоящая радуга? (Свою радугу дети вывешивают на доску)
Оцените работу
1 ряд – 3 ряд
2 ряд – 1 ряд
3 ряд – 2 ряд
|
Вопросно-ответные.
Беседа.
Практичес-кие.
Работа в парах.
Работа в группах
|
Познавательные УУД: Уметь находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы.
Коммуникативные УУД: Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме, слушать и понимать речь других.
Регулятивные УУД: Уметь действовать с учетом выделенных учителем ориентиров действия.
Личностные УУД: Развивать навык сотрудничества со сверстниками, формировать осознанную мотивацию к выполнению задания.
Уметь самостоятельно выполнять учебные задания.
|
Физминутка для глаз
|
|
|
|
|
Регулятивные УУД: осуществляют пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на показ движений учителя, а затем самостоятельно оценивают правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки.
|
Обобщение
|
|
|
Слово «радуга» похоже на слово «радость». И в самом деле, радостно бывает, когда вдруг на небе возникает удивительно красивая дуга. «Райская дуга» называли её в старину и верили, что она приносит счастье. С тех пор так и зовут - радуга.
|
|
|
VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке
Цели:
зафиксировать новое содержание урока;
организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности
|
Оценивают свои действия на уроке.
|
Организует рефлексию.
Организует самооценку учебной деятельности
|
Проведение теста.
У каждого ученика – полоска бумаги с кружочками (бусы).
Учитель задаёт вопросы, ученики самостоятельно отвечают
“да – нет”;
Ответ “да” – кружок закрашивается в зелёный цвет;
Ответ “нет” – кружок закрашивается в красный цвет.
Вопрос 1. У радуги 7 цветов?
Вопрос 2. Все цвета расположены в определённом порядке?
Вопрос 3. В радуге есть коричневый цвет?
Вопрос 4. Строители радуги – солнце и дождь?
Проверка по ключу на доске.
- Поднимите руки,кто не ошибся.
-У кого 1-2 ошибки.
|
Вопросно-ответные.
Индивиду-альная.
Фронтальная
|
Коммуникативные УУД:
Уметь оформлять свои мысли в устной форме.
Регулятивные УУД: Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.
Личностные УУД: Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности
Познавательные УУД: Уметь структурировать
знания, выбирать
наиболее эффективные способы решения задания, уметь осознанно и произвольно строить высказывания.
|
IX. Итог урока.
Цель: зафиксировать новое содержание урока.
|
Отвечают на вопросы учителя.
Подводят итог урока.
|
Организует фиксирование содержания.
Организует подведение итога урока.
|
- А вы помните, какая была у нас темаурока?
- Какаяцель?
Узнали почему радуга разноцветная?
- Как и когда появляется радуга.
-Где можно использовать знания и умения, полученные сегодня на уроке?
-(На уроках труда,изобразительного искусства.)
В дополнительной литературе или в Интернете, с помощью взрослых найдите другие сведения о радуге.
-Покажите кому понравился урок.
-Спасибо.
|
Вопросно-ответные.
Фронтальная
|
Личностные УУД: Развивать навык сотрудничества со сверстниками, формировать осознанную мотивацию к выполнению задания.
Познавательные УУД: Уметь структурировать
знания, выбирать
наиболее эффективные способы решения задания, уметь осознанно и произвольно строить высказывания.
КоммуникативныеУУД: Уметь управлять
поведением партнера, контролировать,
корректировать действия партнера.
Регулятивные УУД: Уметь определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата
|