Официальный сайт nokia 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



В.А. Сухомлинский. Сказка «Пусть будет и Соловей и Жук».

Submitted by Антонина Петровна Килякова on вс, 22/02/2015 - 19:32
Данные об авторе
Автор(ы): 
Килякова Антонина Петровна
Место работы, должность: 

МБОУ "Лицей №1" п.Тюльган, учитель начальных классов

Регион: 
Оренбургская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
начальное общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
2 класс
Предмет(ы): 
Литературное чтение
Цель урока: 

Познакомить с литературной сказкой В. Сухомлинского, развивать у детей способность эмоционально откликаться на прочитанное.

Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учащихся в классе (аудитории): 
24
Используемые учебники и учебные пособия: 

Учебник "Литературное чтение" 2 класс, Кубасова О.В., программа "Гармония"

Используемая методическая литература: 

Методические рекомендации к урокам литературного чтения во 2 классе.

Используемое оборудование: 

Учебник, мультимедийная установка, ноутбук, корзина с яблоками

Краткое описание: 
<p>Разработка данного урока помогает учителю познакомить детей с произведением В.А. Сухомлинского &quot;Пусть будет и Соловей и Жук&quot;. Урок предназначен для учащихся начальной школы, занимающихся по программе &quot;Гармония&quot;.</p>

Тема: В.А. Сухомлинский. Сказка «Пусть будет и Соловей и Жук».

Цель: Познакомить с литературной сказкой В. Сухомлинского, развивать у детей способность эмоционально откликаться на прочитанное.

Планируемый результат

        

УУД

Совершенствовать

навык чтения, воспитывать уважение к окружающим, дружелюбие, развивать творческие способности детей.

Коммуникативные УУД:

Участвовать в коллективной беседе, разыгрывать диалоги, соблюдать правила общения. Отвечать на вопросы, задавать свои, формулировать мысли, высказывать суждения, слушать чужие. Проявлять доброжелательное отношение к одноклассникам.

Познавательные УУД:

Самостоятельно определяют тему урока, знакомятся с новым произведением, высказывают собственное мнение по поводу симпатий к героям, читают по ролям, вспоминают, что такое диалог, отвечают на вопросы по тексту, выполняют индивидуальные, групповые задания.

Регулятивные УУД:

Узнавать и понимать учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия; понимать и принимать инструкции и советы учителя; коллективно планировать действия для решения учебных задач, выполнять их, применяя осваиваемые способы действия; использовать речь для регуляции своих действий, выполнять некоторые в громкоречевой форме.  Контролировать, корректировать, выделять и осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознавать качество и уровень усвоения. Адекватно воспринимать оценку учителя.

Личностные УУД:

Положительное отношение к урокам литературного чтения, интерес к работе по учебнику, к выполняемым заданиям; желание научиться читать и готовность выполнять для этого учебные действия. Желание быть аккуратным, исполнительным, стремление к положительным результатам труда.

Формы работы

Фронтальная, в парах, индивидуальная.

Ресурсы

Учебник, мультимедийная установка, ноутбук

 

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1 этап. Оргмомент.

Цель: включение в учебную деятельность.

Приветствие, доброжелательный настрой, организация внимания школьников.

- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Антонина Петровна. Сегодня урок чтения проведу с вами я. Мне немного волнительно, поэтому очень надеюсь на вашу помощь и поддержку. Договорились? Вот и замечательно.

- Есть у вас минутка к сроку?

Все готовы вы к уроку?

А девиз у нас какой?

 

 

Проверка готовности рабочего места

 

 

 

Проявляют заинтересованность.

 

 

Все, что надо под рукой,

Быть должны у нас в порядке: парта, книжки и тетрадки.

Л: Положительное отношение к урокам литературного чтения, интерес к работе по учебнику, к выполняемым заданиям. Желание быть аккуратным, исполнительным, стремление к положительным результатам труда.

Р: волевая саморегуляция

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

2 этап. Актуализация знаний.

Цель: готовность мышления и осознание потребности построения нового способа действий.

 

-Давайте попробуем определить цели нашего урока. Возможно вам помогут слова: узнать, научиться, применять

На доске читают слова: узнать, научиться, применять.

 

 

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

П: отгадывают загадки, знакомятся с новым именем В.А. Сухомлинский.

-Я вас приглашаю отправиться в …(слайд 2)

- Куда же мы попали?

- Как догадались, что это сад? Кто бывал в саду? Расскажите.

 

 

В сад.

Дети рассказывают свои впечатления.

 - В саду, в котором мы оказались, произошла интересная история. О ней нам рассказал В.А. Сухомлинский. (Слайд 3) Он был русским писателем, педагогом, директором школы. Прочитайте  еще раз имя и фамилию и постарайтесь запомнить.

 

Читают на доске имя и фамилию, рассматривают портрет.

В.А. Сухомлинский был большим другом детей, написал книгу для учителей и родителей «Сердце отдаю детям». (Слайд 4)

 

3 этап. Определение темы урока.

Цель: самостоятельно определить тему урока.

- Кто же герои истории Сухомлинского, предлагаю вам отгадать.

-У вас на партах лежит листочек с загадкой, отгадайте ее, поработав в паре с соседом.

Кто без нот и без свирели

Лучше всех выводит трели,

Голосистее, нежней?

Кто же это? (Слайд 5)

-Кто знает, что такое трели?

- Что знаете о соловье?

- Предлагаю послушать настоящую соловьиную трель. (Слайд 6)

Работают парами.

 

 

 

-Соловей (Читают слово с доски орфографически и орфоэпически)

Трель – это переливчатый звук

Р: Узнавать и понимать учебную задачу.

Л: желание быстро, четко читать и быть готовым выполнять для этого учебные действия.

4 этап. Открытие нового знания.

Цель: построение учащимися нового способа действий и формирование способности к выполнению.

- На что же похожа песня соловья? Как она звучит?

- Пока мы с вами слушали соловьиные трели, в нашем саду распустилась красивая ромашка. Она поможет нам узнать второго героя истории. На лепестках ромашки находится информация об том герое. Прочитайте.

- 1. Это насекомое

  2. У него 6 лап

  3. Он имеет очень сильные челюсти и способен перегрызать толстые корни.

  4. Он очень сильно гудит при полете.

  5. Летает вечером, после захода солнца.

  6. Теплым днем, весною, в мае,

      Каждый про меня узнает.

      Я не муха, не паук

      Я жужжу! Я – майский…(Слайд 7)

- Смотрите, наш жук очень красивый, но он молчит, давайте оживим его. Как это можно сделать?

- Переливчато

 

 

 

 

Читают по цепочке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Жук!

 

 

- Пожужжать.

П: По информации отгадывают одного из главных героев; слушают трель соловья.

Л: стремление к положительным результатам труда.
К: Участвовать в коллективной беседе, разыгрывать диалоги, соблюдать правила общения. Отвечать на вопросы, задавать свои, формулировать мысли, высказывать суждения, слушать чужие. Проявлять доброжелательное отношение к одноклассникам.
Р: использовать речь для регуляции своих действий, выполнять некоторые в громкоречевой форме.

- После проделанной работы, вы можете определить тему урока? О ком или о чем будем читать произведение?

- Верно. Тема нашего урока произведение Сухомлинского «Пусть будет и соловей и жук». (Слайд 8)

- О жуке и соловье.

5 этап. Первичное знакомство с текстом, работа по содержанию.

Цель: усвоение нового способа действия.

Словарная работа.

-  Прочитайте слова (Слайд 9)

Пре-крас-на – прекрасна

До-сто-ин-ство – достоинство

Спра-ши-ва-ют – спрашивают

Жуж-жа-ни-е – жужжание

Не-воз-мо-жен – невозможен

Рас-сме-ял-ся – рассмеялся

Первичное знакомство с текстом.

(Читает учитель)

- Кто из героев вам более симпатичен? Почему?

Физминутка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Ребята, а в нашем поселке вы видели соловья? А других птиц? Каких?

- Посмотрите на слайд. (Слайд 11) Кто знает, что это такое?

- Как называется птица, изображенная на гербе?

- Кто знает почему наш поселок называется Тюльган? Давайте прочитаем.

- Когда-то давно, на месте нашего поселка было большое поле. Оно принадлежало помещику по фамилии Маракин. Так оно и называлось – маракино поле. Ехали однажды башкиры мимо этого поля и увидели большую стаю коршунов. Они посчитали это не очень хорошим знаком и закричали: «тюйлюген». В переводе с башкирского это означает «стая коршунов». Так и произошло название нашего поселка Тюльган.

- Кто знает, сколько лет нашему поселку? (Слайд 12)

- В этом году на праздновании юбилея был представлен макет символа нашего поселка. Это коршун, сидящий на камне. Автор этого проекта Вадим Коршунов, наш земляк. Этот символ планируется установить на въезде в наш поселок. Администрация поселка ждет предложения по поводу места установки символа. Возможно, у вас вместе с родителями появится какая-нибудь идея, можете ее предложить.  (Слайд 13, 14)

Работа по содержанию.

- Назовите жанр произведения. Почему так решили?

- Читаем по цепочке.

- О чем был спор соловья и жука? Найдите в тексте, прочитайте.

- С каким чувством обратился соловей к жуку в начале?

- Какое слово подсказывает в тексте? Что значит с досадой? Прочитайте с досадой.

- Как ответил жук? Что значит  с достоинством? Прочитайте с достоинством.

- Как отреагировал соловей на слова жука? Какое слова помогает нам это понять? Найдите в сказке.

-Что такое мудрость?

 

 

- Вы заметили, автор каждый раз нам подсказывал, с какой интонацией мы должны читать слова героев? В разговоре двух героев это называется диалогом. Слова автора звучать не будут. Мы будем читать только слова героев.

- Давайте разыграем этот спор. Но в начале прорепетируем. Работаем в парах, в своих тетрадях.

Одна пара у доски. (Самооценка)

- Как выдумаете, что произошло дальше с соловьем и жуком, когда они услышали ответ девочки на свой вопрос?

- В каких словах заключается главная мысль сказки? Кто их произнес? Найдите в тексте.

- Можно ли назвать эти слова мудростью? Почему?

- Дети, на нашей планете найдется место и жуку и соловью. Давайте послушаем наших ребят. (Слайд 15)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Ребята, вам понравилось, как дети читали стихи? Объясните. Какую отметку можно поставить ребятам? Почему? (Самооценка)

- Прочитайте слова (слайд 17): Услышать зов земли, которой ты частица. Как их понимаете? Нас можно назвать частицей земли? Какой мы слышим зов земли тюльганской? О чем она нас просит?

- Дети, у Сухомлинского есть еще одно произведение «Стыдно перед соловушкой». Прочитайте и подумайте, почему же стыдно? (Слайд 18)

Читают плавно по слогам, затем целиком слово.

 

 

 

Слушают и следят за правильностью произносимых слов.

 

Ответы детей

 

Заглянули утром в сад,

А в саду жуки жужжат.

Соловьи летают,

Песни распевают.

Тут вот яблони растут,

Сливы, груши тоже тут.

Пчелы летают,

Нектар собирают.

Ароматные цветы

Небывалой красоты

Тут и там распустились,

К солнцу устремились.

Вот какая красота!

Сохраним ее друзья!

 

 

- Герб Тюльгана.

 

- Коршун.

 

 

Дети читают текст о Тюльгане на листочках.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- 60 лет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Сказка.

Читают сказку по цепочке, выразительно, громко, четко.

 

 

 

Читают с досадой.

 

Читают с достоинством.

 

 

 

Мудрость – знание, которое приобретено жизненным опытом.

 

 

 

 

 

 

Работают парами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ребята читают стихи.

Все нужны на свете:

И взрослые, и дети;

И жучки, и паучки,

И березки, и грибки,

И травинка, и лесок,

Птичек звонкий голосок.

На планете все живем –

Это наш огромный дом.

2.Без травинки нет леска,

А без песни соловья;

Даже маленький жучок

Охраняет наш садок:

Деревьям помогает,

Цветочки опыляет.

Для планеты все важны!

Значит дружно жить должны! (Слайд 16)

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети читают и отвечают на вопрос.

 

 

 

П: Читают новый текст, определяют, что это сказка, отвечают на вопросы, пользуясь устной речью.

Л: стремление к положительным результатам труда.

6 этап. Итог урока.

Цель: применение нового способа действия, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха.

 - Наш урок подходит к концу. Давайте подведем урок нашей работы:

С каким  произведением мы познакомились?

Назовите жанр произведения.

Кто запомнил автора? Чему удивились на уроке? Что заинтересовало?

 

Л: стремление к положительным результатам труда.

Р: Контролировать, корректировать, выделять и осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознавать качество и уровень усвоения.

7 этап. Рефлексия деятельности.

Цель: самооценка результатов деятельности.

- Если урок вам принес радость, вы что-то узнали новое или интересное, пусть на яблоне созреют зеленые яблоки;

Если у вас остались вопросы, вам что-то непонятно – желтые; если вам было неинтересно, вы ничего не узнали нового – красные яблоки.

- Итак, ребята, на нашей яблоне созрели яблоки. (Слайд 19)Но они бы не появились там, если бы не помощь жука, который опылил дерево, помощь соловья, который  охранял дерево от насекомых-вредителей, и помощь девочки, которая собрала эти плоды…Наша с вами замечательная работа.

- В сказках всегда происходят чудеса. Вот и у нас чудо. Яблоки превратились в настоящие. Корзину оставлю на столе, угощайтесь.

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

Р: осуществлять самооценку.

Л: адекватно воспринимать оценку учителя.

К: формулировать мысли, высказывать суждения, слушать чужие. Проявлять доброжелательное отношение к одноклассникам.

8 этап.

Домашнее задание.

- Поднимите руки, кто любит дарить подарки? Предлагаю сделать подарок вашим родителям: прочитать эту сказку по ролям вместе с ними, придумать продолжение сказки.

- Мне было очень приятно работать с вами. Вы большие молодцы. От души всех благодарю. Отметки получают….Урок окончен.

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

Р: осуществлять самооценку.

Л: адекватно воспринимать оценку учителя.

К: формулировать мысли, высказывать суждения, слушать чужие. Проявлять доброжелательное отношение к одноклассникам.

 

 

Прикрепленный файл Size
конспект урока лит.чтения.docx 29.41 KB

»  Tags for document:

Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн