В.А. Сухомлинский. Сказка «Пусть будет и Соловей и Жук».
Submitted by Антонина Петровна Килякова on вс, 22/02/2015 - 19:32
Тема: В.А. Сухомлинский. Сказка «Пусть будет и Соловей и Жук».
Цель: Познакомить с литературной сказкой В. Сухомлинского, развивать у детей способность эмоционально откликаться на прочитанное.
Планируемый результат
УУД
Совершенствовать
навык чтения, воспитывать уважение к окружающим, дружелюбие, развивать творческие способности детей.
Коммуникативные УУД:
Участвовать в коллективной беседе, разыгрывать диалоги, соблюдать правила общения. Отвечать на вопросы, задавать свои, формулировать мысли, высказывать суждения, слушать чужие. Проявлять доброжелательное отношение к одноклассникам.
Познавательные УУД:
Самостоятельно определяют тему урока, знакомятся с новым произведением, высказывают собственное мнение по поводу симпатий к героям, читают по ролям, вспоминают, что такое диалог, отвечают на вопросы по тексту, выполняют индивидуальные, групповые задания.
Регулятивные УУД:
Узнавать и понимать учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия; понимать и принимать инструкции и советы учителя; коллективно планировать действия для решения учебных задач, выполнять их, применяя осваиваемые способы действия; использовать речь для регуляции своих действий, выполнять некоторые в громкоречевой форме. Контролировать, корректировать, выделять и осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознавать качество и уровень усвоения. Адекватно воспринимать оценку учителя.
Личностные УУД:
Положительное отношение к урокам литературного чтения, интерес к работе по учебнику, к выполняемым заданиям; желание научиться читать и готовность выполнять для этого учебные действия. Желание быть аккуратным, исполнительным, стремление к положительным результатам труда.
Формы работы
Фронтальная, в парах, индивидуальная.
Ресурсы
Учебник, мультимедийная установка, ноутбук
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формируемые УУД
1 этап. Оргмомент.
Цель: включение в учебную деятельность.
Приветствие, доброжелательный настрой, организация внимания школьников.
- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Антонина Петровна. Сегодня урок чтения проведу с вами я. Мне немного волнительно, поэтому очень надеюсь на вашу помощь и поддержку. Договорились? Вот и замечательно.
- Есть у вас минутка к сроку?
Все готовы вы к уроку?
А девиз у нас какой?
Проверка готовности рабочего места
Проявляют заинтересованность.
Все, что надо под рукой,
Быть должны у нас в порядке: парта, книжки и тетрадки.
Л: Положительное отношение к урокам литературного чтения, интерес к работе по учебнику, к выполняемым заданиям. Желание быть аккуратным, исполнительным, стремление к положительным результатам труда.
Р: волевая саморегуляция
К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
2 этап. Актуализация знаний.
Цель: готовность мышления и осознание потребности построения нового способа действий.
-Давайте попробуем определить цели нашего урока. Возможно вам помогут слова: узнать, научиться, применять
На доске читают слова: узнать, научиться, применять.
К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
П: отгадывают загадки, знакомятся с новым именем В.А. Сухомлинский.
-Я вас приглашаю отправиться в …(слайд 2)
- Куда же мы попали?
- Как догадались, что это сад? Кто бывал в саду? Расскажите.
В сад.
Дети рассказывают свои впечатления.
- В саду, в котором мы оказались, произошла интересная история. О ней нам рассказал В.А. Сухомлинский. (Слайд 3) Он был русским писателем, педагогом, директором школы. Прочитайте еще раз имя и фамилию и постарайтесь запомнить.
Читают на доске имя и фамилию, рассматривают портрет.
В.А. Сухомлинский был большим другом детей, написал книгу для учителей и родителей «Сердце отдаю детям». (Слайд 4)
3 этап. Определение темы урока.
Цель: самостоятельно определить тему урока.
- Кто же герои истории Сухомлинского, предлагаю вам отгадать.
-У вас на партах лежит листочек с загадкой, отгадайте ее, поработав в паре с соседом.
-Соловей (Читают слово с доски орфографически и орфоэпически)
Трель – это переливчатый звук
Р: Узнавать и понимать учебную задачу.
Л: желание быстро, четко читать и быть готовым выполнять для этого учебные действия.
4 этап. Открытие нового знания.
Цель: построение учащимися нового способа действий и формирование способности к выполнению.
- На что же похожа песня соловья? Как она звучит?
- Пока мы с вами слушали соловьиные трели, в нашем саду распустилась красивая ромашка. Она поможет нам узнать второго героя истории. На лепестках ромашки находится информация об том герое. Прочитайте.
- 1. Это насекомое
2. У него 6 лап
3. Он имеет очень сильные челюсти и способен перегрызать толстые корни.
4. Он очень сильно гудит при полете.
5. Летает вечером, после захода солнца.
6. Теплым днем, весною, в мае,
Каждый про меня узнает.
Я не муха, не паук
Я жужжу! Я – майский…(Слайд 7)
- Смотрите, наш жук очень красивый, но он молчит, давайте оживим его. Как это можно сделать?
- Переливчато
Читают по цепочке.
- Жук!
- Пожужжать.
П: По информации отгадывают одного из главных героев; слушают трель соловья.
Л: стремление к положительным результатам труда. К: Участвовать в коллективной беседе, разыгрывать диалоги, соблюдать правила общения. Отвечать на вопросы, задавать свои, формулировать мысли, высказывать суждения, слушать чужие. Проявлять доброжелательное отношение к одноклассникам. Р: использовать речь для регуляции своих действий, выполнять некоторые в громкоречевой форме.
- После проделанной работы, вы можете определить тему урока? О ком или о чем будем читать произведение?
- Верно. Тема нашего урока произведение Сухомлинского «Пусть будет и соловей и жук». (Слайд 8)
- О жуке и соловье.
5 этап. Первичное знакомство с текстом, работа по содержанию.
Цель: усвоение нового способа действия.
Словарная работа.
- Прочитайте слова (Слайд 9)
Пре-крас-на – прекрасна
До-сто-ин-ство – достоинство
Спра-ши-ва-ют – спрашивают
Жуж-жа-ни-е – жужжание
Не-воз-мо-жен – невозможен
Рас-сме-ял-ся – рассмеялся
Первичное знакомство с текстом.
(Читает учитель)
- Кто из героев вам более симпатичен? Почему?
Физминутка.
- Ребята, а в нашем поселке вы видели соловья? А других птиц? Каких?
- Посмотрите на слайд. (Слайд 11) Кто знает, что это такое?
- Как называется птица, изображенная на гербе?
- Кто знает почему наш поселок называется Тюльган? Давайте прочитаем.
- Когда-то давно, на месте нашего поселка было большое поле. Оно принадлежало помещику по фамилии Маракин. Так оно и называлось – маракино поле. Ехали однажды башкиры мимо этого поля и увидели большую стаю коршунов. Они посчитали это не очень хорошим знаком и закричали: «тюйлюген». В переводе с башкирского это означает «стая коршунов». Так и произошло название нашего поселка Тюльган.
- Кто знает, сколько лет нашему поселку? (Слайд 12)
- В этом году на праздновании юбилея был представлен макет символа нашего поселка. Это коршун, сидящий на камне. Автор этого проекта Вадим Коршунов, наш земляк. Этот символ планируется установить на въезде в наш поселок. Администрация поселка ждет предложения по поводу места установки символа. Возможно, у вас вместе с родителями появится какая-нибудь идея, можете ее предложить. (Слайд 13, 14)
Работа по содержанию.
- Назовите жанр произведения. Почему так решили?
- Читаем по цепочке.
- О чем был спор соловья и жука? Найдите в тексте, прочитайте.
- С каким чувством обратился соловей к жуку в начале?
- Какое слово подсказывает в тексте? Что значит с досадой? Прочитайте с досадой.
- Как ответил жук? Что значит с достоинством? Прочитайте с достоинством.
- Как отреагировал соловей на слова жука? Какое слова помогает нам это понять? Найдите в сказке.
-Что такое мудрость?
- Вы заметили, автор каждый раз нам подсказывал, с какой интонацией мы должны читать слова героев? В разговоре двух героев это называется диалогом. Слова автора звучать не будут. Мы будем читать только слова героев.
- Давайте разыграем этот спор. Но в начале прорепетируем. Работаем в парах, в своих тетрадях.
Одна пара у доски. (Самооценка)
- Как выдумаете, что произошло дальше с соловьем и жуком, когда они услышали ответ девочки на свой вопрос?
- В каких словах заключается главная мысль сказки? Кто их произнес? Найдите в тексте.
- Можно ли назвать эти слова мудростью? Почему?
- Дети, на нашей планете найдется место и жуку и соловью. Давайте послушаем наших ребят. (Слайд 15)
- Ребята, вам понравилось, как дети читали стихи? Объясните. Какую отметку можно поставить ребятам? Почему? (Самооценка)
- Прочитайте слова (слайд 17): Услышать зов земли, которой ты частица. Как их понимаете? Нас можно назвать частицей земли? Какой мы слышим зов земли тюльганской? О чем она нас просит?
- Дети, у Сухомлинского есть еще одно произведение «Стыдно перед соловушкой». Прочитайте и подумайте, почему же стыдно? (Слайд 18)
Читают плавно по слогам, затем целиком слово.
Слушают и следят за правильностью произносимых слов.
Ответы детей
Заглянули утром в сад,
А в саду жуки жужжат.
Соловьи летают,
Песни распевают.
Тут вот яблони растут,
Сливы, груши тоже тут.
Пчелы летают,
Нектар собирают.
Ароматные цветы
Небывалой красоты
Тут и там распустились,
К солнцу устремились.
Вот какая красота!
Сохраним ее друзья!
- Герб Тюльгана.
- Коршун.
Дети читают текст о Тюльгане на листочках.
- 60 лет.
- Сказка.
Читают сказку по цепочке, выразительно, громко, четко.
Читают с досадой.
Читают с достоинством.
Мудрость – знание, которое приобретено жизненным опытом.
Работают парами.
Ребята читают стихи.
Все нужны на свете:
И взрослые, и дети;
И жучки, и паучки,
И березки, и грибки,
И травинка, и лесок,
Птичек звонкий голосок.
На планете все живем –
Это наш огромный дом.
2.Без травинки нет леска,
А без песни соловья;
Даже маленький жучок
Охраняет наш садок:
Деревьям помогает,
Цветочки опыляет.
Для планеты все важны!
Значит дружно жить должны! (Слайд 16)
Дети читают и отвечают на вопрос.
П: Читают новый текст, определяют, что это сказка, отвечают на вопросы, пользуясь устной речью.
Л: стремление к положительным результатам труда.
6 этап. Итог урока.
Цель: применение нового способа действия, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха.
- Наш урок подходит к концу. Давайте подведем урок нашей работы:
С каким произведением мы познакомились?
Назовите жанр произведения.
Кто запомнил автора? Чему удивились на уроке? Что заинтересовало?
Л: стремление к положительным результатам труда.
Р: Контролировать, корректировать, выделять и осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознавать качество и уровень усвоения.
7 этап. Рефлексия деятельности.
Цель: самооценка результатов деятельности.
- Если урок вам принес радость, вы что-то узнали новое или интересное, пусть на яблоне созреют зеленые яблоки;
Если у вас остались вопросы, вам что-то непонятно – желтые; если вам было неинтересно, вы ничего не узнали нового – красные яблоки.
- Итак, ребята, на нашей яблоне созрели яблоки. (Слайд 19)Но они бы не появились там, если бы не помощь жука, который опылил дерево, помощь соловья, который охранял дерево от насекомых-вредителей, и помощь девочки, которая собрала эти плоды…Наша с вами замечательная работа.
- В сказках всегда происходят чудеса. Вот и у нас чудо. Яблоки превратились в настоящие. Корзину оставлю на столе, угощайтесь.
Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.
Р: осуществлять самооценку.
Л: адекватно воспринимать оценку учителя.
К: формулировать мысли, высказывать суждения, слушать чужие. Проявлять доброжелательное отношение к одноклассникам.
8 этап.
Домашнее задание.
- Поднимите руки, кто любит дарить подарки? Предлагаю сделать подарок вашим родителям: прочитать эту сказку по ролям вместе с ними, придумать продолжение сказки.
- Мне было очень приятно работать с вами. Вы большие молодцы. От души всех благодарю. Отметки получают….Урок окончен.
Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.
Р: осуществлять самооценку.
Л: адекватно воспринимать оценку учителя.
К: формулировать мысли, высказывать суждения, слушать чужие. Проявлять доброжелательное отношение к одноклассникам.