Брейн-ринг "Аукцион литературных знаний", посвященный биографии и творчеству М.Ю. Лермонтова
Submitted by Марина Сергеевна Киселева on Tue, 17/02/2015 - 22:09
Методическая разработка внеклассного мероприятия
Литературный брейн-ринг
на тему: «Аукцион литературных знаний»
Выполнила:
преподаватель русского языка и литературы
М.С. Киселева
Кстово
2014
Дата проведения:22.10.2014
Место проведения: аудитория 17-1.
Продолжительность: 45 минут
Цель: углубить знания обучающихся по биографии и творчеству М.Ю. Лермонтова и повысить интерес к литературе как учебной дисциплине через развитие творческой активности обучающихся во внеурочное время и умения использовать ранее полученные теоретические знания в новых ситуациях.
Задачи:
Обучающая: систематизация и обобщение знаний по биографии и творчеству М.Ю. Лермонтова;
Развивающая: развитие и тренировка внимания, памяти и мышления, а также стимулирование к самостоятельному поиску знаний;
Воспитывающая: воспитание умения работать в коллективе, принимать совместные решения; воспитание положительных личностных качеств, таких как ответственность, доброжелательность, чувство взаимопомощи.
Оборудование:
4 стола,
таблички с номерами команд,
таблички для поднятия в случае ответов,
жетоны для счета очков (разных цветов по раундам),
колокольчик,
мультимедийная презентация,
проектор,
ноутбук,
протоколы для работы жюри,
грамоты и благодарности.
Вид мероприятия: интеллектуально-творческий.
Форма проведения: брейн – ринг.
Выбор формы мероприятия обусловлен возрастным составом участников игры (15 - 16 лет.)
Для подростков этого возраста интересны интеллектуально-коммуникативные игровые формы, так как они в этом возрасте стремятся к самовыражению и самоутверждению.
Задание и вопросы составлены с учетом имеющихся знаний, умений, полученных обучающимися на занятиях школе и техникуме.
Интеллектуальная игра способствует развитию логического мышления, позволяет обучающимся проявить эрудицию, интеллектуальные способности, развивает познавательную активность, учит диалогическому общению, развивает волевые качества.
Подготовительная работа.
1. Формируются 4 команды обучающихся по 6 человек из групп 1 курса.
2. Выбираются хранители времени, наблюдатели.
3. Приглашаются гости, члены жюри и болельщики
4. Оформляется мультимедийная презентация с целью сопровождения мероприятия.
Ход мероприятия
(СЛАЙД 1)Звучит музыкальная композиция.
Ведущий: Дамы и господа! Юные повелители мысли! Знатоки всего и вся! Мы рады приветствовать вас в этой аудитории! Сегодня здесь собрались те, кого волнует будущее нашей страны, кого мы по праву можем назвать будущей интеллектуальной элитой нашего техникума. (СЛАЙД 2)
Сегодня состоится турнир интеллектуалов, Брейн-ринг. Как Вы знаете, у любой игры есть правила, и брейн-ринг не исключение. Здесь правила таковы.
Ведущий читает вопрос, и команда даёт на него ответ не позднее, чем через минуту.
Право ответа принадлежит команде, которая первая поднимет табличку с номером.
В случае фальстарта (табличка будет поднята до начала минуты обсуждения) команда лишается права дать ответ на поставленный вопрос.
Если ответ правильный, команда получает одно очко, если нет, – другие команды продолжают обсуждение и по прошествии минуты отвечают.
Если правильного ответа не дала ни одна из команд, в следующем раунде разыгрывается уже два очка.
В каждом раунде разыгрывается 10 вопросов. После этого команда, набравшая наименьшее количество очков, выбывает. Игра продолжается до тех пор, пока не выявится абсолютный победитель. Команда, вышедшая в финал, сыграет супер-раунд.
Информация-предупреждение для болельщиков и зрителей.
В случае подсказки в любой форме наши наблюдатели имеют право удалить виновного из зала до конца игры, а текущий вопрос снимается. (СЛАЙД 3)
– Итак, желаем всем командам успехов в состязании. Да победит сильнейший!
(Музыкальная композиция.)
– Объявляется начало первого тура! (Удар гонга.)
(Музыкальная композиция звучит до слов “Тишина …”)
Ведущий: Тишина в аудитории! Разыгрывается одно очко! Просьба наблюдателей быть очень внимательными. Итак, первый вопрос!
(Читается вопрос.)
– Ваша версия?! Правильный ответ! 1 очко присуждается команде за игровым столом №.
Внимание! Следующий вопрос. Разыгрывается одно очко.
Вопросы для проведения Брейн-ринга находятся в приложении.
(СЛАЙД 87) Наша игра подходит к концу. Просим жюри подвести итоги. Вручаем выигравшей команде приз и грамоту. И в завершении нашей встречи прозвучит стихотворение Омара Хайяма:
Пусть буду я сто лет гореть в огне,
Не страшен ад, приснившийся во сне;
Мне страшен хор невежд неблагородных, -
Беседа с ними хуже смерти мне.
Надеюсь, что вы никогда не будете неблагородными невеждами, о которых писал поэт почти тысячу лет назад.
Спасибо всем. До новых встреч!
Приложение
ВОПРОСЫ К БРЕЙН-РИНГУ
(СЛАЙД 3)1 РАУНД
От кого вёл свою родословную Лермонтов? (СЛАЙД 4)
ОТВЕТ: От испанского герцога Лерма и шотландского прапорщика Георга Лермонта, приехавшего в Россию в XVI в. (СЛАЙД 5)
Где он провёл свои детские годы и впоследствии был похоронен? (СЛАЙД 6)
ОТВЕТ: В родовом имении Тарханы (так назывались мелкие торговцы, продавцы мелочного товара). (СЛАЙД 7)
«Ужасная судьба отца и сына Жить розно и в разлуке умереть». Что имел в виду поэт? (СЛАЙД 8)
ОТВЕТ: Был в детстве разлучён с отцом, и тот вынужден был отказаться от отцовских прав по требованию тёщи. (СЛАЙД 9)
В роду Лермонтовых давались мужские имена Юрий и Пётр. Почему Лермонтова назвали Михаилом и как звала его бабушка, которая вырастила мальчика? (СЛАЙД 10)
ОТВЕТ: В честь деда по матери. Мишель. (СЛАЙД 11)
Какой талант наряду с поэтическим обнаружил Лермонтов с детства? (СЛАЙД 12)
ОТВЕТ: В живописи - больше 10 картин маслом и акварели: виды Кавказа, Пятигорска, портреты и автопортреты. (СЛАЙД 13)
Сколько лет было Мишелю Лермонтову, когда появилось в журнале «Атеней» его первое стихотворение «Весна», и как оно было подписано? (СЛАЙД 14)
ОТВЕТ: 16 лет - в 1830 г. Латинской буквой «L». (СЛАЙД 15)
Один из кумиров юного поэта - «Сей взгляд с возвышенным челом и две руки, сложённые крестом». Кто это? (СЛАЙД 16)
ОТВЕТ: Наполеон. (СЛАЙД 17)
В каком университете он учился и окончил ли его? (СЛАЙД 18)
ОТВЕТ: В Московском университете, но через год уехал в Петербург и поступил в школу гвардейских прапорщиков. (СЛАЙД 19)
Кто такая загадочная Н.Ф.И. и какие стихи поэт посвятил ей?
(СЛАЙД 20)
ОТВЕТ: Наталья Федоровна Иванова - «Я не унижусь пред тобою...», «Не ты, но судьба виновата...», «Стансы» и др. (около 40 стихотворений 1830-1832 гг.). (СЛАЙД 21)
По поводу чего велось следствие «о непозволительныx стихах» и последовал арест и первая ссылка на Кавказ? (СЛАЙД 22)
ОТВЕТ: Стихотворения «Смерть поэта», посвящённого гибели Пушкина. (СЛАЙД 23)
(СЛАЙД 24)2 РАУНД
1. Кто из друзей и родственников Лермонтова был секундантом на его дуэлях и получил прозвище по имени своей собаки? (СЛАЙД 25)
2. С кем и из-за чего произошла у Лермонтова дуэль, за которую он был вторично сослан на Кавказ? (СЛАЙД 27)
ОТВЕТ: С сыном французского посланника Барантом (18 февраля 1840 г.) - спор о смерти Пушкина, о национальной чести русских и соперничество из-за женщины. (СЛАЙД 28)
3. Лермонтов переводил многих европейских поэтов. Самые знаменитые его переводы - «На севере диком стоит одиноко...» и «Горные вершины...». Кому принадлежат оригиналы и какие изменения внёс переводчик? (СЛАЙД 29)
ОТВЕТ: Гейне и Гёте. У Гейне речь идёт о кедре, а не сосне; у Гёте стихотворение называется «Ночная песня странника» (Лермонтов опустил это заглавие). (СЛАЙД 30)
4. Кому из лермонтовских героев «кто-то камень положил в его протянутую руку», а кому вслед «бросали бешено каменья»? (СЛАЙД 31)
ОТВЕТ: Нищему («Нищий») и пророку («Пророк»). (СЛАЙД 32)
5. Какие времена года описаны в стихотворении «Когда волнуется желтеющая нива»? (СЛАЙД 33)
6. «В пустыне чахлой и скупой...» и «В пустынных степях аравийской земли...» - это зачины двух известных стихотворений. Каких? (СЛАЙД 35)
ОТВЕТ: «Анчар» Пушкина и «Три пальмы» Лермонтова. (СЛАЙД 36)
7. К кому обращался поэт с вопросом: «Проснёшься ль ты опять, осмеянный пророк»? (СЛАЙД 37)
ОТВЕТ: К поэту («Поэт»). (СЛАЙД 38)
8. Каким, по мнению Лермонтова, должно быть слово поэта «во дни торжеств и бед народных»? (СЛАЙД 39)
ОТВЕТ: «Звучал, как колокол на башне вечевой, Во дни торжеств и бед народных». (СЛАЙД 40)
9. В стихотворении «Тучи» героини вначале названы "изгнанниками», а в конце это суждение опровергнуто: "нет вам изгнания». Почему? (СЛАЙД 41)
ОТВЕТ: Потому что «нет у вас родины», а значит, «нет вам изгнания». (СЛАЙД 42)
10. Ненавидя рабство, поэт обнаруживал рабские черты в своих сверстниках, и во всей России. Как он писал об этом? (СЛАЙД 43)
ОТВЕТ: «Перед опасностью позорно малодушны И перед властию презренные рабы» («Дума») и «...страна рабов, страна господ" («Прощай, немытая Россия»). (СЛАЙД 44)
(СЛАЙД 45)3 РАУНД
1. «И Терек, прыгая, как львица, С мохнатой гривой на спине...». В чём неточность этих строк? (СЛАЙД 46)
ОТВЕТ: Львица в отличие от льва не имеет гривы. (СЛАЙД 47)
2. Какое лермонтовское стихотворение Л.Н.Толстой назвал «зерном» «Войны и мира»? (СЛАЙД 48)
ОТВЕТ: «Бородино». (СЛАЙД 49)
3. Какие строки Лермонтова будут повторять защитники Москвы во время Отечественной войны через сто лет? (СЛАЙД 50)
ОТВЕТ: «Ребята! не Москва ль за нами? Умрём же под Москвой, Как наши братья умирали!» (СЛАЙД 51)
4. В каких лермонтовских произведениях действие происходит на Кавказе? (СЛАЙД 52)
ОТВЕТ: В «Демоне», «Мцыри», «Герое нашего времени», «Беглеце», «Измаил-Бее», в стихах «Дары Терека», «Свидание", «Сон», «Валерик», «Тамара». (СЛАЙД 53)
5. Сколько известно редакций «Демона»? (СЛАЙД 54)
ОТВЕТ: Восемь (с 1829 по 1839 г.). (СЛАЙД 55)
6. Какое лермонтовское произведение в разных редакциях трижды запрещалось цензурой по причине «слишком резких страстей» и отсутствия «торжества добродетели»? (СЛАЙД 56)
ОТВЕТ: Драма «Маскарад» (три редакции). (СЛАЙД 57)
7. Как определил жанр своего романа «Герой нашего времени» сам автор? (СЛАЙД 58)
ОТВЕТ: «Сочинение», «цепь повестей». (СЛАЙД 59)
8. Чей отзыв: «Жалкая книга, обнаруживающая испорченность автора» был, возможно, известен Лермонтову? (СЛАЙД 60)
ОТВЕТ: Царя Николая I (см. в Предисловии слова автора о «жалкой штуке», что якобы «сочинитель нарисовал свой портрет» и «ставит в пример такого безнравственного человека», как Печорин). (СЛАЙД 61)
9. Кто из современников ещё при жизни Лермонтова объявил: «О, это будет русский поэт с Ивана Великого» и «Пушкин умер не без наследника»? (СЛАЙД 62)
ОТВЕТ: В. Г. Белинский. (СЛАЙД 63)
10. Какое было единственное прижизненное издание стихотворных произведений Лермонтова? (СЛАЙД 64)
ОТВЕТ: «Стихотворения М. Лермонтова» (1840). (СЛАЙД 65)
(СЛАЙД 66)СУПЕР-ФИНАЛ
1. За ... лет творчества Лермонтовым было написано более 400 стихотворений, около 30 поэм, 6 драм и ... романа. За сколько лет и сколько романов? (СЛАЙД 67)
ОТВЕТ: За 13 лет, 3 романа («Вадим», «Княгиня Лиговская» и «Герой нашего времени»). (СЛАЙД 68)
2. В каком городе находится дом, в котором жил последние месяцы своей жизни поэт, и где расположен теперь его музей? (СЛАЙД 69)
ОТВЕТ: В Пятигорске. (СЛАЙД 70)
3. У кого из русских поэтов XXв. есть сборник стихов, посвящённый Лермонтову? (СЛАЙД 71)
ОТВЕТ: У Б.Пастернака «Сестра моя - жизнь» (лето 1917 г.) с посвящением Лермонтову и первым стихотворением «Памяти Демона». (СЛАЙД 72)
4. К какой дате написано стихотворение «Бородино»? (СЛАЙД 73)
ОТВЕТ: «Бородино»(1837)- первое произведение М.Лермонтова, напечатанное за его подписью. Опубликовано в «Современнике» как отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения. (СЛАЙД 74)
5. Кто был секундантом на последней дуэли Лермонтова? (СЛАЙД 75)
ОТВЕТ: Секундантом был друг М.Лермонтова Глебов Михаил Павлович (1819-1847). (СЛАЙД 76)
6. Какое стихотворение поэта стало последним? (СЛАЙД 77)
ОТВЕТ: Одно из наиболее значительных стихотворений - «Пророк». (СЛАЙД 78)
7. Первый офицерский чин М. Лермонтова? (СЛАЙД 79)
ОТВЕТ: Первый офицерский чин М. Лермонтова — корнет. (СЛАЙД 80)
8. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника Кирибеевича и удалого купца Калашникова» датирована 1837 годом. Чем знаменателен этот год для М. Лермонтова? (СЛАЙД 81)
ОТВЕТ: Гибель Пушкина. 1837 год стал знаменательным в творческой судьбе Лермонтова. За несколько дней его имя стало известно всей читающей России. (СЛАЙД 82)
9. «...мне радостно подумать, что он не дурное мнение обо мне унес с собою в могилу». Кому принадлежат эти слова? (СЛАЙД 83)
ОТВЕТ: Пушкиной Наталье Николаевне. (СЛАЙД 84)
10. Возвратившись с Кавказа из первой ссылки, М.Лермонтов привез в Москву свой автопортрет. Для какой девушки, которую поэт считал своим другом, он предназначался? (СЛАЙД 85)