Официальный сайт avto4avto 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Брейн-ринг "Аукцион литературных знаний", посвященный биографии и творчеству М.Ю. Лермонтова

Submitted by Марина Сергеевна Киселева on Tue, 17/02/2015 - 22:09
Данные об авторе
Автор(ы): 
Киселева М.С.
Место работы, должность: 

ГБОУ СПО "Кстовский нефтяной техникум им. Б.И. Корнилова", преподаватель русского языка и литературы

Регион: 
Нижегородская область
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
среднее (полное) общее образование
Уровни образования: 
начальное профессиональное образование
Уровни образования: 
среднее профессиональное образование
Класс(ы): 
10 класс
Предмет(ы): 
Литература
Целевая аудитория: 
Библиотекарь
Целевая аудитория: 
Классный руководитель
Целевая аудитория: 
Методист
Целевая аудитория: 
Родитель
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: 
сценарий мероприятия
Краткое описание ресурса: 
<p>Данная методическая разработка внеклассного мероприятия включает в себя подробный сценарий, презентацию, музыкальное сопровождение, бланки жетонов, протоколы для членов счетной комиссии, тематическую информацию для подготовки к брейн-рингу.</p> <p>&nbsp;</p> <p><strong>Цель</strong>: углубить знания обучающихся по биографии и творчеству М.Ю. Лермонтова и повысить интерес к литературе как учебной дисциплине через развитие творческой активности обучающихся во внеурочное время и умения использовать ранее полученные теоретические знания в новых ситуациях.</p> <p>&nbsp;</p> <p><strong>Задачи:</strong></p> <p><em>Обучающая:</em> систематизация и обобщение знаний по биографии и творчеству М.Ю. Лермонтова;</p> <p>&nbsp;</p> <p><em>Развивающая:</em> развитие и тренировка внимания, памяти и мышления, а также стимулирование к самостоятельному поиску знаний;</p> <p>&nbsp;</p> <p><em>Воспитывающая:</em> воспитание умения работать в коллективе, принимать совместные решения; воспитание положительных личностных качеств, таких как ответственность, доброжелательность, чувство взаимопомощи.</p>

Методическая разработка внеклассного мероприятия

 

 

Литературный брейн-ринг

на тему:  «Аукцион литературных знаний»

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                             

                                                                                             

 

Выполнила:

преподаватель русского языка и литературы

М.С. Киселева  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Кстово

2014

                                                                      

Дата проведения: 22.10.2014

Место проведения: аудитория 17-1.

Продолжительность: 45 минут

 

Цель: углубить знания обучающихся по биографии и творчеству М.Ю. Лермонтова и повысить интерес к литературе как учебной дисциплине через развитие творческой активности обучающихся во внеурочное время и умения использовать ранее полученные теоретические знания в новых ситуациях.

 

Задачи:

Обучающая: систематизация и обобщение знаний по биографии и творчеству М.Ю. Лермонтова;

 

Развивающая: развитие и тренировка внимания, памяти и мышления, а также стимулирование к самостоятельному поиску знаний;

 

Воспитывающая: воспитание умения работать в коллективе, принимать совместные решения; воспитание положительных личностных качеств, таких как ответственность, доброжелательность, чувство взаимопомощи.

 

Оборудование:

  • 4 стола,
  • таблички с номерами команд,
  • таблички для поднятия в случае ответов,
  • жетоны для счета очков (разных цветов по раундам),
  • колокольчик,
  • мультимедийная презентация,
  • проектор,
  • ноутбук,
  • протоколы для работы жюри,
  • грамоты и благодарности.

 

Вид мероприятия: интеллектуально-творческий.

 

Форма проведения: брейн – ринг.

Выбор формы мероприятия обусловлен возрастным составом участников игры (15 - 16 лет.)

Для подростков этого возраста интересны интеллектуально-коммуникативные игровые формы, так как они в этом возрасте стремятся к самовыражению и самоутверждению.

Задание и вопросы составлены с учетом имеющихся знаний, умений, полученных обучающимися на занятиях школе и техникуме.

Интеллектуальная игра способствует развитию логического мышления, позволяет обучающимся проявить эрудицию, интеллектуальные способности, развивает познавательную активность, учит диалогическому общению, развивает волевые качества.

 

Подготовительная работа.

1.                 Формируются 4 команды обучающихся по 6 человек из групп 1 курса.

2.                 Выбираются хранители времени, наблюдатели.

3.                 Приглашаются гости, члены жюри и болельщики

4.                 Оформляется мультимедийная презентация с целью сопровождения мероприятия.

 

Ход мероприятия

 

(СЛАЙД 1) Звучит музыкальная композиция.

Ведущий: Дамы и господа! Юные повелители мысли! Знатоки всего и вся! Мы рады приветствовать вас в этой аудитории! Сегодня здесь собрались те, кого волнует будущее нашей страны, кого мы по праву можем назвать будущей интеллектуальной элитой нашего техникума. (СЛАЙД 2)

Сегодня состоится турнир интеллектуалов, Брейн-ринг. Как Вы знаете, у любой игры есть правила, и брейн-ринг не исключение. Здесь правила таковы.

Ведущий читает вопрос, и команда даёт на него ответ не позднее, чем через минуту.

Право ответа принадлежит команде, которая первая поднимет табличку с номером.

В случае фальстарта (табличка будет поднята до начала минуты обсуждения) команда лишается права дать ответ на поставленный вопрос.

Если ответ правильный, команда получает одно очко, если нет, – другие команды продолжают обсуждение и по прошествии минуты отвечают.

Если правильного ответа не дала ни одна из команд, в следующем раунде разыгрывается уже два очка.

В каждом раунде разыгрывается 10 вопросов. После этого команда, набравшая наименьшее количество очков, выбывает. Игра продолжается до тех пор, пока не выявится абсолютный победитель. Команда, вышедшая в финал, сыграет супер-раунд.

Информация-предупреждение для болельщиков и зрителей.

В случае подсказки в любой форме наши наблюдатели имеют право удалить виновного из зала до конца игры, а текущий вопрос снимается. (СЛАЙД 3)

– Итак, желаем всем командам успехов в состязании. Да победит сильнейший!

(Музыкальная композиция.)

– Объявляется начало первого тура! (Удар гонга.)

 (Музыкальная композиция звучит до слов “Тишина …”)

Ведущий: Тишина в аудитории! Разыгрывается одно очко! Просьба наблюдателей быть очень внимательными. Итак, первый вопрос!

(Читается вопрос.)

– Ваша версия?! Правильный ответ! 1 очко присуждается команде за игровым столом №.

Внимание! Следующий вопрос. Разыгрывается одно очко.

 

Вопросы для проведения Брейн-ринга находятся в приложении.

 

(СЛАЙД 87) Наша игра подходит к концу. Просим жюри подвести итоги. Вручаем выигравшей команде приз и грамоту. И в завершении нашей встречи прозвучит стихотворение Омара Хайяма:

Пусть буду я сто лет гореть в огне,
Не страшен ад, приснившийся во сне;
Мне страшен хор невежд неблагородных, -
Беседа с ними хуже смерти мне.

Надеюсь, что вы никогда не будете неблагородными невеждами, о которых писал поэт почти тысячу лет назад.

Спасибо всем. До новых встреч!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

ВОПРОСЫ К БРЕЙН-РИНГУ

(СЛАЙД 3) 1 РАУНД

 

  1. От кого вёл свою родословную Лермонтов? (СЛАЙД 4)

ОТВЕТ: От испанского герцога Лерма и шотландского прапорщика Георга Лермонта, приехавшего в Россию в XVI в. (СЛАЙД 5)

 

  1. Где он провёл свои детские годы и впоследствии был похоронен? (СЛАЙД 6)

ОТВЕТ: В родовом имении Тарханы (так назывались мелкие торговцы, продавцы мелочного товара). (СЛАЙД 7)

 

  1. «Ужасная судьба отца и сына Жить розно и в разлуке умереть». Что имел в виду поэт? (СЛАЙД 8)

ОТВЕТ: Был в детстве разлучён с отцом, и тот вынужден был отказаться от отцовских прав по требованию тёщи. (СЛАЙД 9)

 

  1. В роду Лермонтовых давались мужские имена Юрий и Пётр. Почему Лермонтова назвали Михаилом и как звала его бабушка, которая вырастила мальчика? (СЛАЙД 10)

ОТВЕТ: В честь деда по матери. Мишель. (СЛАЙД 11)

 

  1. Какой талант наряду с поэтическим обнаружил Лермонтов с детства? (СЛАЙД 12)

ОТВЕТ: В живописи - больше 10 картин маслом и акварели: виды Кавказа, Пятигорска, портреты и автопортреты. (СЛАЙД 13)

 

  1. Сколько лет было Мишелю Лермонтову, когда появилось в журнале «Атеней» его первое стихотворение «Весна», и как оно было подписано? (СЛАЙД 14)

ОТВЕТ: 16 лет - в 1830 г. Латинской буквой «L». (СЛАЙД 15)

 

  1. Один из кумиров юного поэта - «Сей взгляд с возвышенным челом и две руки, сложённые крестом». Кто это? (СЛАЙД 16)

ОТВЕТ: Наполеон. (СЛАЙД 17)

 

  1. В каком университете он учился и окончил ли его? (СЛАЙД 18)

ОТВЕТ: В Московском университете, но через год уехал в Петербург и поступил в школу гвардейских прапорщиков. (СЛАЙД 19)

 

  1. Кто такая загадочная Н.Ф.И. и какие стихи поэт посвятил ей?

(СЛАЙД 20)

ОТВЕТ: Наталья Федоровна Иванова - «Я не унижусь пред тобою...», «Не ты, но судьба виновата...», «Стансы» и др. (около 40 стихотворений 1830-1832 гг.). (СЛАЙД 21)

 

  1. По поводу чего велось следствие «о непозволительныx стихах» и последовал арест и первая ссылка на Кавказ? (СЛАЙД 22)

ОТВЕТ: Стихотворения «Смерть поэта», посвящённого гибели Пушкина. (СЛАЙД 23)

(СЛАЙД 24) 2 РАУНД

1. Кто из друзей и родственников Лермонтова был секундантом на его дуэлях и получил прозвище по имени своей собаки? (СЛАЙД 25)

ОТВЕТ: Двоюродный дядя (младше племянника) Алексей Столыпин - Монго. (СЛАЙД 26)

 

2. С кем и из-за чего произошла у Лермонтова дуэль, за которую он был вторично сослан на Кавказ? (СЛАЙД 27)

ОТВЕТ: С сыном французского посланника Барантом (18 февраля 1840 г.) - спор о смерти Пушкина, о национальной чести русских и соперничество из-за женщины. (СЛАЙД 28)

 

3. Лермонтов переводил многих европейских поэтов. Самые знаменитые его переводы - «На севере диком стоит одиноко...» и «Горные вершины...». Кому принадлежат оригиналы и какие изменения внёс переводчик? (СЛАЙД 29)

ОТВЕТ: Гейне и Гёте. У Гейне речь идёт о кедре, а не сосне; у Гёте стихотворение называется «Ночная песня странника» (Лермонтов опустил это заглавие). (СЛАЙД 30)

 

4. Кому из лермонтовских героев «кто-то камень положил в его протянутую руку», а кому вслед «бросали бешено каменья»? (СЛАЙД 31)

ОТВЕТ: Нищему («Нищий») и пророку («Пророк»). (СЛАЙД 32)

 

5. Какие времена года описаны в стихотворении «Когда волнуется желтеющая нива»? (СЛАЙД 33)

ОТВЕТ: Весна - «ландыш серебристый», лето - «свежий лес», «малиновая слива» и осень - «желтеющая нива». (СЛАЙД 34)

 

6. «В пустыне чахлой и скупой...» и «В пустынных степях аравийской земли...» - это зачины двух известных стихотворений. Каких? (СЛАЙД 35)

ОТВЕТ: «Анчар» Пушкина и «Три пальмы» Лермонтова. (СЛАЙД 36)

 

7. К кому обращался поэт с вопросом: «Проснёшься ль ты опять, осмеянный пророк»? (СЛАЙД 37)

ОТВЕТ: К поэту («Поэт»). (СЛАЙД 38)

 

8. Каким, по мнению Лермонтова, должно быть слово поэта «во дни торжеств и бед народных»? (СЛАЙД 39)

ОТВЕТ: «Звучал, как колокол на башне вечевой, Во дни торжеств и бед народных». (СЛАЙД 40)

 

9. В стихотворении «Тучи» героини вначале названы "изгнанниками», а в конце это суждение опровергнуто: "нет вам изгнания». Почему? (СЛАЙД 41)

ОТВЕТ: Потому что «нет у вас родины», а значит, «нет вам изгнания». (СЛАЙД 42)

 

10. Ненавидя рабство, поэт обнаруживал рабские черты в своих сверстниках, и во всей России. Как он писал об этом? (СЛАЙД 43)

ОТВЕТ: «Перед опасностью позорно малодушны И перед властию презренные рабы» («Дума») и «...страна рабов, страна господ" («Прощай, немытая Россия»). (СЛАЙД 44)

 

(СЛАЙД 45) 3 РАУНД

 

1. «И Терек, прыгая, как львица, С мохнатой гривой на спине...». В чём неточность этих строк? (СЛАЙД 46)

ОТВЕТ: Львица в отличие от льва не имеет гривы. (СЛАЙД 47)

 

2. Какое лермонтовское стихотворение Л.Н.Толстой назвал «зерном» «Войны и мира»? (СЛАЙД 48)

ОТВЕТ: «Бородино». (СЛАЙД 49)

 

3. Какие строки Лермонтова будут повторять защитники Москвы во время Отечественной войны через сто лет? (СЛАЙД 50)

ОТВЕТ: «Ребята! не Москва ль за нами? Умрём же под Москвой, Как наши братья умирали!» (СЛАЙД 51)

 

4. В каких лермонтовских произведениях действие происходит на Кавказе? (СЛАЙД 52)

ОТВЕТ: В «Демоне», «Мцыри», «Герое нашего времени», «Беглеце», «Измаил-Бее», в стихах «Дары Терека», «Свидание", «Сон», «Валерик», «Тамара». (СЛАЙД 53)

 

5. Сколько известно редакций «Демона»? (СЛАЙД 54)

ОТВЕТ: Восемь (с 1829 по 1839 г.). (СЛАЙД 55)

 

6. Какое лермонтовское произведение в разных редакциях трижды запрещалось цензурой по причине «слишком резких страстей» и отсутствия «торжества добродетели»? (СЛАЙД 56)

ОТВЕТ: Драма «Маскарад» (три редакции). (СЛАЙД 57)

 

7. Как определил жанр своего романа «Герой нашего времени» сам автор? (СЛАЙД 58)

ОТВЕТ: «Сочинение», «цепь повестей». (СЛАЙД 59)

 

8. Чей отзыв: «Жалкая книга, обнаруживающая испорченность автора» был, возможно, известен Лермонтову? (СЛАЙД 60)

ОТВЕТ: Царя Николая I (см. в Предисловии слова автора о «жалкой штуке», что якобы «сочинитель нарисовал свой портрет» и «ставит в пример такого безнравственного человека», как Печорин). (СЛАЙД 61)

 

9. Кто из современников ещё при жизни Лермонтова объявил: «О, это будет русский поэт с Ивана Великого» и «Пушкин умер не без наследника»? (СЛАЙД 62)

ОТВЕТ: В. Г. Белинский. (СЛАЙД 63)

 

10. Какое было единственное прижизненное издание стихотворных произведений Лермонтова? (СЛАЙД 64)

ОТВЕТ: «Стихотворения М. Лермонтова» (1840). (СЛАЙД 65)

 

(СЛАЙД 66) СУПЕР-ФИНАЛ

 

1. За ... лет творчества Лермонтовым было написано более 400 стихотворений, около 30 поэм, 6 драм и ... романа. За сколько лет и сколько романов? (СЛАЙД 67)

ОТВЕТ: За 13 лет, 3 романа («Вадим», «Княгиня Лиговская» и «Герой нашего времени»). (СЛАЙД 68)

 

2. В каком городе находится дом, в котором жил последние месяцы своей жизни поэт, и где расположен теперь его музей? (СЛАЙД 69)

ОТВЕТ: В Пятигорске. (СЛАЙД 70)

 

3. У кого из русских поэтов XXв. есть сборник стихов, посвящённый Лермонтову? (СЛАЙД 71)

ОТВЕТ: У Б.Пастернака «Сестра моя - жизнь» (лето 1917 г.) с посвящением Лермонтову и первым стихотворением «Памяти Демона». (СЛАЙД 72)

 

4. К какой дате написано стихотворение «Бородино»? (СЛАЙД 73)

ОТВЕТ: «Бородино»(1837)- первое произведение М.Лермонтова, напечатанное за его подписью. Опубликовано в «Современнике» как отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения. (СЛАЙД 74)

 

5. Кто был секундантом на последней дуэли Лермонтова? (СЛАЙД 75)

ОТВЕТ: Секундантом был друг М.Лермонтова Глебов Михаил Павлович (1819-1847). (СЛАЙД 76)

 

6. Какое стихотворение поэта стало последним? (СЛАЙД 77)

ОТВЕТ: Одно из наиболее значительных стихотворений -  «Пророк». (СЛАЙД 78)

 

7. Первый офицерский чин  М. Лермонтова? (СЛАЙД 79)

ОТВЕТ: Первый офицерский чин  М. Лермонтова — корнет. (СЛАЙД 80)

 

8. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника Кирибеевича и удалого купца Калашникова» датирована 1837 годом. Чем знаменателен этот год для М. Лермонтова? (СЛАЙД 81)

ОТВЕТ: Гибель Пушкина. 1837 год стал знаменательным в творческой судьбе Лермонтова. За несколько дней его имя стало известно всей читающей России. (СЛАЙД 82)

 

9. «...мне радостно подумать, что он не дурное мнение обо мне унес с собою в могилу». Кому принадлежат эти слова? (СЛАЙД 83)

ОТВЕТ: Пушкиной Наталье Николаевне. (СЛАЙД 84)

 

10. Возвратившись с Кавказа из первой ссылки, М.Лермонтов привез в Москву свой автопортрет. Для какой девушки, которую поэт считал своим другом, он предназначался? (СЛАЙД 85)

ОТВЕТ: Варваре Александровне Лопухиной. (СЛАЙД 86)


Смотреть русские видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн