Буквы "е"и "и"в приставках "пре-" и "при-"
Пылёва Валентина Леонидовна
Урок русского языка в 6 классе. Учебник под. Ред. М.М.Разумовской
Цели:
- совершенствование орфографических навыков в написании слов с приставками пре- и при-.
- развитие навыков работы с алгоритмом, опорными сигналами.
- развитие интеллектуальной сферы, развитие речи, памяти.
I. Словарная работа.
Тренировочное упражнение – проверка памяти. Один учащийся отвечает у доски, проверяют все. Орфографическое чтение.
Прийти', преобразова'ть, преврати'ть, преодоле'ть, приобрести', привыкать, причина, прилежный, прия'тный, препятствие, привычка, презирать.
II. Развитие речи.
Рассыпанные слова. Составить предложение из слов трудно, привычки, плохие, расстаться, легко, приобрести.
Приобрести плохие привычки легко – расстаться трудно.
III. Повторение правила.
Лингвистическая сказка (читают два учащихся):
Жили-были две приставки. Одна пре-, другая при-. Приставка пре- очень добрая, очень гордая, очень серьезная. Пре- дружила с прилагательными и играла с ними в новые слова: очень добрая – предобрая, очень гордая – прегордая. Приставка пре- дочь приставки пере-, она очень похожа на мать. Только одну букву она не взяла от своей матери, букву е. Благодаря сходству в значении она может заменять пере- в глаголах: перегородить – преградить, переступить – преступить.
Вывод:
По смыслу ПРЕ
|
=
|
очень
|
=
|
ПЕРЕ
|
Приставка при- – хорошо воспитанная барышня. Покажите разницу в выполнении действий.
Не топнет, а притопнет,
Не сядет, а присядет,
Не откроет, а приоткроет.
Вывод: (покажите жестом с помощью ладоней) Она все делает “ чуть-чуть” – неполное действие. У нее есть такие значения:
- “друг к другу” – присоединение,
- “близко” – приближение,
- “около” – близость.
Значений приставок много – шесть. Часто ошибаются в написании слов с этими приставками. Поэтому воспользуемся алгоритмом.
IV. Алгоритм.
Чтение алгоритма (ранее работали уже с ним):
V.
Записать словосочетания, выделить приставку, объяснить ее написание.
Преинтересный рассказ, приостановить движение, прерывать изложение, придорожный цветок, пришкольный участок, приподнять стол, приземлиться неудачно, претерпевать изменения.
VI. Разминка.
Отдохнем. Веселые стихи. На слух определить слово с приставкой, записать, проговаривая, объяснить (смотри алгоритм).
1.
Грач качался в гамаке,
Гуси – в волнах на реке.
Мимо голуби летели
И на веточку присели.
Веточка качается –
Неплохо получается.
|
2.
Грустный клоун –
Бегемот
Грустным голосом
Поет.
Песню грустную –
Прегрустную:
– Я люблю лягушку вкусную.
|
3.
В лес дремучий я пойду,
Зайца серого найду.
Принесу его домой –
Будет этот зайка мой.
|
4.
Приходили к мухе блошки
Приносили ей сапожки.
А сапожки не простые
В них застежки золотые.
|
VII. Самостоятельная работа.
Вставить пропущенные буквы, записать, проверить, открыв последнюю строчку.
Если ты в пришкольный сад
Прибежал прикрыть салат,
Или дерево привить,
Иль теплицу приоткрыть,
Знай, что здесь приставка ПРИ
Ее значенье повтори.
VIII. Обобщение.
Работа с карточкой Е-И. (Кто ошибается, обращается к алгоритму).
Карточка Е-И
Привинтить, прибить, приморский, предлинный, престарелый,
преувеличить, примчатся, прикасаться, преградить, преобразить,
пригородный.
|
Карточка Е-И
Пр…винтить, пр…бить, пр…морский, пр…длинный, пр…старелый,
пр…увеличить, пр…мчатся, пр..касаться, пр…градить, пр…образить,
пр…городный.
|
IX. Домашнее задание.
Найти в художественном тексте и выписать 8 предложений, в которых есть слова с приставками пре- и при-.
|
На: "Правописание приставок пре- при"
Урок мне очень понравился. Тема "Правописание приставок пре- при-" считается одной из самых трудных в 6 классе, так как очень много слов, которых необходимо просто запомнить учащимися. Здесь же мы видим наглядно алгоритм работы с данной темой, чтение лингвистической сказки, орфоэпическое чтение -все это несомненно поможет детям запомнить данное правило и применять на практике