Методическая разработка занятия с использованием технологии РКМЧП (развитие критического мышления через чтение и письмо) «Односоставные предложения»
Submitted by Марина Сергеевна Киселева on Sat, 14/02/2015 - 17:19
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Кстовский нефтяной техникум имени Б.И. Корнилова»
СК-МД-03-14
Система качества образовательного учреждения
Методическая разработка занятия
Методическая разработка занятия
с использованием технологии РКМЧП
(развитие критического мышления через чтение и письмо)
по дисциплине: «Русский язык»
на тему: «Односоставные предложения»
Выполнила
преподаватель
М.С. Киселева
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Кстовский нефтяной техникум имени Б.И. Корнилова»
СК-МД-03-14
Система качества образовательного учреждения
Методическая разработка занятия
Автор (составитель) М.С. Киселева
Рассмотрено на ПЦК
ОГСЭД
«___»_________20___ г.
Протокол №_________
Председатель ПЦК Г.Н. Потапова
Утверждено
на методическом
совете
«___»_________20___г.
Председатель методического совета Е.А. Костина
Содержание
Стр.
1
Пояснительная записка
4
2
Методическая разработка занятия с использованием технологии РКМЧП
5
3
Список информационных источников
16
4
Приложения
17
4.1.
Приложение 1
17
4.2.
Приложение 2
24
Пояснительная записка
Методическая разработка составлена на основе учебника Гольцовой Н.Г., Шамшина И.В. Русский язык. 10-11 кл. – М., 2008.
Занятие разработано в соответствии с рабочей программой, составленной на основании примерной программы учебной дисциплины «Русский язык», автор Воителева Т.М. - М: центр профессионального образования ФИРО, 2008 г. и тематическим планом дисциплины «Русский язык» для обучающихся специальностей:
270802.10 Мастер отделочных строительных работ 270843.05 Электромонтажник по силовым сетям и электрооборудованию
Программа по русскому языку предназначена для групп, обучающихся по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих, которые проходят программу 10 – 11 класса за I семестр учебного года, продолжительность занятия – 2 астрономических часа (90 минут).
Тема «Односоставные предложения» является третьей в разделе «Синтаксис и пунктуация».
Занятие разработано в соответствии с технологией развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП), это определило трёхфазовую структуру занятия: вызов, осмысление содержания, рефлексия. Трёхфазовая структура предполагает наличие рефлексии на каждой стадии.
Поскольку основные знания об односоставных предложениях обучающиеся получили в 8 классе, механизм развития этих знаний на предложенном занятии можно представить следующим образом: актуализация имеющихся знаний, выявление затруднений и пробелов в знаниях - углубление информации об односоставных предложениях, соотнесение её с имеющимися знаниями - суммирование и систематизация информации.
Использование информационно-коммуникационных технологий позволило активизировать процесс закрепления знаний, мотивацию обучающихся, рационально использовать время занятия, повышать информативность и наглядность изучаемого материала.
Данная методическая разработка может использоваться преподавателями русского языка на собственных занятиях (полностью или фрагментарно).
Методическая разработка занятия
с использованием технологии РКМЧП
(развитие критического мышления через чтение и письмо)
Предмет: русский язык.
Тема: «Односоставные предложения»
Цели занятия:
1) обучающие:
- совершенствовать умения различать типы односоставных предложений по смысловым и грамматическим признакам;
- развивать умения определять способы выражения главных членов предложения;
- находить односоставные предложения в тексте;
- создавать собственные тексты, используя односоставные предложения;
2) развивающие:
- способствовать развитию критического мышления;
- включить обучающихся в активную мыслительную деятельность;
- способствовать развитию речи обучающихся;
3) воспитывающие:
- развивать эстетический вкус обучающихся, повышать культурный уровень через обращение к образцовым текстам художников слова;
- воспитывать коммуникативные способности и взаимопонимание через организацию совместной деятельности.
Тип урока: комбинированный.
Методы обучения: словесные, наглядные, практические.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, парная, индивидуальная.
Оборудование: учебные тексты, экран, проектор.
Предполагаемый результат: у обучающихся совершенствуются умения различать типы односоставных предложений по смысловым и грамматическим признакам, находить односоставные предложения в тексте; также обучающиеся смогут создавать собственные тексты, используя односоставные предложения
Этапы занятия:
I. Оргмомент.
II. Стадия «Вызов».
III. Стадия «Осмысление».
IV. Информирование обучающихся о домашнем задании.
2. Дает задание каждой микрогруппе на составление инсерта.
3. Предлагает закончить начатый на предыдущей стадии кластер.
4. Задает вопросы по составленным инсертам.
- Какие из ваших первоначальных представлений подтвердились, а какие оказались ложными?
- Найдите в предложенных текстах фрагменты, которые оказались для вас новыми, может быть, даже неожиданными.
- Какие идеи представляют для вас дальнейший интерес?
5. Предлагает прочитать текст стихотворения О.Мандельштама.
Мы с тобой на кухне посидим,
Сладко пахнет белый керосин,
Острый нож да хлеба каравай…
Хочешь, примус туго накачай,
А не то верёвок собери
Завязать корзину до зари,
Чтобы нам уехать на вокзал,
Где бы нас никто не отыскал.
6. Задает вопросы по прочитанному стихотворению:
- Какова тема стихотворения?
- Какое настроение возникает после чтения стихотворения?
7. Предлагает выполнить задание по тексту стихотворения: «Выпишите односоставные предложения, подчеркните грамматические основы, определите типы односоставных предложений».
8. Раздает тексты для самостоятельной работы.
9. Демонстрирует презентацию.
10. Дает задание по тексту:
1) прочитайте текст,
2) сформулируйте тему предложенного текста,
3) какова позиция автора,
4) найдите односоставные предложения.
11. Предлагает проверить выполнение задания.
12. Предлагает выполнить творческую работу:
«Напишите сочинение-миниатюру (5-7 предложений), используя односоставные предложения.
Темы сочинений:
1) Мой любимый человек.
2) Моя жизненная позиция».
13. Собирает тетради для проверки.
1. Делятся на микрогруппы.
2. Составляют инсерт.
3. Заканчивают работу над кластером.
4. Участвуют в обсуждении, отвечают на поставленные вопросы.
5. Читают текст стихотворения О. Мандельштама.
6. Участвуют в обсуждении, отвечают на поставленные вопросы.
7. Выполняют задание по тексту стихотворения.
8. Знакомятся с текстами для самостоятельной работы.
9. Знакомятся с презентацией.
10. Выполняют предложенные задания.
11. Участвуют в обсуждении, отвечают на поставленные вопросы.
12. Выполняют творческую работу.
13. Сдают тетради с выполненной творческой работой для проверки.
4. Информирование обучающихся о домашнем задании
5 мин.
Дает разъяснение по выполнению домашнего задания:
§ 72, упр. 342.
Записывают домашнее задание.
5. Рефлексия
7 мин.
1. Задает вопросы, побуждая обучающихся к формулированию выводов:
- Какие знания об односоставных предложениях углубили?
- Что у вас получилось?
- Чему вы научились?
- Как вы оцениваете свою работу на занятии?
- Достигли ли вы целей, поставленных в начале занятия?
2. Подводит итог занятия, благодарит за работу.
3. Выставляет оценки.
1. Участвуют в обсуждении, отвечают на предложенные вопросы, формулируя выводы по занятию в целом.
2. Участвуют в подведении итогов занятия.
Ход занятия
I.Оргмомент.
Задача: подготовка обучающихся к работе на занятии.
II. Стадия «Вызов».
Задача: вспомнить основные сведения, полученные об односоставных предложениях ранее.
1.Преподаватель: сравните грамматические основы предложений. Чем они отличаются?
1. Пламя перебежало на хвою и разгорелось со стоном и свистом.
2. Пожаром пахнет.
(Первое предложение двусоставное, второе – односоставное)
Приложение 2 (презентация)(Слайды 1, 2)
2. Постановка обучающимися цели занятия.
Преподаватель: А теперь посмотрите на тему нашего занятия – «Односоставные предложения» - и постарайтесь поставить перед собой цель на сегодняшнее занятие. Что вы ожидаете от него? Чему должны научиться? Для чего нужны знания об односоставных предложениях?
После ответов обучающихся на слайде появляются цели занятия, которые комментирует преподаватель: сегодня мы повторим и совершенствуем знания по теме «Односоставные предложения», понаблюдаем за ролью этих предложений в тексте, будем совершенствовать навыки анализа текста, а также попробуем создать собственные тексты, используя односоставные предложения. (Слайд 3)
3. «Корзина идей».
Преподаватель: давайте вспомним, что мы знаем об односоставных предложениях. Возьмите ручку и в течение одной минуты запишите всё, что вы знаете или думаете, что знаете, об односоставных предложениях. После этого повернитесь к вашему соседу по парте и обменяйтесь информацией. Даже если у вас возникнут разногласия, запишите все соображения. Представьте эту информацию графически, используя приём «Кластер». Информация, представленная в виде «Кластера», на данном этапе работы может быть неполной (чем больше соберётся верных, а возможно, и неверных сведений, тем богаче будет резервный фонд для работы на уроке). (Слайд 4)
Проверка задания (несколько обучающихся выходят к интерактивной доске и представляют информацию в виде «Кластера»).
Рефлексия. Преподаватель подводит итог этому этапу занятия, определив, на какой стадии находятся знания обучающихся об односоставных предложениях. (Слайд 5)
III. Стадия «Осмысление».
Задача: расширить теоретические знания по теме занятия, отработать навыки по нахождению в тексте односоставных предложений и определению их вида.
Преподаватель: мы проверили, на какой стадии находятся ваши знания об односоставных предложениях. Для того чтобы расширить ваши знания, разрешить противоречия, выполним несколько упражнений.
1. Составление «Инсерта».
Учебная группа делится на 5 микрогрупп. Каждая из них получает отпечатанную информацию об односоставных предложениях (приложение 1):
Преподаватель: прочитайте информацию об односоставных предложениях, составьте «Инсерт». Для этого, читая текст, на полях карандашом расставьте значки:
«v» - это уже знал;
«+» - новая информация;
«-» - думал иначе;
«?» - не понял. (Слайды 7-9)
После составления «Инсерта» закончите «Кластер», начатый на стадии «Вызов».
Рефлексия. (После того как все закончат читать, необходимо вернуться к первоначальному «списку знаний»). (Слайд 8)
- Какие из ваших первоначальных представлений подтвердились, а какие оказались ложными?
- Найдите в предложенных текстах фрагменты, которые оказались для вас новыми, может быть, даже неожиданными.
- Какие идеи представляют для вас дальнейший интерес?
По итогам выступления групп «Кластер» полностью оформляется. (Слайд 9)
2. Работа с текстом.
Преподаватель: Прочитайте текст стихотворения О. Мандельштама. (Слайд 10)
Мы с тобой на кухне посидим,
Сладко пахнет белый керосин,
Острый нож да хлеба каравай…
Хочешь, примус туго накачай,
А не то верёвок собери
Завязать корзину до зари,
Чтобы нам уехать на вокзал,
Где бы нас никто не отыскал.
– Какова тема стихотворения?
- Какое настроение возникает после чтения стихотворения?
Преподаватель: Прочитайте текст (тест отпечатан, а также спроецирован на интерактивной доске). (Слайды 11, 12, 13)
(1) Нет сомнения — человечество найдёт пути, ведущие к обновлению, углублению и окрылению своей культуры. (2) Но для этого оно должно научиться благодарности, чтобы строить на ней свою духовную жизнь. (3) Современное человечество не ценит того, что ему даётся; не видит своего естественного и духовного богатства; не извлекает из своего внутреннего мира того, что в нём заложено. (4) Оно ценит не внутреннюю силу духа, а внешнюю власть — техническую и государственную. (5) Оно хочет не творить, создавать и совершенствовать, а владеть. (6) И поэтому ему всегда мало и всего мало: оно вечно считает свои «убытки» и ропщет. (7) Оно одержимо жадностью и завистью и о благодарности не знает ничего. (8) И вот каждый из нас должен прежде всего научиться благодарности. (9) Стоит вам только раскрыть наше духовное око и присмотреться к жизни - и мы увидим, что каждое мгновение как бы испытывает нас, созрели ли для благодарности и умеем ли благодарить. (10) И тот, кто выдерживает это испытание, оказывается человеком будущего: он призван творить новый мир и его культуру, он уже носит их в себе. (11) Он творческий человек; а тот, кто не выдерживает этого испытания, одержим духовной слепотою и завистью, он носит в себе разложение гибнущей культуры, он человек отживающего прошлого. (12) Вот критерий духовности, вот закон и мера, о которых мало кто думает, но по которым необходимо различать людей. (13) Что такое благодарность? (14) Это ответ живого, любящего сердца на оказанное ему благодеяние. (15) Благодарность не есть простое признание чужого благодеяния, ибо озлобленное сердце сопровождает такое признание чувством обиды, унижения или даже жаждою мести. (16) Нет, настоящая благодарность есть радость и любовь и в дальнейшем — потребность ответить добром на добро. (17) Эта радость вспыхивает сама, свободно и ведёт за собою любовь - свободную, искреннюю. (18) Дар есть зов, взывающий к доброму ответу, требующий ответного излучения. (19) Он обращается сразу и к сердцу, и к воле. (20) Воля принимает решения; она желает ответить и начинает действовать; и это действие обновляет жизнь любовью и добротою. (21) Так благодарность очищает душу от зависти и ненависти. (22) И будущее человечества принадлежит именно благодарным сердцам.
(По И. Ильину*)
*Иван Александрович Ильин (1882—1954) — известный русский философ, литературный критик, публицист.
- Сформулируйте проблему предложенного текста.
Возможные ответы обучающихся: проблема благодарности. В чем заключается настоящая благодарность? Проблема добра и зла. Как соотносятся добро и зло? Чем следует отвечать на добро? Проблема духовности. По какому критерию можно определить духовного человека? Как связаны духовное развитие человека и благодарность?
- Какова позиция автора?
Настоящая благодарность не просто признание чужого доброго поступка, это проявление любви и потребность отвечать добром на добро. Благодарность может вызывать и озлобленность, но настоящая благодарность - это потребность отвечать добром на добро, очищая душу от зла. Способность к благодарности определяет подлинно духовного человека.
- Найдите односоставные предложения. Определите их тип. Ответ обоснуйте, проанализировав способ выражения главного члена предложения.
Проверка (во время проверки односоставные предложения на интерактивной доске выделяются разными цветами).
4. Творческая работа.
Задача: использовать знания об односоставных предложениях в текстах собственного сочинения.
Преподаватель: напишите сочинение-миниатюру (5-7 предложений), используя односоставные предложения. Темы сочинений:
Мой любимый человек.
Моя жизненная позиция. (Слайд 14)
IV. Этап информирования обучающихся о домашнем задании
(Слайд 15).
Задача: сообщить о домашнем задании, провести инструктаж по его выполнению
§ 72, упр. 342.
V. Рефлексия (Слайд 16).
Задача: Дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы.
- Какие знания об односоставных предложениях углубили?
- Что у вас получилось?
- Чему вы научились?
- Как вы оцениваете свою работу на занятии?
- Достигли ли вы целей, поставленных в начале занятия?
Список информационных источников
Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. Русский язык. 10-11 кл. – М., 2014. – 432 с.
Львова С.И. Таблицы по русскому языку. – М., 2010.
Шклярова Т.В. Справочник по русскому языку для школьников и абитуриентов. – М., 2009.
http://rus.1september.ru/urok/
Приложение 1
1 микрогруппа. Определенно-личные предложения
Определенно-личными называются предложения, главный член которых выражается формой глагола первого или второго лица настоящего и будущего времени. Глагол в таком случае не нуждается в наличии местоимения, так как в его форме заключается указание на вполне определенное лицо. Глагол в определенно-личном предложении может быть в форме как изъявительного, так и повелительного наклонения.
Например: Волнуемый мечтами, по нивам, по лугам, уставленным скирдами, задумчиво брожу в прохладной полутьме (Н.); Молчи, прошу, не смей меня будить (Тютч.); Не гляди же с тоской на дорогу, и за тройкой вослед не спеши, и тоскливую в сердце тревогу поскорей навсегда заглуши! (Н.); Грянь над пучиною моря, в поле, в лесу засвищи, чашу вселенского горя всю расплещи!.. (Н.).
Определенно-личными односоставными предложениями не являются предложения, в которых главный член выражен глаголом прошедшего времени, так как формы прошедшего времени сами по себе не выявляют определенного лица (грамматического лица в них вовсе нет, имеются лишь грамматические формы рода и числа). Например, в предложениях: По белевшей в ночи папахе угадал Половцева. Накинул сюртук, снял с печи валенки, вышел (Шол.). Такие предложения относятся к двусоставным неполным.
Определенно-личные предложения синонимичны двусоставным предложениям с личным местоимением в качестве подлежащего. Ср.: Замечу кстати: все поэты - любви мечтательной друзья (П.). - Я замечу кстати...; Значит, я делаю артналет по цели номер шесть (Казак.). - Значит, делаю артналет по цели номер шесть.
Употребление определенно-личных односоставных предложений сообщает повествованию большую динамичность, делает его более лаконичным, помогает избежать излишнего повторения: Да и ты ведь такая, ты тоже ведь плакать не будешь, только старый будильник приучишься ставить на семь. Станешь вдвое работать... Решивши забыть, - позабудешь. Позабывши, не вспомнишь, не вспомнив, - забудешь совсем (Сим.).
2 микрогруппа. Неопределенно-личные предложения
Неопределенно-личными предложениями называются такие односоставные предложения, в которых главный член выражен глаголом в форме 3-го лица множественного числа настоящего и будущего времени или в форме множественного числа прошедшего времени и обозначает действие, совершаемое неопределенными, т.е. необозначенными, лицами.
Например: Сейчас его схватят, заткнут рот тряпкой и унесут куда-нибудь на слободку Романовну (Кат.); На заводе все благополучно. Ждут только приезда Василия Терентьевича (Купр.); На другой день к завтраку подавали очень вкусные пирожки, раков и бараньи котлеты (Ч.).
В неопределенно-личных предложениях внимание сосредоточивается на факте, событии, действии. Субъект действия остается необозначенным, так как указание на него, с точки зрения говорящего, несущественно.
В неопределенно-личных предложениях действие, обозначаемое глаголом 3-го лица, относится, как правило, к неопределенному множеству лиц. Но иногда оно может быть отнесено и к одному лицу, хотя глагол имеет форму множественного числа. Это лицо может быть как неопределенным, так и вполне конкретным. Например: Но вот прошло четыре года. В одно тихое, теплое утро в больницу принесли письмо (Ч.); И только когда в большой гостиной наверху зажгли лампу, только тогда Иван Иваныч приступил к рассказу (Ч.); Мне постлали постель в комнате рядом с спальной брата (Ч.).
Иногда в качестве действующего лица выступает сам говорящий: - Диспозиция! - желчно вскрикнул Кутузов. - А это вам кто сказал? Извольте делать, что вам приказывают (Л. Т.).
Широкое распространение неопределенно-личных предложений в разговорном стиле связано с необходимостью в ряде случаев акцентирования внимания на действии, а не на его производителе (хотя он или они вполне известны): Нас сначала сюда и пускать не хотели, мы уже тут встречались с подобными штуками (Сим.); Наверное, здесь, в им [Шоу] осмеянном мире, такими глаза его видят не часто! (Сим.); Уже в горах ему сказали, что путь на Сен-Готард закрыт (Сим.). В других случаях действующее лицо не обозначается из-за его неопределенности: Валялась тряпка - выцветший кусок от старенького девичьего платья. Должно быть, ею уж не первый год стирали пыль и вытирали туфли (Сим.).
Частое употребление неопределенно-личных предложений в разговорной речи привело к тому, что некоторые из них приняли характер застывших оборотов, например: Кому говорят!; Тебе говорят.
3 микрогруппа. Обобщенно-личные предложения
Обобщенно-личными называются односоставные предложения, главный член которых выражен глаголом 2-го лица единственного числа (настоящего и будущего времени), причем обозначаемое глаголом действие в таких предложениях в равной мере относится к любому лицу, т.е. субъект действия мыслится обобщенно.
Основное назначение обобщенно-личных предложений - образное выражение общих суждений, больших обобщений, поэтому они так широко представлены в народных пословицах: Из песни слова не выкинешь; С кем поведешься, от того и наберешься; Что посеешь, то и пожнешь; Без труда не вынешь и рыбку из пруда; Что написано пером, не вырубишь топором; Любишь кататься - люби и саночки возить; Шила в мешке не утаишь; Скажешь слово - не воротишь.
Такие предложения имеют особый характер, в них обычно сообщается о действии конкретного лица, но выражается оно обобщенно, как совершающееся или совершавшееся часто; для обозначения повторяемости действия в прошлом употребляется частица бывало: Встанешь, бывало, поутру и словно с горы на салазках покатишься... (Т.).
Глагол может обозначать обобщенное действие и в форме 3-го лица множественного числа изъявительного наклонения. Например: Снявши голову, по волосам не плачут (посл.); А дуги гнут с терпеньем и не вдруг (Кр.); После драки кулаками не машут (посл.); Ах, он любил, как в наши лета уже не любят (П.).
Иногда встречается и форма 1-го лица множественного числа изъявительного наклонения. Например: Что имеем - не храним, потерявши - плачем (посл.); Простим горячке юных лет и юный жар, и юный бред (П.).
Довольно распространены обобщенно-личные предложения с глаголом в форме повелительного наклонения. Например: Век живи, век учись; Не спеши языком - торопись делом; Семь раз отмерь - один раз отрежь (пословицы).
Обобщенно-личные предложения с главным членом - глаголом в форме повелительного наклонения могут формально выступать в качестве придаточных частей предложений, но фактически они превращаются в устойчивые сочетания и теряют значение придаточных; затемняется и отнесенность действия к какому бы то ни было лицу, даже обобщенному: И бороду так приморожу к вожжам - хоть руби топором! (Н.); Хоть убей, следа не видно (П.); Куда ни сунься - тут как тут (Гр.); Что ни говори, а работа выполнена хорошо; Хоть глаз выколи, ничего не видно.
4 микрогруппа. Безличные предложения
Безличными называются односоставные предложения, главный член которых не допускает обозначения субъекта действия в форме именительного падежа и называет процесс или состояние независимо от активного деятеля.
Грамматического подлежащего в таких предложениях не может быть по самому их строению, поскольку в форме сказуемого не заключено значение лица, выраженного формой именительного падежа, его нельзя установить и по связям с другими членами предложения.
Если в неопределенно-личном или обобщенно-личном предложении подлежащее не обозначено, но мыслится (неопределенно или обобщенно), то в безличном предложении его вообще нет. Это составляет сущность данных предложений, в них "подлежащее устранено не только из речи, но и из мысли".
Безличные предложения широко распространены в художественной литературе, которая постоянно обогащается фактами разговорного языка. Употребление безличных конструкций позволяет описать состояния, характеризуемые неосознанностью, немотивированностью (ср.: не хочу - осознанное нежелание; не хочется - неосознанное нежелание), придать действию особый оттенок легкости (мне говорится - мне легко говорить) и, наконец, выделить при необходимости само действие или состояние безотнесенности его к какому-либо деятелю. Все это способствует широкому распространению безличных конструкций именно в разговорной речи и в языке художественной литературы.
Главный член безличного предложения может быть выражен: 1) безличным глаголом, 2) личным глаголом в безличном значении, 3) безлично-предикативным словом (с инфинитивом или без него), 4) кратким страдательным причастием в форме среднего рода, 5) отрицательным словом или конструкцией, выражающей отрицание.
5 микрогруппа. Назывные (номинативные) предложения
Номинативными называются такие односоставные предложения, главный член которых выражен именем существительным или субстантивированной частью речи в именительном падеже. Главный член может быть выражен и словосочетанием, но господствующее слово в нем должно иметь обязательно форму именительного падежа. В номинативных предложениях утверждается наличие, существование явления или предмета, называемого главным членом.
Номинативные предложения, обозначая наличие явления в настоящем, бывают только утвердительными; они не могут употребляться в значении будущего или прошедшего времени. Предикативные значения выражаются особой интонацией. По значению различаются номинативные предложения бытийные и указательные.
Бытийные предложения выражают наличие называемого предмета, явления: Развалины сожженного квартала (Щип.).
Указательные предложения содержат указание на имеющиеся предметы: Вот и лес. Тень и тишина (Т.).
Номинативные предложения могут быть нераспространенными или распространенными. Нераспространенные номинативные предложения состоят только из главного члена. В роли главного члена именительный падеж имени существительного: 1916 год. Окопы... Грязь... (Шол.); Война! А у юношей не хватало мужской суровости в голосах (Сим.); Полдень. За окнами душное лето (Сим.); Обломки тлели. Тишина (Сим.); Ночь. На кровати летчик спит (Сим.); Благодать. Теплынь. Наконец-то дождались его на севере - настоящего лета (Рек.).
Имя существительное может употребляться в сочетании с частицами. Такие предложения приобретают различные оттенки значения (уверенности, неуверенности, эмоционального усиления и др.), выражают эмоции: И скука же, братец ты мой (Купр.); - Никак беспорядок, ваше благородие... - говорит городовой (Ч.).
В роли главного члена личное местоимение: Вот она, Отчизна! Огляните пятилетку в буднях трудовых (Щип.); - А вот и я, - Вот и она сама (Сим.). В роли главного члена числительное: - Тридцать два! - кричит Гриша, вытаскивая из отцовской шапки желтые цилиндрики. - Семнадцать! (Ч.); Двенадцать... Сейчас, наверно, прошел он через посты. Час... Сейчас он добрался к подножию высоты. Два... Он теперь, должно быть, ползет на самый хребет. Три... Поскорей бы, чтобы его не застал рассвет (Сим.).
В роли главного члена количественно-именное сочетание: - Двенадцать часов! - сказал наконец Чичиков, взглянув на часы (Г.); Начало пятого, но мне не спится (Щип.); Пол... Четыре ноги. Сапоги (Сим.); Десять часов. Двадцать минут одиннадцатого. Без десяти одиннадцать. Пятнадцать минут двенадцатого. Двадцать пять... Пролетело уже три часа, но я не заметил их (С. Бар.).
Распространенные номинативные предложения сострят из главного члена и относящегося к нему определения, согласованного или несогласованного (одного или нескольких).
Определения при главном члене номинативного предложения могут содержать дополнительное объектное и даже обстоятельственное значение. Так, объектные и пространственные отношения усматриваются в следующих примерах: Вот подарок тебе, что давно посулил (Кольц.); Волненье среди публики, скандал / Но как сознаться-то? (Сим.); Заезжий цирк. Пристрастье к лошадям, к соленым потным запахам арены (Сим.); Погоня в Западной пустыне, калифорнийская гроза, и погибавшей героини невероятные глаза (Сим.). Объектные и обстоятельственные оттенки значения возможны обычно при главном члене номинативного предложения, выраженном именем существительным, своей семантикой или образованием связанным с глаголом (Поездка в Ленинград; Возвращение из деревни), хотя могут быть, значительно реже, и имена с явно предметным значением: Тринадцать лет. Кино в Рязани, тапер с жестокою душой, и на заштопанном экране страданья женщины чужой (Сим.).
В современном русском литературном языке номинативные предложения употребляются в самых различных жанрах художественной литературы. Особенно характерны они для драматических произведений, где обычно выступают в роли ремарок. Довольно широко распространены они и в лирике. Номинативные предложения позволяют представить отдельные детали описываемой обстановки в виде ярких штрихов, они сосредоточивают внимание на этих деталях.