Методы и формы организации учебной деятельности: беседа, демонстрационный эксперимент; решение задач, практическая работа, тестирование работа в парах, индивидуальная работа, фронтальный опрос.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Мотивационно-целевой момент.
Вопрос: О чём идет речь в стихотворении? (слайды 1,2)
С темой мы определились, а теперь давайте определим цели нашего урока. (учащиеся высказывают своё мнение)
Определениецели:
Познакомиться с сущностью простых механизмов.
Вывести правило равновесия рычага.
Найти связь изученного материала с жизнью.
Вывод: силы человека ограничены, поэтому с давних времён он вынужден использовать устройства, которые способны преобразовать силу человека в значительно большую силу.
4. Изучение нового материала.
Учитель: Сегодня мы будем работать в НИИ. В нашем институте работает 3 кафедры: теоретической физики, экспериментальной и практической. (класс делится на три группы и получают задание)
1. Кафедра теоретической физики задание. Прочитайте текст §32 по пунктам («Простые механизмы»). Вашей путеводной опорой в поиске истины будут вопросы, возможно обсуждение вопросов:
- рычаг определение;
- что такое плечо силы;
- что такое момент силы;
- в чём состоит условие рычага;
- в чём состоит правило моментов;
- в чём состоит «золотое правило» механики.
2. Кафедра экспериментальной физики задание.
- Изучить §32 («Условие равновесия рычага»). Вам поможет теория и опыт. Результатом ваших общих наблюдений станут ответы на вопросы:
- что такое момент силы;
- что необходимо для равновесия рычага;
- формулировка правила моментов;
- показать выполнение равновесия рычага.
3. Кафедра практической физики задание.
- Изучить §32 (стр. 139 - 142). Результатом ваших общих наблюдений станут ответы на вопросы:
- перечислите виды простых механизмов;
- применение неподвижного блока;
- назначение подвижного блока;
- во сколько раз выигрывают в силе, пользуясь подвижным блоком;
- какой выигрыш в силе даёт наклонная плоскость.
5. Обсуждение.
Метод: Доска объявлений.
Цель: представить результаты обсуждения. Численность: 5- 6 человек. Время: 5-6 минут.
Материал: доска, фломастеры.
Проведение: после проведения группового обсуждения участники прикрепляют на доску результаты обсуждения, зафиксированные в краткой тезисной форме. Один из участников группы делает краткий анализ.
6. Закрепление полученных знаний. Запись основных элементов урока.
1. Рычаг – это твёрдое тело, которое может вращаться вокруг неподвижной опоры (оси). (слайды 8 - 12)
2. Условие равновесия рычага. (слайд 13 - 15)
3. Виды простых механизмов. (слайды 16 - 18)
4. Применение простых механизмов. (слайды 19 - 25)
7. Проверка уровня усвоения. Коррекция знаний.
Тест. Простые механизмы.
1. Рычаг находится в равновесии тогда, когда силы, действующие на него, ... пропорциональны плечам этих сил.
А. прямо. Б. обратно.
Неподвижный блок...
А. дает выигрыш в силе в 2 раза.
Б. не дает выигрыша в силе.
В. дает выигрыш в силе в 4 раза.
Подвижный блок...
А. дает выигрыш в силе в 2 раза.
Б. не дает выигрыша в силе.
В. дает выигрыш в силе в 4 раза.
При равновесии рычага на его меньшее плечо действует сила 100 Н, на большее — 10 Н. Длина меньшего плеча 4 см. Определите длину большего плеча.
А. 40 см.
Б. 20 см.
В. 10 см.
Груз весом 1000 Н с помощью рычага
поднят на высоту h. При этом к рычагу приложена
сила 200 Н (рис. 61). Определите выигрыш в силе.
А. В 5 раз. Б. В 2,5 раза. В. В 10 раз.
Груз какого веса можно поднять с помощью подвижного блока, прилагая силу 200 Н?
А. 200 Н.
Б. 400 Н.
В. 100Н.
7. Момент силы – это …
А. Μ=Fl Б. Μ=F/l В. Μ=l/F
8. Момент силы измеряется в
А. Дж/с Б. Н м В. Н/м
9. Плечо силы – это
А. расстояние между точками приложения сил
Б. длина рычага
В. Перпендикуляр, опущенный из точки опоры к линии действия силы
10. Правило рычага можно записать по формуле
А. F1/F2 = l1/l2 Б. F1/ F2 = l2/ l1 В. F2/ F1= l2/ l1
Ответы на тест
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Б
Б
А
А
А
Б
А
Б
В
Б
ШКАЛА ПЕРЕВОДА
1 – 2
3 - 4
5 - 6
7 - 8
9 - 10
1
2
3
4
5
8. Подведение итогов. Домашнее задание § 32.
9. Список литературы и Интернет-ресурсов:
1.Физика 9 класс, Н.М.Шахмаев, А.В.Бунчук.
2.Дидактические материалы Физика 7 класс, А.Е.Марон, Е.А.Марон.