Submitted by Азат Рауфович Каримуллин on Wed, 11/02/2015 - 00:13
Ход урока
I. Организационный момент (2 мин.)
“ Исаак Ньютон (слайд 1)
Запишите тему урока: “Закон Всемирного тяготения” (слайд 2)
II. Актуализация знаний. Разминка (8 мин.)
Для повторения вашему вниманию предлагаются задания с выбором ответа. Повторение по теме “Второй и третий закон Ньютона”:
1. Причиной возникновения ускорения является (слайд 3)
1. Изменение скорости тела
2. Действие на тело других тел с некоторой силой
3. Изменение траектории тела
2. Второй закон Ньютона можно записать так:
1.
2.
3.
3. Вектор ускорения совпадает по направлению с вектором (слайд 4)
1. Скорости
2. Перемещения
3. Равнодействующей силы
4. Третий закон Ньютона формулируется так: силы, с которыми два тела действуют друг на друга:
1. Равны по модулю и противоположны по направлению
2. Противоположны по направлению и не равны по модулю
3. Равны по модулю и имеют одинаковые направления
5. Единица измерения силы в СИ: (слайд 5)
1. Джоуль
2. Ватт
3. Ампер
4. Ньютон
6. Какая формула правильно отражает смысл третьего закона Ньютона:
1. F1 = F2
2. F1 = -F2
3.
4.
7. Если равнодействующая сил, приложенных к телу, не равна нулю, то тело движется (слайд 6)
1. С ускорением
2. С постоянной скоростью
3. Сначала с постоянной скоростью, а затем с ускорением
8. Силу, действующую на тело, можно вычислить по формуле:
1.
2.
3.
III. Изучение нового материала. (15 мин.)
Сегодня на уроке мы с вами изучим закон всемирного тяготения, покажем его практическую значимость. Шире раскроем понятие взаимодействия тел на примере этого закона и ознакомимся с областью действия гравитационных сил.
Сегодня мы поговорим о великой силе природы – силе всемирного тяготения. Тысячелетиями жаловался человек на эту силу. Она не позволяла строить многокилометровые башни (верхние этажи своей тяжестью давили на нижние - строение разрушалось), мосты через широкие реки (чуть просчитывались инженеры – и они с грохотом обрушивались). Между тем человек и не подозревал, как этой силе он обязан.
Именно она собирает воды планеты, образуя моря и океаны, удерживает голубую атмосферу Земли, да и саму Землю на орбите вокруг Солнца. Не будь этой силы, Земля и другие тела нашей планетной системы – от мельчайшего астероида до гигантского Юпитера – понеслись бы в разные стороны в черное пространство Вселенной. А сама Вселенная? И она не устояла бы без силы всемирного тяготения – галактики распались бы. (слайд 8)
Человек заставил служить себе эту силу. С древних лет она направляла потоки воды, на пути которых человек строил плотины и ставил турбины, она совершала работу в первом паровом двигателе английского кузнеца Ньюкомена, заставляла качаться маятники часов. Человек запустил искусственный спутник Земли, и могучая сила тяготения понесла его именно по расчетному пути.
Первый вопрос нашего урока:
IV. Открытие закона всемирного тяготения
Закон всемирного тяготения был установлен И. Ньютоном путем обобщения результатов, получе6нных известными астрономами. Важную роль сыграли закономерности движения планет, обнаруженные немецким астрономом И. Кеплером (1571–1630) в результате обработки астрономических наблюдений и информации датского астронома Тихо Браге.
Ньютон открыл закон ещё в 1666 году, но сверяя свою теорию с данными опыт, он обнаружил расхождения и не стал публиковать свои результаты. Позднее выяснилось, что данные, которыми пользовался Ньютон оказались неточными. Получив в свое распоряжение новые данные , ученый убедился в том, что открытый им закон верен .
Формулировка закона: (слайд 9)
Сила гравитационного притяжения любых частиц прямо пропорциональна произведению их масс и обратно пропорциональна квадрату расстояния между ними:
где m1 – масса первого тела;
m2 – масса второго тела;
r - расстояние между телами;
G – гравитационная постоянная.
гравитационная G = 6,65 * 10-11 Н*м2/кг2.
V. Применение закона.
Свойства сил всемирного тяготения.
Сила всемирного тяготения направлена вдоль прямой, соединяющей материальные точки, т.е. центры масс двух тел (эти силы центральные);
Это сила только сила притяжения;
Т.к. взаимодействуют каждые из двух тел, то по третьему закону Ньютона они направлены вдоль одной прямой и противоположно направлены;
Эти силы приложены к разным телам, поэтому они не могут друг друга компенсировать;
По природе эти силы гравитационные;
Эти силы нельзя экранировать;
Они действуют на любые тела Вселенной.
VI. Значение закона всемирного тяготения. (слайд 12)
В результате открытия Ньютона выяснилось, что множество, казалось бы, разнородных явлений: падение тел на Землю, движения Луны и Солнца, отливы и приливы и т. д. – представляет собой проявление одного и того же закона природы – закона всемирного тяготения. Этот закон вместе с законами движения Ньютона составляет основу небесной механики.
Всемирное тяготение объясняет устойчивость Солнечной системы, движения планет и других тел. Луна сохраняет свою орбиту благодаря силе притяжения Земли; Земля удерживается на своей траектории силой притяжения Солнца.
С помощью закона всемирного тяготения стало возможным вычислить массу Солнца и планет и их плотности. (слайд 13)
Закон всемирного тяготения позволяет объяснить морские приливы и отливы притяжением Луны (пояснить с помощью чертежа).
На основании закона были открыты планеты Нептун и Плутон. (слайд 14)
Пользуясь законом всемирного тяготения, точно определяют время и место солнечных и лунных затмений.
VII. Разбор одной задачи и решение учениками двух задач. (13 мин.)
. Работа сильных учеников с тестовым заданием.
1. Как изменится сила притяжения между двумя шарами, если расстояние между ними уменьшить в три раза?
а) увеличится в 3раза
В) уменьшится в 3 раза
с) увеличится в 9 раз
д) уменьшится в 9 раз
е) не изменится
2. Как изменится сила притяжения между двумя шарами, если массы взаимодействующих тел увеличить в три раза?
а) увеличится в 3 раза
В) уменьшится в 3 раза
с) увеличится в 9 раз
д) уменьшится в 9 раз
е) не изменится
3. С какой силой притягиваются два вагона массой по 90 т каждый, если расстояние между нами 2 км?
а) 3,5 10-8 Н
В) 21,5 10-8 Н
с) 13,5 10-8 Н
д) 4,9 10-8 Н
е) 16 10-8 Н
IIX. Рефлексия учебной деятельности (1 мин.)(слайд 17)
Подведение итогов.
оценка работы на уроке.
IX. Домашнее задание (1 мин.)(слайд 18)
Параграф 15, упр.15 (4), вопросы к параграфу № 1-7; Перышкин А.В., Гутник Е.М. Физика Дрофа 2012.
Использованные источники
1. Учебник Перышкин А.В., Гутник Е.М. Физика 9. Дрофа
2. Тематическое и поурочное планирование к учебнику А.В.Перышкина, Е.М.Гутник “Физика”, 9 класс.
3. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов // [Электронный ресурс]// http://school-collection.edu.ru/catalog/res/84cb4bdb-a930-4333-bf0e-bf4a...