Официальный сайт maxceiling 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



"Игровые образовательные технологии"( в разработке)

Фото пользователя Татьяна Викторовна Аристова
Submitted by Татьяна Викторовна Аристова on чт, 05/02/2015 - 21:49
Данные об авторе
Автор(ы): 
Аристова Татьяна Викторовна
Место работы, должность: 

МБОУ " Лукашевская СОШ"

Регион: 
Ленинградская область
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
начальное общее образование
Уровни образования: 
основное общее образование
Уровни образования: 
среднее (полное) общее образование
Класс(ы): 
Все классы
Предмет(ы): 
Внеклассная работа
Предмет(ы): 
Изобразительное искусство
Предмет(ы): 
Искусство
Предмет(ы): 
Литература
Предмет(ы): 
Мировая художественная культура
Предмет(ы): 
Музыка
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: 
образовательная технология
Краткое описание ресурса: 
<p>Много творческих, сюжетно-ролевых игр для формирования познавательной &nbsp;активности учащихся на уроках музыки.</p>

Использование игровой деятельности  на уроках музыки для формирования творческой активности обучающихся.

Ни   к    какой   деятельности    ребёнок    не   проявляет  столько интереса,   сколько   к    игровой.   Ему  интересно, а значит,  познание происходит   легко,  с  удовольствием. В этом  секрет  воспитательных и обучающих возможностей  игры.  Психологи считают: «Игровая деятельность – это особая сфера человеческой активности, в которой личность не преследует никаких других целей, кроме получения удовольствия от проявления физических и духовных сил».  Игра только внешне кажется беззаботной и легкой. А на самом деле она требует, чтобы играющий отдал ей максимум своей энергии, ума, выдержки, самостоятельности. «Игра – путь детей к познанию мира, в  котором они живут и который они призваны изменять», -говорил  М.Горький. " Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности", - считал В.П.Сухомлинский.
Игра – путь  к  познанию  ребёнком самого себя…
В игре формируется творческое воображение, развивается фантазия, повышается внимание учащихся, активизируется память, мышление, сообразительность. Игра закрепляет у детей полезные    умения   и   привычки.   Дети  учатся понимать друг друга, вести диалог, отстаивать свое мнение, сострадать   и   радоваться.

В обучении школьников применяются игры с заранее очерченным ходом игровых действий и чётко выраженным «обучающим» началом, связанным с передачей и применением знаний, упражнениями.  В начальной школе дидактические игры принимают форму игровых приёмов обучения, игровых моментов урока и могут применяться на всех этапах традиционного урока. В средней школе дидактические игры проводятся обычно  в целях повторения, закрепления и проверки усвоения пройденного (диктанты-соревнования, кроссворды, «путешествия», ролевые игры, драматизации и пр.).  Все виды игр выполняют  здоровьесберегающую функцию.

Классифицировать  дидактические игры(по И.Я. Ланиной)  можно следующим образом:


1.Творческие (ролевые)  игры, в которых  все действия участников определяются порученной им ролью («Суд над…»,  «Защита темы», «игры-путешествия», музицирование на детских музыкальных инструментах и пр.);

2. Игры – соревнования, связанные с выявлением победителя (викторины, конкурсы и пр.); 

3. Игры – упражнения, направленные на выполнение занимательных заданий (кроссворды, ребусы, шарады и т.п.); 

4.Игры с раздаточным материалом (дидактическое лото, домино и т.п.);

 

5. Деловые игры, связанные с имитацией возможной жизненной ситуации. 

Ввести  игровую ситуацию на уроке или во внеурочном мероприятии можно так:

1. Простое объявление начала игры; 

2. Описание игровой ситуации; «Представьте себе, что…», "Сегодня мы в гостях...", "Я приглашаю вас, друзья..."

3.Игровой пролог – театрализованное начало игры; 

4.Технические, звуковые  эффекты (гонг, музыкальный сигнал, колокольчик ); 

5.Использование реквизита, раздача игровых карточек и прочих атрибутов игры; 

6.Представление команд, судей, гостей; 

7.Игровое комментирование (например, «Уважаемые друзья, мы с вами присутствуем на состязании  2-х команд. Командам "Песенка"   и " Музыканты"  предстоит…»).

8.Распределение по командам - может происходить по разрезанной открытке, эмблеме, словесному или нотному тексту.

Во время проведения игры учитель может быть инструктором, судьей, ведущим.
Какую бы позицию не занимал учитель, он должен быть участником игры, а не сторонним наблюдателем.

В конце игры подсчитываются набранные очки, объявляются игровые результаты, имена победителей.

Проводится оценка действий участников игры, анализ причин успехов и неудач, возникших трудностей, оригинальных идей, ходов, отношений участников в процессе игры. В играх – соревнованиях надо  научить  игроков умению достойно проигрывать и достойно выигрывать.

Игра будет эффективной, если

1.  основывается на свободном творчестве и самодеятельности учащихся, предполагает свободу действий при решении игровой  задачи в рамках правил.

 2.  вызывает  у учащихся положительные эмоции (цель должна быть интересной, привлекательной  и достижимой, оформление – ярким, привлекательным).

3. учитывает  возрастные и индивидуальные особенности участников при выборе вида, формы игры, её содержания.

4.  поощряется не только правильность и точность в дидактических играх, но и  быстрота реакции, находчивость, соблюдение  правил, сплочённость команды, взаимопомощь и т.п.).

Особое внимание уделяется созданию необходимого микроклимата, соблюдению педагогического такта. Контроль и руководство игрой не должны подавлять инициативу школьников, иначе уничтожается сущность игры.

 

 В сети Интернет представлена  разнообразная игровая деятельность школьников на уроках музыки. Я попыталась систематизировать эти игры, а также  поделиться своими творческими находками, которые применяю на уроках в начальной и средней школе.

 

Игровая деятельность учащихся на уроках музыки:

 

1. Творческие (сюжетно - ролевые) игры и импровизации.

 

Иначе их называют познавательные, дидактические, обучающие, умственные, учебные, предметные, развивающие.

 Ролевая игра - форма моделирования ребенком прежде всего социальных отношений, свободная импровизация, не подчиненная жестким правилам, неизменяемым условиям. Тем не менее, произвольно разыгрывая различные ситуации, дети чувствуют и поступают так, как должны поступать люди, чьи роли они на себя берут. Ролевые игры – всегда игры «во что-то», «в кого-то».

  • Представь себе, что ты композитор. Какую бы музыку ты сочинил для (утра, ночи, зимы и т.д.).
  • Учитель:  "Представьте себя в роли композитора(звукорежиссера, музыкального продюсера....). Какую музыку вы написали бы к этим словам, сюжету, картине? Придумай звуки, шумы, соответствующие какому-либо произведению изобразительного или литературного искусства.
  • «Я — психолог». ( Первый вариант - на время стать  «психологом», прослушать одного или два  произведения композитора, рассказать о композиторе — человеке, которого никогда не видели, не знали, но который оставил «звуковое письмо» о себе и о своем времени.  Другой вариант:  "Ты очень хорошо знаешь  характер своего одноклассника, его привычки, можешь рассказать про него много интересного. Герой этой музыки не менее интересный. Попробуй описать его образ, поведение, послушав внимательно эту музыку"). 
  • Вы- драматург. Какую историю поведала вам эта музыка?

 

  • Из каких произведений  композитора вы бы составили программу концерта, музыкальной передачи, посвященной памятной дате(какому-либо событию, личности...)
  •  Требуется выпустить компакт-диск известного композитора. Какие произведения вы хотели бы разместить на    CD -диске?

 

  • Вы - журналисты. Какие вопросы вы задали бы композитору, если бы брали у него интервью?
  • Вы - искусствовед (музыковед). Мы отправляемся в театр(концертный зал, городской парк...). Каков музыкальный язык? Что расскажет вам музыка о композиторе? Определите состав исполнителей...

Инструментальное музицирование.

 Это творческий процесс восприятия музыки через игру на доступных ученикам инструментах. Являясь одним из видов музыкальной деятельности, инструментальное музицирование связано с вокально-хоровой деятельностью, импровизацией и слушанием музыки. Играя на музыкальных инструментах, дети не только глубже постигают образ, настроение, жанровые особенности,  ритм, темп и формы произведения, но и путем  игры  учатся передавать его.

  • Вы -исполнители оркестра народных инструментов. Передайте музыкальный образ этой  песни  в музицировании, при выборе инструментов,обратите внимание на соответствие музыкального образа песни  голосу (тембру) инструментов( ложки, свирели, треугольники, погремушки, барабаны, бубны  и др.детские музыкальные инструменты). Возможна  игра с учителем в 4 руки.

Вокальное музицирование.

  • "  Метод сочинения сочиненного" В.О. Усачевой. Ученики придумывают мелодию к неизвестной им песне.
  • Учитель пишет на отдельных листках строчки из стихотворений и раздает ребятам. Задача играющих - придумать мелодию для данных слов. Не обязательно специально придумывать рифму.
  •  Можно использовать известные         детские     стихотворения Агнии Барто, например: "Уронили мишку на пол..." или "Наша         Таня громко      плачет..." и  сочинить мелодии.
  • "Сами композиторы" или "Я-композитор".
  •  «Спой  инструменталь­ную мелодию»(вокализирование мелодии). "Я-сочинитель"(для лучшего запоминания основных лейтмоти­вов можно придумать текст, который подходит по смыслу и ритму. Мелодия в данном случае лучше запоминается, стано­вится легко узнаваемой и помогает сильнее прочувство­вать настроение пьесы.

        Моим ученикам  приходилось придумывать слова к музыкальной фразе.

        Например, к теме "Утро" Э.Грига"Солнышко    всходит и небо светлеет, дети проснулись и   в школу идут".

   Л. Бетховен "Симфония № 5" "Сильный герой, храбрый герой, смелый герой, служит стране"

   П.И. Чайковский «Болезнь куклы». «Я бо-ле-ю»

    П.И. Чайковский«Марш» из балета «Щелкунчик». «Как праздничной елки хорош наряд.   Дети собрались и встали в ряд».

Д.Д. Шостакович "Вальс-шутка" "Вниз листочки с дерева летят, а цветочки весело кружат".

Вокальные игры.

  • Это различные   упражнения, звукоподражание, речевые зарядки и ритмодекламации, игры на развитие речевого и певческого дыхания, развивающие игры с голосом, интонационные игры и упражнения, игровой показ песни.  
    А в среднем звене- это сочинение вокального подголоска, пение по «цепочке» , как бы  передавая «эстафету» другому человеку, вокальная импровизация.
    В учебниках " Музыка" авторов Усачевой - Школяр(издательство Баласс)  включены тексты народных песенок – попевок,  мелодии к которым ребята должны, по возможности, сочинить сами. Дети  сочиняют свои варианты, лучшие из которых разучиваются всем классом.
  • «Пение про себя» - часть музыкального про­изведения исполняется вслух, а часть - «молча», "про себя". По знаку учителя (сжатые губы или пальцы в кулак или руки за спиной) учащиеся  чередуют манеру пения.

"Дирижером"  может быть выбран ученик.

 

Андрей-воробей, не гоняй голубей. (Вслух.)

Гоняй галочек из-под палочек. (Про себя.)

  •  «Узнайте знакомую песню по ее вступлению и исполните первый куплет «в уме» одно­временно со звучанием мелодии».(повторение текста)

 

  •  Ритмодекламация – это четкое произнесение текста или стихов в заданном ритме. Использование ритмодекламации способствует формированию естественного звучания голоса, выработке речевого и певческого дыхания, развитию четкой дикции и выразительного исполнения различных настроений в речевом или музыкальном материале. Один и тот же текст можно окрасить разными эмоциями( произнести обиженно, сердито, печально и т.д.).Ритмодекламация может идти на фоне ритмического сопровождения звучащих жестов (хлопки, шлепки, щелчки, притопы и т.п.), шумовых инструментов, может сопровождаться различными движениями, что помогает детям телесно пережить ощущение темпа, динамики, ритма речи.
  • Упражнения из фонопедического метода  В.В. Емельянова.

"Вопросы -ответы".

  •  
  •  
  •  
  • (вибрант гортани).

х х х КРОКОДИЛИЙ ГОЛОСОК –

х х х ОН НЕ НИЗОК, НИ ВЫСОК…

х х х РОКОТ, ШОРОХ, СКРИП И СКРЕЖЕТ…

х х х ПАСТЬ РАЗИНЕТ – УШИ РЕЖЕТ…

«Бегемот». На этом упражнении дети получают представление о вибранте мягкого нёба. Попытаться издавать его на вдохе и выдохе (храп).Произносить упражнение грудным и фальцетным режимами.

Сладко спит в своей постели бегемот -    [ХР]-[ХР]

Видит он во сне морковку и компот -      [ХР]-[ХР]

Спит он широко разинув рот -                  [ХР]-[ХР]

И во сне он громким голосом поёт: -        [ХР]-[ХР]

 «Губной вибрант».

(Р) – НА МАШИНЕ ЕДЕМ А МАМЕ -    (Р)

(Р) – МЫ НЕ ЕЛИ, МЫ НЕ СПАЛИ -      (Р)

(Р) – ЦЕЛЫЙ ДЕНЬ МЫ ЗА РУЛЕМ -    (Р)

(Р) – ВСЁ НАМ БЫЛО НИПОЧЕМ -         (Р)

Едем песенки поем!!!
А потом стараемся изобразить маленькую машинку(тоненько говорить и тоненько вибрировать), ну а затем большую машину))))

(р) – ты, моя машина, не рычи -           (р)

(р) – ты, моя машина, не урчи -            (р)

(р) – ты, моя машина, не фырчи -        (р)

(р) – ты, моя машина, не ворчи -          (р)

 

«Инсценировка»

  •  Инсценировки  песен позволяют ученикам раскрепоститься, повышают самооценку, развивают творческий потенциал. Ребята очень любят выступать в роли артистов.
    Прекрасные примеры для инсценировки - песни  Д.Б. Кабалевского «Любитель-рыболов», Т. Попатенко "Котенок и щенок", Л.. Книппер "Почему медведь зимой спит", норвежская песня "Волшебный смычок".

 Сильно усложнять игру не следует. Надо просто разъяснить некоторые моменты, а уж дальше, ребята прекрасно сыграют свои роли.

 «Музыкальный театр»  -  этот метод направлен на постижение целостного музыкального содержания. Средства – звук, жест, танец, слово, литературный сюжет, стихи. Особенностью является то, что определяемые учителем средства, должны быть реализованы в синтезе, например звук + жест. Этот метод помогает ребенку сделать музыку зримой, осязаемой, что очень важно на начальном этапе взаимодействия с музыкальным искусством, когда дети еще не могут говорить о музыке.

  • Учащиеся начальной школы по музыке дети определяют различных животных из "Карнавала животных"К. Сен-Санса, а потом  разыгрывают спектакль, изображая повадки того животного, кто больше понравился. Разыгрывают  по ролям  фрагменты сказок, в т.ч. музыкальных, оперу  М. Коваля "Волк и семеро козлят".

 

"Звук и цвет"

  •   "Я-художник", "Цвет-настроение"(развитие ассоциативно-образного мышления).

 Мои ученики  с большим удовольствием  воплощают музыкальные образы в художественные,  создают иллюстрации к музыкальным произведениям. "Три подружки" Д. Кабалевского,  "Котенок и щенок" Т. Попатенко, "Кот в сапогах и белая кошечка" П.И. Чайковского, "Времена года" А. Вивальди и П.И. Чайковского, "Утро" Э.Грига, "Рассвет на Москва-реке" М.Мусоргского, "Лесной царь" Ф. Шуберта, "Болеро" М. Равеля.Этот прием позволяет детям через цвет отобразить настроение, образ музыки.  Следует подсказать учащимся, что цвет в рисунке имеет большое выразительное значение: светлые тона часто соответствуют светлому, нежному, спокойному настроению музыки; темные – тревожному, таинственному, яркие сочные краски – веселому, радостному.


 «Пластическое интонирование» - направлено на освоение способов «активного слушания». Особенностью данного метода является целостное восприятие музыки, через моторику своего тела.

Этот метод связан с именами таких педагогов, как Д.Б.Кабалевский, Т.Вендерова, В.Коэн.

Пластическое  интонирование- познание музыки через жест, движение, превращение процесса восприятия музыки из пассивной формы работы (слушание) в активную. 
При этом решается целый ряд образовательных и психологических проблем: 
 

  • «Прослушаем музыку с закрыты­ми глазами».

Например, при знакомстве с отрывком «Ночь» из ба­лета Р. Щедрина «Конек-Горбунок» детям дается следую­щее задание: «Обратите внимание на то, что среди плав­ной, безмятежной музыки, рисующей ночное спокойствие, композитор вводит образ падающей с неба звезды. Чтобы вам лучше услышать это, давайте закроем глаза. А когда вы услышите, как музыка нарисует мгновение с летящей с неба звездой, посмотрите на меня". На следующем уроке задание следует несколько усложнить. Например, дети, не раскрывая глаз, должны указать нуж­ное место взмахом руки.

Подобное задание  применяю при слушании  «Прелю­дии № 7» Ф. Шопена, чтобы отметить кульминацию, «Утро»  Э. Грига, чтоб  взглядом показать момент восхода солнца, «Купание в котлах» из балета «Конек-Горбу­нок» Р. Щедрина, когда детям надо услышать появление из котла Ивана, когда в котел попадает царь Горох.

 

  • «Зеркало» " Ребята, кто такой дирижер? Вы видели, на каких инструментах играет дирижер?(не играет, а управляет оркестром). Я раскрою вам тайну: дирижер который, не играет сам на инструменте, в то же время "играет” таким колоссальным инструментом, как оркестр. Значит, есть в жесте дирижера что-то такое, что дает почувствовать интонационно-образный смысл музыки.
    «Мои руки – это зеркала, в которых отражается музыка.  Сейчас я своими  руками(без слов) расскажу     вам   о музыке.  Вы  услышали мои мысли?  А теперь вы вместе со мной будете воплощать звучащую музыку в жестах".
  •  Пластическая импровизация.  Передать образы героев музыкальных произведений через синтез музыкального и сценического искусства к поиску способа воплощения музыкального образа в пластике. Образы Пети, кошки, птички, утки, дедушки, охотников в  симфонической сказке “Петя и волк” С. Прокофьева. Образы волка, мамы козы, козлят в опере "Волк и семеро козлят" В.Коваля. "Зайчик дразнит медвежонка" Д.Б. Кабалевского.
  • Интересен метод «музыкальное рисование», который тоже развивает творческую фантазию, навыки импровизации. Дети представляют, что они художники, и держа в руках кисточку или просто кистью руки «рисуют» в воздухе картины, соответствующие  звучащему музыкальному образу.

 

“Перевод музыки на язык другого вида искусства” 

Предлагаю сочинить историю, рассказ, эссе, мини-сочинение  или стихотворение в письменной форме о содержании  данного музыкального произведения.

 Выразить в цвете, линии, фактуре образный строй музыкального произведения.

Приход гостей (игрушек), игровые сюрпризы.

При  знакомстве с русской народной колыбельной песней «Котя-котенька коток».

Учитель (показывает игрушку). Кто это? (кот). Изобразите голос кошки!

(Дети, подражают го­лосу кошки.)

Учитель. У каждой из ваших кошек получился свой голос и свой характер. Покажите мне голос кошки, находящейся в добром настроении.

(Идут поочередные ответы детей.)

Учитель. А каким станет голос у кошки, когда она расстроена? (не удалось поймать мышку)

(Ответы детей.)

Учитель. Обратите внимание, что голос кошки несколько изменился. А каким он станет, если кошка злится?

(Ответы детей.)

Учитель. Я вижу, что вы много раз не только наблюдали за этим животным в различном настроении, но и прислушивались к его голосу. Теперь ответьте, по­жалуйста, что любит и умеет делать кошка?

Дети (отвечают). Спать, ловить мышей, пить мо­локо, прыгать.

Учитель. Наши предки перед тем, как положить ребенка в люлечку, клали туда кошку. Не случайно, главным героем многих колыбельных песен является кот. Показ и разбор колыбельной.


Игры- путешествия   совершаются школьниками в воображаемых условиях. Такие  игры  применяются  при изучении культуры разных стран, творчества композиторов. Часто в конце четверти на ярком, любимом детьми музыкальном материале как обобщение  провожу урок-путешествие с игровыми моментами.

"Сегодня мы отправляемся в путешествие  в дальнюю страну. Давайте поздороваемся с ее жителями на их родном языке. (Чао!). Что о характере этого народа нам поведает музыка?"

 «Экспедиции», «походы», «поездки», «путешествия», совершаются школьниками в воображаемых условиях, где все действия и переживания определяются игровыми ролями путешественника, музыканта, археолога. Учащиеся собирают музыкальный  материал познавательного характера, ведут "путевые дневники", могут писать письма "из-за границы".

 

Игры-имитации.

 "Музыкальный  инструмент",

 "Звучит-не звучит",

"Изобрази звук".

Музыкальная пантомима.  "Море", Любимый инструмент", "Оркестр"

 

Ассоциативные игры на уроках музыки

К.Паустовский отмечал, что у человека одаренного «любая мысль, любая тема, случайный предмет вызывают неиссякаемый поток ассоциаций".
Основные задачи       ассоциативных игр: 
— развить ассоциативное мышление, творческое воображение детей, умение продуцировать неординарные идеи и образы; 
— развить умение передавать эмоции, чувства, образы посредством звуков,         мимики,    движений красок; 
— учить детей распознавать и анализировать звуки окружающего мира; 
— дать представление о различных характеристиках однотипного звукового         явления; 
— учить детей самостоятельному созданию звуковых произведений на заданную  тему, выражать  мимикой, жестами эмоциональное состояние         музыки     после         ее      прослушивания.

«Представь и услышишь»

     Перед игрой учитель может обратиться к ученикам со следующими словами: «Ты не раз слышал, как хлопает и скрипит дверь, звенит колокольчик, плачет ребенок, гремит гром. А вот можешь ли ты услышать, как говорит облако? Может быть; оно поет или вздыхает? Представь, и ты услышишь необыкновенные звуки или придумаешь свои, никому      пока неизвестные». 
Детям        предлагается: 
а)описать или нарисовать свои любимые звуки; 
б)      представить, как звучит мягкое пушистое облако. Описать и нарисовать         звучание   облака; 
в) представить и нарисовать звук кислого огурца, красного яблока и т.д.; 
г) представить, как звучит большая лужа после дождя. Описать и нарисовать         звучание   большой   и       маленькой         лужи.

 «Эмоции».

 Для проведения игры используются карточки с написанными на них эмоциональными характеристиками (радость, печаль, ярость, нежность и т.д.). Карточки раздаются участникам. Каждый пытается озвучить и передать в движении или мимикой ту или иную эмоцию. Группа       пытается         определить        услышанное.
«Цвета»

  Для игры используются от 4 до 6 цветных карточек (красная, синяя, зеленая, желтая, черная, белая), которые раскладываются по классу. Дети выбирают цвет, наиболее соответствующий их внутреннему настроению на данный момент, и разбиваются на группы. Учитель      просит         участников        игры: 
а) по очереди голосом озвучить цвет, каким они его себе слышат; 
б)      зазвучать  «цветовой палитрой»        всей  группой; 
в) создать звуковое произведение, ритмически организовав его, чередуя звучание отдельных голосов, созвучий и целой группы «инструментов».
«Найди свой звук»

  Для игры учителю будут необходимы разнообразные мелкие предметы (ключи, гвозди, банки-склянки, бумага, чашки, ложки и прочие «музыкальные инструменты»), из которых можно извлечь звуки.

        Детям предлагается, манипулируя этими предметами и извлекая из них разнообразные звуки  (стуча, скребя, гладя, шурша, звена и т.п.), найти понравившийся тембр, звук, сочетание. После того как звуки будут определены, каждый воспроизводит свою находку и пытается объяснить, почему он выбрал именно этот звук или сочетание, какой образ, цвет возникает         при   восприятии       этого         звука.

В игровой форме у детей развиваются основные музыкальные способности: ладовое чувство, музыкально-слуховые представления и чувство ритма.
Игры для развития ритмического слуха:

 - «Ритмическое эхо»

 - «Определи по ритму»

 - «Вспомни мелодию»

 - «Узнай и спой».

 Игры для развития динамического слуха:

 - «Эхо» - «Громко - тихо»

 - «Громкая и тихая музыка»

 Игры на развитие тембрового и звуковысотного слуха:

 - «Музыкальное лото»

 - «Моя семья»

 - «Угадай по голосу»

Игры на развитие певческих способностей:

 - «Музыкальный волчок»

 - «Из какой мы песни?»

- «Концерт»

 - «Конкурс дирижеров»

 Игры для восприятия музыкальных произведений:

 - «Расскажи мне о музыке»

- «Клоуны»

 - «Музыкальная викторина»

- «Ожившие картинки»

- «Солнышко и тучка»

Опишу подробно несколько игр, которые помогут в работе  учителю музыки.

  • «Играем в оркестр»

                Цель игры – развитие тембрового слуха учащихся, закрепление знаний об оркестре и его разновидностях, музыкальных инструментах и приёмах игры на них.
                 Музыкальный репертуар: «Вальс цветов» П.И. Чайковский (из балета «Щелкунчик»), «Камаринская» М.И.Глинки, 40-я симфония В.А.Моцарт(1часть). 
               Методика и техника игры. При прохождении темы «Оркестр и его виды» учащиеся изучают составы симфонического, камерного, духового и народного оркестра. Игра-драматизация даст возможность им войти в роль музыкантов-исполнителей каждого вида оркестра. 
                       Например, учитель рассказывает учащимся о симфоническом оркестре и его группах, показывает иллюстрации с изображением инструментов и объясняет приемы игры. 
Как располагаются музыканты симфонического оркестра. Первые парты — первые скрипки и виолончели, вторые парты - вторые скрипки и альты, один ученик «играет» на арфе, дальше сидят контрабасы, литавры и т.д. Задача каждого ученика - слушать тембровое звучание своего инструмента, вовремя вступить и имитировать игру на своем инструменте. Учитель выступает в роли «дирижера симфонического оркестра» и показывает вступление каждой оркестровой партии. Под музыку выбранного музыкального произведения учащиеся «играют» на инструментах         симфонического        оркестра. Для игры-драматизации важна  самостоятельность в определении своего вступления каждым учеником и его умение координировать свои действия      под   музыку. 

  • "Угадай инструмент". Научиться различать тембровую окраску инструментов. Звучат короткие музыкальные примеры, а дети отгадывают, какой инструмент звучит. Можно разделиться на команды и подсчитывать         балы.
  • «Загадочный инструмент»

Учащиеся выбирают водящего. Он выходит из класса. А все остальные загадывают какой-нибудь музыкальный инструмент (например: скрипка) 
Водящий возвращается в класс и подходит по очереди к каждому игроку. Каждый участник говорит какой-нибудь признак загадочного инструмента: 
деревянная        основа 
имеет         струны 
средних    размеров 
играть       с        помощью смычка. 
имеет         певучие    звучание. 
Скрипка, догадывается водящий. Ответ верный. Новым водящим становится игрок, назвавший последний признак. В данном случае: имеет певучее звучание. Идеально было бы иметь картинки с изображением музыкальных инструментов и запись их звучания на диске или кассете. 
«А+Б» 
        2 вариант.  Класс делиться на команды. Команды загадывают по одному музыкальному инструменту. Затем, сначала одна команда громко, вместе произносит 1-й слог загаданного слова. Противоположная команда думает 3 секунды и говорит окончание слова. Например: скри….пка; ро….яль; ма…ракасы. Затем вторая команда предлагает своё название. А противоположная команда должна дружно досказать слово. 
Выигрывает команда, допустившая меньше ошибок.

  • «Кто        быстрей?»

     С каждого ряда выбирается по одному представителю. Они встают в одну линию. Задание: каждый участник друг за другом делает шаг вперёд и говорит    название   музыкальных    инструментов. 
Правило: повторять дважды одно слово нельзя, думать более 5 секунд нельзя. Если время истекло участник остаётся на месте. Выигрывает тот, кто         быстрее    дошёл       до     «финиша». 
              Примечание: задачу можно усложнить, например: участники должны называть инструменты симфонического оркестра или народного или         духового.

  • «Свой     оркестр»

        Для игры понадобятся открытки с изображением музыкальных инструментов. Учитель включает любую веселую музыку и показывает открытки, чередуя    друг с        другом. 
Какой инструмент изображен на рисунке, на таком инструменте «играют ребята». Для оживления игры иногда учитель очень быстро меняет открытки. Некоторые ребята не могут быстро сориентироваться, путаются. Это вносит нотки юмора, оживление в игру. Если учитель открытки не показывает, ученики просто сидят и слушают музыку. 
Игра воспитывает внимательность, наблюдательность, умение быстро переключаться.

  • Игры на развитие слуха.
    Игра «Эхо»

                          Учитель громко, отчетливо поет отдельные ноты и соединения. А ученики тихо повторяют данные звуки, как отголосок эха. 
    Можно игру проводить несколько иначе. Учитель поёт звук громко. Ученики 1-го ряда повторяют этот же звук не очень громко. За ними ребята 2-го ряда повторяют этот звук не очень тихо. А ученики с 3-го ряда повторяют очень тихо. Таким образом, ребята одновременно знакомятся с оттенками, знакомятся с их условными обозначениями.
  • «Лисичка, птичка, медведь»

Это несколько условное название. На самом деле можно придумать множество         вариантов этой игры. 
                    1-й вариант: учитель играет на инструменте вразброс звуки. Учащиеся записывают ответы с помощью условных обозначений. Низкий звук сравниваем с образом медведя, поэтому обозначаем, условно М. Средний звук сравниваем с озорным легким бегом зайчишки, обозначаем буквой З. А высокие звуки - это, конечно же, звонкое щебетание птичек, обозначаем П. Вот так легко ребята могут ознакомиться с темой «Высота звуков». 
                     2-й вариант больше похож на творческую работу. Учитель играет различные комбинации нот в разном темпе. Ученики пытаются оживить музыку. Они думают, какому животному подойдет эта мелодия. Быстрая, легкая музыка - может быть это пробежал ёжик? Лукавая, острая музыка         схожа        с        проказами хитрой      лисы.

  • «Музыка        и      движение»
  • Послушайте, что я вам сыграю, и угадайте, куда мы с вами бежим по лестнице вверх или вниз? Вот змея ползет, на горку или с горки? 
    Послушайте, как чирикают две птички. У какой из них голос более высокий - у первой или у второй? Какая из них меньше? 
    «Музыкальный поезд»

Игру можно проводить при изучении темы «Ритм». Учитель - машинист. Один из учеников - помощник машиниста. 3 ряда- 3 вагончика. 
Помощник хлопает ритм «вагончики» за ним повторяют. Учитель-машинист контролирует обстановку. Ритмически рисунки изображены на доске. Ребята должны уметь хорошо выстукивать этот простейший ритм. Умея это делать, они смогут прохлопать более трудный ритм. Выигрывает вагончик - ряд, который допустит меньше ошибок. 

«Громко и тихо»

Цель: Закреплять умение различать динамические оттенки музыки: тихо (р), громко (f), не слишком громко (mf). 
Выбрать цвета, которые будут соответствовать динамическим оттенкам. Прослушиваем музыку 2 раза, затем рисуем как она изменялась (тоже самое          по     изменению        лада, темпа).

"Пересмешник"

Игра рассчитана на учащихся 1-2 классов. Цель игры - развитие чувства ритма и слуховой памяти.

Учитель объясняет правила игры, объясняет, каким должен быть заданный Дятлом ритмический рисунок. Говорит о том, что сто основой может быть ритм знакомой мелодии, танца или просто придуманный, что он не должен быть слишком сложным и длин­ным. Приводит примеры ритма; прохлопывает, простукивает его вместе с детьми (ритмические образцы см. ниже). Показывает по­ложение корпуса, движения рук, кистей, пальцев при хлопках и простукивании. Обращает внимание на то, что извлеченный звук должен быть легким и звонким, а аппарат при его извлечении незажатым, свободным. Пропевает с учащимися фрагменты песен (со словами и без них), простукивая попутно ритмический рисунок.

После предваряющего игру объяснения учащиеся делятся на две равные группы: одна - Пересмешники, другая - Дятлы. Первый Дя­тел карандашом (палочкой) выстукивает ритмическую фразу, кото­рую должен точно повторить первый Пересмешник. Если ритм по­вторен точно, Пересмешник зарабатывает очко, а первый Дятел пе­редает карандаш следующему Дятлу и совершает "круговой полет" как бы в поисках ответившего ему Дятла. Новые ритмические рисун­ки для того же первого Пересмешника выстукивают второй, третий и т.д. Дятлы. В случае ошибки Пересмешник выбывает из игры, полу­чив соответствующее правильным ответам количество очков. То же происходит со вторым, третьим и т.д. Пересмешниками.

Игра проводится два раза. Во второй раз учащиеся меняются ролями: бывшие Дятлы становятся Пересмешниками, и наоборот. Подсчет очков производится после второго тура, когда все уча­щиеся побивали в обеих ролях. Выигрывают Пересмешники, набравшие наибольшее количество очков.

Ритмические образцы

Примеры даются в порядке усложнения.

 

 

"Море"

 Игра рассчитана на школьников 1-2 классов. Цель игры - при­витие навыков слушания музыки и адекватной передачи ее пласти­ки и ритма в движении, стимулирование творческой фантазии.

Учитель рассказывает о море, демонстрирует репродукции, по­казывает, как летают птицы, как движутся волны, облака. Затем прослушивают музыку ("Море" К.Дебюсси).

Учащиеся делятся на три группы: I - волны, II - птицы, III - облака. С помощью учителя уточняются основные движения (здесь все зависит от вкуса, музыкально-пластических способностей пре­подавателя, его фантазии).

Затем начинается собственно игра. Звучит музыка, и "волны", стоя на месте, плавно колышатся. По знаку учителя пролетают не спеша "птицы", и в конце медленно "наплывают" "облака". Движе­ния должны быть очень свободными, импровизационными, непо­средственными, не похожими на хореографию - чтобы ничто не создавало напряжения, трудностей, не отвлекало от слушания му­зыки. Должно быть ощущение полной свободы.

  Варианты: "Волшебное озеро" (А.Лядов "Волшебное озеро". Персона­жи - растения, рыбы, русалки, звезды), "Пробуждение природы" (В.Калинников, 1-я симфония, II часть. Персонажи - туман, травы, цветы, солнце).

После игры обсудить, кто интереснее передал образ.

  «Видимо-невидимо»

Учащиеся работают по группам (командам). Каждая группа (5-6 чел.) садится вокруг одного или трех плотно сдвинутых в компактный прямоугольник столов. Перед ними лист бумаги (один на группу), ручки (карандаши).

Вариант 1. К примеру, у учителя стоит задача дать детям сведения о жизненном и творческом пути композитора (или об истории создания какого-либо произведения).

Он заготавливает плакат, на котором разными цветами, в разных направлениях, вдоль и поперек листа, разными шрифтами написаны основные сведения, которые он мог бы изложить в своем рассказе (см. приложение №1). После краткого вступительного слова («Сегодня мы постараемся узнать о композиторе, почему он считается великим мастером... Для этого мы сделаем вот что...», но только не «Сегодня мы будем играть в дидактическую игру») на доску вешается этот плакат. Детям предлагается некоторое время для его изучения.

Кто желает, может для этого подойти к доске к плакату. Время заранее объявляется и может отслеживаться по часам (с будильником), по секундомеру, по звону колокольчика, или по счету учителя (пять... четыре... три... два... один... Закончили!)

Затем плакат снимается, и команды должны на своем (одном!) общем листе записать то, что они запомнили (об этом их следует предупредить перед вывешиванием плаката). Под записями подводится черта. Команды обмениваются листами, сверяют чужие записи со своими, дописывают под чертой свои дополнения (другим цветом).

Листы возвращаются, проверяются авторами, которые отмечают повторы или незамеченные слова (напри­мер, обводят их). Опять обмениваются листами и подсчитывают результаты по баллам - кто больше сведений за­помнил, кто больше дополнил, кто допустил меньше промашек в процессе проверки. Далее вывешивается учи­тельский плакат и сравнивается с листами, где выписываются отсутствующие сведения. Подводится итог.

Вариант 2. Группы-команды изготавливают такие плакаты сами (например, анализ выразительных средств произведения; ассоциативные образы) во время урока. После этого меняются местами, запоминают, что написано в «чужом» листе, возвращаются и дописывают. Затем обмениваются листами, проверяют и оценивают.

Критерий оценки: а) подсчет по баллам; б) заранее объявленное педагогом условие, что три четверти определений - это «4», свыше - «5»; в) иная форма оценки, по усмотрению учителя, главное, чтобы у нее были объективные, известные ученикам критерии.

На плакате записать самые значимые, содержательные фразы разным шрифтом, цветом, для лучшего запоминания. Ограничение по времени необходимо для того, чтобы ребята сосредоточились и работали целенаправленно. Если кто-то не успевает, то это тут же скажется на результатах команды и заставит в следующий раз работать более собранно. Практика показывает, что в этом отношении ученики учатся просто моментально: стоит только два-три раза провести игру - и вы не узнаете детей. Таким образом, одновременно с усвоением материала урока происходит развитие умения сосредоточиться, эффективно расходовать время, работать в сотрудничестве с другими, прислушиваться к их мнению, отстаивать свое, находить компромиссные решения.

Обмен листами, местами есть ни что иное, как диалог между группами в увлекательной для учеников форме переписки.

 «Партитура чувств»   («Волшебная палочка»)

Вариант I. После прослушивания музыки происходит ее «анализ» следующим образом: один ученик, беря в руки «волшебную палочку», преображается, выражая эмоциональное состояние, которое было в музыке начале, затем передает палочку, глядя ему в глаза, другому ученику, который, принимая палочку, «принимает» эмоциональное состояние. Затем он поворачивается или подходит к следующему (по собственному выбору) ученику, которому «передает» следующее состояние, которое он слышал в музыке и т.д. В результате получаете «партитура чувств», лежащая в основе содержания прозвучавшей музыки, выраженная учениками. Если ученик, которому передают палочку, не согласен с тем, что чувство именно такое, какое выражает «волшебник», он возвращает ему палочку. И наоборот, «волшебник» может забрать палочку назад, если видит, что ученик, получающий палочку, не «слышит» чувство, которое ему передает «волшебник».

Тот же смысл действий может осуществлять один ученик с каждым из избранных учащихся, а не по «цепочке» от одного учащегося к другому. В этом случае «волшебнику» придется выражать всю «партитуру чувств» целиком, а остальные могут соглашаться с его трактовкой, принимая палочку и повторяя эмоциональное состояние, либо не соглашаться и сразу возвращать палочку. «Волшебнику» в таком случае придется либо изменить свои мысли, либо обратиться к другому ученику. Если никто не согласен с «партитурой» волшебника, ему приходится «сдаваться» - он кладет палочку на стол, и ее берет тот, кто сумеет выполнить задачу, становясь «волшебником».

Вариант 2. То же самое, но - по командам перед зрителями. Результат - у кого точнее и выразительнее партитура.

Вариант 3. То же, но в виде загадки: «партитуру чувств» какого произведения воплотила (исполнила) группа учеников.

Оцениваются положительно ученики, сумевшие воплотить «партитуру чувств».

Учащиеся воспринимают сущность эмоционального в мышлении и фиксируют его логику. Если проводить такую работу регулярно, то дети избавляются от излишнего эпатажа или стеснительности и начинают относиться к такой работе вдумчиво. В зависимости от того, когда учитель даст задание - до знакомства с произведением или после него, результаты будут разными.

Если задание дается перед слушанием, просмотром или чтением, сам процесс восприятия будет весьма сосредоточенным.

«Музыкальный конструктор»- игра направлена на осознание интонации как носителя смысла музыки, а также понятия «интонационное зерно».

Вариант I. На карточках - графическое или нотное изображение интонационных мелодических и (или) ритмических «формул».

а) подготовительный этан: какой-либо текст (лучше диалог в виде реплик), напечатанный на бумаге, разрезать и перемешать. Затем каждая группа восстанавливает его, руководствуясь смыслом. Затем получает карточки с интонационными «формулами» и конструирует из них музыкальную фразу, озвучивает и определяет ее смысл (или его отсутствие). Возможен вариант, когда одна группа конструирует, другая - озвучивает и находит смысл. Результат - осмысленность «конструкции».

б)  определяется замысел (выразить стремление, настойчивость, порыв, призыв, либо задумчивость, разочарование и т.д.). Каждая команда его «конструирует» и озвучивает. Оппоненты оценивают результат.

в) «вырастить» разный смысл из одной интонации, озвучить результат.

г) какая команда «вырастит» из нескольких интонационных «формул» как можно больше осмысленных вариантов.

д) интонационные загадки.

е) собрать знакомую мелодию из интонационных «формул».

ж)  интонационный «диалог» между командами: каждая команда оставляет на своем столе интонацию(вопрос, жалобу), меняются местами и конструируют ответ. Затем возвращаются к своим столам и продолжают диалог. Работа ограничена временем. По его истечении побеждает та команда, у которой окажется болеевыразительная и осмысленная фраза после озвучивания.

з)  на доске запись знакомой фразы (состоящая из 2-4 предложений) графически, ритмически или нотами.Она исполняется, затем разрезается по карточкам и реконструируется: каждая группа - свою фразу, или один и тот же вариант в двух (или нескольких) экземплярах.

Вариант 2. На карточках - набор слов (лучше всего случайный), из которых нужно составить фразу, выписывая ее на листе бумаги. Разрешается менять время, падеж, порядок слов. (Оценка результата по способности уложиться в определенное время).

Затем команды меняются местами, каждая забирает одно слово на карточке и возвращается на свое место, где необходимо переформулировать фразу и написать ее на листе, исходя из новых условий. Потом опять меняются местами и снова забирают слово и т.д. Выигрывает тот, кто, дойдя до минимального количества слов, сможет сохранить смысл фразы.

Вариант 3. Одно из ряда слов (лучше всего случайного подбора) выбирается как главное «действующее лицо» (посланником из другой команды). Нужно сформулировать фразу целиком с использованием всех слов. Результат - по затраченному времени.

  «Фраза с заданными словами (репликами, обстоятельствами, позой, жестом -

Кто? Как? Где? Когда? Почему?».

Работа по группам. Дано слово или реплика (обстоятельство, поза, жест, музыкальная интонация). Его (ее) надо оправдать ситуацией, выдумать действующих лиц, поведение, найдя подходящую цель и мотив, психологическое оправдание, предложить - зачем и кому оно может быть адресовано.

Каждая группа (ученик) излагает или демонстрирует свой вариант. Труднее - когда один человек (одна группа) создаст разные трактовки одного и того же слова, обстоятельства и т.д.

На уроке музыки такая игра подготовит детей к содержательному анализу произведения.

  «Звучит не звучит» (живое не живое)

Дети садятся вокруг стола и кладут по пальцу на стол (или ладони на колени). Кто-то начинает называть разные объекты (птица, стол, скрипка, облако), и, назвав его, поднимает палец (ладони) вверх и быстро опускает (если этот объект может звучать, если не может, то ничего поднимать не надо). Если есть «единоличники», чье мнение идет в разрез с общим мнением, они дают пояснение. Говорить могут либо по очереди, либо «провинившиеся».

 «Воздушное письмо».

Ведущий стоит спиной к классу пишет по воздуху, к примеру, «вальс цветов» (учащиеся повторяют за веду­щим, чтобы лучше понять написанное).

Затем показать учащимся иллюстрацию, или букет цветов. Следует решить, где образ более музыкальный по природе (конечно, написанный по воздуху, потому что он ближе к особенностям существования музыки. Объяснить, почему).

Такая форма может использоваться как особый способ подачи информации. И даже - «узаконенной» подсказки. Можно писать не только рукой, но и плечом, головой, ногой, коленкой. Усложненный вариант - в зеркальном отражении.

 «Знаки препинания»(«речь из цифр»: «тарабарский язык»: «сценки с междометиями»).

Какими известными письменными знаками наиболее точно можно записать содержание музыки? Знаками препинания (!!!.... !!!.......... ?...?!!!....,...?...?!!!...., !!!.............. !!! …………. !!! ! ! ?-начало 5 симфонии Бетховена, записанное учащимися 7 класса). Возможны подобные записи в виде загадок какого-либо произведения. Полезно после отгадывания изменить знак препинания и проанализировать, к чему это приведет.

Можно провести диалог меду командами по поводу какого-либо общего дела на «тарабарском» языке или «речью цифрами», когда главным носителем смысла остается только интонация. Возможны загадки: исполнение таким образом известных всем стихов. Можно сочинить таким способом сюжет для музыки и затем проанализировать, какое произведение ближе всего по содержанию к данному замыслу.

 «Тело в деле»

Вариант I. Группа учащихся задумывает сюжет (литературный, живописный, музыкальный) и замирает в «фотографии». Другая группа принимает такое же положение и пытается продолжить сюжет по-своему. «Отомри» - сигнал для первой группы, которая показывает задуманный сюжет. Критерий оценки: смогли ли оппоненты проникнуть в задуманный сюжет?

Вариант 2. Группы задумывают друг другу и изображают сюжеты произведений изобразительного искусства.

Вариант 3. Каждая группа придумывает и разыгрывает свой вариант продолжения событий, воплощенных в произведении искусства в виде диалога между группами.

  «Рассказ по карточкам»

Вариант 1. Какое-либо произведение искусства - вызывает к жизни коллективное сочинение рассказа по кругу, каждый говорит только по одной (две фразы), которая продолжает рассказ предыдущего.

Вариант 2. То же самое, только каждый говорит свою фразу, начиная с глагола, определяющего действие героев, или со слова, определяющего характер происходящего и его действующих лиц.

Вариант 3. Из «шапки» вытаскивается билетик, на котором написаны междометия: ах, ох, а-а-а, м-м-м и т.д. Каждому междометию предшествует какое-либо событие, которое следует смоделировать.

  «Пять органов чувств» (зрение, слух, вкус, обоняние, осязание = логика «думающего органами чувств»!)  

Вариант 1.

1.  Каждый ученик (или группа) задумывает какой-либо персонаж (всем известный) и показывает, как он может видеть, слушать, пробовать, ощущать запах и осязать. Другая группа должна отгадать персонаж. Можно предложить ряд персонажей заранее, один из которых будет изображаться. Нужно угадать, какой именно.

2.   Далее для этого персонажа из «шапки» достается одна, две, три карточки с написанным или
нарисованным (нос, глаз, рот, ухо, пальцы) заданием. Учащийся (или группа) с помощью выражения заданных
органов чувств исполняет сюжет, историю. Нужно отгадать содержание этой истории.

3. Далее воплощается содержание музыкального, живописного, литературного произведения языком одного (или нескольких заданных) органов чувств.

Вариант 2. Выбираются переводчики. Произведение искусства каждый переводчик «переводит» на язык своего чувства.

Вариант 3. Одна группа исполняет «переведенное» на язык другого или других чувств известное произведение искусства, которое другая группа должна узнать. Примечание: на первом этапе лучше играть «по одному» органу чувств, так, чтобы каждый ученик сыграл все варианты. Потом количество вариантов постепенно увеличивать, в результате чего, как правило, получается целая сценка.

 

 2. Игры-соревнования, викторины.

Метод – «викторина». Метод, широко используемый в практике музыкального воспитания.

  • Это могут быть  музыкальные викторины на обобщающем уроке.
  • Метод позволяет проверить и оценить знания, связанные с музыкальным содержанием. Средствами являются вопросы и ответы. Учитель формулирует вопрос, учащиеся дают на него ответ. Вопросы и ответы могут быть составлены в форме тестовых заданий, с выбором ответа, на дополнение, на установление соответствия. Возможны задания  со свободным ответом. Такие задания требуют точного определения критериев для их оценки.
  •  Это    интеллектуальные игры – игры-упражнения, игры-тренинги, воздействующие на психическую сферу. Основанные на соревновании, они путем сравнения показывают играющим школьникам уровень их подготовленности, тренированности, подсказывают пути самосовершенствования, а значит, побуждают их познавательную активность.
  •  «Счастливый случай»,
  • «Что? Где? Когда?»,
  •  «Угадай мелодию»,
  •  «Своя игра»
  • «В мире музыкальных инструментов»

  Эти  игры  расширяют  представления о музыкальных инструментах, их звучании, жанрах музыки, музыкальных  стилях разных эпох  и т. д.  Ученики приобретают  опыт работы в группах  по сочинительству  и исполнению.

3. Тесты на определение инструментов, певческих голосов, композиторов.

 

Кроссворды ".

Задания данного типа помогают вести работу по изучению музыкальной терминологии.

  • Учащиеся очень любят работать  с музыкальными терминами в занимательной форме, разгадывая  ребусы, кроссворды, чайнворды и т.п. Возможны следующие варианты:
  • Самостоятельное  составление  кроссворд только из фамилий композиторов, или названий инструментов, или названий музыкальных жанров и т.д.
  • Составление кроссвордов необычной формы, связанной с музыкой.( в форме балалайки, барабана, лиры, гитары...)
  • Готовая  форма кроссворда с заранее известным ключевым словом. Ученики должны придумать вопросы.
  • Составленным  кроссвордом затем можно обменяться с учащимися другого класса(соревновательный элемент).

.

4.Игры с раздаточным материалом .

Это разнообразные дидактические  лото, домино и т.п.

"Лото"

Учащиеся, прочитав вопрос, выбирают на табло образовательной игры правильный ответ и закрывают  его фрагментом рисунка. Если все ответы будут верными – сложится картинка. Эта технология помогает ученикам закреплять и обобщать изучаемый материал и снижает эмоциональную тревожность при ответах.                                                                                                                                  

 "Фотограф"

Цель игры - развитие музыкальной памяти и внимания младших школьников. Дидактический материал: карточки с ритмом. 
Методика и техника игры. Для проведения игры педагог выбирает одного ученика - «фотографа». «Фотовспышка» - «фотограф» показывает и быстро убирает карточку с ритмом. Учащиеся должны запомнить ритм и прохлопать его. Получилась или нет «фотография» - решает «фотограф» 
Другой вариант учитель отхлопывает простейший ритм, ребенок повторяет         и       добавляет один свой         элемент     и       т.д.

"Цветик-семицветик"(Дидактическая игра на развитие памяти и музыкального   слуха).

Цель: развитие музыкального слуха и музыкальной памяти детей. 
Игровой   материал 
Большой цветок, состоящий из семи лепестков разного цвета, которые вставляются в прорезь в середине цветка. На обратной стороне лепестка – рисунки к сюжетам произведений, с которыми дети знакомились в классе. 
«Клоуны»         Д.Б. Кабалевский. 
«Болезнь  куклы»     П.И.Чайковский. 
«Шествие гномов»    Э.Григ. 
«Дед Мороз»     Р.Шуман  и       т.д. 
Ход  игры.
Дети сидят         полукругом. Приходит садовник (учитель) и приносит детям необыкновенный цветок. Вызванный ребёнок вынимает из середины любой лепесток, поворачивает его и отгадывает к какому произведению данная иллюстрация. Если произведение известно ему, то ребёнок должен назвать его и имя композитора. Учитель исполняет произведение       или   включает         запись. Все дети активно участвуют в определении   характера, темпа,         жанра        произведения. 
"Динамические оттенки"  (игра предложена  Есипович Е.А). 

При изучении динамических оттенков цветные  карточки со знаками оттенков демонстрируют во время чтения сказки, дети называют их и запоминают.
1 .Рассмотрите рисунки и скажите, какой из них красивее и почему?

2.3апомните: динамические оттенки — это  своеобразные музыкальные краски, благодаря которым любая пьеса или песня звучит выразительно. 
f - - форте-громко 
mf - - меццо — форте — умеренно (не очень) громко 
р — планто — тихо 
sf - - сфорцандо — внезапно громко 
Сейчас я расскажу вам сказку про кота, по ходу чтения сказки я буду вам показывать цветные карточки, а вы называйте динамические оттенки, соответствующие этому цвету. 

Жил-был кот Василий. Ленивый был кот! Острые зубы и толстый живот.

     Очень р всегда он ходил, f настойчиво кушать просил,

     Да mf на печке храпел, Вот вам и все, что он делать умел.

     Кот как-то раз видит сон, вот такой 
Будто затеял с мышами он бой.

    f Крича, он их всех исцарапал своими зубами, когтистою лапой.

    В страхе тут мыши р взмолились: —Ох, пожалей, пощади, сделай милость!

   Тут mf воскликнул кот: «Брысь!» 
И в рассыпную они понеслись. 
А на самом деле в то время, когда наш Василий спал, происходило вот что: 
Мыши р вышли из норки, 
F хрустя, съели хлебные корки, 
Потом mf смеясь над котом, 
Они ему хвост завязали бантом. 
Василий проснулся, sf чихнул, 
К стене повернулся, и снова заснул. 
А мыши лентяю на спину забрались, 
До вечера над ним потешались. 

5.Деловая игра с имитацией возможной  жизненной ситуации.

 

В деловой игре скрыт огромный потенциал активизации познавательной деятельности учащихся.

В учебном процессе применяются различные модификации деловых игр: имитационные, операционные, ролевые игры, деловой театр, психо- и социодрама.

 Имитационные игры – на уроке  имитируется деятельность концерта, праздника, театра. Имитироваться могут события, конкретная деятельность людей ,обстановка, условия, в которых происходит событие или осуществляется деятельность. Сценарий имитационной игры содержит описание сюжета события, структуры и назначения имитирующих процессов и объектов.

 Операционные игры – помогают отработать выполнение конкретных  операций - методики написания сочинения, решения задач, ведения лекции. В операционных играх моделируется соответствующий рабочий процесс. Игры этого типа проводятся в условиях, имитирующих реальные.

 Ролевые игры – в этих играх отрабатываются тактика поведения, действий, выполнение функций и обязанностей конкретного лица. Для проведения игр с исполнением роли разрабатывается модель-пьеса ситуации, между учащимися распределяются роли с «обязательным содержанием».

 Деловой театр - в нем разыгрывается какая-либо ситуация, поведение человека в этой обстановке. Здесь школьник должен мобилизовать свой опыт, знания, навыки, суметь вжиться в образ определенного лица, понять его действия, найти правильную линию поведения. Основная задача метода инсценировки – научить подростка ориентироваться в различных обстоятельствах, учитывать возможности других людей, устанавливать с ними контакты, влиять на их интересы. Для метода инсценировки составляется сценарий, где описываются конкретная ситуация, функции и обязанности действующих лиц, их задачи.

 

Используемая литература:

1.Авдулова Т.П. «Психология игры: современный подход» - М.: Издательский центр «Академия», 2009 Авдюкова, А. Е. Формирование социальной компетентности учащихся в интерактивном взаимодействии на уроках обществознания : автореф. дис. … канд. пед. наук : 13.00.01 / А. Е. Авдюкова. – Екатеринбург, 2006. – 32

2.Алиев Ю.Б. Пение на уроках музыки. - М.: Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005.

3. Алиев Ю.Б. «Настольная книга школьного учителя-музыканта» - М., Владос, 2002. 4.Аржаникова Л.Г. «Профессия - учитель музыки» - М., Просвещение, 1985.

5.  Брушлинский А.В. Психология мышления и проблемное обучение. М.,1983.
 Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»
 6. Бугаева З.Н. «Веселые уроки музыки» - М., Аст, 2002

7. Букатова, В.М.Ершовой А.П «Я иду на урок». Хрестоматии игровых приемов обучения.

8. Вишневская С. О. Использование ИКТ в образовательной деятельности на уроках по предмету «Музыка». // Интернет-журнал "Эйдос". - 2008. - 4 апреля.

 9. Выготский Л.С. Игра и её роль в психологическом развитии ребёнка // Вопросы  психологии: - 1966. 

10. Вендрова Т.Е.  «Воспитание музыкой». М., «Просвещение».

11. Гавронская, Ю. А. «Интерактивность» и «интерактивное обучение» / Ю. А. Гавронская // Высшее образование в России. – 2008. – № 7. – С. 104.

12. Гаджиева, П. Д. Интерактивные методы в правовом образовании учащихся : автореф. дис. … канд. пед. наук : 13.00.01 / П. Д. Гаджиева. –Махачкала, 2005. – 25 с.

13. Галкина В.Л. Творческая лаборатория учителя музыки: Учебно-методическое пособие.- Чебоксары, 2003. – 122с.

14. Гейхман, JI. K. Интерактивное обучение общению: (Общепедагогический подход) : автореф. дис. … д-ра пед. наук : 13.00.01 / Л. К. Гейхман. –Екатеринбург, 2003. – 34 с.

15.Гин А.«Приемы педагогической техники»(Москва, изд. «Вита-Пресс», 2005

16. Давыдова М.А. Уроки музыки: 1-4 классы.- М.: ВАКО, 2010. -288  с.

17.  Дик Н.Ф. Лучшие инновационные формы внеучебной деятельности в начальной школе / Н.Ф. Дик. – Ростов н/Д: Феникс, 2009.

18. Дмитриева Л.Г., Черноиваненко Н.М. Методика музыкального воспитания в школе. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.

 19. Емельянов В. «Развитие голоса. Координация и тренинг». СПб, 1997 г

  20.Занько С.Ф. и др. Игра и ученье. М., 1992

21.. Затямина Т.А. Современный урок музыки: учебно-методическое пособие.- М.: Глобус, 2007 г. – 170 с.

22.. Иванова Е.О., И.М. Осмоловская «Теория обучения в информационном обществе». М., «Просвещение».

23.  Исаева Л.А., Кудинов Ю. Н., Курченко И.В., Чижикова В.П. Педагогические вариации на тему «Искусство в школе». Учебно-методическое пособие для учителя. – Саратов: Издательство «Научная книга», 2002.-118 с.

24.  Истратова О.Н., Эксакусто Т.В. Психодиагностика. Ростов-на-Дону «Феникс», 2007

26. Казаренков В. И. Основы педагогики: интеграция урочных и внеурочных занятий школьников. Учебное пособие.- М., 2002.
 

28. Копылова А.В. Технология урока искусства (книга первая): Эссе на темы художественной педагогики/ А.В.Копылова. - М.:Тач Маркетинг, 2004. - 279 с: ил.

29. Критская Е.Д., Школяр Л.В. «Традиции и новаторство в музыкально-эстетическом образовании» - М., 1999.

30. Курышева, И. В. Интерактивные методы обучения как фактор самореализации старшеклассников в учебной деятельности при изучении естественнонаучных дисциплин : автореф. дис. … канд. пед. наук : 13.00.01 / И. В. Курышева. – Пенза, 2009. – 31с.

31. Лакоценина Т. П. «Современный урок» Часть 5. Инновационные уроки.  «Учитель», 2007.

32. Латышина Д.И. «История педагогики» - Гардарики, 2005.

33. Ляудис В.Я. «Инновационное обучение и наука» - М., 1992.

34. Никишина И.В. Инновационные педагогические технологии и организация учебно-воспитательного и методического процессов в школе: использование интерактивных форм и методов в процессе обучения учащихся и педагогов. 2-е изд., стереотип. – Волгоград: Учитель, 2007. – 91 с.

35.  Образование в XXI веке: проблемы и поиски их решения. Учебное пособие  под редакцией А.Ф. Аменда, В.В. Латюшина. Челябинск, Южно-Уральское книжное издательство.

36.  Осеннева М.С., Безбородова Л.А. Методика музыкального воспитания младших школьников. – М.: Издательский центр «Академия», 2001.

  1. Петричук И.И. Еще раз об игре.// Педагогика, № 7.2007

38. Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для  учителя. – М.: Просвещение,2011.- 192 с. 640 с.- М : Педагогическое общество России, 1998. -    39Педагогика : учеб. пособие / под ред. П. И. Пидкасистого.

40. Ромазан О.А. «Уроки музыки в общеобразовательной школе» - Симферополь: «Атиква», 2011.

41. Самоукина Н.В. Игры в которые играют…Психолог. практикум. г. Дубна, «Феникс», 2002

42.Селевко Г.К. «Информационно-коммуникационные технологии: цифровые образовательные ресурсы, информационные источники сложной структуры, развивающие компьютерные игры, офисные программы». ("Народное образование", М. 1998)
43.Сергеева, Г. П. Актуальные проблемы преподавания музыки в образовательных учреждениях : учеб. пособие / Г. П. Сергеева. – М. : Педагогическая академия, 2010. – 87

 44. Смолина Е.А. «Современный урок музыки» - Ярославль, Академия развития, 2006.

45. Цыпин Г.М. Психология музыкальной деятельности: теория и практика. – М.: Издательский центр «Академия», 2003.

46. Школяр Л.В. Музыкальное образование в школе. – М.: Издательский центр «Академия», 2001.

47.Эльконин Д.Б. Психология игры. 1998.


 

Интернет – ресурсы:

  1. http://900igr.net/datas/stikhi/V-gostjakh-u-skazki.files/0032-032-Skazka-o-tsare-Saltane.jpg
  2. http://www.balletart.ru/rus/news/2006/img/b06_06_3.jpg
  3. http://img-fotki.yandex.ru/get/4703/dioseya.26/0_482c4_4f175f16_L
  4. http://www.operaballet.net/content/files/photoalbums/77/image.image8420.jpg
  5. http://img1.liveinternet.ru/images/foto/b/3/55/2204055/f_13187638.jpg
  6. http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/2/69/23/69023861_1294607115_IMG_4240_.jpg
  7. http://www.kordram.ru/spektakli/schelkunchik/afisha.jpg

      8.  http://studopedia.net

     

      9.     http://5fan.info/polotrujgotrbewpol.html

 

 

 


»  Tags for document:

Смотреть видео 365 онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн