Submitted by Ольга Викторовна Ипполитова on Wed, 04/02/2015 - 22:21
С функцией дыхания, с процессом дыхания связаны такие важные процессы как речь, движение, кровообращение, обменные процессы в тканях, активность нервной, иммунной систем, биологические ритмы организма. Особое значение функции дыхания проявляется в том, что дыхание – единственная физиологическая, вегетативная функция, доступная для произвольной регуляции уже с 3-4 - летнего возраста. Как отмечают исследователи, навыки произвольной регуляции дыхания развиваются вместе с речью ребенка уже в первые годы жизни, когда дыхание начинает изменяться в ответ на звуковой, мыслительный или речевой стимул. Развитие ребенка неразрывно связано с развитием речи, с увеличением объема речевого общения. Работа голосового аппарата – это постоянная нагрузка на дыхание. Учащенный дыхательный пульс у детей нарушает ритм и плавность произношения слов, фраз. Из-за легкой возбудимости дыхательного центра, недоразвития нервной регуляции практически любое физическое напряжение, эмоциональное волнение вызывают учащение ритма дыхания.
Неумение малышей управлять своим дыханием также вносит дезорганизацию в произношение звуков. Для дошкольников характерны различные несовершенства речевого дыхания: слабый вдох и выдох, неэкономное и неравномерное распределение выдыхаемого воздуха, неравномерный, толчкообразный выдох и др. Поэтому регулярные дыхательные упражнения для детей полезны не только как общеоздоровительное средство, но и как одно из условий формирования правильной красивой речи. Для хорошего развития речи важно умение ребенка дышать равномерно, плавно, с удлиненным выдохом.
ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВИЛЬНОГО РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ
Взаимообусловленность процессов дыхания, артикуляции и голосообразования предполагает проведение одновременного коррекционного воздействия по этим направлениям. В ходе коррекционного воздействия по нормализации речевого дыхания работа проводится в определенной последовательности.
Вначале осуществляется воспитание правильного диафрагмально-реберного дыхания по подражанию, с использование контроля посредством ладони ребенка. Освоение техники начинается в положении лежа на спине с вытянутыми вдоль тела руками. Вдох носом – животик выпятился вперед – пауза – выдох – животик опустился. Выполнить 5 раз.
После усвоения данного упражнения дыхательные движения могут выполняться в положении стоя, сидя.
С целью закрепления диафрагмального типа дыхания, а также с целью развития умения осуществлять короткий, легкий вдох и плавный длительный выдох через рот, с детьми проводятся упражнения по дифференциации ротового и носового вдоха и выдоха. Данные упражнения способствуют также тренировке ритма речевого дыхания, с обязательной паузой после вдоха:
- вдох и выдох через нос, рот при этом закрыт;
- вдох через нос, выдох через рот;
- вдох через рот, выдох через нос;
- вдох и выдох через рот.
Длительность выполнения данных упражнений около 5 минут. Выполняются в положении сидя или стоя в естественной позе, не напрягаясь.
Формирование длительного и плавного выдоха, направленной воздушной струи осуществляется в процессе выполнения специальных игровых упражнений.
«ФУТБОЛ» Из кусочка ваты скатайте шарик. Это мяч. Ворота – два кубика или карандаша. Ребенок дует на «мяч», пытаясь «забить гол». Вата должна оказаться между кубиками.
«ВЕТРЯНАЯ МЕЛЬНИЦА» Для этой игры необходима игрушка – мельница из песочного набора или вертушка. Ребенок дует на лопасти игрушки, взрослый сопровождает его действия стихотворным текстом:
Ветер, ветер, ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч.
«СНЕГОПАД» Сделайте снежинки из ваты (рыхлые комочки). Предложите устроить снегопад дома. Положите «снежинку» на ладонь ребенку. Пусть он правильно сдует ее.
Снег, снег кружится,
Белая вся улица!
Собралися мы в кружок,
Завертелись как снежок.
«ЛИСТОПАД» Вырежьте из тонкой цветной бумаги желтого и красного цветов осенние листья разных деревьев. Предложите ребенку устроить листопад дома, сдувая листочки аналогично снежинкам с ладони.
«БАБОЧКА» Вырежьте из бумаги несколько бабочек. К каждой бабочке привяжите нитку на уровне лица ребенка. Произнесите вместе с малышом русскую народную поговорку:
Бабочка-коробочка, полети на облачко,
Там твои детки – на березовой ветке!
Затем предложите подуть на бабочку длительным плавным выдохом.
«КОРАБЛИК» Пуская бумажный или резиновый кораблик (или любую другую резиновую игрушку) в тазу с водой, объясните, что для того, чтобы предмет двигался, на него нужно дуть плавно, длительно. Заканчивая игру, произнесите вместе с ребенком:
Ветер, ветерок, натяни парусок!
Кораблик плыви по нашей реке!
«ЖИВЫЕ ПРЕДМЕТЫ» Возьмите любой карандаш или деревянную катушку от использованных ниток. Положите предмет на ровную поверхность (стол). Предложите ребенку плавно подуть на него.
«ШТОРМ В СТАКАНЕ» Для этой игры необходимы соломинки для коктейля и стакан с водой. Посередине широкого языка кладется соломинка, конец которой опускается в стакан с водой. Ребенок дует через соломинку, чтобы вода забурлила. Следите, чтобы щеки не надувались, а губы были неподвижны.
«ЗАДУЙ СВЕЧУ» Предложите ребенку задуть горящую свечу. Во время выполнения упражнения необходимо следить за плавностью выдоха и вместе с тем с его достаточной интенсивностью.
«ЧЕЙ ПАРОХОД ЛУЧШЕ ГУДИТ?» Для игры необходимы стеклянные пузырьки. Взрослый один пузырек берет себе, а другой дает ребенку. Взрослый показывает, как можно погудеть в пузырек. Надо слегка высунуть кончик языка так, чтобы он касался края горлышка, пузырек касается подбородка. Струя воздуха должна быть длительной и идти посередине языка. После показа взрослый предлагает изобразить гудок ребенку. Если гудок не получается, ребенок не соблюдает одно из требований.
РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ДЫХАТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ
Занятия проводятся до еды, в проветренном помещении.
Необходимо строго дозировать количество упражнений и темп их проведения (2-3 упражнения).
Воздух необходимо набирать через нос, не поднимать, не напрягать плечи; упражнения направлены на развитие движений диафрагмы, межреберных мышц, мышц нижней части живот.
Нужно следить, чтобы грудь ребенка не переполнялась воздухом.
Выдох должен быть длительным, плавным.
Упражнения можно выполнять как в положении сидя, так и стоя.
Не переусердствуйте! Достаточно 3-5 повторений. Многократное выполнение дыхательных упражнений может привести к головокружению.