Submitted by Надежда Александровна Александрова on Fri, 30/01/2015 - 17:01
Тема урока: «Экономика и ее основные участники»
Цель урока: сформировать у учащихся представление о понятии «экономика», об участниках экономического процесса и побудить к осмыслению необходимости экономических знаний.
Задачи урока:
1. Сформировать представление об экономике как сфере жизни общества, познакомить с ее основными проявлениями и участниками.
2. Раскрыть роль и значение экономики в обеспечении важнейших потребностей людей.
3. Помочь учащимся усвоить достоинства и недостатки различных форм хозяйствования (натуральное и товарное хозяйство).
4. Научить характеризовать роль потребителя и производителя, способствовать освоению рациональной модели поведения в экономической жизни и деятельности.
5. Способствовать развитию таких универсальных учебных действий как, самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий, ориентация в социальных ролях, участие в коллективном обсуждении проблем
6. Развитие навыков сотрудничества со сверстниками, умения организовать совместную деятельность в соответствии с предложенной инструкцией.
Формы работы на уроке: фронтальная, групповая.
Тип урока: комбинированный.
Средства обучения: компьютер, проектор, интерактивная доска SMART Board, мультимедийная презентация, выполненная в программе SMART Notebook, учебник.
Этап урока
Содержание этапа урока
1. Организационный момент
Вводная часть урока (приветствие).
2. Актуализация знаний
Урок начинается с демонстрации картинок на экономические темы (покупка в магазине, проезд в общественном транспорте, разговоры взрослых о зарплате, ценах и т.д.). Совместно с учителем учащиеся формулируют познавательные цели урока и определяют план урока и записывают в тетрадь.
План изучения нового материала.
1. Что такое экономика
2. Зачем нужна экономика.
3. Основные участники экономики
3.Изучение новой темы.
3.1. Знакомство с понятием «экономика»
Изучение первого пункта плана направлено на формирование представления о содержании понятия «экономика». Учащиеся называют свои ассоциации к слову экономика. Демонстрируются разные варианты определения «экономика», сравнивается с определением из учебника. Акцентируется внимание на двух характеристиках экономики: «наука» и «хозяйство»
Вопросы классу: почему существуют разные варианты определений к слову экономика? Какое из определений можно считать наиболее полным?
3.2. Знакомство с основными проявлениями экономики
Знакомство с основными проявлениями экономической жизни закрепляется выполнением задания на интерактивной доске. Учащиеся должны выстроить схему, расположив слова, характеризующие процесс преобразования объектов природы в предметы потребления в правильной последовательности.
Основными видами экономического продукта ученые считают товары и услуги. Формулируется смысловое различие слов «товар», «услуга».
Выполняется задание на интерактивной доске. Учащиеся должны распределить в две колонки следующие примеры: перевозка грузов по городу; юридическая консультация; новая модель портативного компьютера; ремонт квартиры; пошив платья в Доме моды; костюм известной фирмы; видеокассета с популярным фильмом; обучение иностранному языку; туристическая путевка
Физкультминутка для глаз
3.4. Знакомство с натуральным и товарным хозяйством
Изучение натурального и товарного хозяйств изучается с опорой на знания истории. Организуется работа в группах. Задание группам: изучив материал учебника, сравнить два типа хозяйств по вопросам:
1. Кто производит?
2. Кто потребляет?
3. Как производит?
4. Какова производительность труда?
Результаты сравниваются с материалом интерактивной таблицы. Учащиеся подводятся к выводу о том, что натуральное хозяйство – низкоэффективная форма хозяйствования.
3.5.Знакомство с основными участниками экономики
Изучение третьего пункта плана начинается с объяснения специфики деятельности основных участников экономики (потребитель, производитель) Затем учащиеся выполняют следующее задание: Вспомни покупку тобой или членами твоей семьи любых трех товаров. Используя материал рубрики «Знания на каждый день», проанализируй, какие потребительские мотивы повлияли на выбор того или иного товара, и определи, насколько рациональным был выбор. Подумай, нужно ли тебе что-то изменить в своей стратегии покупателя. Если да, то что?
4. Закрепление
Закрепление материала темы проводится на основе решения учащимися кроссворда на интерактивной доске. Вопросы для кроссворда:
1. Как называется хозяйство, способы его ведения людьми, отношения между людьми, в процессе производства и обмена товаров.
2. Как называется тип хозяйства, при котором всё производится не для продажи, а для собственного потребления.
3. Как называют того, кто использует товары и услуги для удовлетворения своих потребностей.
4. Как называют вещь для продажи или обмена.
5. Как называется работа, которая приносит пользу и удовлетворит потребности.
6. Как называется процесс, в котором взамен произведённого продукта люди получают деньги или другой продукт.
5. Рефлексия урока.
Учащимся предлагается ответить на вопросы
На уроке я работал
Своей работой на уроке я Урок для меня показался Мое настроение Материал урока мне
активно / пассивно
доволен / не доволен
коротким / длинным
не устал / устал
стало лучше / стало хуже
понятен / не понятен
полезен / бесполезен
интересен / скучен
легким / трудным
интересно / не интересно