Исследовательский проект "Первый учитель для многих ребят"
Submitted by Оксана Юрьевна Седова on Tue, 27/01/2015 - 18:51
Проект «Первый учитель для многих ребят»
Содержание
Введение ………………………………………………………………. .. 3 - 4
Основная часть ……………………………………………………….....5 - 10
Судьба человека ………………………………………………. ……. 5
Сердце, отданное детям ………………………………………. …6 - 7
Песня жить помогает ………………………………………….…..8 - 9
Заключение …………………………………………………………… .. …10
Список ресурсов ………………………………………………………. …..11
Приложение ……………………………………………………………. ….12
Введение
« Школа – это мастерская,
где формируется мысль подрастающего поколения.
Нужно крепко держать ее в руках,
если не хочешь выпустить из руки будущее». Анри Барбюс
У каждой реки есть свой исток, из которого она берёт начало. Для многих людей таким истоком является школа.
1 сентября 2014 года наша школа № 4 отмечает своё 75-летие.
Много это или мало? Если говорить о человеке, это пора зрелости, мудрости, накопления опыта и умелого его использования. В жизни школы 75 лет – целая эпоха. За эти годы школа научила, воспитала, выпустила в жизнь около 3 –х тысяч учеников. Если задуматься – это население небольшого посёлка.
Но даже любой из этих людей спустя много лет помнит свой первый звонок, первый урок, первый ответ. И все это связано с именем Первого учителя.
Тема моей работы: «Аксельрод Софья Биониминовна – первый учитель для многих ребят».
Актуальность: история страны – история личности, а история школы – её учителя.
Гипотеза: изучая историю отдельной личности, мы лучше будем знать историю своей малой Родины.
Проблема: плохая изученность истории школы и, как следствие, биографий педагогов-ветеранов, посвятивших свою жизнь обучению и воспитанию детей.
Цель работы: изучить жизнь и деятельность первой школьной учительницы для многих ребят.
Задачи:
узнать подробности биографии;
выяснить, как Софья Биониминовна стала учителем;
выяснить, как она оценивает современную школу;
узнать, с чем связана жизнь учителя сегодня.
Методы исследования:
изучение домашних архивных материалов;
изучение школьного архива;
интервью;
беседа;
осмысление.
Практическая ценность:
работа выполнена для того, чтобы рассказать об учителе, посвятившем всю свою жизнь воспитанию детей;
работа будет интересна для школьного краеведческого музея;
собранный материал может представлять интерес для людей, интересующихся историей родной школы и родного края.
Основная часть
Судьба человека
Моё знакомство с Софьей Биониминовной состоялось в маленькой комнатке за горячим чаем и тёплой беседой о днях прошедших и настоящих: обычные вопросы, интересная судьба.
Родилась и выросла будущая учительница 17 мая 1924 года в городе Невель Псковской области. Здесь же окончила 9 классов.
1941 год. Великая Отечественная война. Время испытаний и потерь для многих тысяч людей. Семья Аксельрод от немецких бомбёжек уходила пешком до станции Пеня, где уже все смогли сесть в эшелон и прибыть в Кировскую область. Разметили беженцев на станции Пинюк в лесу, в бараках. Здесь вместе с отцом юная Софья работала на железной дороге, подвозила дрова для топки паровозов. Каждый старался помочь фронту, чем мог.
Старший брат в то военное время преподавал в Сталинградском (ныне Волгоградском) авиационном училище, которое было эвакуировано в город Бальцер (ныне Красноармейск). Поэтому семья перебралась в Бальцер. В городе было много свободных домов, так как всех проживающих здесь немцев эвакуировали. Семья Аксельрод заняла дом 10 на улице Колхозная. Среднее образование Софья получила уже в школе № 8.
1943 год. Работа статистом на фабрике. Рытьё окоп в селе Ваулино. Саратов в это время бомбили немцы.
Несмотря на военные годы, стране нужны были грамотные, образованные специалисты. Софья Биониминовна пошла учиться на экономиста, но поняв, что не по душе, бросила. Поступила в Саратовский пединститут, заочно окончив всего 3 курса.
Сердце, отданное детям
«Я нашла своё призвание! И ни разу не пожалела о своём выборе», – так ответила Софьяа Биониминовна на вопрос о своей профессии.
Работе в школе № 4 Софья Биониминовна посвятила 42 года 6 месяцев. В её трудовой книжке всего 3 записи:
Назначить учительницей начальных классов в среднюю школу № 4. Приказ РОНО № 6 от 28. 01. 1947 г.
Перевести с должности учителя начальных классов на должность воспитателя группы продлённого дня. Приказ № 25 от 30. 08. 1986 г.
Освободить от занимаемой должности в связи с уходом на пенсию. Приказ № 155 от 1. 09. 1989 г. (Приложение № 1)
Успех своей педагогической карьеры Софья Биониминовна связывает с именем Глазковой Клавдии Павловны.
- Она передала мне свой класс – хороший, подготовленный, дисциплинированный. Ведь многое в работе учителя зависит от успеваемости и успешности учеников, – вспоминает сейчас Софья Биониминовна. – И все остальные годы учительства в школе у меня всегда были очень хорошие классы, с большим количеством отличников и хорошо успевающих учеников. Главным в обучении считала дисциплину. Без порядка нет понимания и знаний. А если кто-то не усваивал тему, то оставляла после уроков. И пока ученик не поймёт все тонкости, не отпускала от себя.
Мастерство педагога складывается по крупицам, изо дня в день, из года в год. За свои долгие учительские годы Софья Биониминовна накопила богатый багаж опыта, знаний, который передала сотням мальчишек и девчонок. Но главнее любого опыта – это любовь к детям, к тому делу, которым занимаешься.
Среди многочисленных Грамот за многолетний и добросовестный труд в семейном архиве у Софьи Биониминовны бережно хранятся Благодарственные письма от учеников и их родителей. (Приложение № 2)
Многие из учеников стали хорошими и уважаемыми людьми. Есть среди них и врачи, и инженеры, и учителя. Все они своими первыми знаниями обязаны своей Первой учительнице. Всех она помнит в лицо и, встретив на улицах города, называет по именам.
«Нам повезло, потому что на нашем жизненном пути встретился такой учитель, талантливый педагог. Она зажгла в наших сердцах огонь познания, привила любовь к труду, дисциплинированности, ответственности. Благодаря такой установке, многие смогли добиться в жизни поставленных целей,» - так отзываются о своей учительнице бывшие ученики Софьи Биониминовны.Кто-то пошёл по её стопам.
Я сейчас учусь во 2 классе. Мою учительницу зовут Седова Оксана Юрьевна. Её первой учительницей стала именно Аксельрод Софья Биониминовна.
«Она была строгой и доброй, понимающей и осуждающей, но всегда – справедливой. Эту черту Софья Биониминовна старалась привить всем своим ученикам.
Наш класс был очень большим – 40 человек. Все разные – тихие, озорные, непоседливые, но на всех уроках царила строгая дисциплина и порядок», – так вспоминает Оксана Юрьевна свою учительницу.
Песня жить помогает
В этом году Софье Биониминовне Аксельрод исполняется 90 лет. Глядя на неё, про такой серьёзный возраст даже не думается. Она по-прежнему продолжает вести активный образ жизни.
После выхода на пенсию много лет была свидетелем в отделе ЗАГС. Некоторое время работала народным заседателем в суде. И вот уже 25 лет подряд является неизменной старостой хора ветеранов ВОВ и труда «Память».
Хор – неизменный участник всех праздничных мероприятий нашего города и района. Со своими концертами ездит в Саратов, проводит уроки мужества в школах, воспитывая чувство патриотизма у подрастающего поколения. (Приложение № 3)
«Администрация города обо мне всегда помнит, – рассказывает Софья Биониминовна. – Подарили именной Знак в честь 25-летия хора ветеранов в 2012 году. Поздравляют с праздниками и днём рождения».
Помнят учительницу и в школе, неизменно приглашая на все торжественные мероприятия и праздники. С особой благодарностью вспоминают бывшие выпускники, ставшие уже достаточно взрослыми и серьёзными людьми, но в душе по-прежнему ещё считающие себя учениками своей любимой учительницы. На «Встречах выпускников» Софья Биониминовна – постоянный и почётный гость!
Проходя по школьным коридорам и кабинетам, Софья Биониминовна замечает, как меняется родная школа с каждым годом к лучшему – новое оборудование, отремонтированные помещения, молодые педагоги. В классах очень красиво и уютно: светлые стены, новые занавески на окнах, нарядные ученики.
- Раньше всё было очень скромно, вспоминает она школу прошлых лет сегодня.
Все эти приятные изменения, по её мнению, должны способствовать качественным знаниям. Хотя, признаёт и сложности современного образования: «Раньше труд учителя был более почётен и уважаем. Сегодня в школе сложнее работать, чем нам когда-то, несмотря на все новшества».
Заключение
В результате проделанной работы:
изучена биография педагога-ветерана школы;
налажена связь молодого поколения с учителями прошлых лет;
собран материал для школьного краеведческого музея (фотографии, Грамоты, воспоминания);
Перспектива:
продолжить работу по изучению истории школы и её учителей;
поделиться собранной информацией с краеведческим музеем города Красноармейска
оказывать помощь учителям школы на основе имеющихся материалов в проведении уроков истории, классных часов, мероприятий.
Значимость работы состоит в том, что она даёт возможность глубже познакомиться с историей школы и людьми, которые её создавали.
Список ресурсов
Воспоминания учеников Софьи Биониминовны
Воспоминания коллег педагога
Фотографии и документы из личного архива Аксельрод С.Б.