Submitted by Наталья Аркадьевна Шихалеева on вс, 18/01/2015 - 21:00
Русские народные считалки. В.Берестов «За игрой».
Цели:
1)формировать навык слогового чтения; упражнять в интонационно-выразительном чтении; формировать умение использовать полученные при чтении сведения в практической жизни, обогащая тем самым жизненный опыт учащихся;
2)развивать устную речь и познавательный интерес; расширять читательский кругозор;
3)воспитывать положительные черты характера.
Оборудование: запись на доске, проектор, компьютер, экран, презентация, иллюстрация картины В. И. Сурикова «Взятие снежного городка», детские рисунки с изображением игр, карточка с пословицей.
Ход урока
IОрганизационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
-Какую сказку мы читали вчера? (Г.Цыферова «Прятки»)
-Расскажите о том, как цыпленок и гусеница играли в прятки. (Дети пересказывают текст.)
III. Постановка учебной задачи.
– Почему у героев этого рассказа не получилась игра в прятки?
– Что важно знать в игре? (Правила, описание игры.)
– Умение привлечь участников к игре, начать игру интересно, увлекательно, необычно тоже играет большую роль в общем эмоциональном настроении играющих, в их взаимоотношениях, соблюдении правил. Как можно интересно начинать некоторые игры? Как в игре «Прятки» можно, не обижая никого из играющих, равнозначно распределить роли, обязанности водящих и тех, кого ищут? (Можно посчитаться.)
– Какие считалки вы знаете?
– Сегодня вы познакомитесь с новыми считалками и разучите их.
IV. Рассказ учителя о происхождении считалок.
Считалки появились давно. Иногда людям приходилось делать очень опасную работу. Когда желающих рисковать жизнью не находилось, такого человека выбирали с помощью считалки. В наше время считалки используются в детских играх для распределения ролей, чтобы не случилось такого, что все дети водят или, наоборот, все прячутся, как в сказке Г.Цыферова.
V. Работа по учебнику.
1. Чтение и разучивание считалок на странице 54 «Литературное чтение 1класс».
Считалки читаются в чётком ритме, позволяющий быстро производить расчёт между играющими.
2. Самостоятельное чтение считалок про себя.
– Какое настроение вызвало у вас чтение?
3. Повторное чтение.
– Выберите считалку, которая вам больше всего понравилась, разучите ее.
4.Ответы на вопросы в учебнике с.55.
-Какие особые слова встречаются во многих считалках? («раз, два, три», «тебе водить», «выйди вон»).
-При помощи любой считалки посчитайся с коротышками из сказочной повести Н.Носова «Приключения Незнайки и его друзей».( Герои: Пончик, Незнайка, Знайка, Тюбик, Пилюлькин)
Считалки которые даны в учебнике, создал русский народ, поэтому и их назвали русскими народными. Современные писатели тоже сочиняют считалки. Такие считалки называются литературными. Считалки есть у Б.Заходера, М.Бородицкой, В.Берестова.
5.Чтение литературных считалок. (карточки)
Б. Заходер «Считалочка»
Жили-были два соседа,
Два соседа людоеда,
Людоеда
Людоед
Приглашает
на обед.
Людоед ответил
- Нет,
Не приду к тебе, сосед!
На обед попасть не худо,
Но отнюдь
Не в виде
Блюда!
В.Берестов «Ночная считалка»
Раз-два-три-четыре-пять!
Шесть-семь-восемь-девять-десять!
Надо, надо, надо спать
И не надо куролесить.
Кто не спит, тот выйдет вон.
Кто уснул, увидит
Сон.
М.Бородицкая «Щи-талочка»
Чищу овощи для щей.
Сколько нужно овощей?
Три картошки, две морковки,
Луку полторы головки,
Да петрушки корешок,
Да капустный кочешок.
Потеснись-ка, ты капуста,
От тебя в кастрюле густо!
Раз-два –три, огонь зажжён-
Кочерыжка, выйди вон!
6.Физкультминутка«Зимние забавы»
Хороши мои коньки,
Быстроходны и легки.
Я на них не падаю,
Очень маму радую.
VI.Работа с пословицей.
На доске: Дерево живет корнями, а человек – друзьями.
– Прочитайте предложение. К какому виду устного народного творчества относится это высказывание?
– В каком виде деятельности незнакомые ребята могут стать друзьями, выручать друг друга, вместе радоваться успехам, победе, огорчаться в поражении, проигрыше? (В игре).
VII.Работа по картине В. И. Сурикова «Взятие снежного городка»
На доске: иллюстрация картины В. И. Сурикова «Взятие снежного городка», детские рисунки с изображением игр.
Задание: сделайте устное описание картины В. И. Сурикова «Взятие снежного городка», где изображен эпизод старинной русской игры.
-О чем будете читать? (Об игре)
– Скажите, с кем из ровесников вы дружите и почему?
– Кого бы вы не хотели брать с собой в игру?
– С кем вы иногда даже ссоритесь? Почему происходят эти ссоры?
– Каким должен быть мальчик, с которым бы вам хотелось играть? (Мальчик должен быть умным, сильным, ловким, помогать девочкам в игре, уступать им игрушки или первенство в игре.)
– С какими девочками вам нравится играть и почему? (С девочками добрыми, аккуратными, терпеливыми, которые умеют многое делать.)
VIII. Работа над стихотворением В. Берестова «За игрой».
- Краткая биография В.Берестова.
- Подготовка к чтению стихотворения (с. 56).
1. Речевая разминка.
1) Читай слова слитно.
КОН+ЧА+ЕТ+СЯ – КОНЧАЕТСЯ
2) Читай целыми словами.
ССОРА-ССОРИЛИСЬ
ДРУЖБА-ДРУЖИЛИ-ПОДРУЖИЛИСЬ
МЕНЯЕТ-МЕНЯЕТСЯ-СМЕНЯЕТСЯ
2. Чтение стихотворения вслух учителем, детьми.
Вопросы для обсуждения:
– Вам понравилось стихотворение? Почему?
– Что вам в нем понравилось?
– Какие картины вы представили, читая это стихотворение?
3. Повторное чтение про себя.
– О чем это стихотворение?
– Какой мыслью хочет поделиться автор? (Игра сближает детей, дружба продолжается после игры.)
IX. Итог урока.
- Для чего нужны считалки?
– Что помогает людям дружить? Какие качества воспитывает в людях игровая деятельность?
X.Домашнее задание: с55 ответить на вопрос 2; 56, выразительно читать.