Submitted by Светлана Николаевна Зайцева on Sat, 17/01/2015 - 19:30
Методическая разработка урока
Зайцевой Светланы Николаевны,
учителя начальных классов МОУ «СОШ № 2 ЗАТО Светлый
Саратовской области»
Дата: 12.11. 2014
Тема урока: Окружность, её центр и радиус
УМК: Начальная школа ХХI века.
Тип урока: «открытие» нового знания.
Цель: создание условий для формирования понятия “окружность.
Задачи:
получить теоретическое и практическое представление об окружности и круге, как о геометрических фигурах; развивать практические умения пользоваться шаблоном; формирование умения распознавать окружность, введение терминов: центр, радиус.
развивать практические навыки выполнения построения окружности с помощью шаблона, логическое мышление учащихся;
воспитывать трудолюбие, ответственность и интерес к геометрии, самостоятельность, умение оценивать свою работу и работу одноклассников.
o целеполагание, планирование, самоконтроль, саморегуляция;
o моделирование, преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;
o анализ, синтез, выведение следствий, построение логической цепи рассуждений;
o планирование учебного сотрудничества, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, умение выражать свои мысли.
Формы контроля и диагностики достижения результатовобучения: устный опрос, выполнение практических заданий, самоконтроль и самооценка.
Для учителя: плакат с изображением Незнайки, демонстрационный циркуль, карточки с числами, лента, обруч, магниты.
Для учащихся: учебник «Математика» 2 класс В.Н.Рудницкая, Т.В.Юдачева – М.: Вентана-Граф, 2013г, линейка, карандаш, шаблон колеса, карточки с заданиями для работы в паре.
Методы обучения: проблемный, частично-поисковый, руководство работой учащихся с учебной литературой.
Формы организации познавательной деятельности учащихся:фронтальная, парная, групповая.
Средства обучения: ПК, мультипроектор.
Технологическая карта урока
Этап урока
Деятельность учителя, применяемые методы и приемы работы
Деятельность обучающихся с указанием форм организации
Формируемые УУД
(с указанием конкретных действий)
1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
Здравствуйте ребята, сегодня необычный урок. На нашем уроке присутствуют гости. Улыбнитесь друг другу, нашим гостям.
Пусть хорошее настроение поможет совершить вам открытия на уроке математике. Крепко обнимите себя и скажите: «У меня всё получится!»
А поможет нам девиз, Он для нас ведь не сюрприз:
«Слушаем внимательно, Работаем старательно»
Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку.
Записывают дату.
Личностные: смыслообразование, мотивация к учению
2Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.
Сегодня на урок к нам приехал герой из сказки .
Отгадайте без подсказки:
Как зовут героя сказки?
Ребята, у Незнайке возникли небольшие трудности в домашнем задании. Хотите помочь Незнайке.
Обратите внимание на доску, что вы заметили?
Что ещё кроме чисел бывает круглым?
- Незнайка
Дифференцированная работа в парах по уровню трудности.
1ровень
Записать числа в порядке возрастания 60,90,40.
2 уровень. Выпишите только двузначные числа 7, 30, 50, 1, 70, 9, 8, 100
(карточки с ответами вывешиваются на доску)
- Числа оканчиваются 0 – это круглые числа.
Называют предметы, геометрические фигуры
Личностные: смыслоопределение, мотивация к учению
Коммуникативные: умение продуктивно взаимодействовать со сверстниками, планирование учебного сотрудничества, умение высказать свое мнение
Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, моделирование, анализ объектов с целью выделения признаков, выбор основания и критериев для сравнения, подведение под понятие, выделение следствий, установление причинно-следственных связей, выдвижение гипотез и их обоснование
Регулятивные: прогнозирование, самоконтроль
3.Постановка учебной задачи
Активизация знаний учащихся и создание проблемной ситуации
Незнайка любит передвигаться по цветочному городу на велосипеде.
Что в велосипеде имеет форму круга?
Когда говорят, что предмет или фигура круглая?
Тогда возьмите простой карандаш и обведите колесо.
- Кто мне скажет, что мы начертили?
- Мы знаем что такое шар, круг, а вот как называется замкнутая кривая линия предстоит разобраться.
- Ответ на этот вопрос уже на доске, но хорошо от вас спрятан.
Что же нового вы хотите сегодня на уроке узнать?
- Молодцы! Подберите родственные слова к слову «окружность»?
- Давайте исследуем нашу
окружность . Есть ли у нее область? Покажите ее. А у круга?
- Есть ли граница? Покажите ее. А у круга?
- На какую геометрическую фигуру похожа граница?
-Чем окружность является для круга?
-Какое определение дадим окружности?
-В чем различие круга и окружности?
- Колёса
- Когда нет углов
.Обводят картонное колесо.
Круг.(штрихуют область)- Замкнутая кривая линия
Ставят цели, формулируют тему урока
Читают вместе с учителем.
Тема урока: Окружность
- Узнаем, что такое окружность и чем она отличается от круга. Научимся строить окружность.
- Окружил, окружение.
-Нет. Да
-Да. Да
- Замкнутую кривую линию
- Границей
-
Окружность- это граница круга
У круга есть область, у окружности – нет.
Регулятивные: целеполагание;
Познавательные:
постановка вопросов;
Познавательные: общеучебные
Формулирование познавательной цели;
Логические: формулирование проблемы
Коммуникативные: учебное сотрудничество
4. Построение проекта выхода из затруднения
5. Физминутка
6. Первичное закрепление
Физминутка
7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Организация учащихся на исследование проблемной ситуации
Ребята вы сказали, что окружность – это замкнутая кривая линия?
Подведение к «открытию» нового знания с помощью побуждающего диалога
- А из чего состоит линия?
- Найдите на своём колесе точку, которая находится на одинаковом расстоянии от точек окружности.
- Где она находится? Назовём её т. О
Спицы колеса, все собраны в центр. В колесе этим центром является - втулка. Как вы считаете, спицы будут разной длины? Проверим?
- Сейчас начертите 1ровную спицу для вашего колеса.
-Как вы это будете делать?- Этот отрезок, называется радиус.
- Какие точки соединил радиус?
-Сколько радиусов можно провести в окружности?
-Проведем еще 1 радиус. Кто покажет на доске?
-А теперь измерьте и сравните два радиуса этой окружности. Какой вывод мы можем сделать?
-Предположите, как с латинского языка переводится слово радиус? А вы знаете, что велосипед придумали сравнительно недавно, в начале 19 века. Сложно сказать, кто же придумал нашего колёсного друга. Кто-то придумал колесо, кто-то педали и руль, а кто-то собрал всё это вместе, и получился велосипед. Таким “собирателем” в России считали крепостного кузнеца Ефима Артамонова.
Как вы думаете, мы теперь всё знаем об окружности?
У нас есть окружность – обруч. Два человека возьмут обруч – вы «точки». Одну точку мы поставим в середину. Как её назовём?
– Сколько «точек» можно поставить, берясь за обруч?
- До какой точки центр будет ближе всего? Дальше всего?
- Проверим наше предположение с помощью тесьмы.
- «Точку» - центр надо соединить с любой «точкой» окружности.
- Как называется это расстояние?
- Зафиксируем радиус.
- Пусть «точка» на окружности побегает с концом «радиуса» в руке вдоль окружности. («точка» - центр при этом должна поворачиваться на месте)
- Будем передавать тесемку от «точки» к «точке».
Практические задания
В начале урока мы с вами сказали, что круг довольно часто встречается в нашей повседневной жизни, скажите, а есть ли игры, в которых мы встречаемся с этой геометрической фигурой.
-Незнайке для игры нужно было обозначить круг на песке.
-Чтобы начертить круг, нужно провести его границу. Согласны?
-А как называться граница круга?
-Молодцы! Правильно.
-У Незнайки была верёвка и палка. А у вас карандаш и тесёмка. Начертите окружность.
- Отгадайте загадку:
Мой циркач, циркач лихой
Чертит круг одной ногой,
А другой проткнул бумагу,
Уцепился и ни шагу.
-Циркуль состоит из двух ножек, на конце одной игла, а конце другой - грифель. За головку мы держим и поворачиваем циркуль.
-С помощью чего мы сегодня чертили окружность?
- Кто может с уверенностью сказать, что научился чертить окружности с помощью шаблона? А на следующих уроках мы будем использовать уже циркуль.
Раз - подняться, подтянуться, Два - согнуться, разогнуться, Три - в ладоши три хлопка, головою три кивка. На четыре - ноги шире. Пять - руками помахать, Шесть – на место сесть опять.
– Окружность – волшебная геометрическая фигура. С её помощью можно совершить чудесные превращения. Вы сейчас поработаете волшебниками. Задание – на доске.
Составляют план достижения цели и определяют средства
- Из множества точек
- В центре колеса
-. Центр окружности находится на одинаковом расстоянии от любой точки.
окружности
С помощью линейки.
(От центра т. О к точке окружности А )
-Точку окружности и центр.
- Много
Проводят радиус
- Они равны; сколько бы мы ни проводили таких отрезков, они все будут равны.
- Спица колеса
.
Дают определение окружности
В учебнике с. 87 рубрика «Обрати внимание»
Следят глазами за
двигающимися по экрану фигурками
– Центр.
– Много.
– Центр находится на одинаковом расстоянии от любой точки.
- Расстояние одинаковое.
- радиус
- Сумо, самбо, вольная борьба
-Да
- Окружность
Чертят окружность с помощью карандаша и тесёмки. Начертить круг можно с помощью веревки. Если один конец закрепить в центре, а с другим концом обойти вокруг, то получится круг.
Циркуль.
Шаблон. Колеса
Выполняют упражнения
Постройте радиусы окружностей и измерьте их длину.(для всех)
1 вариант
Начертите 2 окружности рядом, чтобы они соприкасались друг с другом.
2 вариант
Нарисуйте при помощи шаблона узор из окружностей.
Регулятивные:планирование, прогнозирование;
Познавательные:
Логические: решение проблемы, выдвижение гипотез и их обоснование;
Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации
Регулятивные: контроль, оценка, коррекция;
Познавательные: общеучебные- умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения
Коммуникативные: управление поведением партнёра, умение использовать невербальные средства общения (жесты, мимика).
Познавательные: самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого характера, моделирование, преобразование модели
а) замкнутая кривая линия
б) ломаная линия с центром в точке О
в) замкнутая кривая линия, центр которой одинаково удален от всех точек окружности
2. Радиус окружности – это
а) отрезок, соединяющий две точки окружности
б) прямая, проходящая через центр
в) отрезок, соединяющий центр окружности и любую точку окружности
- 6, 10
– Правильный ответ
– Правильный ответ
Познавательные: выделение необходимой информации, структурирование знаний, рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности, синтез
Регулятивные, самоконтроль, самооценка
9. Домашнее задание
На выбор Т1 с. 32-33 № 1,2 или
придумать и начертите образы животных, которые состоят только из окружностей .
Рассматривают номер в тетради, изучают задания. Записывают д.з.
Личностные: самоопределение
10. Рефлексия учебной деятельности
Сегодня на уроке:
-Какое открытие вы сегодня сделали на уроке?
- Продолжите предложения
я узнал…
я научился…
- Незнайка дарит вам солнечных зайчиков. Возьмите в руки фигуру и нарисуйте своё настроение.