Submitted by Елена Владимировна Каташевская on Wed, 14/01/2015 - 01:41
Урок – концерт « Бардовская песня»
Цель: знакомство с жанром авторской песни.
показать место авторской песни в развитии литературного процесса и музыкальной культуры страны;
показать значение творчества поэтов;
совершенствовать навыки анализа произведения в аспекте его жанрового своеобразия;
помочь учащимся раскрыть богатство, глубину поэтического мастерства поэта;
Задачи:
1) познакомить с жанром авторской (бардовской) песни как самостоятельным явлением нашей отечественной культуры, как проявлением народного творчества, одним из самых массовых видов творчества;
2) через жанр авторской песни воспитывать любовь к отечественной культуре, литературе, способствовать становлению личности, способной сопереживать, сочувствовать, любить, стремиться к добру и гармонии.
Оборудование урока:
портреты В.Высоцкого, А.Галича, Б.Окуджавы, Ю.Визбора; аудиозаписи и видеозаписи песен;
Сборники стихов поэтов;
электронная презентация с демонстрацией фотографий, автографов, выступлений.
Бард он - не то альпинист, не то геолог,
А может просто поэт.
Бывает физик или эколог,
Но случайных поверьте – нет.
С.Шубин.
Вступительное слово учителя. (Исполняется песня О.Митяева « Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались»)
Все туристы и все хорошие компании, причем, не только в России, но и за рубежом, прекрасно знают эту песню: «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!». Эта песня — один из гимнов бардовского движения, некоторые считают ее вообще единственным гимном. Незатейливая мелодия, отсутствие аранжировки, слова, наполненные глубоким смыслом, рождающие отклик в сердцах и душах слушателей… Вот, пожалуй, главная особенность авторской песни. Как говорил Владимир Высоцкий, “авторская песня – тут уж без обмана, тут будет стоять перед вами весь вечер один человек с гитарой, глаза в глаза. И расчёт в авторской песне только на одно – на то, что вас беспокоят точно так же, как и меня, те же проблемы, судьбы человеческие, одни и те же мысли. И точно так же вам, как, и мне рвут душу и скребут по нервам несправедливость и горе людское. Короче говоря, всё рассчитано на доверии. Вот что нужно для авторской песни: ваши глаза и уши и моё желание вам что-то рассказать, а ваше желание что-то услышать”.
Почему людей, поющих собственные песни под гитару, часто называют именно бардами, а не иначе? Английское слово bard — кельтского происхождения. Барды — это древние певцы-сказители у кельтских племен, проживавших когда-то на территории сегодняшних Ирландии и Шотландии. Ирландские барды могли быть и придворными, и бродячими певцами. Аккомпанировали они сами себе на струнном смычковом инструменте — кроте. Барды пели различные песни: героические песни-баллады, религиозные, боевые, лирические и сатирические.
Но не всегда барды были обыкновенными бродячими песенными сказителями. Такими они стали со временем. А когда-то барды, евбаги и друиды составляли три ступени духовной власти у кельтских племен. Высшая власть у кельтов принадлежала друидам. Друиды были главными духовными руководителями и учителями мудрости кельтов. Служители кельтских богов — евбаги. Они выполняли обряды, приносили жертвы, занимались гаданием и иногда исполняли обязанности судей.
И третьим звеном были барды — мудрые поэты-певцы, глашатаи истины, рыцари правды и добра, вдохновлявшие воинов на великие подвиги и провозглашавшие мир и любовь. Проще говоря, барды пропагандировали учение друидов, были посредниками между жрецами-друидами и народом. Роль этих певцов была огромна, как и уважение, которым они пользовались. Многие из кельтских вождей и королей с гордостью носили почетное звание «бард». Существует предание о том, как враждующие станы, готовые к сражению, при звуке лиры-кроты именитого барда складывали оружие и, прослушав песню, из врагов превращались в друзей. Нынешние барды – это авторы и исполнители авторской песни. Но, что- же это за песня такая, как - будто у других песен нет авторов?
Бардовская песня основана на жизненной позиции автора и его мировоззрении. Это не направление музыки как: фолк, блюз, рок-н-ролл, джаз и др. В них каждый может проследить характерный оттенок звуков для любого из этих направлений музыки. Авторская песня может вмещать в себя все стили и течения музыки. При условии, что у данной песни любого стиля и направления будет только один автор музыки и текста. Но так, чтобы текст не был второстепенным.
Авторскую песню запрещали, обвиняли в непрофессионализме, называли «самодельщиной». Но песни, сочинённые в стройотрядах, в кругу друзей-единомышленников, очень быстро распространялись по стране и становились народными .
Сегодня мы с вами совершим небольшое путешествие в мир авторской песни, познакомимся с поэтами, стоявшими у истоков жанра. Авторская песня стала общественным движением 50-90 годов 20 века, существует она и сегодня. Но пиком развития стали именно годы “оттепели”, когда в противовес официальной советской песне чуть не вся страна слушала и пела песни “неофициальные”, соответствующие духу времени, духу романтики, воздуху свободы, песни, обычно простые по мелодии и глубокие по смыслу, заложенному в стихотворный текст. Это песни Новеллы Матвеевой, Юрия Визбора, Юлия Кима, Булата Окуджавы, Владимира Высоцкого, Александра Галича и многих других.
(Прослушивание песни А.Галича «Когда я вернусь»)
Сообщение учащегося: Он так никогда больше и не вернулся. В июне 1974 г. Александра Галича фактически изгнали из Советского Союза, он был вынужден покинуть Родину. Год жил в Осло, где записал диск "Крик шепотом". Вступил в НТС (Народный Трудовой Союз), работал на радиостанции "Свобода" с 1975 г. в Мюнхене, в конце 1976 г. в Париже руководил секцией культуры. В конце 1976 г. снял документальный фильм "Беженцы XX века".
Но делом всей его жизни были песни. Особые – по жанровому разнообразию, напряжённости и глубине содержания, далёкие от приятной, мурлыкающей напевности, песни, которые трудно и петь и зачастую трудно слушать. Музыка в них откровенно и полностью подчинена содержанию. Разнообразные по жанру – песни-сатиры, песни-пародии, песни-стилизации, песни-романы, песни-трагедии – тем не менее объединены общим – они глубоко гражданственны. Автор в любой форме – шуточной, сатирической, патетической – всегда борется против насилия, жестокости, корысти, лицемерия и лжи.
Песни эти, широко расходившиеся в магнитофонном самиздате, весьма существенно сдерживали процесс деградации общественной морали, с ними гораздо труднее двурушничать, лжесвидетельствовать, жить по двойной шкале нравственных ценностей. Александр Аркадьевич родился в Москве, детство провел в Севастополе, до эмиграции жил в Москве. Окончил театральную студию им. К.С.Станиславского (1938). Актер, поэт, драматург. Автор около 20 пьес и сценариев фильмов. Лауреат нескольких отечественных и международных премий, лауреат Сталинской премии, Государственной премии СССР (1987), посмертно. С 1955 г. член Союза писателей СССР, исключен из СП и из Литфонда в 1971. С 1958 г. член Союза кинематографистов (исключен в 1972 г.)
Писать начал до войны для знаменитого студийного спектакля "Город на заре". Песни сочинял с конца 50-х г. на свои стихи. Выступал в Израиле, США, Западной Европе.3 декабря 1977 г. дал последний концерт в Венеции. Скончался в Париже, похоронен на русском православном кладбище в Сент-Женевьев де Буа близ Парижа. Он так никогда и не вернулся.
Учитель: Ни отличный вокал, ни прекрасное музыкальное сопровождение, никакие свето- и спецэффекты не сделают песню бардовской, если не будет искренности в самой песне, в её исполнении. Исполнитель должен прежде всего открыть и показать духовно богатый, чувственный мир песни. Этим в совершенстве владел один из основоположников бардовской песни – Булат Шалвович Окуджава.(Прослушивание песни Булата Окуджавы « Давайте восклицать!» в исполнении учащихся ).
Сообщение учащихся: Булат Шалвович Окуджава. Родился в Москве 9 мая 1924. До войны жил в Москве, Нижнем Тагиле, Тбилиси. В 1942 году из 9 класса добровольцем ушел на фронт, служил минометчиком, был ранен. После госпиталя был связистом. В 1945 году демобилизовался, работал, заканчивал 10 класс. Окончил филфак Тбилисского государственного университета в 1950 году и два года работал учителем русского языка и литературы в деревне Шамордино Калужской области. В 1956 году вернулся в Москву. Работал редактором в издательстве "Молодая гвардия", зав. отделом поэзии в "Литературной газете", с 1962 года член Союза писателей СССР.
Стихи писал с детства, первая песня "Нам в холодных теплушках не спалось..." появилась в 1943 году. Первая, ставшая известной песня "Неистов и упрям..." была написана в Тбилисском университете в 1946 году. Следующие песни "На Тверском бульваре", "Зеленая скамья" и другие – когда он переехал в Москву в 1956 году. Строчка его песни "Союз друзей": "Возьмемся за руки, друзья..." – стала девизом многих КСП, слетов и фестивалей, названием песенных рубрик.
Песни Окуджавы звучат в кинофильмах, спектаклях, радиопостановках. Писал также историческую и автобиографическую прозу, киносценарии. Вышли пластинки и книги стихов, песен, прозы в России и за рубежом, аудиокассеты, компакт-диски.(Прослушивание песни Б. Окуджавы “О Володе Высоцком”).
Учитель:
Эта песня посвящена тоже поэту, композитору, актёру, отдавшему свой талант, свои силы, свою жизнь людям.
То ли мёд, то ли горькая чаша,
То ли адский огонь, то ли храм…
Всё, что было его – нынче ваше
Всё для вас. Посвящается вам.
Сообщение учащихся:
Поэт. Композитор. Певец. Актёр театра и кино. Но, главное, по словам режиссёра Станислава Говорухина, “был гражданином своей страны. Он выбрал трудный путь и до конца прошёл его достойно”.Он родился 25 января 1938 года в Москве, в семье военнослужащего. Ещё учась в школе, посещал драмкружок в Доме учителя, где заметили его актёрское дарование и посоветовали пойти учиться в театральное училище. Там же он научился играть на гитаре, петь песни. Для родителей было полной неожиданностью, что сына приняли в школу-студию МХАТа.“Незадолго до окончания школы-студии, - вспоминал Высоцкий, - я услышал Окуджаву и тогда понял, что такая манера – свои стихи излагать под ритмы гитары – более усиливает поэзию, делает её более выразительной и доходчивой”. Владимир Семенович Высоцкий, пожалуй, самый любимый народный бард. Лирический герой Высоцкого – это бунтарь, мятежник. Он говорил от лица людей сломленных и бунтующих, сильных и слабых. От лица рабочих, спортсменов, солдат, заключенных, моряков, альпинистов, милиционеров, крестьян. Каждая отдельная песня Высоцкого – монолог, но в полном объеме, его поэзия – хор голосов, вольный голос подневольной страны. залуга Высоцкого как поэта прежде всего в том, что он смело ввел в литературу яркий и сочный, многозвучный и мусорный язык улицы, все многообразие различных слэнгов - от блатарей до спортсменов. Его песенные стихи, несмотря на их внешнюю обманчивую простоту, сложны по смыслу.
Несмотря на громкую славу, Высоцкий как бард так и не дождался при жизни официального признания. Но сама смерть поэта летом 1980 года, стала общенациональным событием. Провожали его сотни тысяч сограждан. Чем больше времени отделяет нас от безвременной гибели Владимира Высоцкого, тем более отчетливо обозначается масштаб его роли в формировании народного самосознания в глухую эпоху семидесятых. Неповторимость его хриплого голоса многие склонны относить в первую очередь к актерским талантам. Мне же представляется, что неповторимость Владимира Высоцкого, органически соединившего в себе несколько талантов сразу, состоит прежде всего в его авторской самобытности как ПОЭТА. Его именем названа планета, миллионными тиражами выпускаются диски его песен, выходят сборники стихотворений. Присуждение посмертно Государственной премии в 1987 году – ещё одно доказательство всенародного признания его неповторимого таланта.
(прослушивание песни “Кони привередливые”)
Учитель : Авторская песня, зарождаясь в узком кругу самых близких друзей, исполнялась не на большой сцене, а в маленьких, дружных компаниях, в туристских походах, экспедициях - прямой контакт исполнителя и слушателей создавал неповторимую, неформальную и доверительную атмосферу.
Многие барды утверждали, что они - "выходцы из дворов", поэтому в их песнях и чувствовалась неподдельная искренность, которую не нужно было афишировать. Именно такие чувства вызывают песни Визбора.
Сообщение учащихся:
Юрий Визбор – его можно считать родоначальником студенческой и туристической авторской песни. Его песни молодежные, улыбчивые, легкие, теплые. Автор словно позволяет простым и обыденным вещам проявить свою глубину и красоту.
Знаменитый бард, чьи песни мы поем уже полвека, журналист, одним из первых сумевший в годы официоза говорить нормальным человеческим языком, неисправимый романтик, воспевающий будничный героизм и мужественные профессии, бесстрашный альпинист, артист, писатель... Все это Юрий Визбор. Он никогда не был «одиноким гитаристом», круг его друзей был очень широк, его любили коллеги, обожали женщины... Он сам лепил свою судьбу.
Одним из серьёзнейших увлечений Визбора всю жизнь были путешествия и горные походы. Поэт занимался альпинизмом, участвовал в экспедициях на Кавказ, Памир и Тянь-Шань, был инструктором по горнолыжному спорту. Увлечение горными вершинами и альпинизмом нашло отражение в песнях («И надеясь на верного друга и горные лыжи…», «Поминки» и др.) и сделало песни Визбора популярными среди туристов, хотя подчас не все представляли, что именно он являлся автором этих песен, они считались подлинно народными.
Со времени кончины автора прошло более двадцати лет, однако творчество его не только не забыто современниками, но и привлекло внимание и следующих поколений — поколений детей и внуков.
Булат Окуджава сказал о Визборе: «Он любил сильных, мужественных и добрых людей и сам был мужественным и добрым в своем искусстве. Ему были чужды громкие фразы и ложная многозначительность. Его лирический герой, склонный к самоиронии, как нельзя лучше соответствовал сердечной музыке, потребности в натуральном слушателе, не падком на пустую развлекательность, жаждущем духовной сплоченности и тепла». Его песни были любимы молодежью тогда, когда создавались, остались с нами сегодня, не устареют завтра. Песни Визбора исполняет весь мир.
(Исполнение учащимися песни «Милая моя»)
Учитель: В 70-е годы голос Юлия Черсановича Кима, также как голоса Галича, Высоцкого, Окуджавы и других бардов, звучал чуть ли не в каждом доме. Кассеты переписывали друг у друга, заслушивали, что называется "до дыр"; песни запоминали, пели хором. Полюбилась слушателям и песня "19 октября", посвященная Дню Царскосельского Лицея.
С середины 1980-х гг. – по настоящее время: авторская песня превратилась в легальное профессиональное творчество. В настоящее время жанр авторской песни переживает творческий кризис. К концу 80-х годов цензуры практически не было – начали выходить пластинки с ранее запрещенными песнями, появились книги стихотворений, которые не могли публиковаться раньше. Исчезла грань между официальной и неофициальной культурой. Авторская песня перестала быть «запретным плодом».
С начала 90-х гг., после непродолжительного взрыва всеобщего интереса к авторской песне, её развитие переходит в спокойное русло. Растет число «поющих поэтов» и их исполнительское мастерство, количество их профессиональных организаций, концертов, фестивалей, продаваемых кассет и дисков; оформляется даже своеобразная «классика» авторской песни - популярные альбомы «Песни нашего века».
Одним из самых ярких исполнителей авторской является дуэт Татьяны и Сергея Никитиных. Они очень тонко понимают музыку, ее сочетание с текстом, все их песни очень музыкальны.
одна "приоритетная" сфера деятельности Никитиных - это песни для детей. Никитин пишет их всю жизнь: они нравятся детям, и те с удовольствием их слушают и поют сами. Многие из самых знаменитых никитинских детских песен - "Пони", "Большой секрет для маленькой компании", "Собака бывает кусачей", "Резиновый ежик".( прослушивание песни «Большой секрет для маленькой компании»)
Нельзя не вспомнить Олега Митяева, песней которого мы начали наш урок –концерт.
Сообщение учащегося:
Есть песни, которые сразу нравятся и поются, есть люди, которые сразу привлекают внимание. Таков Олег Митяев. Сценичен и прост, скромен и популярен... Песни Митяев пишет с 1979 года на свои стихи.
А через несколько лет, послушав первые песни Митяева, Окуджава скажет: «У Олега Митяева есть неукротимое стремление совершенствоваться, работать над собой. А это иногда важнее, чем неизменно ровный, средний, хороший уровень. Когда работа не прекращается — значит зреет открытие».
Концерты Олега Митяева обычно длятся от двух с половиной до трех часов, хотя слово «концерт» в привычном понимании к выступлению Митяева не совсем подходит. Его концерт — чистая импровизация, песни зависят от настроения зала, а шутки и воспоминания — от интонации сказанного кем-то из зрителей слова. Несмотря на то, что песни Митяева зачастую грустные( « Мама», «Соседка» , « Парижанка».), на сцене Митяев очень веселый, зал прекрасно реагирует на его шутки. С гастролями Митяев объездил всю Россию и множество стран: был в Германии и США, Франции и Израиле, в Италии и ЮАР (дважды), где записал диск в зале Национального театра в Претории, также диск вышел в Кёльне (Германия).
2 ноября 2009 г. в Екатериниском зале Кремлевской резиденции Президента Российской Федерации состоялось вручение государственных наград РФ. Президент Д.А.Медведев вручил Олегу Митяеву наградный знак к почетному званию "Народный артист Российской Федерации".
(Песня « Ты у меня одна»)
Учитель: Бардовская песня не пишется на заказ. Это песни, написанные в состоянии высокого эмоционального подъёма. Это могут быть эмоции восторженного созерцания природы, чувство горечи в результате предательства, чувство разочарования при развенчивании какого-либо идеала, чувство гордости, уважения, радости, любви, страха, тоски, досады, тревожности, надежды, нежности, раскаяния, ироничности, благодарности и многие другие душевные проявления.
Булат Шаловович Окуджава публично заметил, что как жанра, бардовской песни в России больше не существует. Бардовское движение саморазрушается. Традиционные фестивали стали больше походить на коммерческие шоу-проекты. Прав ли был он, учитывая, что интерес к бардам растет не только в России, но и в странах Дальнего Зарубежья? Бардовские концерты собирают полные залы, фестивали – тысячи людей на знаменитых фестивальных полянах страны. Официальный запрет властей давно снят, никто не препятствует развитию бардовского движения. Люди спокойно могут наслаждаться атмосферой праздника с нотками ностальгии… Не ясно, сможет ли бардовская песня вернуть себя прежнюю. Или этот жанр умрет навсегда. Мне хотелось бы думать , что Окуджава все- таки ошибся…
Стихотворение Сергея Шубина « Кто такие барды?» в исполнении учащегося:
Бард он - не то альпинист, не то геолог,
А может просто поэт.
Бывает физик или эколог,
Но случайных поверьте – нет.
Бард это среда особая.
Бывает с гуслями под старину.
Его на вкус, если попробуешь-
познаешь горечь одну.
В нём множество тайн и загадок.
В нём страсти, безумство, кураж.
Бывает, ершист и гадок,
До самых подмышек аж.
Бывало, спросишь у барда:
« Ну, зачем тебе такая жизнь?»
А он, выстрелит песней – петардой,
Хоть плачь, хоть помирать ложись.
Он словно цыган без кибитки-
Точнее, кибитка есть – без колес.
Он на плечах своих с первой попытки
Её на себе донёс.
И поставил в лесу - под Самарой.
или под Геленджиком.
И поёт там парой – с Тамарой.
Иль ещё с каким-нибудь мужиком.
Ты не верь неуёмным слухам,
Тот, кто песен не любит – врёт.
Мне сказала одна старуха: Песня авторская не умрёт!