Submitted by Татьяна Александровна Масленникова on Tue, 13/01/2015 - 22:13
Ход урока.
I. Орг.момент
Учитель организует эмоциональный настрой учащихся на урок
II. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания
1. Индивидуальные задания
(учитель раздает ученикам распечатки таблицы.)
- соотнесите по смыслу значения столбцов, дополнив их
Группа животных
Размножение
Развитие
Насекомые
Откладывают яйца
Мечут икру
Икра- малек- рыба
Земноводные
Икра- головастик- лягушка
Пресмыкающиеся
Откладывают яйца
Откладывают яйца
Млекопитающие
- рядом с животными напиши, как оно размножается.
(учитель записывает на доске.)
Бабочка-капустница - …
Ящерица - …
Мухоловка - …
Заяц - …
2. Фронтальный опрос
- Как размножаются животные?
- Назовите животное и его способ размножения и развития.
- Как заботятся животные о своем потомстве?
III. Самоопределение к деятельности
- С каждым годом на Земле становится все меньше и меньше животных. Человек отнимает у братьев меньших места обитания, кормовые участки. На численность животных влияет вырубка лесов, осушение болот, вспашка полей, загрязнение рек, морей и океанов. Важно сохранить все виды животных, которые природа создавала в течение долгих миллионов лет.
- Прослушайте стихотворение Б. Заходера, догадайтесь, о чём пойдёт речь на уроке.
Все-все на свете
Нам нужны!
И мошки не меньше
Нужны,чем слоны.
Нельзя обойтись без чудовищ нелепых,
И даже без хищников злых и свирепых.
Нужны все на свете !
Нужны все подряд - кто делает мёд,
И кто делает яд.
Плохие дела у кошки без мышки,
У мышки без кошки не лучше делишки.
Да, если мы с кем-то не очень дружны-
Мы всё-таки очень друг другу нужны.
А если нам кто-нибудь лишним покажется,
То это, конечно ошибкой окажется.
(ответы детей)
- Да, ребята! Сегодня на уроке мы будем говорить об охране животных.
IV. Работа по теме урока
Беседа
Охрана животных
- Какое значение имеют животные для растений?
(Без животных растения не смогли бы расселяться и размножаться.)
- Какое значение имеют животные для человек?
(Животные восхищают нас своей красотой, дарят нам радость открытий, учат нас доброте.)
- Всегда считалось, что человек должен охранять и оберегать животных, а не убивать их. Скажите, всегда ли мы, люди, выполняем это правило?
- Посмотрите на доску, почему на ней изображены именно эти животные: белый медведь, зубр, морж, лебедь, фламинго?
(Они занесены в красную книгу.)
- За последние 400 лет на нашей планете вымерло около 150 видов животных. Причём более половины из них – за последние 50 лет.. За малым исключением, все животные вымерли по вине человека. К началу 20-го века стало очевидно, что необходимо принимать специальные меры по спасению животного мира.
В 1948 году в небольшом городке Фонтенбло на международной конференции был основан Международный союз охраны природы и природных ресурсов. Тогда была создана специальная комиссия службы спасения. Эта служба составила мировой список с пояснениями, в который входили животные и растения, находящиеся на грани исчезновения, редкие виды. В этом списке нужно было указать причину такого состояния. И учёные решили назвать этот список Красной книгой.
- Для чего нужна Красная книга?
(Она рассказывает о растениях и животных, которые находятся в опасности, призывает охранять природу.)
- Как вы думаете, почему именно Красной книгой назвали, а не синей, жёлтой?
(Красная книга – это сигнал опасности.)
- Составление первого варианта Красной книги потребовало 14 лет. Позднее она переиздавалась.
- Как вы думаете, почему Красную книгу переиздавали?
( Появлялись новые виды животных и растений, которые находились на грани исчезновения.)
- Писатель Николай Сладков создавший немало книг о животных, так рассказывает об этой удивительной книге: “Красный цвет книги – запрещающий цвет: стоп, остановись! Дальше так нельзя”.
- Международная Красная книга состоит из цветных страниц:
чёрные – списки тех животных, кого мы уже никогда не увидим, кто уже вымер;
красные – особо редкие и исчезающие животные;
жёлтые – животные, количество которых быстро снижается, которым грозит “переселение” на опасные красные страницы;
белые – животные, которые до сих пор мало изучены;
зелёные – животные, которых удалось сохранить, спасти от вымирания
- Что делают люди для охраны животных?
(ответы детей)
Для охраны животных люди создают заповедники, национальные парки, заказники.
Заповедник – это участок земли или водного пространства, который находится под строгой охраной государства. В них запрещена любая Деятельность, которая нарушает или угрожает природе.
Национальный парк – это природный музей под открытым небом, здесь проводят экскурсии для вех любителей природы.
Заказник – это территория, на которой временно охраняются отдельные виды животных, растений. Существуют охотничьи, рыболовные и другие заказники.
- Давайте познакомимся с некоторыми заповедниками.
(Учитель раздает распечатки текстов о заповедниках.Ученики готовят сообщения и выступают)
Воронежский заповедник. Это лесной островок в степи, где живет много лисиц, куниц, хорьков, горностаев, косуль, оленей. Но особенно славится заповедник бобрами. В начале века в нашей стране почти не осталось бобров. Их густой мех называли коричневым золотом. Ради этого меха на бобров безжалостно охотились. Затем, охота на этих зверей было запрещена полностью. Их стали разводить в заповедниках и расселять по стране. Сейчас эта работа продолжается. Люди могут быть спокойны за судьбу замечательного зверя.
В Приокско-террасном заповеднике, кроме бобров, живут еще лоси, зубры. Когда-то зубр не был редким животным. Но люди вырубали леса, в которых жили эти звери, а на них самих постоянно охотились. И вот зубры стали редкими, а потом… Потом они могли бы навсегда исчезнуть, как исчезли дикие быки и странствующие голуби. Но люди сумели спасти их. Много лет ученые нашей страны и других стран разводили их. Это было очень трудно, но труд не пропал даром. Сейчас зубров, этих красивейших животных, нередко можно увидеть в заповедниках и зоопарках.
Астраханский заповедник. В нем обитают пеликаны и цапли. Примерно 100 лет назад во многих странах в моду вошли украшения из птичьих перьев. Модницы платили за шляпки с птичьими перьями огромные деньги. Очень красивыми были перья белых цапель. Как много птиц погибло из-за этой моды! За несколько лет цапель почти не осталось… только благодаря полному запрету на охоту на них, птиц удалось спасти.
- Да, и зубр, и белая цапля, и бобр, и многие друге птицы и звери могли навсегда исчезнуть. Но люди вовремя поняли, какая огромная опасность угрожает этим животным. Поняли, и не пожалели сил, чтобы их спасти.
V. Физкультминутка
Скачут белочки и зайки-
Раз, два, три, раз, два, три!
Скачут, скачут на лужайке-
(три прыжка на одной ноге,
затем три прыжка на другой.)
Посмотри, посмотри!
(шесть прыжков на двух ногах.)
Встали – сели, встали – сели,
Вправо-влево поглядели.
(повороты головы вправо-влево.)
VI. Продолжение работы по теме урока
- Помните, беречь нужно и тех животных, которые не внесены в Красную книгу. Это хорошо вам известные животные: белка, еж, синица, дятел, лягушки и др. Их жизнь часто зависит от вас. От вашего поведения в природе.
- Давайте еще раз вспомним, как выглядят эти животные.
(показ презентации о животных)
- А сейчас давайте вспомним экологические правила.
(ученики называют правила, а учитель вывешивает плакаты и знаки с названными правилами.)
1. Не разоряй птичьи гнезда.
2. Не подходи близко к гнездам птиц. По твоим следам их могут отыскать и разорить хищники. Если случайно окажешься около гнезда, не прикасайся к нему, сразу же уходи. Иначе птицы-родители могут насовсем покинуть гнездо.
3. Если у тебя есть собака, не пускай ее гулять в лес или парк. Она легко может поймать плохо летающих птенцов и беспомощных зверей.
4. Не лови и не уноси домой здоровых птенцов и детенышей зверей. В природе о них позаботятся взрослые животные.
5. Подкармливай птиц зимой, делай для них скворечники.
6. Не лови бабочек, шмелей и стрекоз и других насекомых.
7. Не разоряй муравейники.
8. Не обрывай в лесу паутину и не убивай пауков.
9. Береги лягушек, жаб и их головастиков.
VII. Закрепление изученного материала
Ученики пытаются ответить на вопросы раздела «Проверь себя» на с. 109 учебника.
Выполнение заданий в рабочей тетради
№1 (с. 51)
- Прочитайте задание. Докажите, что животных нужно охранять.
- Расскажите, что значат для вас животные.
-Назовите своих любимых животных. Напишите.
№2 (с. 51)
-Прочитайте задание. Рассмотрите рисунки.
- Какое воздействие человека на природу изображено на рисунках? (отрицательное.)
- Что изображено на первом рисунке? (Шум и другое беспокойство)
- Поставьте цифру 6 рядом с первым рисунком.
- Выполните остальные задания самостоятельно. Пронумеруйте рисунки.
№3 (с 52)
-Прочитайте задание. Почему многие виды диких животных становятся редкими?
- Что такое Красная книга?
- Сведения о ком туда заносят?
- Найдите рисунки в приложении к данному заданию. Вырежьте их и наклейте в соответствующие прямоугольники.
VIII. Рефлексия
Нор звериных, птичьего гнезда
Разорять не будем никогда!
Пусть птенцам и маленьким зверятам
Хорошо живется с нами рядом!
Бабочку не трогай!
Будем помнить мы всегда –
Их не так уж много!
Игра – презентация «Отгадай животное».
IХ. Подведение итогов урока
- Оцените свою работу на уроке.
-Что нового Вы узнали на уроке?
Х. Домашнее задание
1. Учебник: прочитать текст на с. 106-111.
2. Рабочая тетрадь: № 4, 5, 6, 7 (с. 52-54).
3. Индивидуальные задания: подготовить устные сообщения на темы «Трутовик», «Дрожжи», «Бледная поганка».