Компьютер – твой друг. Правила общения с компьютером
Submitted by Евгения Витальевна Ставер on Wed, 17/06/2009 - 08:39
Тема:
Компьютер – твой друг. Правила общения с компьютером.
Класс: 2
Цели урока:
·овладениеумениями использовать компьютерную технику для работы с информацией в учебной деятельности и повседневной жизни;
·развитиесенсорики, мелкой моторики рук, технического и логического мышления;
·первоначальное знакомство с компьютером. Освоение знаний об основных устройствах компьютера для ввода, вывода, обработки информации. Клавиатура, общее представление о правилах клавиатурного письма, пользование мышью. Соблюдение безопасных приемов труда при работе на компьютере;
·воспитаниебережного отношения к техническим устройствам.
Опорные знания: информация и ее виды, информационные процессы.
Новые знания: основные устройства компьютера, устройства ввода, вывода, хранения и обработки информации, правила работы за компьютером.
Новые умения: различать и приводить примеры устройств ввода, вывода, хранения и обработки информации; работать с компьютерной мышкой, клавиатурой.
В результате изучения данной темы учащиеся должны
Знать/понимать
какие компьютерные устройства существуют, в чем их принципиальное отличие;
правила работы за компьютером, для чего их необходимо соблюдать.
Уметь
Различать и приводить примеры устройств ввода, вывода, хранения и обработки информации; работать с компьютерной мышкой, клавиатурой.
Ребята совместно с учителем рассуждают как себя нужно вести за компьютером, в кабинете информатики. Смотрят презентацию, записывают правила в тетрадь.
Физкультминутка
(1 мин.)
Смена деятельности, разминка
Активное задание на разминку
(прил.3)
Метод: репродуктивный
Форма: фронтальная
Ребята повторяют действия, показанные учителем.
Актуализация опорных знаний. Подготовка к усвоению нового материала
(4 мин.)
Актуализировать опорные знания, формирование учебно-познавательных мотивов.
Выявления знаний у ребят об устройствах компьютера. Актуализация знаний об информационных процессах.
(прил. 4)
Метод: поисковый, репродуктивный.
Форма: фронтальная.
Средства: компьютер в качестве дидактического средства.
Ребята включены в учебно-познавательную деятельность, слушают учителя, отвечают на вопросы.
Усвоение новых знаний (5 мин.)
Формирование конкретных представлений об основных устройствах компьютера и их назначении.
Устройства компьютера для ввода, вывода, хранения и обработки.
Метод: информационно-рецептивный.
Форма: фронтальная.
Средства: компьютер в качестве дидактического средства.
Учитель рассказывает об устройствах компьютера и их назначении, проводя аналогии с частями тела человека. Ребята включены в деятельность, отвечают на вопросы. Записывают в тетрадь новый материал.
Подготовка к компьютерной части урока (2 мин.)
Подготовка учащихся к работе с компьютером
Инструктаж по выполнению компьютерного практикума (прил.5).
Метод: информационно-рецептивный
Форма: фронтальная.
Средства: доска, мел.
Восприятие, осознание и запоминание принципа работы на компьютере.
Компьютерная часть урока (8 мин.)
Закрепление и первичная проверка знаний об основных устройствах компьютера и их назначении.
Работа за компьютером. Выполнение задания компьютерного практикума.
Метод: репродуктивный
Форма: индивидуальная.
Средства: компьютер с установленным пакетом Роботландия.
Выполнение практического задания.
Физкультминутка
(1 мин.)
Смена деятельности, разминка
Активное задание на разминку
(прил.6)
Метод: репродуктивный
Форма: фронтальная
Ребята повторяют действия, показанные учителем.
Подведение итогов урока (2 мин.)
Систематизация полученных знаний, осмысление новых умений и способов деятельности
Обобщение знаний, полученных в течение урока.
Форма: фронтальная.
Рефлексия собственной деятельности на уроке, осмысление новых знаний и умений.
Приложение 1.
Беседа о компьютере
Деятельность учителя
Деятельности учащихся
- Ребята, а на какой предмет вы пришли?
- А с чем мы будем работать на уроках информатики? Что изучают на нашем предмете?
- А вы знаете, для чего используют компьютер?
- Как много примеров вы привели, тогда дайте ответ на такой вопрос. Где может находиться, стоять компьютер? Играете вы дома, родители используют его на работе. Где еще бывают компьютеры?
- Так как вы думаете, для чего же нужен компьютер?
Как вы сказали, компьютер помогает учиться, работать, выполняет развлекательные функции, с помощью него можно отправлять письма.
Получается, что он используется повсюду! Мы можем не только играть на нем, а использовать для решения различных задач!
Например, напечатать открытку, создать мультфильм. В нем есть калькулятор и часы. А многие плакаты, которые вы видите на улице, тоже созданы с использованием компьютера!
- Как вы думаете полезно уметь пользоваться компьютером?
Это не просто полезно, а просто необходимо в наше время! Ребята, а для того, чтобы уметь пользоваться компьютером, нужно знать, как с ним обращаться и из чего он состоит!
Ребята, но перед тем как мы начнем работать на компьютере, нам нужно узнать как, же вести себя за компьютером!
В нашем классе установлена дорогостоящая, сложная и требующая осторожного и аккуратного обращения аппаратура - компьютеры, принтер, другие технические средства. Поэтому мы с вами должны бережно обращаться с этой техникой; всегда спокойно, не торопясь, не толкаясь, не задевая столы, ходить в классе.
Неправильное обращение с аппаратурой, кабелями и мониторами может привести к тяжелым поражениям электрическим током, вызвать загорание аппаратуры. Но не пугайтесь, ребята, если соблюдать все правила, то ничего не случиться!
запрещается:
1.трогать разъемы соединительных кабелей;
2.прикасаться к питающим проводам и устройствам заземления;
3.прикасаться к экрану и тыльной стороне монитора;
4.включать и отключать аппаратуру без указания преподавателя;
5.класть диск, книги, тетради на монитор и клавиатуру;
работать во влажной одежде и влажными руками.
При появлении запаха гари немедленно прекратите работу и сообщите об этом преподавателю.
Перед началом работы убедитесь в отсутствии видимых повреждений рабочего места; внимательно слушайте объяснения преподавателя и старайтесь понять цель и последовательность действий
Приложение 3.
Ребята, теперь давайте маленько отвлечемся, встанем и разомнемся!
Руки прямо, ноги шире - физминутка, три, четыре!
Одолела вас дремота,
Шевельнуться неохота?
Ну-ка делайте со мною
Упражнение такое:
Вверх, вниз потянись,
Окончательно проснись.
Руки вытянуть пошире.
Раз, два, три, четыре.
Наклониться — три, четыре—
И на месте поскакать.
На носок, потом на пятку.
Все мы делаем зарядку.
Приложение 4.
- Отдохнули? Давайте с вами вспомним, с чего начался наш урок?
- Мы говорили о компьютере!
- Правильно, скажите, а вы уже когда-нибудь пользовались компьютером?
- Да (начинают рассказывать)
- Очень хорошо. Раз вы все уже видели компьютер, то давайте сделаем так: я сейчас подойду к компьютеру, а вы расскажете мне, из чего он состоит. Хорошо?
- Хорошо.
- Вот это что такое (учитель показывает на монитор)?
- Компьютер!
- Так это же не весь компьютер, это не самая главная его часть! Может кто-нибудь знает и вспомнит, как она называется?
- Монитор!
Учитель показывает на различные устройства компьютера, ребята говорят их названия.
Находиться такое устройство, название которого дети не знают, например системный блок.
- Значит, вы знаете не все устройства компьютера. Это – системный блок!
- Ребята, а вы знаете, для чего нужны все эти устройства?
Дети выдвигают различные предположения.
- Ну, хорошо, молодцы. А как вы считаете на компьютере можно хранить информацию?
- Да.
- Тогда давайте быстренько вспомним, какие информационные процессы кроме хранения мы еще знаем!
- Очень хорошо! Так вот, ребята, все устройства компьютера связаны с информационными процессами, сейчас вы это увидите!
Приложение 5.
- Ребята, послушайте меня внимательно, сейчас вы прослушаете мои инструкции и после этого сядете за компьютеры выполнять задание! Вы увидите изображение компьютера и его устройств. С помощью мышки наведете курсор (стрелку) к любому из устройств и нажмете на правую кнопку мыши, перед вами появиться определение устройства, и будет обозначено, для чего оно предназначено. Для ввода, вывода, хранения или обработки информации. Когда вы прочтете определение, нужно будет нажать кнопку «Esc» на клавиатуре (учитель показывает клавишу и записывает название на доске). И продолжить работу.
После ознакомления, учитель переключает программу, на проверку знаний, ребята печатают названия устройств по их назначению и наоборот.
Приложение 3.
Руки прямо, ноги шире - физминутка, три, четыре!
Подымайте плечики
Прыгайте кузнечики
Прыг-скок, прыг-скок
Стоп! Сели!
Травушку покушали,
Песенку послушали.
Поднялись.
Выше, выше, высоко
Прыгай на носках легко.
Энергичные движения плечами
Приседания
Поднялись
Прыжки на месте.
Так же вместо простой физминутки, после выполнения практической работы на компьютере можно сделать гимнастику для глаз:
Исходное положение: сесть на стул, руки положить на колени, расслабиться. Упражнения надо выполнять без напряжения. Дышать медленно.
Первое упражнение. На раз – поднять глаза вверх, на два – смотреть прямо, на три – потупить взор книзу, на четыре – смотреть прямо,8 раз.
Второе упражнение. На раз – смотреть на переносицу, на два – прямо.
Повторить 8 раз.
Третье упражнение. На раз - смотреть влево, на два – прямо, на три –
смотреть вправо, на четыре – перед собой. Повторить 8 раз.
Четвёртое упражнение. Круговые обороты глазами – 4 раза влево, четыре вправо.
Пятое упражнение. Широко раскрыть глаза, а потом плотно закрыть. Повторить 5 раз.
После выполнения упражнений надо дополнительно легонько массировать активные точки, которые находятся вокруг глаз. Стимуляция этих точек помогает при глазных болезнях.
Сложить пальцы в кулак, мизинец положить на точку внутреннего угла глаза.
o Сделать девять главных движений по часовой стрелке и девять против неё.
o Провести мизинцем по кромке глазной впадине снизу к внешнему углу глаза и сверху к внутреннему. Эти движения выполнять по три раза.
o Сделать три аналогичных движений в противоположную сторону – три раза.
o Провести кончиками пальцев по бровям от середины наружу. 9 раз.
Так же после массажа можно растереть ладони, закрыть глаза и положить ладони рук на глаза так, чтобы центр ладони совпадал со зрачками. Постараться ощутить тепло, которое выходят из ваших ладоней (1-2мин).