Внешняя и внутренняя красота человека в рассказе А.Платонова «Юшка»
Submitted by Оксана Николаевна Дейнекина on Tue, 06/01/2015 - 15:01
Ход урока:
1. Орг. момент.
Сегодня мы впервые знакомимся с творчеством писателя Андрея Платоновича Платонова. Читать произведения Платонова не очень просто, так как они требуют работы мысли и сердца. Читать Платонова – большая духовная работа. Каждое произведение писателя имеет глубокий философский смысл, причём это не книжная философия, а природная мудрость. Платонов требует от читателя ответной работы, роста души.
Мы попробуем прожить вместе с героями совсем короткое время. Именно прожить, для того чтобы постараться понять их, автора, а может быть, и самих себя.
2. Работа над таблицей (целеполагание)
Дома вы прочитали страницы учебника, посвящённые А.Платонову, и рассказ «Юшка». Глядя на свой кластер, заполните колонки. Что вы запишете в первой колонке? (кратко с биографией Платонова, содержание рассказа.) Во второй? Это и будет целью нашего урока.
3. Работа над биографией
Как вы понимаете слова А.Платонова «Жизнь сразу превратила меня из ребёнка во взрослого человека, лишая юности»?
Прочитайте краткую биографию А.Платонова. Сделайте пометы на полях: что вы знали, что нового узнали, в чём засомневались, какие вопросы возникли. У вас 4 минуты. Как вы теперь ответите на вопрос? (Проверка работы) Что нового узнали?
4. Работа с эпиграфом к рассказу и темой урока.
Какая тема объединяет эти высказывания? Как вы думаете, какой будет тема нашего урока? Какой эпиграф вы выберете и почему?
5. Стадия - ВЫЗОВ.
- Какого человека вы назовёте красивым? Давайте составим кластер (2 минуты). Какие из этих качеств вы отнесёте к внешней красоте, а какие к внутренней? Героев каких недавно прочитанных вами произведений вы отнесёте к людям, обладающих внутренней красотой?
- Почему рассказ назван «Юшка»? Что такое «юшка»? Почему автор так назвал своего героя?
- Какие чувства вызвал у вас герой рассказа?
6. Стадия – ОСМЫСЛЕНИЕ.
Работа в парах: (на подготовку 3 минуты) + беседа по вопросам (10 минут)
1 группа: «Портрет Юшки»
Найдите в тексте портрет Юшки. Ответьте на вопросы: Что особо выделяет автор в портрете Юшки? Какое впечатление производит портрет Юшки, его внешний вид?
- Можем ли мы назвать его красивым?
- Принято считать, что такие люди, как правило, не вызывают сочувствие у тех, кто находится рядом. А как себя ощущает Юшка в окружающем его мире?
2 группа: «Юшка и дети»
Найдите отрывок в тексте и ответьте на вопросы: Как дети относились к Юшке? (подчеркните глаголы). Как Юшка относится к детям? (подчеркните глаголы). Что влечет детей к Юшке? Почему Юшка не обижается на детей?
- Зачем они добивались того, чтобы он был «как все большие люди»?
- Это их отношение к Юшке или это идёт от взрослых?
- Почему дети, которые только начинают жить и, значит, не должны ещё научиться злу и ненависти, терзают Юшку?
- Какие чувства вызывает у вас эпизод истязания Юшки детьми?
- Чего дети ждут от него? Как Юшка отвечает на зло? (Юшка не понимает, зачем он должен умирать. Он не приходит ни к кому, как бы выпадает из общества. Ему ничего не надо, он не навязывается, в нём живёт внутренняя любовь к человечеству в целом. Но он бездеятелен.)
3 группа: «Юшка и взрослые»
Найдите отрывок в тексте и ответьте на вопросы: Как относятся взрослые к Юшке? (подчеркните глаголы). Почему они обижают его? Почему их сердца наполняются лютой яростью при виде Юшки? Чем Юшка отвечает им? (подчеркните глаголы).
- Как относятся к Юшке взрослые, более мудрые, чем дети, люди? Чем объясняет автор их поведение? (Юшка раздражает их своей непохожестью, своей кротостью).
- Как вы понимаете это слово? Подберите синонимы. (Запись в тетрадях: БЕЗЗЛОБНОСТЬ, ПОКОРНОСТЬ, СМИРЕНИЕ, БЕЗОТВЕТНОСТЬ, БЕЗРОПОТНОСТЬ…)
В «Толковом словаре» С.И.ОЖЕГОВА: Кроткий – незлобивый, покорный, смирный.
- Прав ли Юшка, когда говорит Даше: «Меня, Даша, народ любит»?
-Что значит «СЛЕПОЕ СЕРДЦЕ»? (Слепое сердце бывает у человека, не способного понимать другого, жертвовать собой, делать добро, любящего только самого себя, не испытывающего жалости и сострадания к другим.)
- Как вы понимаете слово «СОСТРАДАНИЕ»? Подберите синонимы. (Запись в тетрадях: СОЧУВСТВИЕ, МИЛОСЕРДИЕ, СОЖАЛЕНИЕ, ЖАЛОСТЬ, СОБОЛЕЗНОВАНИЕ, УЧАСТИЕ)
- Юшке живётся тяжело. Но всё же есть место, где он вольнее начинает дышать. Где это происходит? (на природе)
4 группа: «Юшка и природа»
- Каков он по отношению к природе? (это счастливые мгновения в его жизни) Изменяется ли стиль, язык рассказа здесь? Что появляется? (среди природы родилась мелодия – появились в тексте ОПРЕДЕЛЕНИЯ, ЭПИТЕТЫ)
5 группа: «Юшка и веселый прохожий»
Прочитайте по ролям и ответьте на вопросы: Почему Юшка, «осерчал» на «веселого прохожего»? Почему человек, убивший Юшку, назван «веселым прохожим»?
- Мы уже привыкли к Юшке, стали лучше его понимать, как вдруг произошло то, чего многие давно ждали. Юшка осерчал. Что произошло, почему Юшка рассердился? (чтение отрывка по ролям)
- Читать эти строки тяжело, а художник-иллюстратор ещё сильнее помогает почувствовать трагедию происходящего. Удалось ли художнику передать трагедию, в чём это выразилось? (как лежит – упал навзничь – опрокинувшись на спину, вверх лицом; взгляд прохожего и его одежда, кулаки, сила противопоставлены Юшке)
- Произошло то, чего хотели люди – Юшка осерчал и ушёл из жизни. Вот теперь признали его люди своим, похожим?
6 группа: «Смерть Юшки»
Прочитайте отрывок о смерти и похоронах Юшки и ответьте на вопросы: Раскаялись ли люди? Что стало с людьми после смерти Юшки? Что изменилось в их жизни?
- Можем ли мы сказать: «Прости нас, Юшка!» (обязательно мы должны сказать эти слова, они нужны всем людям, которым мы делаем зло)
- Да, Юшка некрасив, но у него доброе, великое сердце, способное простить людей даже со «слепым сердцем». Такие люди могут изменить мир. Способен ли Юшка изменить мир?
- Мы с вами говорили, что добро всегда приносит плоды. Докажите это примером из текста.
- Изменились ли люди после того, как узнали о тайной стороне Юшки? Как добро, посеянное Юшкой, вернулось к людям? Какие воспоминания остались о нём?
7. Подведение итогов и рефлексия.
- Кто же он, Юшка? (Юшка – это вечный образ добра и любви. Даже тихий, робкий Юшка способен измениться в жизни).
- Можем ли мы Юшку назвать красивым человеком? (да, он добр, отзывчив, трудолюбив, умеет сострадать)
Всё ли вы узнали, что хотели узнать? Отметьте + в третьей колонке таблицы.