Официальный сайт jetune 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



План - конспект урока по общей биологии в 10 классе профильный уровень по теме: "Человек как житель биосферы"

Submitted by Светлана Викторовна Полякова on Sat, 20/12/2014 - 10:03
Данные об авторе
Автор(ы): 
Полякова Светлана Викторовна
Место работы, должность: 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Егорлыкская средняя общеобразовательная школа №1, учитель биологии.

Регион: 
Ростовская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
10 класс
Предмет(ы): 
Биология
Цель урока: 

Продолжить изучение теории В. И. Вернадского о биосфере; определить место и роль человека как жителя биосферы, подвести учащихся к выводу о том, что человек становится «новой геологической силой на планете.

Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учащихся в классе (аудитории): 
10
Используемые учебники и учебные пособия: 

1.  Учебник : И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова, Л.В.Симонова биология 10 класс профильный  уровень-  М.: «Вентана –Граф», 2012.

2. Естественнонаучный образовательный портал   www. eh.edu.ru.

3 .Каталог образовательных Интернет – ресурсов   www. edu.ru.

Используемая методическая литература: 

1.Тематическое и поурочное планирование по биологии  к учебнику И.Н.Пономаревой, О.А.Корниловой, Л.В.Симоновой «Биология»:  профильный уровень:10 класс» под редакцией И.Н.Пономаревой  – М.: Издательский центр  «Вентана - Граф», 2011

2.Арустамов Э.А. Экологические основы природопользования: Учебник / Э.А. Арустамов, И.В. Левакова, Н.В. Баркалова; рук. авт. колл. Э.А. Арустамов. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и КО», 2008. - 320 с.

3.Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера / В.И. Вернадский. - М.: Айрис-пресс, 2004. - 576 с. - (Библиотека истории и культуры).

4.Гальперин М.В. Экологические основы природопользования: Учебник / М.В. Гальперин. - М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2003. - 256 с.: ил. - (Серия «Профессиональное образование»).

Используемое оборудование: 

Таблицы по О.Б. «Воздействие человека на биосферу, СД «Большая энциклопедия»(изд. ООО «Кирилл и Мефодий»), ЦОРы, компьютер, плазменная панель.

Используемые ЦОР: 

Карточка ресурса

Ресурс:
Влияние человека на природу (N 150922)
 
Вид ЦОР: Чертеж/График/Схема
 
Поставщик ЦОР: ООО "1С"
 
Аннотация:
Таблица характеристик воздействий человека на природу при сельскохозяйственной революции, промышленной революции и при научно-технической революции

2.         http://www.milogiya2007.ru/3/noosfer1.gif

Краткое описание: 
<p>Человек является частью природы, биологическим видом. &nbsp;История человеческой цивилизации &ndash; история взаимоотношений человека и природы Сегодня уже ясно, что технический прогресс не может остановиться. Люди будут добывать полезные ископаемые, вести строительство, осваивать новые виды энергии. Следовательно, вмешательство в процессы биосферы со временем &nbsp;еще более увеличатся.</p> <p>Этот урок предназначен для&nbsp; обсуждения &nbsp;некоторых вопросов, связанных с охраной окружающей среды и дает возможность в ходе исследования познакомиться с этапами и способами воздействия человека на биосферу.</p>
Ресурс для профильной школы: 
Ресурс для профильной школы

Урок № 34  по общей биологии 10 класс (профиль) по теме: «Человек как житель биосферы». УМК «Биология» под ред. И.Н. Пономаревой.

 

Тема: «Человек как житель биосферы».

Цели:

- образовательная: продолжить изучение теории В. И. Вернадского о биосфере; определить место и роль человека как жителя биосферы, подвести учащихся к выводу о том, что человек становится «новой геологической силой на планете.

- воспитательная: формирование чувства ответственности, всех вместе и каждого в отдельности, за все, что происходит в биосфере; обратить внимание учащихся на исчезающие виды растений и животных; на опасность технологических и иных видов загрязнений  биосферы.

 

Задачи:

-  развивать умения самостоятельно добывать знания  из различных  источников, перерабатывать  их, творчески применять в конкретной  ситуации.

Оборудование: Таблицы: по О.Б. «Воздействие человека на биосферу, СД «Большая энциклопедия» (изд. ООО «Кирилл и Мефодий»), ЦОРы. Компьютер, плазменная панель, мобильный класс (к-т «Аквариус), вырезанные из бумаги листочки дуба (красного, зеленого, желтого цвета).

 

Тип урока: урок  изучения и первичного закрепления знаний.

Ведущая деятельность учителя: организация групповой и индивидуальной работы, постановка гипотез.

Познавательная деятельность учащихся: групповая работа, творческая работа.

 

ХОД УРОКА:

 

I.Организационный момент.

Учитель:

Тему нашего урока мы с вами сформулируем, поработав с периодическими изданиями (газетами, журналами),  статьи и заметки которых,  отражают суть вещей и являются индикатором нашего времени.

Проанализируйте предложенный вам материал и сформулируйте тему урока.

Формулировка темы:  Человек как житель биосферы

II. Объяснение нового материала.

1. Мотивация. (5 мин)

Учитель:

Мне хотелось бы начать урок фрагментом стихотворения

Там, где мой дед выуживал  сазана,

Где из воды выпрыгивали щуки,

Я ныне изредка ловлю гольяна….                                                                                

А что поймают наши внуки?

Эти строки я прочитала неслучайно.

Человек является частью природы, биологическим видом, как организм живет и развивается благодаря непрерывному обмену веществами, энергией, информацией со средой своего обитания. Непрерывный процесс обмена между человеком и природой приводит к изменению и развитию, как самого человека, так и среды его обитания.  Сегодня уже ясно, что технический прогресс не может остановиться. Люди будут добывать полезные ископаемые, вести строительство, осваивать новые виды энергии. Следовательно, вмешательство в процессы биосферы со временем  еще более увеличатся.

На этом уроке мы будем обсуждать  некоторые вопросы, связанные с охраной окружающей среды. Эта проблема особенно актуальна в наше время, т.к. человек поставил себя над миром живого и  бездумно  «покоряет природу», не считаясь с её законами.

Посмотрите на доску, вы видите, здесь записаны  слова:

Экологический след, человек, биосфера, ноосфера.

Вопрос: Что может быть общего между этими понятиями?

Выдвигайте гипотезы.

Гипотеза №1.: Человек всегда берет от природы значительно больше своих потребностей.

Гипотеза №2.: Экологическая нагрузка населения России  на внешнюю среду в 21 веке начинает превышать ее способность восстанавливаться.

Гипотеза №3.: Экологический след  - это условный показатель, наглядно иллюстрирующий потребление человечеством ресурсов биосферы.

Гипотеза № 4.:  Ноосфера – это высшая стадия эволюции биосферы, становление которой связано с развитием человеческого общества.

Обсуждение гипотез.

Учитель:

 В.И. Вернадский утверждал: «Человеческий разум и организованная им деятельность меняют ход природных процессов в такой степени, как меняют их другие известные нам проявления энергии, но меняют по- новому».

Таким образом, в связи с возникновением человеческой цивилизации появился новый фактор, влияющий на состояние биосферы. «Человек быстро занял в биосфере Земли особое место. Благодаря разуму и способности к трудовой деятельности, он изменил взаимосвязи абиотических и биотических факторов в контексте потребностей Homo sapiens. Наступила эпоха антропогенеза, а вместе с ней появился и новый вид продуктов как «сложный симбиоз» продуктов природы и физических и интеллектуальных усилий человека, продуктов общества.

 Филипп Дре, профессор Пражского университета, в своей книге «Экология» утверждает: «человечество получило такую власть над природой, которая намного превосходит воздействие других видов, и человек как биологический вид уже не находится в равновесии с окружающей средой».

Возможность человека манипулировать природой и активно влиять на окружающий мир проявилась не сразу.  У вас есть возможность в ходе исследования познакомиться с этапами и способами воздействия человека на биосферу.

 2. Самостоятельная работа – исследование  (10мин)

Определите в ходе исследования, в историческом плане, этапы и способы  воздействия человека на биосферу по классификации Н.Ф. Реймерса.

В помощь вам ноутбуки (мобильный класс -  комплект «Аквариус»)  с информационными листами и   презентацией «Этапы и способы воздействия человека на биосферу» (ЦОРы), учебник § 27.

1 группа – определяет  особенности  начала этапа антропогенеза, воздействие людей на биосферу лишь как обычных биологических видов.

2 группа – определяет особенности   этапа антропогенеза в период становления человечества,  воздействие людей при сверхинтенсивной охоте без резкого изменения экосистем.

3 группа – определяет особенности ноогенеза,   изменение экосистем через пастьбу скота, ускорение роста трав путем их выжигания.

4 группа - определяет особенности ноогенеза, усиление влияния на природу с коренным преобразованием части экосистем (распашка земель, широкая вырубка лесов и т. п:).

5 группа -   определяет особенности ноогенеза, глобальное изменение всех экологических компонентов в целом в связи с неограниченной интенсификацией хозяйства.

Каждая группа дает заключения по проведенным исследованиям, затем в ходе обсуждения формулируется общий вывод.

Вывод: в настоящее время мы находимся на таком этапе антропогенного влияния на биосферу, когда изменения, вызванные человеком, широко затронули всю оболочку планеты и приняли небывалые по масштабам размеры и деградация биосферы представляет сегодня прямую угрозу нашей цивилизации, поскольку пределы возможных нагрузок уже достигнуты. Человечество в процессе жизнедеятельности влияет на различные экологические системы. Примерами таких, чаще всего опасных, воздействий является осушение болот, вырубание лесов, уничтожение озонового слоя, поворот течения рек, сброс отходов в окружающую среду. Этим самым человек разрушает сложившиеся связи в устойчивой системе, что может привести к её дестабилизации, то есть к экологической катастрофе.

3. Рассказ учителя о прогнозах развития биосферы в 21 веке: (5мин)

Группа американских ученых (Д. X. Медоуз, Д. Л. Медоуз, И. Рэндерс, В. Беренс),  а также представители «Римского клуба», используя методы системного анализа, с помощью ЭВМ разработали математическую модель будущего развития биосферы как мировой системы по пяти основным параметрам: население, производство продуктов питания, промышленное производство, загрязнение окружающей среды, возобновляемые природные ресурсы.

Авторы модели пришли к выводу о том, что если темпы роста народонаселения, экономики, скорости истощения природных ресурсов будут увеличиваться в таких же масштабах, то к 2020 — 2040 гг. человечество окажется на пороге гибели в результате разрушения природной среды. 

III. Физминутка.

IV. Закрепление.

Тест:

1. Как В.И. Вернадский назвал состояние биосферы, развитие которой управляется человеком?
а - антропосфера        б – ноосфера          в - космосфера          г - астросфера
2. Причиной глобального экологического кризиса в настоящую эпоху можно считать
а - перевыпас скота на пастбищах                            б - вулканическую деятельность
в - сокращение биоразнообразия планеты               г - разливы рек при половодье

3.К числу глобальных экологических проблем относится
а - эпидемия, вызванная новым вирусом                   б - разрушение озонового слоя
в - выведение новых видов домашних животных     г - выветривание горных пород

V. Итоги урока: формулирование общего вывода урока

Пути выхода из экологического кризиса:

В данной ситуации перед человечеством возможны лишь два пути.

Первый — положиться на волю стихии, в этом случае наступающий кризис приведет, скорее всего, к уничтожению человечества.

Следовательно, возможен лишь второй путь — разработка разумной стратегии, общей для всего человечества. Она должна быть направлена на преобразование биосферы Земли в ноосферу.  

VI. Рефлексия.  

Прием «дерево надежды».

Поднимите в руке зеленый листок, если урок для Вас стал плодотворным, вы открыли для себя новое знание, возникло понимание проблемы и желание ее решить.

Желтый листок, если что-то осталось непонятым, остались вопросы.

Красный листок, если урок оставил Вас равнодушными или тема обсуждения кажется вам неактуальной, скучной.

Я рада, ребята, что наше дерево оказалось по весеннему зеленым, значит у человечества есть надежда на счастливое существование на планете Земля в гармонии с природой.

 Спасибо за ваши идеи!

VII. Домашнее задание: § 27

Творческое задание: подготовить сообщение об особенностях биосферного уровня живой материи и его роли в обеспечении жизни на Земле по материалам дополнительной литературы и Интернента.

Список использованной литературы

1.Арустамов Э.А. Экологические основы природопользования: Учебник / Э.А. Арустамов, И.В. Левакова, Н.В. Баркалова; рук. авт. колл. Э.А. Арустамов. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и КО», 2008. - 320 с.

2.Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера / В.И. Вернадский. - М.: Айрис-пресс, 2004. - 576 с. - (Библиотека истории и культуры).

3.Гальперин М.В. Экологические основы природопользования: Учебник / М.В. Гальперин. - М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2003. - 256 с.: ил. - (Серия «Профессиональное образование»).

Прикрепленный файл Size
Урок по общей биологии Человек как житель биосферы.docx 32.79 KB

»  Tags for document:
»  Размещено в сообществах:   

Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн