План - конспект урока по общей биологии в 10 классе профильный уровень по теме: "Человек как житель биосферы"
Submitted by Светлана Викторовна Полякова on Sat, 20/12/2014 - 10:02
Урок № 34 по общей биологии 10 класс (профиль) по теме: «Человек как житель биосферы». УМК «Биология» под ред. И.Н. Пономаревой.
Тема: «Человек как житель биосферы».
Цели:
- образовательная: продолжить изучение теории В. И. Вернадского о биосфере; определить место и роль человека как жителя биосферы, подвести учащихся к выводу о том, что человек становится «новой геологической силой на планете.
- воспитательная: формирование чувства ответственности, всех вместе и каждого в отдельности, за все, что происходит в биосфере; обратить внимание учащихся на исчезающие виды растений и животных; на опасность технологических и иных видов загрязнений биосферы.
Задачи:
- развивать умения самостоятельно добывать знания из различных источников, перерабатывать их, творчески применять в конкретной ситуации.
Оборудование: Таблицы: по О.Б. «Воздействие человека на биосферу, СД «Большая энциклопедия» (изд. ООО «Кирилл и Мефодий»), ЦОРы. Компьютер, плазменная панель, мобильный класс (к-т «Аквариус), вырезанные из бумаги листочки дуба (красного, зеленого, желтого цвета).
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления знаний.
Ведущая деятельность учителя: организация групповой и индивидуальной работы, постановка гипотез.
Познавательная деятельность учащихся: групповая работа, творческая работа.
ХОД УРОКА:
I.Организационный момент.
Учитель:
Тему нашего урока мы с вами сформулируем, поработав с периодическими изданиями (газетами, журналами), статьи и заметки которых, отражают суть вещей и являются индикатором нашего времени.
Проанализируйте предложенный вам материал и сформулируйте тему урока.
Формулировка темы: Человек как житель биосферы
II. Объяснение нового материала.
1. Мотивация. (5 мин)
Учитель:
Мне хотелось бы начать урок фрагментом стихотворения
Там, где мой дед выуживал сазана,
Где из воды выпрыгивали щуки,
Я ныне изредка ловлю гольяна….
А что поймают наши внуки?
Эти строки я прочитала неслучайно.
Человек является частью природы, биологическим видом, как организм живет и развивается благодаря непрерывному обмену веществами, энергией, информацией со средой своего обитания. Непрерывный процесс обмена между человеком и природой приводит к изменению и развитию, как самого человека, так и среды его обитания. Сегодня уже ясно, что технический прогресс не может остановиться. Люди будут добывать полезные ископаемые, вести строительство, осваивать новые виды энергии. Следовательно, вмешательство в процессы биосферы со временем еще более увеличатся.
На этом уроке мы будем обсуждать некоторые вопросы, связанные с охраной окружающей среды. Эта проблема особенно актуальна в наше время, т.к. человек поставил себя над миром живого и бездумно «покоряет природу», не считаясь с её законами.
Посмотрите на доску, вы видите, здесь записаны слова:
Экологический след, человек, биосфера, ноосфера.
Вопрос: Что может быть общего между этими понятиями?
Выдвигайте гипотезы.
Гипотеза №1.: Человек всегда берет от природы значительно больше своих потребностей.
Гипотеза №2.: Экологическая нагрузка населения России на внешнюю среду в 21 веке начинает превышать ее способность восстанавливаться.
Гипотеза №3.: Экологический след - это условный показатель, наглядно иллюстрирующий потребление человечеством ресурсов биосферы.
Гипотеза № 4.: Ноосфера – это высшая стадия эволюции биосферы, становление которой связано с развитием человеческого общества.
Обсуждение гипотез.
Учитель:
В.И. Вернадский утверждал: «Человеческий разум и организованная им деятельность меняют ход природных процессов в такой степени, как меняют их другие известные нам проявления энергии, но меняют по- новому».
Таким образом, в связи с возникновением человеческой цивилизации появился новый фактор, влияющий на состояние биосферы. «Человек быстро занял в биосфере Земли особое место. Благодаря разуму и способности к трудовой деятельности, он изменил взаимосвязи абиотических и биотических факторов в контексте потребностей Homo sapiens. Наступила эпоха антропогенеза, а вместе с ней появился и новый вид продуктов как «сложный симбиоз» продуктов природы и физических и интеллектуальных усилий человека, продуктов общества.
Филипп Дре, профессор Пражского университета, в своей книге «Экология» утверждает: «человечество получило такую власть над природой, которая намного превосходит воздействие других видов, и человек как биологический вид уже не находится в равновесии с окружающей средой».
Возможность человека манипулировать природой и активно влиять на окружающий мир проявилась не сразу. У вас есть возможность в ходе исследования познакомиться с этапами и способами воздействия человека на биосферу.
2. Самостоятельная работа – исследование(10мин)
Определите в ходе исследования, в историческом плане, этапы и способы воздействия человека на биосферу по классификации Н.Ф. Реймерса.
В помощь вам ноутбуки (мобильный класс - комплект «Аквариус») с информационными листами и презентацией «Этапы и способы воздействия человека на биосферу» (ЦОРы), учебник § 27.
1 группа – определяет особенности начала этапа антропогенеза, воздействие людей на биосферу лишь как обычных биологических видов.
2 группа – определяет особенности этапа антропогенеза в период становления человечества, воздействие людей при сверхинтенсивной охоте без резкого изменения экосистем.
3 группа – определяет особенности ноогенеза, изменение экосистем через пастьбу скота, ускорение роста трав путем их выжигания.
4 группа - определяет особенности ноогенеза, усиление влияния на природу с коренным преобразованием части экосистем (распашка земель, широкая вырубка лесов и т. п:).
5 группа - определяет особенности ноогенеза, глобальное изменение всех экологических компонентов в целом в связи с неограниченной интенсификацией хозяйства.
Каждая группа дает заключения по проведенным исследованиям, затем в ходе обсуждения формулируется общий вывод.
Вывод: в настоящее время мы находимся на таком этапе антропогенного влияния на биосферу, когда изменения, вызванные человеком, широко затронули всю оболочку планеты и приняли небывалые по масштабам размеры и деградация биосферы представляет сегодня прямую угрозу нашей цивилизации, поскольку пределы возможных нагрузок уже достигнуты. Человечество в процессе жизнедеятельности влияет на различные экологические системы. Примерами таких, чаще всего опасных, воздействий является осушение болот, вырубание лесов, уничтожение озонового слоя, поворот течения рек, сброс отходов в окружающую среду. Этим самым человек разрушает сложившиеся связи в устойчивой системе, что может привести к её дестабилизации, то есть к экологической катастрофе.
3. Рассказ учителя о прогнозах развития биосферы в 21 веке:(5мин)
Группа американских ученых (Д. X. Медоуз, Д. Л. Медоуз, И. Рэндерс, В. Беренс), а также представители «Римского клуба», используя методы системного анализа, с помощью ЭВМ разработали математическую модель будущего развития биосферы как мировой системы по пяти основным параметрам: население, производство продуктов питания, промышленное производство, загрязнение окружающей среды, возобновляемые природные ресурсы.
Авторы модели пришли к выводу о том, что если темпы роста народонаселения, экономики, скорости истощения природных ресурсов будут увеличиваться в таких же масштабах, то к 2020 — 2040 гг. человечество окажется на пороге гибели в результате разрушения природной среды.
III. Физминутка.
IV. Закрепление.
Тест:
1. Как В.И. Вернадский назвал состояние биосферы, развитие которой управляется человеком?
а - антропосфера б – ноосфера в - космосфера г - астросфера 2. Причиной глобального экологического кризиса в настоящую эпоху можно считать
а - перевыпас скота на пастбищах б - вулканическую деятельность
в - сокращение биоразнообразия планеты г - разливы рек при половодье
3.К числу глобальных экологических проблем относится
а - эпидемия, вызванная новым вирусом б - разрушение озонового слоя
в - выведение новых видов домашних животных г - выветривание горных пород
V. Итоги урока: формулирование общего вывода урока
Пути выхода из экологического кризиса:
В данной ситуации перед человечеством возможны лишь два пути.
Первый — положиться на волю стихии, в этом случае наступающий кризис приведет, скорее всего, к уничтожению человечества.
Следовательно, возможен лишь второй путь — разработка разумной стратегии, общей для всего человечества. Она должна быть направлена на преобразование биосферы Земли в ноосферу.
VI. Рефлексия.
Прием «дерево надежды».
Поднимите в руке зеленый листок, если урок для Вас стал плодотворным, вы открыли для себя новое знание, возникло понимание проблемы и желание ее решить.
Желтый листок, если что-то осталось непонятым, остались вопросы.
Красный листок, если урок оставил Вас равнодушными или тема обсуждения кажется вам неактуальной, скучной.
Я рада, ребята, что наше дерево оказалось по весеннему зеленым, значит у человечества есть надежда на счастливое существование на планете Земля в гармонии с природой.
Спасибо за ваши идеи!
VII. Домашнее задание: § 27
Творческое задание: подготовить сообщение об особенностях биосферного уровня живой материи и его роли в обеспечении жизни на Земле по материалам дополнительной литературы и Интернента.
Список использованной литературы
1.Арустамов Э.А. Экологические основы природопользования: Учебник / Э.А. Арустамов, И.В. Левакова, Н.В. Баркалова; рук. авт. колл. Э.А. Арустамов. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и КО», 2008. - 320 с.
2.Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера / В.И. Вернадский. - М.: Айрис-пресс, 2004. - 576 с. - (Библиотека истории и культуры).
3.Гальперин М.В. Экологические основы природопользования: Учебник / М.В. Гальперин. - М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2003. - 256 с.: ил. - (Серия «Профессиональное образование»).