Устный журнал " Про безопасность детей за компьютером и в сети интернет»
Submitted by Татьяна Александровна Макренцева on Wed, 03/12/2014 - 16:32
Компьютер может стать другом или заклятым врагом, может помочь в беде,
а может добавить кучу проблем,
может помочь найти единомышленников,
а может привести к одиночеству.
Устный журнал « Про безопасность детей за
компьютером и в сети интернет». Цель: актуализировать проблему безопасности детей за компьютером и в сети интернет;
побудить родителей задуматься о собственной роли и ответственности о безопасности детей за компьютером и в сети интернет;
поддержать положительный опыт семейного пользования интернетом.
познакомить родителей с правилами безопасности при работе с компьютером и интернетом, детскими браузерами.
Задачи: провести анкетирование об использовании компьютера детьми, опрос о применении различных технологий по сохранению здоровья при работе за компьютером.
Изучив литературу, выявить основные вредные факторы при работе на компьютере.
Дать рекомендации по использованию элементов здоровьесберегающих технологий при работе детей за компьютером в школе и дома. Используемое оборудование:
Компьютер, мультимедийный проектор, 6 демонстрационных страниц журнала. Используемые ЦОР:
Ход классного часа.
Существует много журналов: и детские, и взрослые. А наш журнал не похож на эти. Картинки этого журнала мы увидим, а вот читать его не будем- будем рассказывать, поэтому он и называется «устный журнал». Называется наш журнал« Про безопасность детей за компьютером и в сети интернет».
(Каждая страница журнала с названием и иллюстрациями вывешивается на доску по ходу классного часа)
1-я страница. Что такое компьютер и интернет? Отгадаем загадки. 1.Что за чудо-агрегат
Может делать все подряд -
Петь, играть, читать, считать,
Самым лучшим другом стать?
2.На столе стоит сундук
В сундуке окошко,
Можно видеть чудеса,
Если знать немножко.
3.На доске по строчечке
Разместились кнопочки
Догадайтесь мальчики
Как здесь тыкать пальчиком?
4.То-то радость, то-то смех
На бумаге, без огрех,
Из какой коробки лезет
Текст на удивленье всех?
5.По ковру зверек бежит,
То замрет, то закружит,
Коврика не покидает,
Что за зверь, кто угадает?
6.Как смогли вести беседу
Два часа после обеда
Три подружки, из Норильска,
Озерков и Сан-Франциско?
7.Чудо- юдо чемодан
Лампа, кнопка да карман.
Он окутан проводами
Словно город Амстердам.
8.Это что за вертолет
Не отправится в полет?
Его дело не летать,
А считать, считать, считать…
9.Если что-то отключить,
То компьютер замолчит,
Тугоухий, как медведь -
Ничего не сможет спеть.
-А о чем речь в загадках?
-У вас есть компьютер дома?
-Вы посещаете интернет?
-Молодцы, правильно отгадали все загадки. -Сейчас мы прослушаем стихи, и вы ответите на вопрос: Кто из вас поступает так же, как герои стихотворений? А кто по- другому? Почему?
Дети рассказывают стихи.
1.Не умею я писать,
Не могу ещё читать,
Но зато я научился
На компьютере играть.
2.Засветился монитор,
Мышкой двигаю курсор.
Для игры и чудо-сказок
Открывается простор.
3. Не понять бабуле, нет,
Что такое Интернет.
Я и сам пока не знаю,
Не могу ей дать ответ…
4.Папа учит: «Знай сынок,
Мир огромен и широк.
Обойти его ногами
Никогда бы ты не смог.
5. Но идёт такой прогресс!
В нём – всеобщий интерес,
А компьютерные игры –
Лишь начало для чудес.
6.В ногу с временем шагай!
От него не отставай.
Файлы, сайты, мегабайты
Потихоньку изучай».
7. Что за трудные слова!
Даже пухнет голова.
И такое ощущенье –
В ней не мысли, а трава.
8.Я, конечно, ещё мал.
Кем я стану – не мечтал,
Но осваивать компьютер
Папе твёрдо обещал.
9. Без компьютера нельзя.
И ворчит бабуля зря.
Сидя дома, всю планету
Я исследую, друзья!
10.Играю в компьютере с братом Андрюшей.
Хоть «комп» иногда – привереда,
Но всё ж я люблю его больше игрушек,
Он – лучший мой друг!..После деда!
11.Скачет на скакалочке
соседка наша Аллочка,
Миша в мяч играет ловко,
у него уже сноровка.
За рояль уселась Ира,
только Вовочка молчит.
За компьютером сидит,
а зачем ему рыбалка?
Мячик, удочка, скакалка,
он во двор к нам не придёт
Всё в компьютере найдёт.
-Молодцы, ребята. Пока мы будем говорить с вашими родителями, вы ответьте на вопросы небольшой анкеты. Приложение1.
2-я страница. Для родителей. «Опасности, грозящие вашему ребенку при работе с компьютером» Слайд №2
Чем является компьютер в вашей семье? Приведите примеры ситуаций из вашей жизни, связанных с положительными и отрицательными эмоциями по поводу использования компьютера.
Что сделаем, чтобы не повторять ежедневно: “Ты опять весь день просидел (а) за компьютером”?
Какую пользу извлекает Ваш ребенок при использовании сети Интернет?
Какие опасности ждут Вашего ребенка в сети Интернет?
Предлагаю задуматься, над этими вопросами и поищем ответ на них вместе.
слайд №3
Родители часто не задумываются о том, какую опасность может таить в себе обычный персональный компьютер, за которым наши дети проводят все больше времени. Даже несмотря на то, что многие используют ПК или ноутбук чисто в обучающих целях, устанавливая подходящее для этих целей программное обеспечение, угроза здоровью ребенка может возникнуть совершенно с другой стороны, о которой родители даже не задумывались.
В этой статье собраны практически все возможные опасности, которые могут подстерегать дома и выборка из статистики несчастных случаев, произошедших во время использования компьютера детьми в повседневных ситуациях.
Итак, самая значимая на сегодняшний день проблема – это безопасность ребенка в сети Internet. Хотя интернет служит прекрасным учебным пособием, содержание видеороликов, специализированных сайтов, форумов и размещаемой на них рекламы никак и никем не регулируется. Родители и дети должны знать об опасностях использования всемирной паутины. Объясняйте детям, что не стоит нажимать на яркие картинки баннеров, которыми увешаны сайты, категорически запретите детям оставлять в сети свои персональные данные, такие как номер сотового телефона, кем и где работают родители, домашний адрес и любую другую информацию, с помощью которой прямо или косвенно можно нанести вред.
Слайд № 4
Обязательно включите «семейные фильтры» и “родительский контроль” в поисковых системах, а еще лучше установите специализированное программное обеспечение, позволяющее отфильтровывать нежелательный контент, который может быть доступен вашему ребенку во время поиска информации. Просматривайте любую переписку ваших детей, объясняя ребенку, что вы делаете это ради его же безопасности, а не от того, что вы ему не доверяете.
Далее, в списке возможных опасностей стоят риски причинения вреда здоровью при использовании компьютера, большинство из которых можно свести к минимуму или исключить их вообще, зная основные правила нахождения ребенка за ПК и правильно оборудованного компьютерного места. Не имеет смысла, наверное, объяснять, что правильно подобранные компьютерные кресла для детей, удобный стол, эргономичная клавиатура и мышь, грамотно освещенное рабочее место и качественный монитор – это те минимально необходимые условия, при которых можно допускать ребенка к занятию на компьютере.
Особое внимание следуют уделить стулу, на котором будут сидеть дети. Не стоит приобретать взрослый офисный вращающийся стул, как это делают большинство родителей. Ни его сиденье, ни спинка не подходят для ребенка.
Неправильная посадка в компьютерном кресле может приводить к быстрой переутомляемости, постоянному напряжению мышц спины и шеи, а так же к ухудшению кровоснабжения ног. Худшее что может произойти – искривление позвоночника и длительное восстановление осанки.
Чтобы снизить опасность возникновения сколиоза покупайте специальные детские компьютерные кресла, благо выбор их на сегодняшний день уже неограничен. 1
Оборудованные системой активной эргономики, регулировкой подлокотников и подставкой для ног детские компьютерные кресла многократно снижают нагрузку на спину, сохраняя здоровье ребенку. Ведь дети, как бы мы ни старались, много времени проводят в сидячем положении, занимаясь творчеством, делая уроки, смотря мультфильмы или играя в игры на персональном компьютере.
Простые правила для обеспечения безопасности здоровью ваших детей:
Экран, клавиатура и мышь должны быть прямо перед ребенком.
Убедитесь, что пространство под столом свободно и не стесняет свободному расположению ног
Мышь должна быть расположена как можно ближе к клавиатуре. Не используйте тачпад и устройства сенсорного ввода совместно с клавиатурой
Следите за правильной осанкой во время занятий ребенка за компьютером
Отрегулируйте по высоте, наклону спинки, расположению подставки для ног специальное детское компьютерное кресло. Не используйте обычные офисные стулья, не обеспечивающие должного комфорта и правильной посадки детей.
Отрегулируйте высоту монитора. Его центр должен быть расположен на уровне глаз ребенка. Это позволит расслабить мышцы шеи и снизить нагрузку на глаза.
Во время занятий за компьютером перерывы обязательны!
Если вы считаете, что эти минимальные требования к безопасности просто формальность и ваш ребенок «и так отлично сидит за компьютером и чужие советы вам ни к чему», то ознакомьтесь с краткой статистикой несчастных случаев, произошедших с детьми дома, в то время когда они занимались компьютером:
Мальчик 6-ти лет получил ожоги от пожара, вызванного разливом напитков на системный блок;
Ребенок получил травму головы после того, как компьютер, стоящий на верхней части полки упал на него. Перед этим нерадивые родители долго обсуждали, куда его поставить, чтобы было более безопасно;
Девятилетнюю девочку лечили от синяков после падения с лестницы при попытке самостоятельно перенести свой компьютер. Она не увидела первую ступеньку и упала в обнимку с системным блоком, прокатившись при этом по 16-ти ступеням;
7-ми летный ребенок получил глубокий порез запястья, после нечаянного удара рукой по монитору. Он так расстроился о проигрыше в игру, что решил вынести злобу на ни в чем не повинном дисплее;
12-летний мальчик пострадал от поражения электрическим током во время чистки своего компьютера;
Подросток выиграв турнир в сетевой игре вскинул руки вверх, резко облокотившись на спинку компьютерного кресла. Неустойчивый стул опрокинулся и ребенок разбил висок, ударившись о батарею центрального отопления;
Девочка школьного возраста получила растяжение запястья после того, как играла в компьютерную игру в течение 6 часов без перерыва;
5-ти летний ребенок, увидев постановочное видео о том, как люди проходят сквозь стены, решил повторить трюк. С первого раза, конечно же, у него не получилось пройти сквозь капитальную перегородку обычного панельного дома, и он решил, что нужно попробовать это сделать с разбега. В результате ребенка увезли на скорой с черепно-мозговой травмой;
Многое из перечисленного кажется смешным, но ровно до тех пор, пока на месте пострадавшего не окажется ваш ребенок. Помните – компьютер источник повышенной опасности и относиться к нему в первую очередь нужно как к электроприбору, а не как к средству развлечения. И чем меньше времени вы и ваши дети будут проводить за ним – тем более здоровой будет ваша семья.
3-я страница. Комплексы физкультурных пауз. Приложение 3.
Повышают двигательную активность, стимулирует деятельность нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной и мышечной систем, снимает общее утомление, повышает умственную работоспособность.
1. Исходное положение (и.п.): ноги врозь, руки вдоль туловища. На счет 1-2 встать на носки, руки вверх за руками, на счет 3-4-руки дугами в стороны вниз и расслаблено скрестить перед грудью, голову наклонить вперед. Повторить 6-8 раз. Темп быстрый.
2. И.п. - ноги врозь, руки вперед; на счет 1 – поворот туловища направо, мах левой рукой вправо, правой назад за спину; на счет 2 – о.с.; на счет 3-4 – то же в другую сторону. Упражнения выполняются размашисто, динамично. Повторить 6-8 раз. Темп быстрый.
3. И. п. – ноги вместе, руки вдоль туловища; на счет 1 – согнуть правую ногу и, обхватив голень руками, притянуть ногу к животу; на счет 2 – приставить ногу, руки вверх наружу; на счет 3-4 – то же другой ногой. Повторить 6-8 раз. Темп средний.
4. И.п. – ноги вместе, руки вдоль туловища; на счет 1-руки за голову; локти развести пошире, голову наклонить назад; на счет 2 – локти вперед; на счет 3-4 – руки расслабленно вниз, голову наклонить вперед. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.
5. И.п. – ноги врозь, кисти в кулаках; на счет 1-мах левой рукой назад, правой вверх – назад; на счет 2 – встречными махами переменить положение рук. Махи заканчивать рывками руками назад. Повторить 6-8 раз. Темп средний.
6. Сесть на стул; на счет 1-2 – отвести голову назад и плавно наклонить назад; на счет 3-4 – голову наклонить вперед, плечи не поднимать. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.
7. Встать прямо или сесть на стул, руки на поясе; на счет 1-2 – круг правой рукой назад с поворотом туловища и головы направо; на счет 3-4 – то же левой рукой. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.
8. Сесть на стул, руки на пояс; на счет 1 – повернуть голову направо; на счет 2 – голову прямо. То же налево. Повторить 6-8 раз. Темп медленный.
9. И.п. – ноги вместе, руки вдоль туловища; на счет 1 – поднять плечи как можно выше с напряжением; на счет 2 – опустить плечи. Повторить 6-8 раз, затем пауза 2-3 с, расслабить мышцы плечевого пояса. Темп медленный.
10. И.п. – ноги вместе, руки согнуты перед грудью; на счет 1-2 – два пружинящих рывка назад согнутыми руками; на счет 3-4 – то же прямыми руками. Повторить 4-6 раз. Темп средний.
11. И.п. – ноги вместе, руки вдоль туловища; на счет 1-руки свободным махом в стороны, слегка прогнуться; на счет 2-расслабляя мышцы плечевого пояса, «уронить» руки, скрестив их перед грудью. Повторить 6-8 раз. Темп средний.
И.п. – ноги врозь, руки вдоль туловища; на счет 1-2 – наклон вперед, правая рука скользит вдоль ноги вниз, левая, сгибаясь, - вдоль тела вверх; на счет 3-4 – о.с.; на счет 5-8 – то же в другую сторону. Повторить 6-8 раз. Темп.
-Отдохнули немножко, а теперь разрешим, помогая сказочным героям, проблемные ситуации. А родители ознакомятся с анкетами и честно ответят на вопросы. Приложение 4.
4-я страница. Решение проблемных ситуаций.
1. Знайка набирал на компьютере длинный и сложный текст, а Незнайка сидел рядом и наблюдал за его действиями. Внезапно он изо всех сил стал трясти Знайку за плечо и со всего размаха ткнул пальцем в монитор так, что последний начал вибрировать. — Ты совершил ошибку! — закричал Незнайка. — Это слово пишется по-другому! Знайка посмотрел на Незнайку сквозь толстые линзы своих очков и… Как вы думаете, что в ответ сказал Знайка?
2. Незнайка пришел в кабинет вычислительной техники. Его внимание привлекло огромное количество питающих проводов, которые располагались с тыльной стороны каждого монитора. Решив рассмотреть их поближе, он уже протянул руку к одному. Внезапно кто-то схватил его за плечи и изо всех сил потянул назад. Кем-то оказался Знайка. Почему Знайка повел себя таким необычным образом?
3. Винни-Пух копал картошку, а Пятачок ее собирал. Опустив в погреб последний мешок, они сразу же отправились на занятия в компьютерный класс. Что они забыли сделать?
Незнайка работал на компьютере. Внезапно экран погас. Не зная, что делать, он стал изо всех сил нажимать на клавиши, то выключать, то включать компьютер. Правильно ли он поступил?
С удовольствием работают ребята и с сигнальными карточками (не только при изучении и повторении правил ТБ). Правила такие. Перед учениками находятся карточки красного и зеленого цветов. В ходе игры учитель читает правила ТБ. Если очередное предложение действительно является правилом ТБ, то ребята поднимают зеленую карточку. По аналогии с правилами дорожного движения это означает, что ребята разрешают учителю “двигаться дальше” — читать следующее “правило”. Если же то, что произнес учитель, не будет являться правилом ТБ, то дети поднимают красную карточку. Она является сигналом, что учитель должен остановиться и обсудить, что именно сказано неверно.
5-я страница. Полезные советы родителям.
ДЕТСКИЕ ПОИСКОВЫЕ СИСТЕМЫ Детский браузер Гогуль. слайд № 5
Гогуль не отменяет традиционной психологической роли родителя и воспитателя, но обеспечивает её исполнение с использованием простого и доступного инструмента. Взрослые не вправе отказаться от своей традиционной функции управления и контроля. В какой мере, и в каких формах допустимо приобщение ребёнка к Интернету - эти вопросы каждый вправе самостоятельно решить с опорой на свои представления о благе детей, о целях и задачах воспитания. Quintura Kids
Поисковый сервис для российских детей. Основная особенность сервиса это интуитивность и простота использования – наведя и кликнув указателем мыши на интересующее слово или изображение в облаке слов-подсказок на сайте, ребенок получит результаты поиска из тысяч проверенных ресурсов Рунета. Поиск не приведет ребенка на сайты с взрослым контентом - в индекс системы попадают только «безопасные» детские сайты. ПРОГРАММЫ ФИЛЬТРАЦИИ КОНТЕНТА:
Kaspersky CRYSTAL: Родительский контроль
Знакомство родителей с онлайн газетой об интернет-безопасности для родителей "WEB -живи,WEB- учись!" (авторская разработка)
Посещение выставки рисунков «Правила безопасности в интернете». Рисунки на выставку подготовлены учениками класса. ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!
Если вы обеспокоены безопасностью ребенка при его работе в Интернете или при использовании мобильной связи;
Если ребенок подвергся опасности или стал жертвой сетевых преследователей и мошенников.
Обратитесь на линию помощи «Дети онлайн». Эксперты помогут решить проблему, а также проконсультируют по вопросу безопасного использования детьми мобильной связи и Интернет. Позвоните по телефону 8−800−25−000−15 (звонок по России бесплатный, прием звонков осуществляется по рабочим дням с 9−00 до 18−00 мск)
Или направьте Ваше письмо по адресу: [email protected]
И последний мой совет Вам – будьте внимательны к своим детям!' 6-я страница. Подведение итогов. Рефлексия. Слайд №6
Проведя анкетирование, мы получили следующие результаты:
1. Большинство (72 %) учащихся имеют компьютер
2. 35% учеников заботятся о здоровье своих глаз.
3. 99% учеников не знают и пренебрегают нормами работы с компьютером.
4. 10% учащихся проводят за компьютером более 3 часов..
5. 45% учащихся есть постоянное желание играть в компьютерные игры.
6. 36% учеников любят играть в игры, где присутствует террор и насилие, что неизбежно может привести к нарушению психики.
7. 20% ребят выбрали компьютер вместо прогулки 80% - предпочли компьютер вместо общения с другом на яву, большая часть (85%) предпочитают компьютер вместо чтения книг и разгадывания логических игр.
По статистике отмечается рост числа персональных компьютеров у учеников дома, но это пока никак не влияет на здоровье школьников. Я предполагаю, что школьники соблюдают нормы работы за компьютером дома, в школе уделяется огромное внимание здоровьесберегающим технологиям. Отношения учителей к появлению у школьников персональных компьютеров практически однозначно: машина создана не для развлечений, а для работы. Дети должны, в первую очередь, пополнять свои знания, а не играть. Конечно, есть игры, которые развивают память и мышление, но современные подростки чаще предпочитают различные «стратегии и др.». Это отнюдь не положительно сказывается на их психике и работоспособности. Вывод: При длительной работе за компьютером у ребенка возникают проблемы с психикой, а при потере информации могут возникнуть стресы, депрессия. Но можно сделать и другой вывод.
Вывод: Развивающие компьютерные игры для детей – это отличный способ самообразования, а умение пользоваться Интернетом, может стать хорошей школой общения и навыков по поиску и отбору информации.
Компьютер помогает выявить и развить способности ребенка.
Является великолепным способом самообучения.
Развивает самостоятельное мышление.
Усиливает концентрацию внимания.
Учит ребенка быстро переключаться с одного действия на другое.
Главный вывод:Компьютер наносит вред человеку, тогда и только тогда, когда человек не соблюдет санитарные правила и нормы. Рекомендации родителям. Узелки на память.
Всё дело в чувстве меры. Дело в том, что недолгое пребывание за компьютером улучшает концентрацию внимания, а чрезмерное - ухудшает. И чтобы компьютер здоровью не повредил, очень важно регламентировать время, которое ребенок проводит за компьютером. Родителям, при решении этого вопроса, надо проявить с одной стороны настойчивость и последовательность, а с другой – преодолеть собственный соблазн отдохнуть от ребёнка, который сидя за компьютером, не мешает родителям заниматься домашними делами или смотреть телевизор. Чтобы предотвратить дурное влияние компьютера на детей, время занятий должно быть определено вами сразу.
Не опасайтесь отрицательного влияния компьютера на ребёнка. При разумном подходе никакого вреда компьютер не принесёт, а вот польза будет прямо-таки неоценимой. Имея собственный компьютер, ребёнок потихоньку научится что-то переустанавливать, понимать, что происходит с техникой, сможет завести свои творческие проекты. Такие умения очень пригодятся ему в будущем, а может, станут профессией. Так что, не надо бояться ставить компьютер в детской. Технический прогресс остановить невозможно, а с самыми последними его достижениями дети встречаются первыми. И чтобы умная машина была другом, а не врагом нашим детям, нам, взрослым, тоже необходимо повышать свой уровень знаний. Хотя бы для того, чтобы мы могли понимать то, чем увлечены наши дети, разделять с ними их успехи, да и просто больше общаться со своими детьми.
Сейчас мы соберем страницы, скрепим их- журнал готов (мини версию журнала дарим родителям, карточки- детям.)
Я узнал…
Я понял…
Надо подумать…
Оцените наш устный журнал.
У выхода из класса, вы видите две коробочки, на одной нарисован веселый смайлик, а на другой- грустный смайлик. Рядом коробочка с морскими камешками. Возьмите каждый по камешку и положите в ту коробочку, которая вам по душе.