Submitted by Галина Сергеевна Свинцова on Fri, 28/11/2014 - 21:07
Тема урока: Разность квадратов.
Цели урока:
1.Создать условия для введения формулы сокращённого умножения
(а – в)(а + в) = а2 – в2.
2. Сформировать умения распознавать формулу в различных ситуациях, обобщать и исследовать полученные результаты, контролировать свою деятельность.
Ход урока.
Организационный момент.
Сегодня на уроке мы познакомимся с новой формулой сокращённого умножения и попробуем применить её при умножении многочленов, а так же повторим уже известные нам формулы.
Традиционный вопрос:
«Зачем нужно изучать данную формулу сокращённого умножения?».
II.Актуализация опорных знаний.
Устная работа:
№1. Прочитайте выражения:
а)m – n; m + n; -m + n; 2m – 3n.
б)m2 – n2; m2 + n2; (3a)2 – (2b)2; a2 – 25.
в)(b – c)2; (a + 2c)2; (-x – y)2.
№2. Возведите в квадрат данные выражения:
8c; 0,9a; 1/4x; 2/7a3; 0,05y2.
Какие формулы сокращённого умножения вы знаете? Напишите на доске эти формулы. (x + y)2 = x2 + 2xy + y2; (x – y)2 = x2 – 2xy + y2. Прочитайте данные тождества.
С помощью тестов проверьте свои знания и умения применять эти формулы. Тесты составлены по образцу материала для сдачи экзаменов в 9 классе в форме (ОГЭ), то есть задания с выбором ответа, на соответствие, а в последнем задании надо написать только ответ.
Тема урока: «Умножение разности двух выражений на их сумму».
Творческая работа:
Работаем в паре, заполняем таблицу, для этого надо выполнить умножение двух многочленов. Чтобы заполнить таблицу надо умножить многочлен, стоящий в начале первой строчки на многочлен стоящий в начале первого столбика, затем многочлен, стоящий в начале второй строчки на многочлен стоящий в начале первого столбика и т.д. Работаем по принципу игры «Морской бой».
Все вычисления записать в тетради. Три ученика работают у доски.
Выполните умножение.
1.
2.
3.
а-5
2+а
1-а
1.
а+5
а2 - 25
7а + 10 + а2
-4а – а2 + 5
2.
2-а
7а – 10 – а2
4 – а2
а2 – 3а + 2
3.
а +1
а2 – 4а - 5
3а + а2 + 2
1 – а2
Ответьте на вопросы.
Какие выражения получились в клетках?
Какие многочлены получились в выделенных клетках?
Какие сомножители участвовали в получении данных двучленов?
Запишите в тетради эти равенства:
(а + 5)(а – 5) = а2 – 25
(2 – а)(2 + а) = 4 – а2
(а + 1)(1 – а) = 1 – а2
Чем отличаются эти сомножители?
Прочитайте двучлен, который получился в результате произведения этих выражений.
От чего зависит расположение квадрата одночлена в двучлене?
Какую формулу можно записать, обобщив данные равенства?
(х – у)(х + у) = х2 – у2
Запишите эту формулу в тетрадь. Прочитайте её.
Закрепление нового материала.
1. Рассмотрите выражения записанные на доске:
(2а + в)(в – 2а) и 4а2 – в2
(а2 – в)(а2 + в) и а4 + в2
(4 – а2)(а2 + 4) и 16 – а4
Скажите, между какими из них можно поставить знак равно, чтобы получилось тождество?
Почему это равенство является тождеством?
2. Применение формулы для удобного и быстрого счёта.