М.Ю. Лермонтов. Слово о поэте Анализ стихотворения «Три пальмы»
Submitted by Любовь Николаевна Снитко on чт, 27/11/2014 - 11:01
№
ДМ
ДЗ
Содержание ДМ
РР
1
Организационный момент. Приветствие.
Организованное начало урока
2
Создание проблемной ситуации.
Заинтересовать темой урока, учиться высказывать свою позицию
Найдите соответствия:
1779 Отечественная война
1812 Родился Лермонтов
1814 Родился Пушкин
1825 Восстание декабристов
Выявление
Исторических связей
3
Вступительное слово учителя
Сообщение цели урока.
На доске записана тема урока
Слова:
баллада
Лирический герой
Упорядочить деятельность на уроке
М. Лермонтов- поэт с мировым именем. За свою короткую, но яркую жизнь он создал большое количество шедевров лирики и прозы.
-Вспомните, что вам известно из лирики Лермонтова. «Бородино»-
( стихотворение, воспевающее подвиг народа в отечественной войне 1812 года)
Да, были люди в наше время,
Могучее, лихое племя,
Богатыри- не вы!
Молодое поколение, к которому обращается бывалый солдат, пока не нашло себе применения в жизни. Это молодое поколение(современники поэта) выросло в стране, где в душах людей поселился страх после кровавой расправы с лучшими сынами
Отечества. Лермонтов был одним из немногих, кто нарушил это безмолвие.
Сообщение темы:
Разрушение красоты и гармонии человека с миром
Цель: выяснить, каким образом поэт говорит о том, что его волнует
Задание для самостоятельной работы:. Найдите и выпишите метафоры из 8,9 строф
Одежду их сорвали малые дети
Изрублены были тела их потом
Следом печальным виднелся лишь пепел( эпитет седой и холодный)
Вывешивается табличка
«Природа» «человек»
Какой она была до прихода людей?( красива, готова дарить свою красоту)
Какой стала?( человек уничтожил её)
( антитеза – противопоставление картин
Кольцевая композиция)
Анализ стихотворения
8
Работа с текстом
По группам: проанализировать звукопись
1 группа: выписать слова
1 строфа какой согласный звук повторяется многократно и почему?(с), т. к.прием аллитерации помогает показать пустыню, естественный мир
2 группа: выписать слова
5 и 7строфа. какой согласный звук повторяется многократно и почему?( р) передает рубку, угрозу, грубость людей( прочтите, как вели себя люди)
Анализ стихотворения
9
Итог
Подготовить к выводу
_Какой бы вы сделали вывод по балладе «Три пальмы»?
Люди несут гибель природе вопреки собственным интересам. Связи между людьми и природой нарушены. Кто виноват? Сам человек, потому что он преследует сиюминутные цели.
- В чем философский смысл стихотворения?
Вывешивается табличка под имеющимися
«природа» « человек»
« Личность» «Общество»=«караван»
(каждая личность уникальна и неповторима и рождена для общей пользы, как природа; а вот современное Лермонтову общество живет по законам каравана, их мы уже знаем. Он эти законы почувствовал на себе, может быть, поэтому в его стихах столько одиночества и печали.)
Выводы по уроку
10
Практикум. Определить стихотворный размер
Вспомним размер стиха Каким написано стихотворение «Зимнее утро»?(ямбом жизнелюбие Пушкина очень хорошо передано) А что у Лермонтова? Он часто пользуется трехсложными размерами, когда в стопе, т.е. в соединении ударных и безударных слогов, 3 слога. Трехсложный размеров 3:дактиль, амфибрахий, анапест.
Запишите первую строку
Разделите на слоги
пронумеруйте слоги
поставьте ударение
Выпишите номера ударных слогов. Пользуясь таблицей, определите размер.
Как написано «Бородино»( 4 стопный ямб)
Как написано «Сижу за решеткой..»( 4 стопный амфибрахий) У Пушкина мало используется.
_Когда используется?_ раздумья, печаль)
10
Домашнее задание и оценивание
Прочитать «Тучи», «Листок», «Утес», выписать метафоры, эпитеты, найти антитезу.