Submitted by Елена Ивановна Юзбекова on Wed, 26/11/2014 - 11:34
Ход урока.
1.Актуализация знаний.
В процессе беседы обучающиеся вспоминают, какова площадь территории страны. Далее учитель совместно с обучающимися раскрывает причинно-следственные связи:
S территории страны (17, 1 млн. км2, самая большая по занимаемой площади страна мира) => разнообразие природы: климат, рельеф, растительность и животный мир, природные ресурсы => различия в размещении населения => различия в хозяйственной освоенности территории страны.
2.Получение новых знаний.
Постановка проблемного вопроса:
- Можно ли такую разнообразную территорию рассматривать всю в целом?
– Нет.
Т.о, возникла необходимость выявлять, описывать и оценивать непохожие друг на друга территории – районы.
По учебнику §18 знакомятся с понятием «район» и «районирование».
Работа с электронным приложением к учебнику: у учителя на экране, у обучающихся на ноутбуках ЭОР № 1: Районирование России → Цели районирования.
Учитель акцентирует внимание обучающихся на целях районирования: улучшение территориального управления и проведение региональной политики государства.
Далее рассматривают по электронному учебнику материал ЭОР № 2:способы и результаты районирования (варианты районирования):
Как может осуществляться районирование? Существует несколько вариантов. Во-первых, всю территорию можно разделить на районы, не оставляя свободных пространств. В этом случае районирование отличается
однородностью и многоступенчатостью. Каждый крупный район можно подразделить на районы среднего уровня, а те, в свою очередь, на микрорайоны и т.д. Примерами такого районирования может служить деление на крупные природные комплексы в физической географии (Русская
равнина, Урал и т.д.), административно-территориальное деление и выделение экономических районов. Во-вторых, можно выделять только отдельные центры объектов или явлений и территории, тяготеющие к ним. В этом случае территория получается неоднородной ("сгустки" и "пустые" места), а границы районов менее четкие. Влияние центров на окружающую их территорию можно сравнить с камнем, брошенным в воду. Отличие лишь в том, что "круги" (границы) будут не концентрическими. Влияние центра может быть и отрицательным. Например, он может "выкачивать" ресурсы с периферии. Такое районирование носит проблемный характер. Третий вариант - выделение зон или полос: зона Севера, основная полоса расселения и т.д. Его применяют при строительстве новых транспортных магистралей, вокруг которых возникают "зоны тяготения" или "полосы развития" (транспорт) тяготение к БАМу). Выделение зон связано с определенными нормативами (благоприятность для проживания человека, степень хозяйственной освоенности и др.) Итогом районирования является сетка экономических районов (карта).
ЭОР № 3:Районирование России. Действующая сетка экономических районов принята в 1961 г. (с последними преобразованиями в 1982 г.) и к настоящему времени устарела. Критику вызывают насыщенность районов (сравните Северо-Западный - 196 тыс. кв. км. и Дальневосточный - 6216 тыс. кв. км.), их состав, новые экономические реалии. В сложных условиях реформирования экономики субъекты Российской Федерации создали региональные ассоциации экономического взаимодействия. Это гибкие системы (некоторые регионы одновременно могут находиться в двух ассоциациях), которые позволяют координировать хозяйственную деятельность и реконструировать экономику.
ЭОР № 4: Федеральные округа. Для укрепления Федеральной государственной власти и контролем за исполнением законов на местах, были образованы семь федеральных округов. Они подчинены Президенту России через назначенных в них полномочных представителей.
Уточнение учителя: в настоящее время федеральных округов – 8, т.к. в 2010 году указом Президента России Д.А.Медведевым из состава Южного федерального округа был выделен Северо – Кавказский с центром в г. Пятигорск.
В процессе изучения материала электронного приложения к учебнику в тетрадях делают записи основных моментов темы урока:
Виды районирования:
- административное районирование;
- физико-географическое районирование;
- системы расселения населения в России;
- степень благоприятности природных условий и жизни населения;
- районирование «снизу» (узловое);
- федеральные округа;
- экономическое районирование.
Постановка проблемного вопроса:
- Любую ли территорию можно районировать?
– Да, только необходимо четко выделить признаки районирования.
Самостоятельная работа в тетрадях: разработать примеры районирования территории школьного двора (данная работа рассчитана на 3-5 минут). По окончании зачитывают варианты районирования с указанием принципов.
Работа с электронным приложением.
ЭОР № 5: Новые подходы к районированию:
- районирование (широтное) две зоны: социально-экономическая и экологическая (зона Севера и зона основного расселения).
Планируя будущее районирование России, можно предложить много новых вариантов. Остановимся на одном из них. В России выделяются две
широтные социально-экономические и экологические зоны: зона Севера и
основная зона расселения и хозяйственного освоения. Иными словами, мы
имеем вновь два макрорегиона, только разделенных не меридиональной, а
широтной границей.
В этом случае зона Севера может быть поделена на несколько частей-районов: Европейский Север, Обский Север, Дальневосточный Север и Северо-Восток.
Для нового районирования густозаселенной и староосвоенной территории должны быть учтены следующие факторы: исторический – как поэтапно осваивалась территория; расселенческий – как размещается население; экономический – учет промышленных узлов и районов, научных центров с наукоемкими производствами; природный.
3.Закрепление знаний:
Работа с электронным приложением к учебнику: раздел «Практика», выполнить задание № 1 (ноутбуки). «На контурной карте России обозначьте экономические районы. Для этого перенесите названия районов на карту».
4.Подведение итогов урока.
Домашнее задание: §18, письменно в тетради предложить свой вариант районирования территории города Новочеркасска (по желанию учащихся).