МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ТЕМЕ «ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ РОССИИ»
Методическая разработка урока по теме «ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ РОССИИ»
“Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню,
дай мне действовать самому – и я научусь!”
Китайская мудрость
Технологическая карта урока географии
Тема урока: Географическое положение России.
Место урока в курсе: Данный урок открывает изучение курса географии 8 класса «Природа России».
Цель урока:
Достижение личностных планируемых результатов (подробнее см. далее).
Достижение метапредметных планируемых результатов (подробнее см. далее).
Достижение предметных планируемых результатов: давать устную характеристику географического положения России с помощью плана (составленного в тетради), карт атласа.
Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска с Интернетом (для работы с картой: физическая география России).
Механизмы создания мотивационного поля: прием «Письмо с ошибками». Для привлечения внимания кадет в начале урока используется текст: письмо (сообщение) ученика 7-го класса своему зарубежному другу в социальной сети. Семиклассник считает себя знатоком географии. Предлагается прочитать письмо и подчеркнуть то, что вызовет сомнения.
Формы организации работы (в т.ч. методы/технологии):диалог; работа в группах; фронтальная работа; игровая технология.
Рефлексия:разделена на 2 этапа – рефлексия работы в группах и рефлексия урока.
Необходимо проводить анализ не только итогов деятельности, но и оценку усилия кадет в процессе деятельности. Необходимо учитывать варианты мотивов кадет:
стремление самостоятельно решать интересные задачи;
попытаться завоевать авторитет в глазах товарищей, стать первым;
рассматривать деятельность с точки зрения ее пользы для других людей и др.
Кадеты должны видеть свои собственные достижения на уроке. Это условия для дальнейшего желания работать.
Домашнее задание:3 задания, в которыхдифференцированно содержание предметного материала. Первое задание носит облегченный характер. Выполнение упражнений по установленному образцу. Эта часть задания посильна каждому кадету. Кадет, правильно ответивший на эти вопросы-задания, может получить лишь удовлетворительную оценку. Второе задание требует действий в новых, более сложных условиях, установления новых связей, умений привести свой пример. Выполнение этого задания обеспечивает кадету более высокую оценку – «хорошо». 3 задание требует проявления творческой инициативы, достаточно глубокого знания географии в объёме не только контролируемой темы. За правильное его выполнение кадет получает оценку «отлично».
Результат урока (сформированные УУД):
Личностные: Осознание целостности природы, населения и хозяйства России; патриотизм, любовь к своей стране.
Регулятивные:
определять цели и задачи своей деятельности;
планировать ее реализацию;
оценивать и корректировать достигнутые результаты.
Познавательные:
анализировать, сравнивать и обобщать факты, выявлять причины;
определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность;
вычитывать все уровни текстовой информации;
составлять тезисы, план ответа с выделением существенных характеристик объекта;
преобразовывать информацию из одного вида в другой (информацию на карте в текст и др.);
самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.);
отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами;
адекватно передавать информацию;
отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.
Использованные ресурсы
И. И. Баринова «Природа России.8 класс». Москва. "Дрофа", 2012 год.
Статьи сайта «Образовательная система школа 2100»: Как формировать УУД в курсе географии; конспекты разработки уроков за 6 класс. http://www.school2100.ru/pedagogam/lessons/general.php?SECTION_ID=1602
Сиротин В.И. Определение целей и задач урока с учетом требований ФГОС к результатам обучения. http://www.geoclass.ru/index.php/4-nomer-2-2013/129-kolonka-redaktora-opredelenii-tselej-i-zadach-uroka-s-uchetom-trebovanij-fgos-k-rezultatam-obucheniya
Ким Э.В., Крылов А.И., Панасенкова О.А. "Постановка целей обучения как условие реализации требований Федерального государственного образовательного стандарта". http://geo.metodist.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=392&Itemid=153
Структура и ход урока
№
Этап урока
Деятельность
учителя
Деятельность учащихся
Формируемые УУД
1
Орг. момент
Приветствует учащихся. Предлагает образовать 4 группы. Проверяет готовность групп к уроку.
Приветствуют учителя.
Делятся на 4 группы. Организуют рабочее место.
Учащиеся отвечают на вопрос: «Что мы будем изучать в этом году?»
Тему урока учащиеся формулируют сами, отвечая на вопрос «С чего начинается изучение географии любой территории?»
2
Мотивирование к учебной деятельности
Ребята! У меня в руках письмо ученика 7-го класса своему зарубежному другу. Он себя считает знатоком географии. Внимательно прочитайте письмо и подчеркните то, что вызовет у вас сомнения.
Много фрагментов вы подчеркнули? (спрашивает несколько учеников)
Как вы думаете правильно?
Много ли вы знаете о нашей стране?
Вы знатоки географии России?
Почему нужно знать географию своей родины?
Давайте отложим письмо и вернемся к нему в конце урока.
Читают текст:
«…Ты просил рассказать о России, я учусь в 7-ом классе, поэтому знаю многое о своей стране. Россия – самое большое государство в мире, её площадь составляет 30,3 млн. км². Россию омывают воды четырёх океанов, по суше она граничит с 12 государствами. Северная материковая оконечность страны – остров Рудольфа в архипелаге Земля Франца – Иосифа. Крайняя южная точка России – город Кушка. Страна располагается в арктическом, субарктическом, умеренном климатических поясах. В моей стране огромное количество природных ресурсов. Самые распространённые: лесные и минеральные».
Возникают сомнения.
Отвечают на вопросы учителя.
Откладывают задание, не проверяя его.
Регулятивные УУД
(через предложение учителя поиграть):
- принимать учебную задачу.
3
Постановка задач
У нас 4 группы. У каждой группы на столе – листы с заданием.
Посмотрите задания. Что вам нужно сделать?
Правильно, вам нужно собрать и представить информацию.
Давайте подумаем, по каким критериям вас можно будет оценить?
Время работы в группе – 10-12 минут. Время ответа – 2 минуты.
Выберите старшего.
Время пошло!
Воспринимают информацию учителя.
Отвечают на вопрос учителя.
- Найти материал, подготовить ответ, представить его и т.п.
Предлагают критерии оценки своей работы:
Правильность изложения материала;
Полнота ответа;
Логичность ответа;
Работа с картой;
Уважение к другой команде;
Время.
Регулятивные УУД
(через диалог с учителем):
- определять цель учебной деятельности и
- планировать ее реализацию;
- самостоятельно вырабатывать критерии оценки собственной деятельности.
4
Работа в группах
Консультирует команды.
Выполняют задания группой.
1 группа.
1. Используя карты атласа, охарактеризуйте:
1) Положение России по отношению к экватору.
2) Положение России по отношению к нулевому меридиану.
3) Положение России на материке, части света.
2. Ответьте на вопросы:
1) Какова площадь России? Сравните ее площадь с площадью материков и других стран.
2) Где проходит условная граница между Европой и Азией? Покажите на карте.
3) В каком полушарии живем мы? В какой части света находится Пермский край?
Познавательные УУД (формируются через выполнение системы заданий):
- определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность;
- вычитывать все уровни текстовой информации;
- анализировать, сравнивать и обобщать факты, выявлять причины;
- преобразовывать информацию из одного вида в другой;
- составлять тезисы, план ответа с выделением существенных характеристик объекта;
1) Моря и океаны, омывающие страну (морские границы).
2) Соседние государства.
3) Крайние точки страны и их координаты.
2. Ответьте на вопросы:
1) Какова протяженность России с севера на юг и с запада на восток?
2) Что значит «морская граница»?
3) Что такое Северный морской путь?
4) Что такое российский сектор Арктики?
Коммуникативные УУД
(формируются через организацию работы в группах):
- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.);
- отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.
3 группа (для сильных учеников).
Используя информацию учебника и карты атласа, выполните задания:
1) Как географическое положение влияет на природу России?
2) С какой страной Россия имеет схожее географическое положение?
3) Оцените особенности географического положения страны для жизни и хозяйственной деятельности населения.
4 группа (для сильных учеников).
Задание:
1. Прочитать текст – параграф 1 –«Географическое положение России», обращаться к картам атласа.
2. Придумать дополнительные вопросы для групп (по 2 для каждой).
3. При выступлении групп работать с приложением 1.
3. После выступления всех групп подвести итоги и кратко прокомментировать оценку.
Регулятивные УУД
(через систему заданий):
- контролировать и оценивать свою деятельность и деятельность товарищей;
- вносить коррективы в выполнение действий.
5
Представление результата работы групп
За две минуты до окончания срока предупреждает команды о том, что время заканчивается.
Внимание! Время закончилось.
Слушаем, какую информацию вы собрали.
При ответе групп в тетради мы составляем план характеристики ГП России (по ходу выступления групп контролирует данный процесс).
Спасибо, группам!
Группы отвечают, с показом по физической карте России.
Составляют в тетради план характеристики ГП России.
Коммуникативные УУД
(формируются через представление результатов работы):
- адекватно передавать информацию;
- отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.
6
Рефлексия работы в группах
Я считаю, что мы отлично поработали. Давайте подведем итог работы команд.
Возьмите анкеты на столах (Приложение 2, они лежали лицевой стороной вниз) и ответьте на вопросы в течение 2 минут, а 4 группа подведет итоги.
Время закончилось! Отложите анкеты. Слово – 4 группе.
Хочу сказать, что команды также могут участвовать в оценке работы своих товарищей, аргументированно озвучивать свое мнение.
Заполняют анкету.
4 группа обсуждает итоги работы ребят.
4 группа анализирует работу товарищей, объявляет итоги.
Обмениваются мнениями по работе команд.
Регулятивные УУД
(через анкетирование):
- оценивать свою деятельность и деятельность товарищей;
- вносить коррективы в выполнение действий.
Коммуникативные УУД
(формируются через анализ работы товарищей):
- отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.
7
Рефлексия урока
Мне кажется, что сегодня отлично поработали все группы. Если бы не было работы какой- либо из команд, то мы не получили бы целостную картину по теме урока. Вы, молодцы, сумели собрать информацию в единое целое. Очень важна дружба и взаимопонимание!
Какова была цель нашего урока? Что мы делали?
А зачем нам это было нужно? Давайте вернемся к письму 7-классника.
Сможем мы сейчас без сомнений исправить ошибки?
Что мы делали с точки зрения географии? Чему научились?
Через диалог подводит учащихся к осознанию и принятию предметных целей урока.
Это было целью нашего урока. Это стало и результатом нашего урока.
Воспринимают информацию учителя.
Искали, обрабатывали географическую информацию, делились ей с товарищами.
Работали в группе, взаимодействовали, учились распределять роли при работе в команде и т.д.
Мы хотим быть образованными, в том числе и с географической точки зрения, людьми.
Называют ошибки в письме.
Давать устную характеристику географического положения России с помощью плана (составленного в тетради), карт атласа.
Регулятивные УУД
(через диалог с учителем):
- оценивать свою деятельность и деятельность товарищей;
- вносить коррективы в выполнение действий.
Коммуникативные УУД
(через диалог с учителем):
- адекватно передавать информацию;
- отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.
8
Домашнее задание
В качестве домашнего задания выполнить 3 задания.
Записывают домашнее задание.
9
Урок окончен. Всем спасибо за работу!
Прощаются с учителем.
Приложение 1
Результат работы групп
Группа
Критерии
оценки
1-я группа
2-я группа
3-я группа
1)Правильность изложения материала
2)Полнота ответа
3)Логичность ответа
4)Наглядность ответа, работа с картой
5)Уважение к другой команде
6)Время
-Каждый критерий оценивается в один балл
- Максимальное количество баллов, набранных группой – 6
- Прокомментировать результаты каждой группы
Приложение 2
Анкета
1. Что у вас лично на уроке получилось хорошо и почему?