Submitted by Олег Варсонофьевич Cалдаев on пн, 15/06/2009 - 15:52
Конспект урока
по обществознанию в 10 классе
по теме «Самопознание».
«Я знаю, как на мёд садятся мухи,
Я знаю, смерть, что рыщет все губя
Я знаю книги, истины и слухи,
Я знаю все, но только не себя».
(Франсуа Вийон.)
Цели:
ØПовторить и обобщить материал о научном и социальном познании в ходе защиты проекта.
ØРассмотреть особенности и фазы самопознания, выяснить отличия и сходства с другими видами познания.
ØСформировать у учащихся мотивацию к самопознанию и самосовершенствованию.
Ход урока:
1.Начало урока. Организация класса.
2.Повторение изученного материала
В ходе изучения тем о видах познания мы договорились изучить в рамках школы отношение учащихся к шпаргалкам. Для этого вам необходимо было провести социологическое исследование, на основе которого прийти к определенным выводам.
Защита проекта на тему: «Отношение учащихся нашей школы к целесообразности использования шпаргалок».
3. Изучение нового материала.
- Из эпиграфа нашего урока встает вопрос, что такое самопознание, и можно ли познать самого себя?
- Сегодняшний урок должен помочь нам в этом разобраться.
- Итак, запишем план урока:
1.Знакомый незнакомец (особенности и фазы самопознания).
2.Не ошибись в оценке (как оценить себя и свои поступки).
3.Самоисповедь как средство познания своего Я.
- Вначале разберемся с фазами самопознания, т.е. как у человека в ходе жизни изменяется мотивация к познанию своего Я, а так же ценностные ориентиры.
Посмотрим на таблицу.
Пассивная фаза
Активная фаза
Фаза падения
активности
3-8 мес.
12-15 лет
20-30 лет
60-70 лет конец жизни
познание направлено на внешний окружающий мир, познание своего Я эпизодическое
большее внимание уделяется внешнему образу, облику (как я выгляжу?), одежде, физической подготовке
внимание переключается к внутренней сущности, поиску места, смысла в жизни, самореализации
мудрец - считает, что знает о себе все, отчего к самопознанию отношение второстепенное
Из данных таблицы можно определить, что в детстве человек меньше задумывается о своем Я, направляя активность на познание окружающего мира. Активная фаза начинается в подростковом возрасте, и длится до преклонного возраста. Эту фазу можно разделить на два этапа, определив границу этапов возрастом в 20-30 лет. Необходимо учитывать, что формирование личности и характера происходит неодинаково, и в связи с этим продолжительность перехода от одного этапа к другому мы определили в10 лет. К концу жизни ценностные ориентиры изменяются в сторону оценки пройденного пути и активность самопознания несколько падает.
С фазами мы определились, теперь рассмотрим особенности самопознания относительно других видов познания. В этом нам помогут наши формулы, которые мы записали в ходе изучения видов познания. Давайте сравним, вспомнив изученный ранее материал.
Научное познание
СУБЪЕКТ
ОБЪЕКТ
Социальное познание
СУБЪЕКТ
СУБЪЕКТ
Самопознание
СУБЪЕКТ
В ходе беседы выяснили особенности самопознания, которые необходимо записать в тетрадь. Самопознание в отличие от других видов познания:
Ø направлена на самого познающего, как на внешний облик, так и на внутреннюю сущность;
Ø в отличие от научного познания, как и в социальном познании присутствует субъективность;
Ø большое значение в познании собственного Я имеет (по сравнению с социальным познанием) точка зрения и оценка окружающих.
Ø в отличие от других видов познания присутствует творческое Я (стремление субъекта к самосовершенствованию.
2. Теперь приступим к рассмотрению второго вопроса нашего плана касающегося самооценки.
В самооценке, как мы выяснили, присутствует субъективность. Из чего она складывается? Как бы мы не старались оценить себя объективно мы не можем исключить эмоциональную сторону.
Во-первых:наша оценка складывается из таких взаимосвязанных составляющих как успех и притязание. В ходе деятельности мы ставим перед собой множество задач - притязаний. И самооценка у нас складывается из того результата которого мы добиваемся при выполнении данных задач.
Во вторых:мы склонны сравнивать и проводить аналогии с успехами и неудачами из уже случившихся в нашей жизни подобных случаев.
В третьих:мы уже выяснили, что оценка собственного Я в немалой степени зависит от нашей эмоциональности и мнения окружающих.
В четвертых:необходимо отметить, что наше Я динамично и поэтому, с опытом приобретаемым в течении жизни, у нас оценка наших успехов изменяется соответственно.(все четыре положения подкрепить примерами, предложенными учащимися).
Отсюда следует вывод: что самопознание всегда субъективно, но к объективности необходимо стремиться
3.Самопознание невозможно без самоисповеди, которая также является средством познания. Для того чтобы рассмотреть данный вопрос и закрепить материал урока обратимся к произведению Ф.М.Достоевского отрывок из которого представлен на странице 95 нашего учебника (анализ текста). Проанализировав текст, приходим к выводам; при самоисповеди, хотя она и субъективна, необходимо учитывать честность по отношению к себе, моральные нормы, принятые в обществе. И ещё запомнить, что человек гораздо быстрее найдет оправдание своим поступкам, чем кинется исправлять свои недостатки. А я желаю, чтобы данная мудрость меньше всего касалась вас.