С 2007 года я работаю по УМК «Технология 5-8» Сасовой И.А., издательства «Вентана-Граф», Москва. За время работы по этому УМК было проведено несколько семинаров-практикумов и 7 открытых уроков, для учителей района, совместно ЛОИРО, на базе МОУ «Вырицкоя СОШ №1». Что, на мой взгляд, позволило хорошо познакомить учителей технологии нашего района с достоинствами и недостатками данного УМК и с результатами работы по этому УМК.
Данный курс имеет выраженную практическую направленность. По сути дела, впервые создан УМК, в котором обучение технологии построено как серия последовательных проектов (от темы к теме, от года к году обучения).
Учебник нацелен на формирование у школьников понятия о технологии как о рукотворном мире, создаваемом для удовлетворения потребностей человека и общества. В основу овладения технологическими процессами положен метод проектов. На конкретных проектах учащиеся узнают, как использовать знания и умения для выдвижения идей, планирования и изготовления конкретного изделия или предоставления услуги.
К достоинствам этой программы по технологии и учебно-методического комплекта, можно отнести её соответствие тем требованиям которые предъявляются к современному образованию в связи с введением новых федеральных государственных образовательных стандартов:
- ученик сам может определять цель деятельности – учитель помогает ему в этом;
- ученик открывает новые знания – учитель помогает найти источники знаний;
- ученик экспериментирует – учитель помогает организовать познавательно-трудовую деятельность;
- ученик несет ответственность за результаты своей деятельности – учитель помогает ему оценить и выявить способы совершенствования деятельности
- ученик активен – учитель создает условия для проявления активности
- ученик становится субъектом обучения – учитель – его партнером;
Мои ученики, работая над темами проектов, используют слайдовую презентацию. Педагогическое наблюдение показывает, что у учащихся в этом случае формируется положительная индивидуальная мотивация к изучению предмета «Технология», активнее идёт процесс социализации, самоутверждения личности, развивается мышление. Мне представляется это особенно актуальным, поскольку связь предметного содержания и ИКТ формирует ключевые компетентности учащихся:
-
умение находить информацию в различных источниках;
-
умение обобщать, анализировать, систематизировать информацию по интересующей теме;
-
осознание полезности получаемых знаний.
Огромную помощь для решения некоторых возникающих проблем оказывает ТТР (тетрадь творческих работ). Тетради содержат задания и упражнения для организации самостоятельной работы учащихся по овладению методом проектов.
Выполнение творческих заданий позволяет учащимся на более высоком уровне разобраться в проектах. Предусмотрены задания, которые учащиеся выполняют в оставшееся на уроке время или дома, а также по желанию.
Часть практических работ наиболее трудоемких и требующих больших затрат времени выполняется учащимися в домашней обстановке - это способствует общению детей и родителей в совместных делах появляется взаимопонимание уважение чувство партнерства и ответственности.
Но, несмотря на положительные стороны, я считаю, что данный УМК имеет ряд недостатков, одним из существенных недостатков является модульность некоторых изучаемых разделов.
В программах, по которым я работала, Симоненко В.Д. и Соколовой В.А., материал изучается циклично, по всем темам, в каждом классе понемногу, постепенно усложняя, учитывая возрастные особенности детей, что дает возможность повторения и закрепления изученного материала. Обычно новая информация сообщается небольшими порциями, вновь полученные знания сразу закрепляют практическими умениями, повторение знаний и совершенствование умений осуществляют на разнообразных изделиях, которые обязательно несут смысловую нагрузку, начинают с простых изделий по конструкции и небольших по объёму работы, чтобы дети могли быстро увидеть результат своего труда.
При работе по этой программе модульность материала, на мой взгляд, не дает таких результатов. Ярким примером служат разделы программы, изучаемые целым модулем: вязание, вышивка. К примеру: при традиционном цикличном изучении обычно учащиеся к 7 классу могут выполнять сложные изделия, в том числе и вязание на пяти спицах (носок, варежка). При изучение темы вязание модулем, учащиеся испытывали большие затруднения, с большим трудом давалось приобретение навыков, а отсюда и низкий уровень выполнения изделий представленных на защите проектов и низкое качество знаний.
Хотя материал в учебнике, по теме вязание спицами и крючком, изложен очень хорошо, так же как и по другим модулям, рисунки со схемами, текст доступный и понятный учащимся. Учебником они пользовались с большим удовольствием, многие мамы и бабушки говорили, что учебник очень нравится. То же самое было и с другими модулями.
Метод проектов - подход, в котором ведущую роль играют межпредметные связи и ресурсы. Идея, которая лежит в основе всего, заключается в необходимости иметь как можно больше ресурсов — книг, специалистов, изделий, учителей, благодаря которым ученики и будут учиться при помощи активных методов. Но на деле учитель не всегда является компетентным помощником, а получение консультации у специалиста, (работа за бесплатно) не всегда возможно, да и разобраться в большом количестве информации, отобрать нужную не всегда посильная задача для учащихся 5-7 классов.
Еще одной проблемой, на мой взгляд, является традиционная классно урочная система, во временные рамки которой плохо встраивается использование данного метода.
Проект «Игрушка на руку для кукольного театра» учащимся очень нравится и они с удовольствием выполняют свой собственный проект театральной куклы. Ребята самостоятельно, разделившись на группы, выбирают сценарии для кукольного спектакля, разрабатывают и изготавливают кукол. Просматривают много дополнительной литературы о традиции кукольных театров в мире и у нас в России. Учатся правильно управлять перчаточными куклами и выполняют защиту проекта в виде спектакля.
Работа с этим УМК позволила мне добиться высоких результатов в направлении формирования творческих способностей. Так у учащихся изменилось в положительную сторону отношение к проектной деятельности, а следовательно к собственному творчеству:
-они научились ставить творческую цель и достигать ее, это выражается в том, что более 50 % учащихся выделяют проектную деятельность, как самый интересный исследовательский этап,
- научились планировать свою деятельность около 70 % учащихся
- научились защищать свои убеждения почти 100 % учащихся
Кроме этого учащиеся
- стали выше оценивать свои способности
- повысили свою работоспособность
Работа по данному учебнику, с использованием метода проектов на уроках, повышает мотивацию учебной деятельности, что дает динамику роста успеваемости, за исключением модульных разделов (вязание, вышивка).
Знакомясь с учебником, учащиеся 8 класса (девочки) обычно бывают расстроены, после трех лет интересных на их взгляд проектов мы начинаем изучать такие разделы как: водоснабжение и канализация, технология ремонта и отделки жилых помещений. Умение работать, используя метод проектов, подсказало на какие интересующие вопросы, больше конечно творческого плана, можно обратить внимание в данных разделах. Проекты по разделу технология ремонта и отделки жилых помещений, электротехника можно посмотреть в прикрепленных файлах. Учителя района видели на открытых уроках, защиты проектов по всем разделам программы технология 8 класс, судя по отзывам, оставленным моими коллегами, и по результатам работы мотивация учащихся к изучению предмета в 8 классе не уменьшилась. Что говорит только в пользу данного УМК.
|