Новые требования к образовательным стандартам задают целевые ориентиры
Ответов - 16
вс, 16/11/2014 - 22:04
Татьяна Николаевна Мершиева
На сайте с: 16/11/2010
Баллы: 193
С определением новых образовательных результатов (личностных, метапредметных и предметных) встает вопрос об организации контрольно-оценочной деятельности.
Наличие каких компетенций предполагает эффективная оценочная деятельность учителя?
С уважением учитель географии МБОУ "СОШ № 5 МО "Ахтубинский район" Мершиева Т.Н.
Татьяна Николаевна, Вы, наверное, имели ввиду компетентность педагога, оценку его деятельности? Или как педагог должен оценивать новые образовательные результаты?
Комментарий был изменен с момента создания (dashkovalyudmila, пн, 17/11/2014 - 18:23).
С уважением учитель географии МБОУ "Удаченская ООШ МО "Ахтубинский район" Астраханской области.
Здравствуйте Татьяна Николаевна. Вопрос действительно актуальный в наше время. Работая по программе ФГОС, я тоже столкнулась с проблемой контрольно-оценочной деятельности.
Педагог и психолог В.В. Давыдов писал: "Давно уже пора сменить цель образования - не просто давать практические навыки, а учить учиться". Концепцией ФГОС фиксированного содержания образования не предусмотрено, ученик формирует его сам в процессе учения, и учитель должен идти от потребностей ученика в той или иной информации, а не к ученику: "Возьми мои знания!". Учитель должен строить урок так, чтобы он учил решать проблемы.
С определением новых образовательных результатов (личностных, метапредметных и предметных) встает вопрос об организации контрольно-оценочной деятельности. Эффективная оценочная деятельность учителя предполагает наличие следующих компетентностей:
- умение выбирать и применять современные образовательные технологии и технологии оценки, адекватные поставленным целям (технология "Портфолио", технология оценивания учебных достижений учащихся и др.);
- корректно применять разнообразные оценочные шкалы и процедуры (комплексная итоговая работа, уровневый подход к представлению планируемых результатов и др.);
Коллеги, я поняла о чём речь. Спасибо Людмиле Николаевне.
Проверка и оценка результатов обучения является важным компонентом деятельности учителя. В современной дидактике выделяют четыре основные функции контроля:
информационная;
диагностическая;
обучающая;
воспитательная.
Информационная (учетно-контрольная) функция подразумевает систематический учет результатов обучения, что позволяет учителю контролировать успеваемость каждого учащегося в течение всего учебного процесса.
Диагностическая (контрольно-корректирующая) функция необходима для обеспечения обратной связи «учитель - ученик», чтобы учитель вовремя вносил коррективы в методику обучения, перераспределял учебное время между отдельными вопросами темы, для устранения недочетов в знаниях школьников.
Обучающая функция контроля важна для закрепления и углубления знаний учащихся, поскольку в процессе проверки ЗУН школьников происходит повторение материала, а учитель акцентирует внимание класса на самом существенном в учебном материале, на важнейших мировоззренческих идеях курса, разбирает типичные ошибки, допускаемые учащимися.
Воспитательная (мотивационная) функция проявляется в стимулировании учащихся к дальнейшей учебе, совершенствованию и углублению своих знаний. Четко поставленные учебные цели и возможность проверить и оценить полученные результаты служат мотивацией в учебе, развивают у учащихся умения самоконтроля и самооценки.
Характерной чертой оценочной деятельности в учебно-воспитательном процессе является её двусторонний характер: с одной стороны, имеет место оценочная деятельность педагога, с другой - учащихся.
Выделяются необходимые компоненты процесса оценки или оценочной деятельности, это:
* Определение целей обучения.
* Выбор контрольных заданий, определяющих достижение этих целей.
* Отметку или иной способ выражения результатов проверки.
Все эти компоненты связаны и каждый влияет на предыдущий и последующий.
Для успешного осуществления оценочной деятельности учителю необходимо владеть: умением определять предмет оценивания; умением воспринимать предмет оценки; умением сопоставлять предмет оценки с определенными критериями; умением выбирать форму оценки и умением сообщать оценку ученику и др.. В свою очередь, развитие этих умений у педагогов требует соответствующего отношения учителей к самой проблеме оценочной деятельности в современных условиях.
Таким образом, в рамках компетентностного подхода оценочную деятельность учителя можно рассматривать как новую профессиональную задачу учителя, овладение которой происходит на всех этапах профессионально-педагогической деятельности.
Появляется потребность в учителе-профессионале, способном с учетом меняющихся социально-экономических условий и общей ситуации в системе образования выбирать наилучшие варианты организации педагогического процесса, просчитывать их результаты, создавать свою собственную педагогическую концепцию, основу которой составляет вера в себя, в реальную возможность развития личности каждого ученика, в преобразующую силу педагогического труда.
Изменение качества профессиональной деятельности педагога может происходить в том случае, если учитель готов применять не только имеющиеся педагогические технологии, но и выходить за рамки нормативной деятельности, стимулировать творческую деятельность учеников, опираясь на фундаментальные психолого- педагогические принципы организации учебно - познавательной деятельности.
Педагогический процесс, составной частью которого становится обязательная оценочная деятельность учителя и учащихся, претерпевает существенные изменения. В центре внимания оказываются не просто знания, умения, навыки или развитие каких-либо привычек у ученика, а целый комплекс жизненно важных ценностей, формирование у учащегося потребности активно присваивать их.
Развитие оценочной деятельности в условиях школы предусматривает формирование нового, более объемного взгляда на нее, уяснение ее сущности и структуры, умелый поиск и конкретизацию ценностной основы учебно-воспитательного процесса, разработку методов оценочного осмысления школьных ценностей и объективного оценочного подхода к достижениям учащегося.
Аспект оценочной деятельности как наиболее важный в структуре оценочной деятельности учителя должен пронизывать собою все этапы учебно-воспитательного процесса и предусматривать развитие таких показателей как самостоятельность, объем, глубина, гибкость оценки, а также ее адекватность соответствующей ценности.
Организация уроков по оценочно-ценностной методике требует от учителей предельной ясности и точности в планировании предстоящей работы с учеником. Необходимо уделять значительное внимание составлению поурочных, воспитательных планов, отражающих весь объем оценочной деятельности и самого учителя, и ученика, начиная от целевых установок и кончая точной объективной характеристикой полученных на уроке или вне урока результатов.
Чёткие оценочно-ценностные ориентиры, которые дает школьнику учитель, приносят значительные результаты в формировании его личности. Ученик приобретает достаточно высокий уровень оценочной культуры, формирует навыки безошибочного анализа окружающего с точки зрения его ценностной сущности, убеждается самостоятельно в необходимости усваивать знания.
С уважением учитель географии МБОУ "Удаченская ООШ МО "Ахтубинский район" Астраханской области.
Уважаемая Татьяна Никоаевна! Изучая данный вопрос, я заинтересовалась формирующим оцениванием.
Оно нацелено на определение индивидуальных достижений каждого обучающегося и не как сравнения результатов, продемонстрированных разными обучающимися, так и административных выводов по результатам обучения.
Цель – улучшить качество учения, а не обеспечить основание для выставления оценок.
Формирующее оценивание осуществляется в процессе обучения. Оценивание, в ходе которого анализируются знания, умения, ценностные установки и оценки, а также поведение учащегося, дается обратная связь относительно достижений и недостатков учащихся, учащихся направляют и вдохновляют на дальнейшую учебу, а помимо этого осуществляется планирование целей и путей продолжения учебы.
Результаты.
снижается уровень тревожности учащихся, закрепляется в учащихся вера в свои силы,
Какие прекрасные мы ожидаем результаты от нового оценивания! Но тогда пятибальная система не подходит, она слишком "категорична" и трудно "подогнать" будет учащихся под всего четыре оценки ( с учетом, что "два" ставим самому себе)
Мне кажется, что в условиях реализации деятельностного подхода на уроке учитель должен оценивать у учащихся: накопление знаний; использование знаний на практике, сформированность умений; творчество. Для того чтобы это стало возможным учителю необходимо овладеть следующими компонентами: – знаниями, которыми будущий учитель овладевает в стенах вуза, при изучении теории (психологии, педагогики, акмеологии, методики) положения и методы которых могут быть использованы в оценочной деятельности; – умениями и навыками оценивания, которые формируются в ходе педагогической деятельности, в процессе повышения педагогической квалификации, на научно-практических конференциях, в процессе научно-исследовательской деятельности.
С определением новых образовательных результатов (личностных, метапредметных и предметных) встает вопрос об организации контрольно-оценочной деятельности.
Наличие каких компетенций предполагает эффективная оценочная деятельность учителя?
С уважением учитель географии МБОУ "СОШ № 5 МО "Ахтубинский район" Мершиева Т.Н.