Submitted by Любовь Николаевна Емельянова on Sat, 15/11/2014 - 12:07
Тема «Что такое родственные слова?»
Урок № 9 в разделе «Слова, слова, слова…»
Обучающие цели урока: познакомить с понятием однокоренные слова, с их признаками;
Планируемые результаты: научатся находить и образовывать однокоренные слова, употреблять их в речи.
Универсальные учебные действия:
Познавательные:
-делать логические выводы;
Регулятивные:
-учить действовать по плану, находить и исправлять ошибки, проверять и оценивать результат;
Коммуникативные:
- повышать культуру речи и грамотность, расширять словарный запас слов, вести диалог, понимать точку зрения другого, извлекать информацию, данную в неявном виде; учить формулировать высказывание;
Средства обучения: Учебник, рабочая тетрадь, компьютер, продукт ТСО- презентация по теме урока.
№ этапа урока
деятельность учителя
деятельность ученика
Организационный
2мин
Здравствуйте.
Громко прозвенел звонок –
Начинаем наш урок.
Мы пришли сюда учиться,
Дети составляют предложения. Одно предложение записывается в тетрадь, и учащиеся находят в нём основу.
Самоопределение к деятельности.
10мин
А теперь послушайте, пожалуйста, сказку. (слайд №6)
Идут по лугу гусь, гусыня и гусята. Навстречу им ползёт гусеница.
-О! Здравствуйте! Вы кто?
-Я гусь, это гусыня, а это наши гусята. А вы кто?
- А я ваша родственница – гусеница.
Как вы думаете, почему гусеница посчитала себя родственницей?
А кто знает лексическое значение слова РОДСТВЕННИК.
А теперь давайте прочитаем, какое же лексическое значение этого слова в толковом словаре. (слайд №7)
Оказывается, у слов тоже есть
«слова-родственники».
Какая же тема урока у нас с вами сегодня?
Как вы думаете, какую учебную задачу мы будем решать на уроке?
Правильно, мы узнаем, какие слова будут родственными, познакомимся с признаками родственных слов.
(слайд №8, 9)
Родственниками называют тех, кто живёт вместе, одну семьёй.
Ответы детей.
Узнаем, какие слова будут родственными.
Работа по теме урока.
а) знакомство с родственными словами
А сейчас внимательно послушайте, что нам расскажут о словах.
( прослушивается запись ДИСКа)
Какие близкие по смыслу слова вы услышали?
Как вы думаете, что это за слова?
Чем они похожи между собой?
Давайте откроем учебник на стр. 58 и прочитаем правило. Какие же слова будут родственными?
Мы услышали слова: родственники, рода, родителей, родословную, родных.
Ответы детей.
У родственных слов есть одинаковое значение и одинаковая часть.
Физкультминутка
А теперь давайте отдохнём. (слайд 10)
б) работа по закреплению полученных знаний.
А теперь поработаем в группе. Разделите эти слова по группам.
Можно ли назвать эти слова родственными? Почему? Проверьте, так ли вы распределили слова? ( слайд11)
водичка снежный барабан
водица снежинка барабанщик
водяной снеговик барабанный
Эти слова можно назвать родственными, т.к. они имеют общую часть и они близки по смыслу. А ещё они образованы от одного слова.
Работа по учебнику
А сейчас давайте найдём упр. 80. Слова какой группы будут являться родственными?
Работа по закреплению полученных знаний
А теперь мы поработаем в паре. У вас на столе на карточках записан текст. Прочитайте его. Возьмите в руки зелёный фломастер и подчеркните в нём родственные слова.
По каким признакам будем искать родственные слова?
Лошадь – это обычное название хорошо знакомого животного. Если же хотят сказать о лошади ласково, с любовью, то говорят лошадушка. Невзрачная, низкорослая, слабая – это всего-навсего лошадёнка. А игрушка у маленького мальчика – лошадка.
Проверьте, правильно ли вы выполнили. (слайд 12)
лошадь, лошадушка, лошадёнка, лошадка.
(слайд 13)
жарко, жариться, печётся
дерево, деревянный, сосна, деревцо
чайка, чайник, чайный
лес, лестница, лесник
Прочитайте слова.
Какую учебную задачу вы бы задали себе? Хорошо, давайте назовём родственные слова и докажем.
Домашнее задание
Наш урок подходит к концу.
Откройте дневники и запишите домой. стр. 58 правило, стр.59 у.79. (слайд 14)
записывают задание в дневник.
Рефлексия
Давайте вспомним, какую учебную задачу мы с вами решали на уроке?
Какие условия ( признака) должны выполняться, чтобы слова можно назвать родственными?
Оцените свою работу на уроке сами.
А теперь послушайте моё оценивание. Урок окончен. Отдыхайте.