Правописание безударных окончаний существительных в творительном падеже
Submitted by Зинаида Геннадьевна Мансурова on Sat, 08/11/2014 - 11:14
1. Организационный момент
Проверьте готовность.
Ручки, книжка и тетрадка
Всё у вас лежит в порядке.
Садитесь.
- Ребята, задача нашего урока открытие новых знаний. Я уверена, что они пригодятся вам в дальнейшей учёбе, вы будете грамотнее. Итак, в добрый путь!
2. Минута чистописания.
Появился во дворе
Он в холодном ноябре.
Неуклюжий и смешной
У катка стоит с метлой.
К ветру зимнему привык
Наш приятель ...
(Ответ: Снеговик)
-Напишем все соединения букв, которые встречаются в этом слове.
Сн не ег го ов ви ик
- Подберите однокоренные существительные к слову «снеговик».
снег снежок снегурочка
- Определите склонение имён существительных
3. Словарно-орографическая работа.
Запишите отгадки (слайд)
1. Всегда во рту, а не проглотишь. (Язык).
2. Тот кто совершает поезду в транспорте. (Пассажир)
3. Учреждение, собирающее и хранящее произведения печати для общего пользования. (Библиотека)
4. Дорога (в саду, в парке) с рядами деревьев, посаженных по обеим сторонам. (Аллея)
5. Государство в котором мы проживаем. (Россия)
- На какие группы разбили бы? (Удвоенная согласная)
- Какие орфограммы встретились. Подчеркните.
- Определите склонение.
- Какое слово лишнее? ( Россия)
Проверка.(слайд)
- Сейчас мы с вами поговорим о самом дорогом, что есть у человека – о Родине.
Учитель: Россия – наша общая Родина. У каждого человека на земле есть своя «малая Родина» – место, где он родился и вырос, где находится его дом, город, село.
– Ребята, в каком крае мы живем?
– Как называется город, который является центром нашего края?
– Чем славится наш Пермский край ? (, лесами, металлургическими заводами, полезными ископаемыми, реками ) (На доске – фотографии).(слайд)
На доске написана пословица, прочитайте: (слайд)
– Как вы понимаете смысл пословицы?
Жить – Родин. служить.
(Любовь к Родине, к своему народу, родная сторона, как матушка, где бы ни был казак, он всегда будет помнить о своей «малой Родине»)
– Чему учит пословица?
- Вставим пропущенную букву. (– Мы должны любить свою Родину, землю на которой родились, свой дом, своих родителей. – Бережно относиться к своей земле; – Быть полезными и нужными своему народу; – Способствовать его процветанию; – Защищать свою Родину.
- К Паустовский говорил: «Человеку никак нельзя жить без Родины, как нельзя жить без сердца».
«Родина»
Если скажут слово «Родина»,
Сразу в памяти встаёт
Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот.
У реки берёзка – скромница
И ромашковый бугор…
А другим, наверно, вспомнится
Свой родной московский двор.
В лужах первые кораблики,
Где недавно был каток,
И большой соседней фабрики
Громкий, радостный гудок.
Или степь от маков красная,
Золотая целина…
Родина бывает разная,
Но у всех она одна. Зоя Александрова
5. Физминутка для глаз.(слайд).
6.Изучение нового материала. (Слайд)
- Прочитайте словосочетания.
Закрыло туч…
Тянуло ветр…
Спрятался под ель…
- В каком падеже стоят данные существительные? (В Т.п.)
- Сформулируйте тему нашего урока. (Безударные окончания Т.п.)
- Назовите вопросы существительных в Т.п. (кем? чем? где? куда?)
- Предлоги Т.п. (с, за, под, над, между)
- Каким членом предложения является? (второстепенным)
- Что ещё нужно знать? (окончания 1,2,3скл.)
- Какую задачу мы ставим перед собой?
- И так контрольный вопрос нашего урока
«Какие окончания имеют существительные в творительном падеже?
- Ребята, сделайте сами вывод о том, какие окончания пишутся у имен существительных в творительном падеже.
1 скл. 2 скл. 3 скл.
-ой -ом -ю
-ей -ем
7. Работа с учебником
с. 98 упр. 113, прочитайте задание самостоятельно.
- Какие окончания имеют существительные творительного падежа в 1 скл., 2 скл., 3 скл.?
8. Работа на слайде
Записать, выделить окончание, определить склонение, падеж.
Пришла (с чем?) с (метель)
Занесло (чем?) (снег)
Украсила (чем?) (серебро)
Укрыла (чем?) (ковер)
Летел (над чем?) над (лес)
Любовались (чем?) (снежинка)
Играть (с кем?) с (Таня и Саша)
- Как поступить, чтобы правильно определить окончания существительных?