Официальный сайт welinux 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Введение в предмет МХК

Фото пользователя Ирина Валентиновна Попова
Submitted by Ирина Валентиновна Попова on пн, 15/06/2009 - 00:31
Данные об авторе
Автор(ы): 
Попова И.В.
Место работы, должность: 
Учитель.Новотроицкая ВК
Регион: 
Республика Марий Эл
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Уровень образования: 
среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
8 класс
Класс(ы): 
9 класс
Класс(ы): 
10 класс
Класс(ы): 
11 класс
Предмет(ы): 
Мировая художественная культура
Цель урока: 
Формирование осознания у учащихся особой роли искусства в жизни отдельного человека и общества. Познакомить с предметом МХК и пробудить интерес к нему; снять предубеждение против знакомства с элитарной культурой; расширить представление о понятиях «культура», «искусство».
Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Краткое описание: 
Введение в предмет МХК. Понятие культуры и искусства. Предназначение искусства. История взаимодействия художественной культуры и личности.

v\:* {behavior:url(#default#VML);} o\:* {behavior:url(#default#VML);} w\:* {behavior:url(#default#VML);} .shape {behavior:url(#default#VML);} /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-priority:99; mso-style-qformat:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin-top:0cm; mso-para-margin-right:0cm; mso-para-margin-bottom:10.0pt; mso-para-margin-left:0cm; line-height:115%; mso-pagination:widow-orphan; font-size:11.0pt; font-family:"Calibri","sans-serif"; mso-ascii-font-family:Calibri; mso-ascii-theme-font:minor-latin; mso-hansi-font-family:Calibri; mso-hansi-theme-font:minor-latin; mso-fareast-language:EN-US;}

Введение в предмет МХК

Цель:   формирование осознания у учащихся особой роли искусства в жизни отдельного человека и общества.

Задачи: познакомить с предметом  МХК и пробудить интерес  к    нему; снять предубеждение против знакомства с элитарной культурой; расширить представление о понятиях «культура», «искусство».

Тип урока:  вводный урок

Межпредметные связи :  обществознание  - понятие содержания и формы ( вещь и символ)

Оформление : репродукции  картин,  изображение египетских пирамид , архитектурного памятника , скульптуры ; схема «Культура». (    по возможности  использовать  электронное пособие   « Азбука искусства .Как научиться понимать картину»).

Эпиграф на доске:   Жизнь коротка, искусство вечно.                 

Ход урока:

1.       Организационный момент. Знакомство с учащимися. Требования учителя к уроку.

2.       Введение темы урока.

-Мы начинаем новый предмет. Как вы  думаете, о чём мы будем говорить на уроках?                                ( Практически всегда  в классе звучит скептическое : « А зачем нам это надо!)

Есть интересные исследования, что человек реализует только 10% своих возможностей.  Вдумайтесь , что это значит!  Это значит, что  человек   видит только 10% красоты окружающего мира. Он слышит только 10% окружающей его музыки и поэзии вселенной. Он обоняет лишь 1/10 благоухания мироздания и вкушает лишь  1/10 прелести быть живым. Он лишь на 10 процентов даёт открыться таящимся в нём чувствам нежности,  восхищения,  удивления и благоговения. Его разум охватывает лишь малую часть того, что он мог бы узнать, обдумать и понять. Его сердце испытывает 10% той любви, которую он мог бы испытать. Он умирает, так никогда  по-настоящему и не узнав, что такое жизнь, и что такое любовь… Грустно.

Мы не рождаемся со всеми названными способностями. Способности  воспринимать мир развиваются и взрослеют вместе с нами. Этому надо учиться (  не просто  смотреть, но и видеть)

В одно окно смотрели двое:
Один увидел - дождь и грязь,
Другой - листвы зеленой вязь,
Весну и небо голубое!
... В одно окно смотрели двое.

На наших уроках мы соприкоснёмся с тем, что мы не всегда замечаем в нашей повседневной жизни.  Будем вместе учиться не просто смотреть, но и видеть.  (    по возможности  посмотреть  фрагмент   из электронного пособия «  Азбука искусства . Как научиться понимать картину»).

- Расшифруйте это слово МХК (аббревиатура МХК).    Обсуждение. Если с «мировой» всё понятно,   то с « художественной» и «культурой» сложнее.

СХЕМА №1 

Действительно , слово «культура» употребляется в различных смыслах .

-          возделывание, обработка, улучшение, совершенствование — «культурное растение», «культуризм», «культиватор» и т. д.;

-          воспитание, соблюдение правил, этикета — «культурный человек», «культура речи», «некультурное поведение» и т. д.;

-          цивилизация, историческая эпоха («культура готов», «славянская культура»)

-          искусство, творчество — «дом культуры», «художественная культура», «колледж культуры» и т. д.

Известно, что чем сложнее и многограннее явление, тем труднее охарактеризовать его сущность, тем больше определений оно порождает. Американские ученые  подсчитали , что в 1964 г. определений было  - 257; считается, что к настоящему времени их число возросло в 2 раза. Чтобы лучше понять смысл этого слова обратимся к его происхождению.

 Слово "культура" в переводе с латинского  (cultura, от основы colere — возделывать) означает "возделывание", "взращивание". Цицерон ввёл новый смысл понятия «культура». Культура — возделывание души. Из этого формируются определенные качества humanitas, что в переводе с латинского означает «человечность».   То есть культура меняет человека ,  возделывает его, перепахивает его,  как трактор перепахивает землю . Первобытный человек  не только что- то  создавал, что- то  изменял , но и изменялся сам . Первобытное стадо превращалось в общество. Зверь стал человеком.   Много тысячелетий живёт человек и столько же существуют его творения . Всё, что создал человек ( орудия труда, жилище, язык, наскальные рисунки, пирамиды) , - это культура общества .  То  есть, получается , что культура- всё, что создано человеком в результате материального и  духовного развития.  ( запись в тетради).

- К какой, например, культуре мы отнес ём орудия труда, жилище, язык, наскальные рисунки,  танцы, дамбы, глиняная табличка ,египетские пирамиды .

Иногда трудно однозначно отнести явление или к материальной или к  духовной культуре. Надо иметь ввиду, что духовная культура проходит через ум и душу человека, что форма материальна , а содержание идеально (  демонстрируем  в руках книгу или открытку, можно показать на   обручальное кольцо ).

-  Почему люди носят обручальные кольца?  С какой целью строили египетские пирамиды? ( внушение простым людям трепета и ужаса перед величием фараона , как наместника бога на земле). Всё зависит от того , какие потребности удовлетворяются – материальные или духовные. - Рассмотрим  схему. Найдите  слово, которое в названии  нашего предмета  -  МХК.

СХЕМА №2

Мы  видим, что искусство  часть духовной культуры.  И снова  несколько смыслов в понятии «искусство». Приведите примеры словосочетаний. Обсуждение . Итак, искусство это

-          высокая степень мастерства и умения   (от искусы творити)

-          это деятельность , в которой художник ( в широком смысле -  творец) выражает своё мировоззрение   ( мировоззрение в красках) и душевное состояние,    чувства.

Художник, в какую бы эпоху он ни жил, стремится воплотить в своих произведениях окружающий мир, передать своё отношение к нему. Но каждый делает это по своему  ( демонстрируем иллюстрации   к уроку)  – на холсте, в камне, в звуке, в словах .   В зависимости от этого выделяют виды искусства ( тема следующего урока)   

СХЕМА №3

- Какую роль играет искусство?

Давайте  послушаем   отрывок из  рассказа  А.П.Чехова  « Дома».

Евгений Петрович Быковский, прокурор окружного суда, только что вернувшийся из заседания и снимавший у себя в кабинете перчатки, поглядел на докладывавшую ему гувернантку. Кстати, Евгений Петрович, я просила бы вас обратить ваше внимание на Сережу. Сегодня и третьего дня я заметила, что он курит. Когда я стала его усовещивать, то он, по обыкновению, заткнул уши и громко запел, чтобы заглушить мой голос.

 

— Сережа курит... — пожал он плечами. — Воображаю себе этого карапуза с папиросой! Да ему сколько лет?

— Семь лет. Вам кажется это несерьезным, но в его годы курение составляет вредную и дурную привычку, а дурные привычки следует искоренять в самом начале.

— Совершенно верно. А где он берет табак?

— У вас в столе.

— Да? В таком случае пришлите его ко мне.

По уходе гувернантки Быковский сел в кресло перед письменным столом, закрыл глаза и стал думать«Что же я ему, однако, скажу?» — подумал Евгений Петрович.

Но прежде чем он успел надумать что-либо, в кабинет уже входил его сын Сережа, мальчик семи лет…

— Здравствуй, папа! — сказал он мягким голосом, полезая к отцу на колени и быстро целуя его в шею. — Ты меня звал?

— Позвольте, позвольте, Сергей Евгеньич, — ответил прокурор, отстраняя его от себя. — Прежде чем целоваться, нам нужно поговорить, и поговорить серьезно... Я на тебя сердит..

Сережа пристально поглядел на отца, потом перевел взгляд на стол и пожал плечами.

— Что же я тебе сделал? — спросил он в недоумении, моргая глазами. — Я сегодня у тебя в кабинете ни разу не был и ничего не трогал.

— Сейчас Наталья Семеновна жаловалась мне, что ты куришь... Это правда? Ты куришь?

— Да, я раз курил... Это верно!..

— Вот видишь, ты еще и лжешь вдобавок, — сказал прокурор, хмурясь. — Наталья Семеновна два раза видела, как ты курил. Значит, ты уличен в трех нехороших поступках: куришь, берешь из стола чужой табак и лжешь. Три вины!

— Ах, да-а! — вспомнил Сережа, и глаза его улыбнулись. — Это верно, верно! Я два раза курил: сегодня и прежде.

 

 —Это очень нехорошо! Табак сильно вредит здоровью, и тот, кто курит, умирает раньше, чем следует. Особенно же вредно курить таким маленьким, как ты. У тебя грудь слабая, ты еще не окреп, а у слабых людей табачный дым производит чахотку и другие болезни. «Что я ещё ему скажу? — думал Евгений Петрович. — Он меня не слушает. Очевидно, он не считает важными ни своих проступков, ни моих доводов. Как втолковать ему?»

Прокурор поднялся и заходил по кабинету.

Пока он ходил и думал, Сережа взобрался с ногами на стул сбоку стола и начал рисовать. Пробило десять часов.

— Ну, мальчик, спать пора, — сказал прокурор. — Прощайся и иди.

— Нет, папа, — поморщился Сережа, — я еще посижу. Расскажи мне что-нибудь! Расскажи сказку.

— Слушай, — начал он, поднимая глаза к потолку. — В некотором царстве, в некотором государстве жил-был себе старый, престарелый царь с длинной седой бородой и... и с этакими усищами. Ну-с, жил он в стеклянном дворце, который сверкал и сиял на солнце, как большой кусок чистого льда. Дворец же, братец ты мой, стоял в громадном саду, где, знаешь, росли апельсины... бергамоты, черешни... цвели тюльпаны, розы, ландыши, пели разноцветные птицы... Да... На деревьях висели стеклянные колокольчики, которые, когда дул ветер, звучали так нежно, что можно было заслушаться. Стекло дает более мягкий и нежный звук, чем металл... Ну-с, что же еще? В саду били фонтаны... Евгений Петрович подумал и продолжал:

— У старого царя был единственный сын и наследник царства — мальчик, такой же маленький, как ты. Это был хороший мальчик. Он никогда не капризничал, рано ложился спать, ничего не трогал на столе и... и вообще был умница. Один только был у него недостаток — он курил...

Сережа напряженно слушал и, не мигая, глядел отцу в глаза. Прокурор продолжал и думал: «Что же дальше?» — От курения царевич заболел чахоткой и умер, когда ему было 20 лет. Дряхлый и болезненный старик остался без всякой помощи. Некому было управлять государством и защищать дворец. Пришли неприятели, убили старика, разрушили дворец, и уж в саду теперь нет ни черешен, ни птиц, ни колокольчиков... Так-то, братец...

Опять глаза  Серёжи  подернулись печалью и чем-то похожим на испуг; минуту он глядел задумчиво на темное окно, вздрогнул и сказал упавшим голосом:

— Не буду я больше курить...

- Как вы думаете, что произошло?  Обсуждение

Итак,   искусство формирует, подчас безотчетно, неосознанно саму систему человеческих установок, действие которых проявится рано или поздно и зачастую непредсказуемо.  История художественной культуры запечатлела немало случаев, когда восприятие искусства послужило непосредственным импульсом для совершения тех или иных поступков, для изменения образа жизни ( Дон Кихот).

 Благодаря искусству люди учатся видеть мир ярче, многогранней, открывать прошлое    и лучше понимать настоящее.

Домашнее задание :  Подумайте, можете ли вы назвать те вещи, которые оставили у вас неизгладимый след в душе, будь то книга, театральная постановка, кинофильм или полотно художника?

 

 

 

Прикрепленный файл Size
к уроку введение в предмет МХК.ppt 421.5 KB

Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн