Географические аспекты современных глобальных проблем человечества Тема: Глобальные проблемы человечества
Географические аспекты современных глобальных проблем человечества
Тема: Глобальные проблемы человечества
Тип занятия (урока): урок изучения нового материала с элементами исследования
Форма занятия (урока):групповая работа с элементами диалогового взаимодействия
Цель занятия (урока):подвести студентов к осознанию роли и места человека в современной социокультурной ситуации, развивать навыки диалогового взаимодействия.
Задачи занятия (урока):
Cформировать представление по новой теме;
Продолжить работу по развитию навыков исследовательской деятельности;
Формировать умение доказательно аргументировать и излагать собственное мнение;
Формировать навыки работы с дополнительными источниками информации;
Развитие логического мышления;
Способствовать формированию интереса к теме.
Оборудование и материалы:
Толковый словарь и словарь иностранных слов.
Ход занятия (урока):
Преподаватель ставит цель занятия (урока):
"Что такое глобальные проблемы современности? Какие проблемы можно отнести к глобальным?"
Задание: У вас на столах есть словари. Найдите, пожалуйста, объяснение слову "Глобальный, глобальные проблемы".
- Глобальные проблемы имеют несколько характерных признаков:
1. Они носят планетарный характер и касаются каждого жителя Земли.
2. Они образуют систему, в которой все теснейшим образом взаимосвязаны. Решение одной проблемы невозможно без решения остальных.
3. Они могут предопределять дальнейший ход истории человечества.
4. Их решение возможно только усилиями мирового сообщества.
- А теперь обратимся к печатным листкам на ваших столах, где есть цитаты и описаны некоторые факты. Определим, о каких проблемах идет речь.
(Идет обсуждение в группах, студенты высказывают свои суждения и делают акцент на признаках и особенностях глобальных проблем).
После обсуждения цитат от каждой группы выходит представитель к доске и записывает выявленную проблему:
- экономическая;
- демографическая;
- межнациональных отношений;
- энергетическая;
Преподаватель:
- Это только малая часть глобальных проблем из тех, что существуют на Земле.
Преподаватель:
-Почему вплоть до середины XX века в развитии человечества не существовало глобальных проблем? Что их породило?
(студенты обсуждают в группах и высказывают свои точки зрения)
Запишите в тетрадь:
Причины появления глобальных проблем:
- глобализация мира;
- огромные масштабы человеческой деятельности неспособность человека рационально распорядиться этой могучей силой.
Преподаватель:
- Какое место занимает человек в системе глобальных проблем? Но прежде чем ответим на этот вопрос, давайте познакомимся с новыми понятиями: "Антропоцентризм", "Космоцентризм". Мы впервые знакомимся с этими научными понятиями. У нас есть толковый словарь и словарь иностранных слов, при помощи которых мы определим и найдем значение этих слов.
(студенты работают со словарем).
Узнав значение слов, приходят к выводу, что Антропоцентрическая позиция может привести к катастрофическим последствиям, так как человек есть часть природы, часть мира.
Более современной позицией становится космоцентрическая, где человек рассматривается в неразрывной связи с окружающим миром и несет ответственность за свои действия и их последствия.
Преподаватель:
- Как вы считаете, нужно ли изучать глобальные проблемы и все что с ними связано? Почему?
Идет обсуждение в группах, студенты высказывают свои суждения.
Преподаватель:
- Значит, знания о состоянии планеты, о проблемах природы, общества и человека, нужны прежде всего, для того, чтобы предотвратить возможные негативные последствия человеческой деятельности, а так же для того, чтобы найти свое место в мире и самореализоваться в постоянно меняющихся условиях.
Заключение
Задание для всех было одинаковым, условия работы и материалы - тоже. Однако все мы разные, по- разному воспринимаем этот мир, все явления и события, происходящие в нем, но есть и общее, что нас объединяет - мы все жители планеты Земля и мы все в ответе за то, что на ней происходит и будет происходить.