На доске написаны словосочетания: предложить помощь, многолетнее растение, коснуться руки ,колючие заросли ,прилагать старания ,касаться перил.
Учитель. Прочитайте словосочетания вслух. Распределите их на три равные группы по двум признакам одновременно: по составу словосочетаний и орфограмме ,которая имеется в главном слове..Назовите словосочетания, которые вы включили в первую группу .Обоснуйте свой ответ.
-Словосочетания первой группы: предложить помощь ,прилагать старание. Они состоят из глагола и существительного. В корне – ЛОЖ- слова предложить пишется безударная гласная О ,так как после корня нет гласной А в корне –ЛАГ -,слова прилагать пишется безударная гласная А ,так как после корня есть буква А.
Учитель. Расскажите правило о правописании гласных О-А в корне -ЛАГ-ЛОЖ. Приведите примеры. Скажите, какие словосочетания не вошли во вторую группу?.Объясните почему.
Ко второй группе можно отнести словосочетания многолетнее растение, колючие заросли Они состоят из существительного и прилагательного. В корне –РАСТ- слова растение пишется безударная гласная А ,так как она стоит перед –ст. В корне –РОС- слова заросли пишется безударная гласная О, так как она стоит перед –С.
Учитель. Расскажите правило о правописании гласных О_А в корне –РАСТ- -РОС. Приведите примеры.
ФОРМУЛИРОВАНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА.
Учитель. Назовите оставшиеся словосочетания .Скажите ,какие буквы и в каких корнях пишутся в их главных словах? Сформулируйте тему сегодняшнего урока.
-Остались словосочетания касаться руки, коснуться перил.В корне кас- пишется гласная а, в корне –кос- пишется гласная о.значит, тема сегодняшнего урока- «буквы о- а в корне- кос - -кас»
Учитель пишет тему урока на доске «Буквы о- а в корне – кос- -кас»
Учитель..Сформулируйте цель нашего урока ,опираясь на его тему .используйте слова на доске.
1) познакомиться с….
2)учиться…
Цель нашего урока: познакомиться с правописанием а –о в корне – кас- -кос; учиться правильно писать слова с этим корнем.
ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.
Учитель. Напишите столбиком слова касаться, коснуться .поставьте в них ударение .выделите в каждом слове корень.
Объясните значение корня –КОС- -КАС -.
-Корень –КОС- КАС - означает дотрагиваться до кого-либо или чего-либо; затрагивать что-нибудь в разговоре, в письме; иметь отношение к чему- либо или кому- либо.
Учитель .Выделите в корне – кос- -кас- чередующуюся гласную и суффикс в слове касаться.
Скажите, в каком случае в корне – КОС - -КАС в безударном положении пишется буква А и в каком – О ?
-В корне –КОС – КАС в безударном положении пишется буква А , если после корня стоит суффикс А, и буква О ,если этого суффикса нет.
Учитель. Прочитайте правило в учебнике .Сравните его с нашим выводом. Расскажите правило о правописании безударных гласных О-А в корне –КОС- -КАС-, приведите примеры свои
Закрепление изученного материала
На слайде словосочетания : прик..снуться к лицу, к..саюсь стены, к.сается вопроса, к..снется всех ,к..сание мяча, легкое прик..сновение, к..сить траву, слегка прик..снуться.
Задание: 1 я группа выписывает словосочетания с корнем –КАС- в словосочетании,2-я - выписывает словосочетания с корнем- КОС-. Дополнить ряды словосочетаний, подобрав по 3 своих примера.
Проверка задания.
Учитель .Какое словосочетание вы не выписали и почему? (косить траву, т.к. в слове безударная гласная О, проверяемая ударением)
На доске даны словосочетания. Задание: исключите из каждого ряда одно словосочетание по двум признакам одновременно. Назовите эти признаки.(работа в парах)
1) Слегка к..снулся ,дикая пор..сль, могучее р..стение;
2) нал..жил запрет, предл..гали должность, к..сательная линия ;
4 ) к..сой дождь, к..снется в разговоре, к..сается в беседе
(Состав словосочетания, наличие определенной орфограммы)
Творческое задание (на отдельных листах).
1) Предлагаем их далеко не полный перечень: картофель, ландыш, белладонна, чистотел ,молочай.
2)Ядовитые растения обладают множеством полезных свойств.
3)Если смоченная соком белладонны пуховка коснется щек, то на них появится красивый румянец.
4) Целебные свойства ландыша прежде всего касаются заболеваний сердца.
5)Что касается картофеля, то его ценные качества известны многим: вкусный продукт с большим количеством витаминов и минералов.
6) Но обращаться с ядовитой флорой надо очень аккуратно: даже прикосновение к некоторым из растений может иметь самый неблагоприятный исход..
Учитель. Прочитайте предложения. Составьте из них текст. Порядок следования первых двух предложений в нем вам поможет определить орфограмма, преобладающая в первых двух рядах предыдущего задания. Второе из найденных предложений и общий смысл подскажут последовательность остальных
Учащиеся коллективно в устной форме составляют текст, а затем записывают его.
Ядовитые растения обладают множеством полезных свойств. Предлагаем их далеко не полный перечень: картофель, ландыш, белладонна, чистотел ,молочай. Что касается картофеля, то его ценные качества известны многим: вкусный продукт с большим количеством витаминов и минералов. Целебные свойства ландыша прежде всего касаются заболеваний сердца. Если смоченная соком белладонны пуховка коснется щек, то на них появится красивый румянец. Но обращаться с ядовитой флорой надо очень аккуратно: даже прикосновение к некоторым из растений может иметь самый неблагоприятный исход..
Учитель .Какое значение имеют ядовитые растения для нашего здоровья? Нужны ли они нам?
- Назовите слова с корнем –КОС- -КАС-, объясните их написание.
Назовите слова ,в которых пишется буква А, и в которых она представляет другую орфограмму, чем в корнях – КОС – КАС-.
Отметьте все орфограммы, имеющиеся в словах простого предложения с однородными членами.
Назовите формы одного и того же слова, которые являются сказуемым в двух предложениях и в которых все согласные глухие ( касаются, касается)
Итог урока
Учитель. Что нового узнали мы на уроке? Нужно ли нам это правило в жизни?
Оценивается деятельность учащихся на уроке.
Домашнее задание :написать сочинение-миниатюру « Осень»,используя слова на изученное правило, выучить правило.