Официальный сайт printclick 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Вулканы

Данные об авторе
Автор(ы): 
Егорова Зинаида Ивановна
Место работы, должность: 

МБОУ "Чуварлейская СОШ"

Регион: 
Республика Чувашия
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
высшее профессиональное образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
6 класс
Предмет(ы): 
География
Цель урока: 

Учебно-воспитательные цели:

1)   учебная:    

  а) способствовать формированию у обучающихся понятия

«вулкан», «горячий источник», «гейзер»;

б) дать представление о строении вулкана

в)     Сформировать    обобщенный    прием    определения географического  положения  (ГП) объекта  (на  примере вулкана).

2)   развивающая: 

 а)  способствовать  формированию  мировоззренческой

идеи развития природы Земли при раскрытии вопроса о происхождении и строении вулканов;

б)     развитие    умений    учиться:    слушать    учителя    и одновременно делать записи, работать с картами атласа;

в)   развитие  познавательных интересов  и  потребностей: внимание, восприятие; применение знаний в знакомой и неизвестной ситуации.

3)   воспитательная:   

 воспитывать     уважение     к    людям     профессии вулканолога и чувство патриотизма при рассмотрении примеров самых интересных вулканов и гейзеров -рекордсменов России.

Учащиеся должны знать: Понятие «вулкан», иметь представление о типах

вулканов; местоположение вулканов, названных в программе, объяснять

образование вулканов, горячих источников, гейзеров.

состав приема определения ГП вулкана; способы обозначения вулканов на

контурной карте.

Учащиеся должны уметь: Определять по карте ГП вулканов; описывать

строение вулкана; называть и показывать крупнейшие извержения вулканов.

Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Краткое описание: 
<p><strong>Основное содержание: </strong>Как образуется вулкан, его строение, действующие и потухшие вулканы. Изучение вулканов. Горячие источники, гейзеры. Использование горячих подземных вод.</p>

Тема: Вулканы, горячие источники, гейзеры.

Учебно-воспитательные цели:

1)   учебная:    

  а) способствовать формированию у обучающихся понятия

«вулкан», «горячий источник», «гейзер»;

б) дать представление о строении вулкана

в)     Сформировать    обобщенный    прием    определения географического  положения  (ГП) объекта  (на  примере вулкана).

2)   развивающая: 

 а)  способствовать  формированию  мировоззренческой

идеи развития природы Земли при раскрытии вопроса о происхождении и строении вулканов;

б)     развитие    умений    учиться:    слушать    учителя    и одновременно делать записи, работать с картами атласа;

в)   развитие  познавательных интересов  и  потребностей: внимание, восприятие; применение знаний в знакомой и неизвестной ситуации.

3)   воспитательная:   

 воспитывать     уважение     к    людям     профессии вулканолога и чувство патриотизма при рассмотрении примеров самых интересных вулканов и гейзеров -рекордсменов России.

Учащиеся должны знать: Понятие «вулкан», иметь представление о типах

вулканов; местоположение вулканов, названных в программе, объяснять

образование вулканов, горячих источников, гейзеров.

состав приема определения ГП вулкана; способы обозначения вулканов на

контурной карте.

Учащиеся должны уметь: Определять по карте ГП вулканов; описывать

строение вулкана; называть и показывать крупнейшие извержения вулканов.

Основное содержание: Как образуется вулкан, его строение, действующие и потухшие вулканы. Изучение вулканов. Горячие источники, гейзеры. Использование горячих подземных вод.

Новые термины и понятия: действующие и потухшие вулканы, кратер, боковой кратер, жерло, лава, вулканологические станции, гейзеры, горячие источники.

Номенклатура: действующие и потухшие вулканы - Везувий, Гекла, Кракатау, Ключевская Сопка, Орисаба, Килиманджаро, Котопахи; Стромболи; Килауэа;

места распространения гейзеров - острова Исландия, Новая Зеландия, полуостров Камчатка, Кордильеры.

Тип урока:         Урок формирования новых знаний.

Методы и приемы: дедуктивный метод формирования понятия «вулкан»;

По источникам знаний:

Словесные:    объяснение   и   беседа;    образный   рассказ учителя.

Наглядные: демонстрация схемы, видеоклипа;

Практические:  построение схемы внутреннего строения

вулкана, работа с картой по определению ГП вулканов,

обозначение вулканов соответствующим условным знаком на контурной карте.

По  характеру познавательной деятельности:

объяснительно-иллюстративный и частично-поисковый.

Средства обучения: Атлас для 6 класса; контурные карты полушарий;

рабочая    тетрадь    на    печатной    основе;    раздаточный дидактический материал:

таблица   «Крупнейшие   извержения   вулканов»;   тексты географических задач; план описания ГП вулкана.

Рисунки и фото вулканов, гейзеров.

Настенные карты: физическая карта полушарий.

Мультимедиа   курс:   Учебное   электронное   издание   по географии для учащихся 6 классов общеобразовательных учебных заведений. Автор учебного материала Петрова

Н.Н.

Видеоклипы «Стромболи», «Этна», «Гавайи», «Исландия».

схема строения вулкана.

Литература для учителя:

1.   Герасимова Т.П., Крылова О.В. Методическое пособие по физической географии: 6 кл. - М.: Просвещение, 1991. -с.130.

2.   Герасимова Т.П. и др. Физическая география: Нач. курс: Учеб.   для  6  кл.   общеобразоват.   Учреждений.   - М.: Просвещение, 1994. - с. 108.

3.   Крылова О.В. Физическая география: Нач. курс: Учеб. для    6    кл.     общеобразоват.     Учреждений.     -    М.: Просвещение, 2000. - с. 160.

4.   Максимов НА. За страницами учебника географии: 5 кл. -М.: Просвещение, 1981. - с. 88.

5.   Петрова Н.Н. География. Начальный курс. 6 класс. - file: // D: \ диск 6 кл \ Help\ help 16. html.

6.   Пивоварова ГП. За страницами учебника географии: 6 кл.: Кн. Для учащихся. -М.: Просвещение, 1997. -с.ПО.

7.   Сиротин В.И.   Практические  работы  по  географии  и методика их выполнения (6 -  10 кл): Пособие для учителя. -М.: АРКТИ, 1998.-е. 28.

8.   Тематическое планирование по географии. 6-10 классы / Под ред. И.И. Бариновой. М.: 2003. - с.27.

 

 

 

Ход урока

Приветствие. Учитель отмечает отсутствующих. Слайд 1

 I. Вводная беседа.  Вопросы:

1.   Какую оболочку Земли мы изучаем?

2.   Какое внутреннее строение имеет Земля?

3.   Как ученые могли предположить, что внутри Земли находится раскаленная магма?

Учитель:    Загадка.

Я извергаю пепел, камни, лаву,

Я в гневе сотрясаю все вокруг

И выгляжу при этом величаво.

Что я такое ? Догадайся друг.

- О каком грозном явлении сегодня пойдет речь? Слайд 2а

- У каждого из вас на парте технологическая карточка урока, с которой вы  будете работать по ходу изучения новой темы.

 Запишите в нее тему урока:   «Вулканы. Горячие источники»   Слайд 2б

- Какие ассоциации у вас вызывает слово «вулкан»? (Дети отвечают: “огнедышащая” гора).

II. Целеполагание. Слайд 3

- Из курса природоведения вы уже знаете, что такое вулкан. А откуда пошло название “Вулкан”, почему образуется, какие типы вулканов и извержений  бывают, где они находятся и многое другое, вы узнаете на этом уроке.

III.  Изучение нового материала.

А сейчас, прежде чем мы перейдём к изучению нового материала , давайте  послушаем сообщение и узнаем, откуда к нам пришло название этого явления (Сообщение учащегося). Слайд 4-6

Откуда пошло название "вулкан"

Древние народы считали, что извержение вулкана - это великий гнев богов.

В одном из древнегреческих мифов описан страшный поединок Зевса с Тифоном -чудовищем, олицетворяющим огнедышащие горы и землетрясения. Поднялся Тифон из недр Земли, диким воем сотряс воздух. Бурное пламя клубилось вокруг него, и земля дрожала под его ногами. Но смело кинулся бог - громовержец Зевс, и разогрелся бой. Земля и небо сотрясались до основания. Сотнями сыпались огромные стрелы - молнии Зевса, казалось, что от огня горит воздух и даже темные грозовые тучи. Рухнул Тифон на Землю. Зевс поднял поверженного врага и кинул в мрачный Тартар. Но и в Тартаре грозит грозный Тифон богом и всему живому, вызывает бури и извержение вулканов. Известен и знаменит был у греков Гефест - искусный мастер, покровитель кузнечного дела. Древние греки считали, что живет он на острове Гиеру в Средиземном море и в глубине горы, над которой всегда клубится дым, кует оружие.

     Самая главная кузница бога Гефеста была расположена в недрах горы Этна, на острове Сицилия. Этна (высота 3263 м) бушевала 130 раз.

  У древних римлян бог огня и кузнечного дела тоже сначала назывался Гефестом, но затем был переименован в Вулкана. По преданию, он ковал доспехи в своей кузнице внутри горы на острове Вулкано в Тирренском море, у берегов Италии. Из горы непрерывно вырывались клубы дыма и языки пламени. Со временем любую огнедышащую гору стали называть вулканом, как и бога огня.

Учитель: Извержение вулкана - это страшное стихийное явление. В истории человечества существует ряд примеров подтверждающих это. А теперь ребята, я приглашаю вас совершить заочное путешествие в г. Санкт-Петербург с целью посещения Русского музея. В музее экспонируются много замечательных  произведений  искусства, в том числе и  картина  Карла Брюллова «Последний день Помпеи», на котором изображено извержение вулкана Везувий. (Слайд 7) в Италии в 79 г. н.э., уничтожившего город Помпея

Посмотрите на картину «Гибель Помпеи», какие чувства у вас вызывает картина?

   Описание трагедии историком и писателем Плинием:

    «Молнии разверзли небеса, огнедышащая лава, кипящим потоком низвергается по склону вулкана. Мечутся и ржут испуганные кони, бегут люди. Мужчина с женой и ребенком спешит покинуть погибающий город, сыновья на плечах несут старика – отца, муж безжизненное тело жены. Матрона судорожно обнимает дочерей, словно надеется защитить их от разрушительной стихии, всадник тщетно пытается совладать с обезумевшей лошадью.  Упала с колесницы и разбилась о камни мостовой молодая женщина, к телу женщины жмется чудом уцелевший ребенок. Здесь и языческие жрецы, и христианский священник с кадилом, в толпе мы видим живописца, поддерживающего на голове ящик с красками и кистями. С высоты падают статуи богов, императоров, как бы символизируя крушение мира».

Впечатленный таким описанием Брюллов постарался в деталях восстановить дух и атмосферу события ( полотно огромное 641 см на 456 см)

А Что же случилось? Почему: город погиб?

Удивительно точно эта катастрофа описана А.С.Пушкиным:

Везувий зев открыл - дым хлынул клубом.

 Пламя широко разверзлось, как боевое знамя.

Земля волнуется - с шатнувшихся колонн

Кумиры падают! Народ, гонимый страхом,

Под каменным дождем, под воспаленным страхом

Толпами, стар и млад, бежит из града вон...

Учитель:

     « Этот античный город  трагедия постигла рано утром 24 августа 79г. н.э. Город находился с подветренной стороны от вулкана и поэтому был очень быстро засыпан 3-х метровым слоем пепла.

   Расположенный по другую сторону от Везувия город Геркуланум не был засыпан пеплом, но тоже исчез с лица Земли.  На склонах вулкана скопилось большое количество пепла, и когда в результате атмосферных нарушений пошёл дождь, эти размокшие массы пепла начали оползать по склонам, образуя грязевые потоки.  Город Геркуланум исчез под 15-ти метровым слоем грязевых потоков.  От извержений вулкана Везувий  пострадал и город Стабия.      Извержение вулкана продолжалось  2-е суток. Когда же оно  прекратилось, на вершине Везувия образовался огромный кратер, достигающий 3 км в поперечнике.» (Слайд 8)

Фильм об извержении вулкана в Исландии (Слайд 9)

1)Строение вулкана.

Учитель: Как же образуются вулканы? Рассмотрим схему «Строение вулкана» (или посмотреть объяснение) (Слайд 10)

   В земной коре есть трещины, вблизи которых давление вещества мантии меньше. Вещество мантии плавится, образуя очаг магмы. Под давлением расплавленная магма поднимается к земной поверхности по каналу, который называется жерло вулкана. (Слайд 11)На вершине вулкана образуется чашеобразное углубление - кратер. Из него на земную поверхность изливается лава. Температура лавы – 1000 градусов. Жидкая лава разливается быстрее и далеко стекает по склону. Если же лава густая, а это зависит от химического состава, она может закупорить жерло  вулкана и привести к его взрыву.  Кроме лавы выходят газы, водяной пар, вылетают пепел и камни (вулканические бомбы). (Слайд 12)

Кратеров может быть несколько. Их называют боковыми. Излившаяся на поверхность магма, теряет часть газов и превращается в лаву. Застывшая лава образует конусы вулкана.

- Начертите схему в тетради.

 Итак, скажите, что же такое вулкан?

Вулкан – это геологическое образование над трещиной в земной коре, по которой извергается на земной поверхности лава.

Определение: Вулкан - (от лат. «Вулканус» - у др. римлян бог огня) - конусообразная, куполовидная или иной формы гора с углублением, кратером на вершине, через который извергается лава, горячие газы, пары воды, обломки горных пород, вулканический пепел, мелкие камешки.   (Слайд 13)

-Вулканы могут находиться на дне океанов, а могут и на суше. Попробуйте ответить на вопрос, в чем причина появления вулканов на материковой земной коре? Следует подвести учеников к мысли, что вулканы на суше встречаются в зоне расхождения литосферных плит т.е., в зоне разломов. В этих местах лава поднимается по трещинам.

- Как вы думаете, где будет больше вулканов – на дне океанов или на материке? (Вулканов больше на дне океанов, т.к. там тонкая земная кора, которую легче прожечь, а на суше вулканы встречаются в зоне расхождения литосферных  плит т.е. в зоне разломов

 

 

 

 

 

 

 

 

 2) Виды вулканов: по активности

По своей активности вулканы делятся на три группы: (Слайд 13)

 

Вулканы

 

 

 

 

 

Действующие

Потухшие

Уснувшие

вулканы,

извергавшиеся

на памяти

человечества

 

не извергавшиеся

на памяти

человечества

те, которые

потухли,

вдруг начинают

действовать

вулкан Мауна - Лоа

вулкан Килауэа

Гавайские о-ва

 

вулкан Килиманджаро

гора Эльбрус

гора Казбек

 

Крым, 

Забайкалье

 

 

На земном шаре насчитывается 850 действующих вулканов, хотя эти цифры в разных источниках информации разные.

3) Выделяется   несколько типов вулканических извержений. (Слайд 14)Самые распространенные из них:

(Слайд 15)1.   Гавайский    тип (Щитовидный)   —    кратер,     словно огненное озеро, всегда заполнен лавой. Когда лава переполняет озеро, ее поток, словно огненная река, стекает по склонам горы. Гавайский тип извержений характерен для вулканов Мауна-Лоа и Килауэа на о-ве Гавайи

(Слайд 16)2.   Везувианской   тип (Конический)  - К везувианскому типу следует отнести извержения таких вулканов, как Везувий, Этна, Вулькано и др. Все они расположены в Средиземном море. Для везувианского типа извержения характерны чрезвычайно мощные выбросы магмы, насыщенной газом. Продукты извержения выбрасываются наружу в виде огромных черных туч, из которых затем выпадают ливни пепла и грязевые потоки. Лава изливается из боковых трещин и устремляется по склонам конуса. Гигантский            пеплопад обрушивается         на         прилегающую территорию.

(Слайд 17)3.   Пелейский тип - вязкая лава застывает в жерле и не дает выхода газовым парам. В результате  происходит  сильный  взрыв, газ и пепел вырываются наружу и стремительно мчатся по склону, со скоростью 300км/ч уничтожая все на своем пути.

-  Назовите существенные черты каждого типа извержений.

- Проанализируйте, что общего и в чем различия извержений.

-   Какой   из   типов   извержений   вы   считаете наиболее опасным для людей.

 

 

 

 

 

 

IV.Физкультурная пауза:

Слайд 18

 

Мы вулканы изучали
И немножечко устали
И поэтому вот тут
Просто надо отдохнуть
Встали из-за парт все дружно
Нам вулкан представить нужно
Мы на кратер посмотрели
Всю подошву рассмотрели
Левый склон и правый склон
До чего вулкан силен
Покружили головой
Не пора ли нам домой
Потянулись вверх друзья
Пробежались, но слегка
Развернулись все кругом
И работать мы начнем

 

 

4)  Изучение вулканов. Вулканолог - опасная профессия. (Слайд19)

  - Почему люди постоянно ведут наблюдение за действующими вулканами?

Ответ учащихся: (Вулкан – это « окно в глубины Земли». Изучение вулканов дают возможность открыть тайну образования полезных ископаемых. )

     Изучением вулканов занимаются люди, чья профессия является одной из опасных в мире -вулканологи. В нашей стране вулканологи работают на полуострове Камчатка. В результате многочисленных наблюдений учёные заметили определённую закономерность. Перед извержением вулкана сейсмические приборы фиксируют множество небольших землетрясений, которые стихают за несколько дней до извержения. Вулкан как бы набирает силы. И действительно  проходят сутки, вторые, иногда и больше и вулкан начинает извержение. Чтобы вы смогли представить трудность профессии вулканолога. Строки, которые вы сейчас прослушаете, красочно и лаконично описывают нелегкий труд вулканологов.

 

 Мы вулкана сыны...                                             

Кратер гремит, маня.

Выведать мы должны

Тайны бога огня.

Шлак под ногами горяч,

Шлаковый конус крут,

Бомба летит как мяч,

Бомбы дымят вокруг.

В гору шаги тяжелы,

По каскам лапиллей град.

Упрямы, упрямы и злы,

Лезем мы прямо в ад.

Пепел в глаза и в рот,

Взрывы как свет зарниц,

Черный как деготь, пот

Капает с наших лиц.

Едок сернистый газ -

Стиснув зубы, держись!

Жизнь нам дается раз,

Ставим на карту жизнь!

 

Учитель задает вопросы:

 Почему работа вулканологов опасна? Для чего нужно изучать вулканы? Какие продукты извержения названы в стихотворении?

 

 

 

5) Горячие источники, гейзеры. (Слайд 20)

В районах действующих и потухших вулканов встречаются горячие источники и гейзеры

- Почему они расположены именно в этих районах?

Как действуют гейзеры

Гейзеры это периодически фонтанирующие горячие источники, распространенные в областях современной или недавно прекратившейся вулканической деятельности. Со взрывом и грохотом огромный столб кипящей воды, окутанный густыми клубами пара, взлетает вверх, достигая иногда 80 м. Фонтан бьет некоторое время, затем исчезает, клубы пара рассеиваются, и наступает покой.

Схема действия гейзера. Находящаяся под давлением вода в подземных пустотах постепенно нагревается выше 100°. При достижении критической температуры она вскипает. Образующийся пар с шумом выбрасывается из гейзера, увлекая с собой кипящую воду.

Некоторые гейзеры выбрасывают воду совсем невысоко или только разбрызгивают ее. Бывают горячие источники, похожие на лужи, в которых вода кипит пузырями..

Гейзеры — очень редкое и красивое явление природы. Они есть на Камчатке, в одном из районов Тибета на высоте 4700 м, в Исландии, Новой Зеландии и Северной Америке. Небольшие одиночные гейзеры встречаются в некоторых других вулканических областях земного шара.

 (Слайд 21-22)

   Долина гейзеров находится в 20 км от Кроноцкого залива между вулканами Узон и Кихпиныч. Самый крупный гейзер - Великан -выбрасывает воду на высоту 50 м в течение 4 мин. и огромное количество пара. Продолжительность полного цикла деятельности Великана 2 часа 50 минут. Гейзеры и горячие источники расположены по линиям тектонических разломов. Каждый гейзер имеет свои   особенности    и    свое    меткое    название: Жемчужный - имеет гейзерит (отложение солей), напоминающий бусинки жемчуга, рассыпанные на камнях; Розовый - вокруг его грифона все покрыто розовым гейзеритом; Первенец - это первый гейзер, открытый Т.И. Устиновой. Он уже прекратил свою деятельность.  Крупный гейзер Тройной  выбрасывает  мощные  струи   кипятка через каждые 2,5 часа сразу из трех отверстий. Просмотр видео фильма

6) Значение вулканов в природе       

- Как же человек может использовать энергию внутреннего тепла Земли?

 - Вулканы приносят не только разрушение, но пользу.

  (Слайд 23)Вулканы выбрасывают много шлака, камней и др. - это строительный материал, например,вулканический туф - легкий, с низкой плотностью. Пемза или «каменная вата» используется как тепло- звуко и электроизоля­ционный материал для полировки и шлифовки, наполнитель бетона. Сера - для производства спичек, красителей и удобрений.

(Слайд 24)

 Обсидиан или вулканическое стекло -для изготовления украшений.

(Слайд 26)

 Пепел обогащает почву, особенно полезны пеплы Везувия.. На Камчатке есть чудо электростанция. Она работает без топлива. Подземный пар вращает ее турбины и рождает электричество Горячая вода источников и гейзеров - для отопления теплиц и домов. (Слайд 27,28)

V.  Практическая работа определения ГП Слайд 29

Заполните таблицу и обозначьте крупнейшие вулканы.

Сейчас мы должны научиться приему определения ГП вулкана.. Определить ГП объекта вовсе не означает найти его на карте, а определить, где он находится на поверхности Земли, в     какой ее части относительно других объектов.

1.   Найти, на каком материке и в какой его части находится вулкан. В каких горах?

 2.   Определить         его         географические координаты

3.   По    координатам    обозначить    его    на контурной карте соответствующий условный. знак *влк

4.   Подписать его название. (на примере вулкана Ключевская сопка).

(Слайд 30,31)

VI. Закрепление. Цифровой диктант.

Запись на доске:

1.   Литосфера.

2.   Магма.       

3.   Вулкан.     

4.    Обсидиан.

5.   Кратер   

6.   Лава.        

7.    Гейзер.     

 8.   Ядро.          

Последовательность диктовки:

1.    Земная кора.

2.    Расплавленная огненная масса, образующаяся в

глубинах земной коры и насыщенная парами воды    и газами.

3.     Конусообразная, куполовидная иди иной формы

гора с углублением на вершине, через которое происходит извержение.

4.    Вулканическая порода, обычно, черного цвета.

5.    Воронкообразное отверстие на вершине вулканического конуса, из которого изливается лава.

6.    Магма, излившаяся из кратера вулкана или из трещин в земной коре на поверхность.

7.    Горячие источники, периодически действующие в виде фонтанов.

8.    Внутренняя часть Земли, расположенная под мантией.

Учитель показывает ответы на диктант, ранее закрытые картой, и предлагает самостоятельно проверить свои работы.

VII. Домашнее задание: (Слайд 32)

§ 19, обозначить на контурной карте крупнейшие вулканы, устно ответить на вопросы §. Творческое задание (на выбор): Написать мини-сочинение «Я - вулкан». Рисунок «Вулкан в моем представлении» Сообщение   «Положительное   и   отрицательное влияние вулканов  на природу и деятельность человека». Вам помогут сайты (Слайд 33)

Рефлексия.

1.   Сегодня на уроке мне...

2.   Меня особенно удивило то, что...

3.   До начала урока я думала, что..., а сейчас знаю...

Прикрепленный файл Size
ВУЛКАНЫ 6 кл.doc 42.62 KB

»  Tags for document:

Смотреть kino онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн