Submitted by Галина Владимировна Чиккуева on Fri, 17/10/2014 - 18:16
Конспект урока по окружающему миру 4 класс по системе Л.В. Занкова.
Тема: «Кожа и её значение».
Цели 1. Познакомить со строением и функциями покровного органа – кожей
2. Познакомить с особыми образованиями кожи
3. Развивать умение ставить задачу и находить пути её решения.
4 Формировать потребность беречь своё здоровье, беречь кожу.
Оборудование: лупы, стёклышки, предметы для игры, акварельные краски, схема строения кожи, лист-схема «Практическая работа», компьютер, мультимедийный проектор
Ход урока. слайд1
Проверка пройденного.
Сейчас мы кратко пройдём по пройденному материалу. Я буду описывать, а вы находите этот орган и фразеологизм с ним связанный.
а) самый совершенный и загадочный орган. Благодаря ему мы узнаём, что находится вокруг нас. Этот орган как фотоаппарат. (Глаз)
б) этот орган разделяется на наружное и внутреннее. В нём есть барабанная перепонка. С помощью его мы слышим звуки. (ухо)
в) А с помощью этого органа мы можем чувствовать запахи. (нос)
г) В этом органе заложены окончания нервов, помогающих ощущать сладкое, горькое и т.д. (язык)
Серьёзность изучаемых в школе предметов не мешает нам творчески переосмысливать новые знания. Готовясь к сегодняшнему уроку мне попалось одно стихотворение, в котором, как мне показалось, собрано всё: тема, значение изучаемой темы и всё то, что с ней связано. Послушайте его и скажите:
- о чём пойдет речь на этом уроке?
Кто считает. Что про это
Говорить не надо нам,
Тот не ждёт прихода лета
И себя он губит сам.
Это нужно для здоровья,
С грязным этим не прожить,
У кого она слоновья,
Тем намного легче жить.
Если вам ещё не ясно,
Про что мы разговор ведём,
Не улыбайтесь понапрасну,
Эту тему мы пройдём.
Я вам дам одну подсказку
Вполне полезную, возможно,
Иван-царевич в старой сказке
В печи спалил лягушки КОЖУ
ЗАДАНИЕ КЛАССУ.
Давайте создадим банк идей, акцентируем внимание на функциях кожи, особенностях её строения и свойствах.
И так, необходимо ответить на вопрос:
-почему невозможно нормальное функционирование человеческого организма, если отсутствует наружный кожный покров?
-Какие структуры, особенности строения позволяют коже выполнять предложенные вами функции?
-Какими свойствами, на ваш взгляд, обладает кожа в связи с перечисленными функциями и особенностями строения? (слайд 2, 3)
1. А для этого мы поработаем со словарями.(по группам)
Работа со словарём Ожегова. -Найдите в словарях определение «кожа».
- Какое из трёх значений слова подходит нам?
-Что можно ощутить с помощью кожи? ( ответы детей)
-Первый вывод, который мы делали: Кожа-это орган осязания.
Наблюдения и исследование. слайд4
Практическая работа.
- Кожу называют одеждой тела. Древние люди пользовались только этой «одеждой». Отчего она защищала человека?
исследования кожи:
1.- Посмотрите на кожу своей руки, потрогайте её.
Что можете сказать? Какая она? (ТОНКАЯ, УПРУГАЯ, МЯГКАЯ, ПРОЧНАЯ).
-2. Какого она цвета? (бледно-розовая, КОРИЧНЕВАЯ)
-3. Проведите пальцем по лбу около волос и прижмите его к зеркальцу. Что осталось на стекле? (ПЯТНО)
- Что это? (ПЯТНО ЖИРА, КОТОРОЕ ВЫДЕЛЯЕТ КОЖА).
- 4.Возьмите лупу, рассмотрите кожу. Что вы заметили? ( МАЛЕНЬКИЕ ОТВЕРСТИЯ – ПОРЫ).
- Как вы думаете, зачем они нужны? (КОЖА ДЫШИТ, ЧЕРЕЗ НИХ ВЫХОДЯТ ЖИР И ПОТ).
2. – А теперь мы должны определить функции кожи из загадки.
Отгадайте загадку:
Тело сверху прикрываю,
Защищаюи дышу.
Пот наружу выделяю,
Температуройтела руковожу.(кожа)
-Кожа- это не только внешняя оболочка тела человека, но и сложный механизм со многими функциями.
О каких функциях говорится в стихотворении?
поиграем в игру:
Вызывается ученик, ему завязывают глаза, он определяет предметы, которые ему дают ( мяч, яблоко. кубик )
- Какие свойства предмета вы смогли определить? (ФОРМА, РАЗМЕР)
-Как называется этот орган чувств? ( орган осязания)
-Исходя из этого, о какой функции мы вспомнили? (ОСЯЗАТЕЛЬНАЯ)
3. - Постановка проблемы:
А вот ещё одна функция:
В Италии в 1646 году произошёл такой случай.
В роскошном замке одного герцога был устроен праздник. Во главе праздничного шествия шёл «золотой мальчик». Тело его было сплошь покрыто золотой краской. Вскоре про мальчика забыли, и он провёл всю ночь на каменном полу зала. Через некоторое время мальчик заболел и умер.
-6. Рассмотрите ладошку и кончики пальцев. Что заметили? (ЛИНИИ, РИСУНОК).
-7. Возьмите краски, кисточкой нанесите чёрную краску на большой палец и отпечатайте на листочке. Сравните свой отпечаток с соседским. (ОНИ РАЗНЫЕ).
- У каждого человека линии, образующие рисунок, индивидуальны и являются своеобразным «паспортом». В криминалистике давно используют отпечатки пальцев. Наука, изучающая отпечатки пальцев, называется дактилоскопия.
- Мы изучили наружный слой кожи, он называется эпидермис (слово греческое, обозначает верхний). Он очень тонкий, от него всё время отслаиваются мельчайшие кусочки кожи. Ежедневно сшелушиваются тысячи мёртвых клеток. Но кожа от этого не становится тоньше. На ней всё время нарастают новые слои.
- Что же произошло с мальчиком? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно знать строение кожи. Слайд7
А теперь с помощью таблицы изучим внутренний слой кожи, который называется дерма.
Работа с учебником. Стр.72
- Что вы видите?
- Кожа – сравнительно толстый слой, богатый железами, которые вырабатывают кожное сало.
- Через что выделяется жир?
-Кожа сама себя смазывает, иначе бы солнце, вода, ветер быстро бы высушивали её, она растрескалась бы. Кожное сало похоже на детский крем, но у него есть один недостаток: оно со временем застывает на поверхности кожи и приобретает неприятный запах.
- Что же нужно делать?
- Сальные железы не единственные. Когда нам жарко, мы потеем. Откуда берётся пот? Его вырабатывают потовые железы. Вместе с потом выделяются разные вещества, а так же много воды и соли, их потерю нужно восполнять. Эти железы могут выделить от1 до 12л пота.
- О какой функции мы сейчас узнали? (ВЫДЕЛИТЕЛЬНАЯ).
- Мы узнали о функциях кожи. А о следующей функции вы узнаете самостоятельно, прочитав на стр.72 со слов: «В коже много кровеносных сосудов…» до вопросов на стр.73.
- Что же это за функция? (ЗАЩИТНАЯ).(слайд7)
-От чего она нас защищает?
-Какая температура тела нормальная?
- Как организму удаётся её поддерживать?
- А теперь закройте учебники и подпишите на своей схеме, из чего состоит кожа?
- Итак, о каких функциях вы узнали?
- Теперь вы можете сказать, почему умер итальянский мальчик?
А почему автор рассказа об оляпке выдернул руку из проруби? Что произошло?
4.- Интересные факты о коже. слайд-5
Что вы ещё видите? (ВОЛОСКИ).
- О каких особых образованиях кожи вы узнали? (ВОЛОСЫ, НОГТИ).
- Кожа – важный орган человека. Её нужно беречь.стр.73-74 Об этом вы прочит ΙV. Закрепление.
Самостоятельная работа в парах.
‒ А теперь проверим, насколько вы были внимательны на уроке. Прочтите текст, заполните пропуски подходящими по смыслу словами, работаем в парах.
Кожа – это не просто покрытие тела человека, это активный _______________ с многообразными функциями. Способность человека чувствовать прикосновение, боль, тепло, холод называется _________________. Кожа выделяет _____________ и _______________. Подкожный жир сохраняет ________________. Постоянная температура внутри тела поддерживается с помощью выделения _______________. Нормальная температура тела человека составляет _________. На поверхности кожи есть линии-рисунки. Наука, которая их изучает, называется ________________.
5. Итоги урока.
- Что нового вы сегодня узнали? Что хотели бы рассказать дома родителям?
6. Домашнее задание.
1. Прочитай учебник на стр.69-75. Ответь на вопросы.
2. Подбери к следующему уроку интересный материал по теме «Кожа и её значение».
3. «У него от страха волосы встали дыбом», «гусиная кожа». Найди другие выражения о коже и объясни их.
4. Составь кроссворд на тему «Человек».
-1. Подготовить рассказ про орган человека – кожу, используя данные практической работы и статьи учебника. Стр.71-75.
2. можно подготовить презентацию, используя алгоритм.