Submitted by Татьяна Шелпакова on Tue, 14/10/2014 - 21:46
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа»
города Котовска Тамбовской области
урок литературного чтения
«Стихотворение И. Сурикова « Детство».
3 класс
Учитель начальных классов
Шелпакова Татьяна Александровна
2012год
Тип урока: творческое исследование, погружение в тему.
Цель:
Познакомить учащихся с художественным своеобразием произведения И.З.Сурикова.
Задачи:
1.Познакомить учащихся с содержанием и с образной системой стихотворения;
2.Развивать навыки чтения;
3.Прививать чувство уважения и любви к традициям русского народа и развивать способность видеть и чувствовать красоту родной природы.
Ход урока:
I.Организационный момент.
II. Речевая разминка.
Выгляну в оконце,
Лежит белое суконце.
Всю зиму лежит,
А весной убежит. (Снег)
- Прочитайте «жужжащим» чтением.
- Прочитайте с вопросительной интонацией, выделяя голосом глаголы.
- Прочитайте шёпотом.
- Теперь громко начать, а закончить тихо.
- Прочитать выразительно.
- К какому виду устного народного творчества можно отнести данное четверостишие?
III. Введение в тему.
-Отгадка на загадку из речевой разминки поможет нам заполнить первый пункт кроссворда.
Разгадав кроссворд, вы узнаете, с творчеством какого поэта мы познакомимся на уроке.
1). Разгадывание кроссворда.
3
2
1
Р
К
О
4
2. Белый дед – белее нет.
Старый, горбатый,
Лежит возле хаты.
Лежит всю зиму –
Никто не поднимает.
Весна придёт –
Он сам уйдёт. (Сугроб)
3. Что можно увидеть с закрытыми глазами? (Сновидение).
4. Кручу,
Бурчу,
Знать ничего не хочу. (Вьюга)
- Прочитайте слово, получившееся по горизонтали.
2). Работа в парах.
- А имя и отчество поэта узнаете, выполнив задание в парах.
- Соедините фамилии уже известных вам поэтов с их именами и отчествами.
Тютчев Афанасий Афанасьевич
Никитин Иван Захарович
Фет Фёдор Иванович
Суриков Иван Саввич
Проверка выполнения задания (Слайд 1)
Портрет писателя (Слайд 2)
3). Рассказ учителя о поэте.
Будущий поэт родился в Ярославской губернии в глухой деревушке Новосёлово в семье крестьянина. До 8 лет жил с матерью и бабушкой, а потом, после смерти матери, его привезли в Москву к отцу, который открыл в городе овощную лавку. Жизнь мальчика, проводившего целые дни в лавке отца, была очень тяжёлой. Но, помогая отцу в торговле, он урывками учился грамоте. Под впечатлением от прочитанных стихотворений А.С.Пушкина Суриков сам стал складывать свои стихи. Его стихи отличаются простотой и мелодичностью. Их основная тема – тяжёлое положение народа. Многие стихи поэта посвящены русской природе и детям, а некоторые из них стали популярными народными песнями («Рябина», «В степи», «Степь да степь кругом»). Не в силах вырваться из нищеты, Суриков до конца жизни был вынужден торговать железным старьём. Умер он от чахотки в расцвете своего большого таланта. Ему было только 39 лет.
Но до 8 лет, пока была жива его мама, ему жилось хорошо. И своё детство он считал счастливым.
Детства прошлого картины!
Только вы светлы:
Выступаете вы ярко
Из сердечной мглы.
Время детства золотое.
Юность без тревог!
Хоть бы день из этой жизни
Возвратить я мог!
Детство, нет тебе возврата!
Пронеслось, прошло;
Только в памяти живёшь ты
Ярко и светло.
IV. Работа над новым материалом.
1). Первичное чтение стихотворения.
Перед прочтением объясняем значение слов лапти, прялка, светец.
- Что такое лапти? (Лапти – в старое время: крестьянская обувь, сплетённая из лыка, охватывающая только стопу) (Слайд 3)
- Кто из вас видел прялку? (Прялка – приспособление для ручного прядения, приводимое в движение ножной педалью). (Слайд 4)
- Найдите значение слова светец в словаре учебника. (Слайд 5)
- Внимательно слушайте стихотворение «Детство» в исполнении артиста.
(Аудиозапись)
Постарайтесь представить те картины, которые рисует поэт, а о самой впечатляющей из них рассказать после чтения.
2). Обмен впечатлениями после прочтения.
- Какая картина ярче всех преставилась вам?
- Кто из вас сам переживал события, о которых говорится в стихотворении?
3). Физкультминутка.
4). Повторное чтение стихотворения.
Прочитайте стихотворение, найдите слова, значение которых вам непонятно.
Словарная работа: перезябнуть, ветхая шубёнка, огонёк светца, сердце так и мрёт, сон глаза смежит и т. д.
- Похожи ли забавы крестьянских детей на ваши?
-Прочитайте строки, в которых представлена картина: семья зимним
вечером.
- Найдите строки, которые говорят о большой любви мальчика к сказкам.
- Перечитайте строки, где мальчик рассказывает о своих любимых сказках.
- Как вы прочитаете эти строки: спокойно, медленно или с волнением,
ожиданием волшебства?
- Какая сказка снилась мальчику?
- А вы любите сказки? Назовите самые любимые.
5). Работа по карточкам.
-Найдите слова, которые говорят о неодушевлённых предметах как о живых существах.
(Карточки трёх видов для детей с разным уровнем подготовки.)
№1 к с.74
Сердце - …
Ветер - …
Речь – …
Сон -…..
№2 к с.73
Солнышко - …
Вьюга - …
Вьюга - …
№3 к с.75
Солнышко - …
Года -…
Проверка : Прочитайте слова, которые вы нашли.
- В прямом или переносном значении употреблены эти слова?
- Слова, которые употреблены в переносном значении и говорят о неодушевлённых предметах как о живых существах, называются олицетворением.
6). Деление стихотворения на части.
- На сколько частей можно разделить стихотворение? (3 части)
Определение границ каждой части и озаглавливание частей.
1. Салазки (Зимние забавы).
2. Бабушкины сказки (В семье вечером).
3. Волшебный сон.
7). Подготовка к выразительному чтению.
- Как надо читать каждую часть стихотворения.
1 –ю – радостно, весело;
2 –ю – тихо, медленно, «усыпляющее»;
3 – ю - волнующе, с ожиданием волшебства, со страхом.
8). Выразительное чтение стихотворения.
V. Итог урока.
- Чем отличается ваше детство от описанного в стихотворении?
VI. Домашнее задание.
1. Выучить наизусть первые 4 четверостишия из стихотворения.
2. По желанию сделать иллюстрацию к любимому отрывку.