Целевые установки урока: создать условия на достижение результата
Личностные:
Осознание значимости литосферы как части географической оболочки.
Оценка рационального использования полезных ископаемых;
Формирование устойчивых установок социально- ответственного поведения в географической среде- среде обитания всего живого, в том числе и человека.
Мотивация на изучение географии.
Метапредметные:
выделятьсущественные признаки понятия «полезные ископаемые»,
ориентироваться в учебнике и находить ответ на поставленный вопрос;
анализировать информацию (текстовую и иллюстративную, в том числе видео) для подготовки ответа на вопрос; использовать речевые средства для выражения своих чувств, мыслей; составлять определение понятиям, создавать обобщения;
взаимодействовать с людьми, работать в коллективах с выполнением различных социальных ролей, представлять себя;
Предметные:
объяснять существенные признаки понятия «полезные ископаемые»;
выявлять и объяснять различие полезных ископаемых (горючие, рудные и нерудные); описывать их особенности , значение для человека;
приводить примеры различных полезных ископаемых, в том числе и Астраханской области;
определять на карте местоположение горючих полезных ископаемых и наносить их на контурную карту.
приводить примеры рационального использования гор и равнин для проживания и отдыха человека;
Формы организации работы:
индивидуальные, парные, групповые
Оборудование:
учебник страница 58-63, рабочая тетрадь «Дневник географа-следопыта», карта полушарий, физическая карта Астраханской области, к/к Астраханской области, топонимический словарь, мультимедийный проектор, компьютер, Mimio studio
Структура и ход урока:
I.Организационно- мотивационный этап урока.
1.Определение темы урока.
У моей России горы величавы,
Выросли грядами, гордые, как павы.
Вот седой Урал-весь порос травою,
А Кавказ высокий укрылся снежной мглою.
У моей России бескрайние просторы,
Не окинешь взглядом, не объедешь скоро.
Отправляйся в горы, пройдись по равнине-
Все, что ты увидишь - все моя Россия.
Горы-к небу, вдаль-равнины,
Дюны, впадины, барханы
И овраги, и вулканы-
Все это рельеф России.
стихотворение Е. И. Басалгиной.
- О каком компоненте природы здесь идет речь? Как вы думаете?
- О каких крупных формах рельефа говорится в стихотворенни?
- Как вы думаете, о чём же мы сегодня будем говорить на уроке?
2.Создание мотивационной установки.
- Нанесение гор и равнин. (На мимио)
А У НАС!
В России самые высокие горы – (Кавказские)
В России самые длинные – (Уральские)
Самые длинные горы на Земле. (Анды)
Самые высокие горы на суше. (Гималаи)
Самая большая горная страна в Азии.( Тибет)
Самые ледяные горы в Европе. (Альпы)
Самые высокие горы в Северной Америке (Кордильеры)
В России равнина покрыта болотами (Западно - Сибирская)
Самая большая равнина в Южной Америке (Амазонская)
- Чем сложены горы и равнины?
- Чем минералы отличаются от горных пород?
- Назовите горные породы по типам происхождения.
3.Формулирование задач урока.
- Что бы вы хотели узнать на этом уроке?
- Чему научиться?
II.Процессуально-содержательный этап урока.
Задание №1
- Почему некоторые полезные минералы и горные породы называют полезными ископаемыми?
Изучите содержание понятия «полезные ископаемые» по учебнику на стр.58 и в рабочей тетради стр.30 впишите пропущенные слова в определение.
По словарю терминов изучите содержание терминов «полезные ископаемые»;Сравните результаты.
- По учебнику на стр. 58 выделите признаки горючих и негорючих полезных ископаемых, отличие их друг от друга. Полученный результат обсудите в паре;
- На мимио распределить полезные ископаемые по группам и их свойствам;
Горючие полезные ископаемые
Металлические полезные ископаемые
Неметаллические полезные ископаемые
Посмотреть видеофильм «Баскунчак» и ответить на вопрос. Какие полезные ископаемые добывают на территории Астраханской области?
Используя коллекцию полезных ископаемых найдите те, о которых не говорилось в фильме, но они залегают в нашей области
Используя физическую карту Астраханской области нанесите нефть, гипс, газ, сера, соль на контурную карту.
Результаты своей работы сравните с картой на мимио.
Задание №2
Проанализируйте карту по плотности населения мира в парах.
Какая закономерность прослеживается в распределении человечества по материкам?(200-км зона побережья) (слайд)
- На карте Европы проанализируйте плотность распределения населения. (слайд)
- Какие наименее освоены территории? Покажите их на карте полушарий
- Работая в паре, определите, как использует человек рельеф для своего проживания.
- Используя мимио заполним таблицу: 1вариант-равнины, 2вариант- горы
Равнины
Горы
- На карте полушарий отыщите примеры наиболее освоенных территории человеком, указанных в тексте учебника на стр.58, 59;
Задание № 3
Каждый человек вправе выбирать места отдыха, которые ему больше нравятся. Кто- то любит отдыхать в горах, а кто- то на равнинах. Сравни условия отдыха в горах и на равнинах, используя текст учебника на стр.59, свои воспоминания, рассказы друзей, знакомых. Результаты запиши в таблицу дневника географа- следопыта на стр.30.
III.Этап закрепления.
Задание №1
1 вариант: предлагалось опережающее задание: рассказать о своём путешествии по равнине или в горы. Чем это путешествие было для вас привлекательным?
2 вариант: опираясь на опережающее задание каждая группа создает проект туристической фирмы с представлением своего проекта –буклета «Лучшие места для путешествия на Земле».
Задание №2
используя топонимический словарь узнай о происхождении названий: Хибины, Алтай
IV.Рефлексивная деятельность
- Закончите предложения:
Я доволен (-льна) тем, что сегодня самостоятельно смог(ла)
Я не доволен (-льна) тем, что сегодня не смог(ла)
V.Домашнее задание.
Учебник — п.11
Посмотреть учебные фильмы стр.63 учебника о добыче полезных ископаемых
Узнайте о происхождении названий географических объектов своей местности, например г.Астрахани;(по желанию)
Размещено пн, 13/10/2014 - 18:11 пользователем Татьяна Анатольевна Скибо.
Уважаемая Зульфия Вадутовна, мне очень понравился ваш урок!!! Есть связь с краеведением ; видеофильм «Баскунчак» о полезных ископаемых Астраханской област. Творческие задания; лучшие места для путешествия на Земле, проект туристической фирмы.
—
С уважением, Татьяна Скибо, учитель географии МОУ "СОШ №2 г. Нариманов", Наримановский район, Астраханская область
На: Человек и литосфера
Уважаемая Зульфия Вадутовна, мне очень понравился ваш урок!!! Есть связь с краеведением ; видеофильм «Баскунчак» о полезных ископаемых Астраханской област. Творческие задания; лучшие места для путешествия на Земле, проект туристической фирмы.
На: Человек и литосфера
Спасибо, Татьяна Анатольевна.