Официальный сайт aktuell 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Интегрированный урок по истории и географии в 10 классе: «Многообразие стран современного мира. Политическая карта мира как историческая категория».

Фото пользователя Светлана Алексеевна Колесниченко
Submitted by Светлана Алексеевна Колесниченко on вс, 12/10/2014 - 14:30
Данные об авторе
Автор(ы): 
Колесниченко Светлана Алексеевна, Туганов Давид Александрович
Место работы, должность: 

МБОУ Наримановского района, "СОШ №11", учитель географии, учитель истории

Регион: 
Астраханская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: 
Методист
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
10 класс
Предмет(ы): 
География
Предмет(ы): 
История
Цель урока: 

Создать условия для развития способностей учащихся к интегрированному мышлению, которое помогает им увидеть новые стороны явления, формирует целостное видение мира, а значит – облегчает поиск своего места в нем.

Формирование ведущих идей:

Создать условия для формирования у обучающихся системы знаний о многообразии  стран современного мира.

ЗАДАЧИ:

ПРЕДМЕТНЫЕ:

В познавательной (интеллектуальной) сфере:

  • сформировать представление о разнообразии стран, о современной политической карте мира;

  • определить основные критерии классификации стран мира;

  • создать условия для усвоения общих для истории и географии понятий и терминов

  • Формы правления и административно-территориального устройства стран мира.

В сфере деятельности:

  • формировать умение работать с историческими и географическими картами, умение использовать приём наложения карт для соотнесения исторических этапов территориальных изменений ПКМ;

     

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

  1. Познавательные

  2. Умения сопоставляя явления и фактысоставлять из отдельных элементов целую картину;

  3. Умение определять понятие, делать обобщения, классифициро­вать, устанавливать причинно-следственные связи, делать вы­воды;

  4. умение создавать и применять схемы для решения учеб­ных и познавательных задач.

  5. развивать навыки мыслительной деятельности для ориентации в проблемах территориальной организации общества;

 

  1. Регулятивные

Умение:

  • Организовывать свою деятельность, определять ее цели и за­дачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, формировать навыки самооценки и взаимооценивания;

  • Вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помо­щью технических средств и информационных технологий;

  • Выполнять учебное действие в соответствии с планом.

  • Коммуникативные

Умение:

  • Организовывать учебное сотрудничество и совместную деятель­ность с учителем и со сверстниками;

  • Развитие навыков общения при работе в группах.

  • Осознанно использовать речевые средства для представления результата.

 

 

Тип урока: 
Комбинированный урок
Используемые учебники и учебные пособия: 
  1. Н. В. Загладин. Н. А. Симония «Всеобщая история», учебник для 10 класса. М., Издательство «Русское слово», 2014

  2. Бахчиева О. А., Экономическая и социальная география мира.

    Издательство «Вентана-Граф», Москва, 2013.

Используемое оборудование: 
  1. Компьютер с выходом в интернет, мультимедийный проектор, экран;

  2. Атлас и к/к по всеобщей истории

  3. Атлас. Социально-экономическая география мира. Природные ресурсы, население, экономика. 10 класс.Федеральная служба геодезии и картографии 2013

  4. Рабочая тетрадь по географии с заданиями №1 10 класс.

  5. Мультимедийная презентация

Используемые ЦОР: 

Компьютерные презентации "Многообразие стран современного мира", "Типология стран"

Краткое описание: 
<p><strong>Интегрированные уроки </strong><strong>&nbsp;&mdash; уроки изучения определенных тем на основе двух-трех учебных предметов. </strong>В&nbsp;идеальном варианте - проведение интегрированных уроков совместно с&nbsp;другими учителями. Особенно необходима интеграция в старших классах. Материал интегрированных &nbsp;уроков показывает единство процессов, происходящих в окружающем нас мире, позволяет учащимся видеть взаимозависимость&nbsp; различных наук. Приобретенные метапредметные умения пригодятся учащимся при выполнении творческого задания на экзамене в форме ЕГЭ, а также в их будущей профессиональной деятельности и повседневной жизни.</p> <p>&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp; На сегодняшний день разработана система интегрированных&nbsp; уроков географии, истории и обществознания с преподавателем истории и обществознания нашей школы . Нами проанализированы&nbsp; программы курсов &laquo;Всеобщая история&raquo; и &laquo;История России&raquo; 10 класса,&nbsp; а также курс &laquo;Экономическая и социальная география мира&raquo; 10 &ndash; 11 классы. Определены &laquo;ключевые точки&raquo; интеграции и темы интегрированных уроков. Первый урок представлен здесь.</p>

Форма: Урок - исследование

Формы и методы организации деятельности учащихся: частично-поисковый, работа в группах, самостоятельная работа с текстом учебника, с дополнительной литературой, беседа, сообщения учащихся, работа с картой.

Межпредметные связи и опорные знания:

Курсы истории и географии 5-9 класс (всё вспоминаем и повторяем).

ХОД УРОКА

Сегодня мы проводим интегрированный урок всеобщей истории и географии.

  1. Актуализация знаний и определение целей урока – блок №1.

    Учитель географии: Рассмотрите политическую карту мира в атласах и попробуйте сформулировать понятие «политическая карта мира» (все варианты записываю на доске).
    - А теперь из записанных слов выделите существенные фразы, ключевые слова. В результате у нас сформировалось несколько определений.

    Учитель истории: Всегда ли карта была такой, какой мы её видим сейчас: названия стран, расположение менялись. Можем ли мы изучать дальше всеобщую историю, не определившись с основными понятиями, перечисленными на слайде: «государство», «суверенное государство», «политическая карта мира», «геополитика»,  «форма правления», «политический режим», «административно-территориальное деление».

Какую тему нам необходимо изучить и почему мы сегодня вместе с учителем географии? 

  1. Понятийно-смысловой блок №2

ЗАДАНИЯ ГРУППАМ:

1. По тексту учебника географии стр. 10 определить понятия (на слайде)

2. По информационным источникам интернет определите те же понятия.

3. По учебнику истории стр.29 определите этапы развития человечества.

4. По учебнику географии стр. 18 определите этапы формирования политической карты мира.

Учащиеся в группах выполняют задания (10 мин). Затем совместными усилиями даём определение понятий – в ходе обсуждения сопоставляем разные варианты, делаем выводы и подводим итоги работы в группах №1 и №2 (10 мин).

 

 

 

ГЛОССАРИЙ К ТЕМЕ:

Учитель истории:

Государство — это властно-политическая организация, обладающая суверенитетом, специальным аппаратом управления и принуждения, и устанавливающая правовой порядок на определённой территории.

Суверенное государство – политически независимое государство, обладающее независимостью во внешних и внутренних делах.

 

Учитель географии:  Политическая карта мира — географическая карта, отражающая страны мира, их форму правления и государственного устройства.

Геополитика – изучает зависимость внешней политики государства и международных отношений от системы политических, экономических экологических, военно-стратегических и иных взаимосвязей, обусловленных географическим положением страны и другими физико – и экономико - географическими факторами.

Учитель истории:

Форма государственного правления — элемент формы государства, который определяет систему организации высших органов государственной власти, порядок их образования, сроки деятельности и компетенцию, а также порядок взаимодействия данных органов между собой и с населением, и степень участия населения в их формировании.

Политический режим (от лат. regimen — управление) — политическое управление, то есть совокупность методов, приёмов и форм осуществления политических отношений в обществе (государстве), или способ функционирования его политической системы.

Учитель географии:  

Административно - территориальное деление (административно - территориальное устройство) — разделение территории унитарного государства на части (административно-территориальные единицы), в соответствии с которым строится система местных органов власти. Обусловлено природными, политическими, экономическими, этническими, национальными и иными факторами.

В отличие от унитарных государств территориальное устройство федераций характеризуется федеративным устройством – в политическом устройстве государства  существуют самоуправляющиеся административные единицы.

.

  1. Блок №3 – политическая карта мира как историческая категория.

     Учитель истории: Вопрос: Почему политическая карта мира  и политическая и географическая категория одновременно?

    Сегодня на уроке мы познакомимся с этапами формирования политической карты мира, выясним критерии классификации стран мира и определим положение этих стран на политической карте.

    Совместными усилиями групп №3 и №4, выполнявшими задания по учебнику истории и географии, определяем этапы формирования политической карты мира – в ходе обсуждения сопоставляем разные варианты, сопоставляем исторические и географические подходы,  делаем выводы и подводим итоги работы в группах №3 и №4 (10 мин).

    Политическая карта изменяется во времени. Выделяют пять этапов формирования политической карты мира, которые отражают ход развития человеческого общества:

    1 этап – древний (до 5 в.н.э) – возникновение и крушение таких государств как Карфаген, Древняя Греция, Древний Рим, Древний Египет;

    2 этап – средневековый (5-16в.в.) – возникновение крупных феодальных государств в Европе и Азии;

    3 этап – новый (16-19 в.в.) – эпоха зарождения и утверждения капиталистических отношений в мире;

    4 этап – новейший – формирование политической карты связано с первой и второй мировыми войнами

    5 этап – современный – появление социалистических государств в Восточной Европе, Азии и Латинской Америке; крушение социалистической системы; распад СССР, Югославии, Чехословакии; объединение ГДР и ФРГ; прекращение деятельности Организации Варшавского Договора; обретение независимости ряда государств.

    Если в 1900 году в мире было 57 суверенных государств, то к 2002 году из 230 государств их уже 192. Остальные государства – несамоуправляющиеся территории - преимущественно «осколки» бывших колониальных империй Великобритании, Франции. Нидерландов, США.

     

    ЗАДАНИЕ ДЛЯ АНАЛИЗА ИСТОРИЧЕСКИХ И ГЕОГРАФИЧЕСКИХ КАРТ (ФРОНТАЛЬНОЕ, ВОЗМОЖНА ВЗАИМОПОМОЩЬ В ГРУППАХ):

    Учитель географии:  

    Сопоставьте политическую карту мира в географическом атласе и карты разных периодов формирования политической карты в атласе по истории, на последнем форзаце учебника всеобщей истории.

    Фронтально совместными усилиями определяем и показываем на стенной карте регионы и страны, претерпевшие изменения в ходе исторического развития.

    Учитель истории консультирует и помогает в работе с картами на местах, учитель географии встречает учеников у стенной карты(5 мин).

    Подводим итоги, проводим взаимопроверку и взаимооценку совместной деятельности (5 мин)

     (закончился первый урок)

     

     

  2. Блок №4 – изучаем формы государств.

    Учитель истории: Чего мы достигли на предыдущем уроке, какие задачи нам ещё нужно решить?

    Определить критерии классификации стран и изучить их многообразие.

    Учитель географии:  Используя текст учебника географии на стр. 10 и материал опоры в рабочей тетради №1 на стр.5, выделяем критерии классификации стран.

    Используя материал таблиц 2и 3 на стр.11-12 учебника географии, карту мира, заполняем таблицы в опоре.

    Вопрос:  Чем классификация отличается от типологии?

    Задания для групп:

    Получив заранее задание, используя текст учебника географии и ресурсы интернет, карты атласов учащиеся в группах определили дома понятия, составили логические схемы в опоре по своему заданию:

    1. Федеративные государства

    2. Унитарные государства

    3. Ограниченные монархии

    4. Абсолютные монархии

    Каждая группа отчитывается по своему заданию -  учитель географии работает с выступающими у доски группами, учитель истории консультирует группы на местах.

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.

1. Достигли ли вы своей учебной цели?

2. Какие трудности вы испытали при работе над новой темой? Что вам давалось легко? Над чем еще надо поработать? Что вам особенно понравилось?

3. Оцените себя в технологической карте урока, подсчитав заработанные баллы.  Закрасьте кружок, который, по вашему мнению, соответствует вашим достижениям.

Шкала успеха

Плохо - ¡ - ¡ -¡ -¡ -¡ -¡ -¡ - Отлично

Отметьте свое настроение на уроке, выделив соответствующий значок в опоре.

Выдача и комментирование домашнего задания:

§ 2, 3 по учебнику истории,

§ 2, 3 в учебнике географии, к/к по заданию в опоре РТ №1 стр. 5

 

 

 

Прикрепленный файл Size
Колесниченко С. А. Туганов Д. А. Интегрированный урок ПКМ как историческая категория.docx 38.28 KB

»  Размещено в сообществах:   

Фото пользователя Татьяна Анатольевна Скибо

На: Интегрированный урок по истории и географии в 10 классе: «М


Уважаемая Светлана Алексеевна, очень интересный и грамотно построен урок, выдержанны все этапы урока. МОЛОДЕЦ!!!!yes

С уважением, Татьяна Скибо, учитель географии МОУ "СОШ №2 г. Нариманов", Наримановский район, Астраханская область


Дневник обучения группы "Лотос"

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн