Submitted by Людмила Мозолева on Fri, 10/10/2014 - 12:53
А.П.Чехов «Ванька» Урок литературного чтения в 3 классе Учитель начальных классов – Мозолева Людмила Викторовна, МКОУ Серебрянская СОШ Чулымского района Предмет - Литературное чтение (УМК «Начальная школа 21 века» под ред. Н. Ф. Виноградовой) Класс - 3 класс Тема – По рассказу А. П. Чехова «Ванька» Тип урока - Изучение нового материала Вид урока - Урок – знакомство Приёмы ТРКМЧП – кластер, таблица «ЗХУ» Цель: создать условия для знакомства с творчеством А.П. Чехова, с особенностями произведения «Ванька»; Задачи: -формировать навыки осознанного, правильного, выразительного, беглого чтения в соответствии с требованиями государственного общественного стандарта по предмету для начальной ступени школы; -повышать уровень восприятия учащимися литературного произведения; -знакомить с биографическими сведениями об авторе изучаемого произведения; -развивать критическое мышление, связную устную и письменную речь, творческое воображение, зрительную память; -воспитывать культуру умственного труда, умение слушать и уважать мнение своих товарищей, давать оценку собственной деятельности , музыкальное сопровождение « Соловьиная роща». Планируемые результаты: Предметные результаты Метапредметные результаты и деятельность учащихся Узнают новые произведения о детях Научатся изображать характеры героев. Познавательные: Продолжить знакомство учащихся с творчеством А. П. Чехова Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей; планировать свое действие. Коммуникативные: уметь формировать коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими. Ход урока: 1. Орг. момент. Не стой в стороне равнодушно, Когда у кого-то беда. Рвануться на выручку нужно В любую минуту, всегда. И если кому-то, кому-то поможет Твоя доброта, улыбка твоя, Ты счастлив, что день Не напрасно был прожит, Что годы живёшь ты не зря! 2. Проверка домашнего задания. - Произведения, на какую тему мы читаем? - С какими произведениями мы уже познакомились? - Кто герои, что узнали об их жизни? - В продолжение темы, как никогда подходят слова древнего мыслителя Публия Сира, жившего в 1 в. до н. э. «От всякой боли средство есть — терпенье». 3. Новая тема: а) Актуализация знаний. - Не только писатели, но и художники посвящали свои произведения трудному детству детей из бедных семей. - Давайте рассмотрим картину В. Маковского «Свидание». - Кого видим на картине? - Как выглядит мальчик? - А его мама? - Почему вы решили, что они из бедной семьи? - Героя, какого произведения вы узнали на картине? - Какое настроение вызывает картина? Почему? - Что помогло художнику передать это настроение? - А писателю? - Тяжёлая доля выпала детям старой России. Нищета и разруха в стране заставляла родителей посылать своих детей на работу. И как бы не жалко было матери отдавать своё дитя в чужой дом, им приходилось так делать, чтобы выжить. Но люди верили, что пусть далеко от дома, пусть тяжело ребёнку, но он будет накормлен, чему-то научится, немного заработает. б) Сообщение темы и цели. - О трудностях и лишениях того времени писали многие писатели, в том числе и Чехов. Сегодня мы познакомимся с его произведением «Ванька». Мы будем учиться читать правильно, наблюдать, общаться друг с другом. в) Автобиография Чехова. А. П. Чехов родился 29 января 1860 года в г. Таганроге, в семье мелкого купца. Учился сначала в греческой школе, потом в гимназии. С юного возраста увлекался театром, сам сочинял и разыгрывал сцены и пьесы. Семья испытывала большие трудности и гимназист Чехов вынужден был давать частные уроки, зарабатывая средства на жизнь и учёбу. С 1879 по 1884г. учился на медицинском факультете Московского университета и, получив диплом врача, некоторое время работал по специальности. Литературным чтением начал увлекаться рано, ещё в гимназии участвовал в создании рукописных журналов. В студенческие годы активно печатался в юмористических журналах, подписывал свои фельетоны и небольшие рассказы псевдонимом «Антона Чехонте». Сыграл большую роль в развитии детской литературы, хотя считал что «писать для детей вообще не умею… надо не писать для детей, а уметь выбирать из того, что написано для взрослых, т. е. из настоящих художественных произведений». г) Чтение произведения подготовленными детьми. - И снова Москва. И снова крестьянский мальчик, привезённый из деревни в большой город. И снова ваш ровесник. - Здесь мало увидеть, - Здесь нужно всмотреться… - Посмотрите на мир глазами героев произведения Чехова и попытайтесь проникнуть в этот мир. - Следите за ребятами, отмечайте карандашом ударение в словах, трудные слова. Подготовьте толковый словарь. д) Обмен впечатлениями. - Понравилось произведение и чем? - Какое настроение вызвало и почему? - Кто герой? С каким героем можно сравнить? - Можно ли сказать, что Ваньке в ученье приходится намного хуже, чем Петьке? (Они одинаково бесправны. Но Ваньку бьют, он недоедает, недосыпает, ему попадает за свои проступки и за чужие грехи. Но он не теряет живого интереса к жизни, он наблюдательный, сообразительный, активный и находчивый.) - Какие общие проблемы у детей? ( Бесправие и скука, их не учат ремеслу, а используют в качестве рабочих, их обижают, оба они мечтают вырваться из атмосферы хамства и рабства). - Есть ли то место, куда стремится Ванька и чем оно его привлекает? е) Выборочное чтение и составление словесного портрета главного героя. - Почему части в тексте выделены разным цветом? - Мы обратимся к письму Ваньки, синий цвет. - Как знакомые нам ребята относятся к герою? Стр. 158-159 чтение учебника - Итак, Ванька находчивый, более активный, чем Петька. - Посмотрите на письмо с точки зрения вежливости, зачитайте. - Он вежливый, уважительный. - Можно ли сказать, что Ванька заботливый? - Перечитайте эти строки. Итак, Ванька, мальчик 9 лет, очень добрый, вежливый, заботливый, наблюдательный, любит природу, умеет сравнить жизнь в Москве с жизнью в деревне. - Почему же он промахнулся с адресом? - Когда он писал это письмо? Почему? - Он пишет письмо в ночь перед рождеством, т. к. надеется на рождественское чудо. Что его письмо дойдёт до адресата и всё будет хорошо. ж) Работа с пословицами. -Страшно ли оказаться в том времени? Почему? - Какую пословицу можно подобрать к произведению и к герою. Не знав горя, не узнаешь и радости. Не всё ненастье, проглянет и красно солнышко. Век живи, век учись. От судьбы не уйдёшь. У бедного шуба овечья, а душа человечья. Руки делают, а спинка отвечает. з) Выставка книг. - Посмотрите на представленные здесь книги. Они расскажут вам о тяжёлой жизни ваших ровесников. 1.Д. В. Григорович «Гуттаперчевый мальчик». 2. В. Г. Короленко «Дети подземелья», «Купленный мальчик». 3. А. П. Чехов «Ванька», «Спать хочется». 4. Д. Н. Мамин-Сибиряк «Вертел», «В ученье», «В жизни». 5. Г. Сенкевич «Янко-музыкант». 6. Н. Некрасов «Плач детей». - Если вас тронула судьба детей. То эти произведения вы сможете взять в библиотеке. Все они показывают тяжёлую жизнь детей в 18-19 веке. 5. Итог урока -С каким произведением познакомились? - Чем оно запомнилось? - С каким настроением вы уходите с урока? - Чем бы вы могли помочь мальчику , если оказались бы рядом? 6. Д. з. Перечитать произведение, без ошибок, обратить внимание на части, отмеченные жёлтым цветом.