Официальный сайт physbook 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Технологическая карта урока-деловой игры «Экспертиза строительства новой АЭС в районе с.Старой Майны Ульяновской области»

Фото пользователя Елена Александровна Борщ
Submitted by Елена Александровна Борщ on Fri, 10/10/2014 - 08:05
Данные об авторе
Автор(ы): 
Борщ Елена Александровна
Место работы, должность: 

Учитель географии МБОУ СОШ № 73 г. Ульяновска

Регион: 
Ульяновская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
9 класс
Предмет(ы): 
География
Предмет(ы): 
Экология
Цель урока: 

Учебные цели.

  1. Закрепление материала учебного плана по всему курсу «Экономическая и социальная география России». "ТЭК"
  2. Инициирование интереса к «малой родине».
  3. Привитие навыка коллективного поиска взаимоприемлемых вариантов при сохранении принципиальной позиции.
  4. Контроль знания фактического материала.
Тип урока: 
Комбинированный урок
Учащихся в классе (аудитории): 
25
Используемые учебники и учебные пособия: 

Автор УМК:  География России. Хозяйство и географические районы.Учебник (авторы В.П. Дронов, И.И. Баринова, В.Я. Ром)

Используемая методическая литература: 

Баранский Н.Н.  Методика преподавания экономической географии. М-1992

Баринова И.И.  Современный урок географии М-2014

Бабурин В Л  Деловые игры по социальной и экономической  географии России М 1995г

Душина И.В.  Методика преподавания географии М 1996

Махмутов М. И. Проблемное обучение: основные вопросы теории. М.1996

Понурова Г. А.  Проблемный подход в обучении географии М-1991

Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М. : Народное образование, 1998. 

Николина ВВ Методическое пособие по географии Население и хозяйство России М1999

Николина В. В. Учебные дискуссии по географии. М-1997.

Якиманская И.С. Личностно ориентированное обучение в современной школе. М.1996.

Краеведческая литература

Благовещенский В.В. Раков Н.С., Шустов В.С. Редкие и исчезающие растения Ульяновской области. – Саратов: Приволжское издательство, 1989. 

Благовещенский И.В. Методика полевых геоботанических исследований на учебно-полевой практике для студентов экологического факультета УлГУ. – Ульяновск, 1997. 

Ващенко И.М., Колесник Е.В. Практические работы по курсу «Основы сельского хозяйства». – М.: Просвещение, 1970. 

Ильин В.Б. Тяжелые металлы в системе почва – растения. – Новосибирск: Наука, 1991. – 151с.

Масленников А.В. О распространении и экологии Paeonia tenuifolia L на центральной части Приволжской возвышенности. Флора центральной России. – М., 1995. С.93-94.

Неронов В.В. Полевая практика по геоботанике в средней полосе Европейской России. Москва, 2002. – 139 с.

Нечитайло В.А., Стеценко Н.М., Руденко В.Ф., Подобайло А.В. Охрана и культивирование растений – символов Украины, выпуск 9. –Киев, 1998. 

Особо охраняемые природные территории Ульяновской области. Сб. Под ред. В.В.Благовещенского. – Ульяновск: «Дом печати», 1997.

Практикум по физиологии растений. Сб. Под ред. И.М. Иванова. Москва, 2001.

Прокопенко И.В., Пузакова А.И., Кочетков В.Д., Коняев И.С. Содержание тяжелых металлов в почве Ульяновской области. Материалы Всероссийской конференции «Экологические проблемы и пути их решения в зоне Среднего Поволжья». – Саранск, 1999.

Пчелкин, Ю.А., Раков Н.С. Редкие, красивоцветущие растения флоры Ульяновской области. – Ульяновск, 1974.

Учебное пособие для 6-9 классов  Барановой А А, Лобиной Н В  Географическое краеведение. Ульяновск, 2014г

Экологическая геохимия. – М.: Логос, 2002.

Используемое оборудование: 

Компьютер,мультимедиапроектор,интернет-ресурсы(ментальные карты)

Используемые ЦОР: 

Блог "Интерактивный урок географии" Ментальные карты

Виртуальное путешествие по памятникам природы Ульяновской области

 

Краткое описание: 
<p><strong>Технологическая карта урока составлена в соответствии с требованиями ФГОС,представлены УУД на разных этапах урока</strong></p>

Технологическая карта урока 

Учебный предмет: география

Класс:  9

Автор УМК:  География России. Хозяйство и географические районы.Учебник (авторы В.П. Дронов, И.И. Баринова, В.Я. Ром)

Тема урока:   ТЭК . Деловая игра «Экспертиза строительства  новой АЭС в районе с. Старой Майны Ульяновской области.»

Тип урока:   Дискуссия

Регулятивные-уметь  делать целепологание,применять методы информационного поиска в  и-те,проектировать маршрут по преодолению затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.

Коммуникативные-добывать недостающую информацию с помощью краеведческих сайтов в и-те,распределяя работу по группам ,эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной корпорации.

Познавательные-уметь анализировать,сравнивать и классифицировать      

Личностные-формирование целостного мировоззрения ,соответствующего современному уровню развития науки; устойчивой мотивации к исследовательской деятельности,навыков работы с компьютером и в сети интернет

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

Организационный

(2 минуты)

 

- организует осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности

- мотивирует к учебной деятельности

- настраиваются на урок

- осуществляют самоконтроль готовности к уроку

- определяют личностный смысл учения

За столы рассаживаются представители разных групп. Группа экспертов представляет конкретные научные организации: Институт географии, Институт экономики, Институт биологии, Институт социологии.Группа экспертов, представляющая отрасли: Минэнерго, Минатомэнерго.Группа экспертов, представляющая территориальные органы управления: глава администрации, представитель отдела социально-экономического развития, санэпидемстанция, депутаты.

Представители общественности: от партии «зеленых», жители, общественные организации и объединения граждан, пресса.По сценарию игры авторы проекта, представители министерств, часть депутатов, часть представителей прессы должны придерживаться позиции в целом поддержки проекта. Представители «зеленых», администрация в целом должны придерживаться позиции, отвергающей строительство станции. Остальные могут свободно определиться.

Личностные: личностное, профессиональное, жизненное самоопределение

Регулятивные: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. 

Познавательные:знать особенности позиций разных  экспертных групп

Актуализация знаний

(5 минут)

 

- организует актуализацию знаний, необходимых для решения проблемной ситуации

- инициирует пробные действия детей

- этап может заканчиваться постановкой проблемы, фиксацией затруднения, либо наоборот после создания проблемной ситуации учащиеся фиксируют внимание на тех знаниях и умениях, которые им потребуются для ее разрешения.

- повторяют учебный материал, который потребуется при решении учебной задачи. Вникают в проблему, пытаются понять ее, вырабатывают навыки к анализу ситуации и проявляют способности личности. Коллективное обсуждение: используется практический опыт, уточняются позиции, вырабатываются выводы или решения путем соглашения. Возможно существование отдельной точки зрения кого-либо из участников

- определяют цели  урока, конкретизируют цели в учебной задаче

- фиксируют индивидуальные затруднения в выполнении пробного действия

- выявляют причину затруднения

Личностные: формирование устойчивой мотивации к исследовательской деятельности

Коммуникативные-полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Регулятивные-уметь делать целепологание

 Познавательные-устанавливать самостоятельно связь между компонентами природы

Поиск решения

(«открытие» нового знания)

(25 минут)

- организует самостоятельную поисковую деятельность учащихся в различных формах.Управляет дискуссией, при помощи наводящих вопросов старается привести к правильному решению проблемы. Запрещено: высказывать свою точку зрения, связанную с анализом ситуации или проблемы

 

В начале игры все участники собираются за « круглым» столом, перед каждой группой выставляется табличка с названием той организации, которую данные эксперты представляют. Во главе стола - председатель экспертной комиссии (учитель). На доске вывешивается карта Ульяновской области, на которой с помощью условных обозначений наносятся основные объекты проекта (АЭС, связанная с ней инфраструктура , рекреационно-  курортные зоны и т.д.).Основная часть игры начинается пятиминутным докладом представителей проекта. Оглашаются основные условия проекта ,объясняются причины его разработки (что важно ) . Затем следуют вопросы , которые фиксируются ведущим (председатель экспертной комиссии ). Затем дается слово одному из представителей министерства , институтов, советам , представителям общественности .Пресса не имеет права выступать , но может каждому участнику задать один вопрос. После первого тура выступлений – повторное выступление представителей проекта. Если остаются вопросы, могут выступить в том же порядке остальные участники игры.- строят и реализовывают проект выхода из затруднения;- выдвигают гипотезы;- моделируют отношения;

- самостоятельная поисковая деятельность учащихся: планируют учебные действия, работают с информацией, прогнозируют, выбирают способы решения задач, устанавливают причинно - следственные связи и т.д.;- работают в группах. Каждая группа предлагает свой вариант разрешения рассматриваемой проблемы. Участники других групп выступают в качестве оппонентов: задают вопросы, выступают с критическими замечаниями или в поддержку проекта

Личностные: формирование навыков самоанализа и самокоррекции учебной деятельности

Регулятивные-уметь применять методы информационного поиска.

Коммуникативные-добывать недостающую информацию с помощью открытия нового

Познавательные-уметь анализировать,сравнивать и классифицировать

Первичное закрепление

(9 минут)

- управляет первичным закреплением- оказывает адресную помощь ребенку: не избавляя от проблемной ситуации, но, помогая ее преодолевать- создает условия для самоконтроля и самооценки

- решают типовые задания на новый способ действий, работают в  группах

- осуществляют самоконтроль и самооценку результатов действий

Затем проводится голосование: кто за проект, кто против , и кто не определился. Затем каждой из групп экспертов дается возможность аргументировать свою позицию путем простых ответов. Участники ,высказавшиеся против, кратко излагают варианты ,альтернативные предложенному проекту. После окончания дебатов проводится заключительное голосование. Задача считается выполненной, если достигнуто широкое согласие по проекту. Проект, в итоге, может быть согласован; возвращен на доработку с замечаниями и дополнениями; отклонен, с учетом мнения абсолютного большинства участников.

Личностные: формирование навыков самоанализа и самокоррекции учебной деятельности.

Коммуникативные-эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной корпорации

Регулятивные-проектировать маршрут по преодолению затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.

Познавательные: уметь  решать типовые задания на новый способ действий

Включение нового знания в систему знаний

(3 минуты)

- организует деятельность по выявлению границ применения нового знания- консультирует, корректирует действия

- ищет способы включения в работу каждого

- устанавливают взаимосвязи между новым и знанием и уже изученным учебным материалом.

- осмысляют возможность применения нового знания в практической жизненной ситуации

 

Личностные

Регулятивные-сознавать себя как движущую силу своего обучения, свою способность к преодолению препятствий

Коммуникативные- планировать учебное сотрудничество с одноклассниками и учителем

Познавательные-уметь включать новые знания в систему знаний

Рефлексия

(1 минута)

- создает условия для рефлексии учащимися результатов и процесса деятельности на уроке

- создает условия для приобретения детьми жизненного опыта

- согласовывает домашнее задание (минимум – для всех, творческое – по желанию)

- фиксируют новое содержание

- соотносят цель и результат учебной деятельности

- намечают дальнейшие цели деятельности

- осуществляют рефлексию способов деятельности

- осуществляют самоконтроль и самооценку собственной деятельности

- определяют  (каждый для себя) домашнее задание

- осмысляют личностные результаты урока

Личностные: мотивация обучения. Развитие личностной рефлексии,

толерантности.

Регулятивные-уметь применять методы информационного поиска.

Коммуникативные-уметь работать в группах. Познавательные-уметь анализировать,сравнивать и классифицировать

Использован материал интернета

Деловая игра "Экспертиза"

 Семинар "Деловая игра как один из видов игровой технологии"

Моя разработка урока 

Бабурин В. Л. Деловые игры по экономической и социальной географии. М.: Просвещение, 1995.

Сценарий урока-деловой  игры

«Экспертиза строительства атомной электростанции

в районе с.Старая Майна  Ульяновской области»

        Десять лет назад, выступая на Ульяновском телевидении, представители НИИАРа, г Димитровграда, убеждали население области в необходимости строительства новой АЭС в районе Старой Майны, на реке Утке, впадающей в Березовский залив Куйбышевского водохранилища. Сегодня мы с вами должны провести деловую игру – экспертизу и выявить положительные и отрицательные стороны этого проекта.

Учебные цели.

  1. Закрепление материала учебного плана по всему курсу «Экономическая и социальная география России».
  2. Инициирование интереса к «малой родине».
  3. Привитие навыка коллективного поиска взаимоприемлемых вариантов при сохранении принципиальной позиции.
  4. Контроль знания фактического материала.

Исходная обстановка.

  1. Характеристика проблемы в общих терминах.
  2. Условия комплексности проекта:

А) учет максимального числа значимых связей, в том числе и лежащих за рамками собственно географической проблематики;

Б) многовариантность возможных решений;

В) возможности попутного решения других проблем;

Г) определение начального и конечного состояния, общих контуров траектории достижения этого состояния по проекту;

Д) характеристика социально – экономического потенциала региона, его природно-ресурсного потенциала, как условие региональной компетентности экспертов.

Социально-экономическая ситуация.

         В проекте следует неявное упущение по некоторым важным параметрам, чтобы раскрыть возможность участникам выявить их и высказаться на данную тему. Наиболее целесообразным представляется придание некоторой механистичности проекту, изъяв из него определенности как природного, так и антропогенного характера.

Существенно оживляет сценарий одновариантность проекта, которая вынуждает участников предлагать инициативно-альтернативные варианты решений.

Система стимулирования.

       Она включает предварительный отбор экспертов путем проверки их региональной компетентности применительно к тому району, по которому разработан переданный на экспертизу проект. Оценки выставляются экспертам по пятибалльной шкале за активность (число выступлений), не тривиальность мышления (степень оригинальности предложений), за краткость, за умение найти взаимоприемлемый вариант.

Состав участников и их роли.

      Предполагается наличие группы (не более трех человек) авторов проекта.

Желательно, чтобы в нее вошли наиболее сильные ученики.

Группа экспертов, представляющая конкретные научные организации:

- институт географии,

- институт экономики,

- институт социологии,

- институт биологии.

Группа экспертов представляющая отрасли:

-  минэнерго,

-  минатомэнерго (Главатом).

 

Группа экспертов, представляющая территориальные органы управления:

- глава администрации,

- представители отдела социально-экономического развития,

- санэпидемстанция,

- депутаты.

Представители общественности:

- от партии «зеленых»,

- жители,

- общественные организации и объединения граждан,

 -пресса.

          На первом этапе участники выбирают роли. Руководитель излагает для всех условия игры и дает информацию по теме и задания на дом. Обычно после этого следует сделать перерыв на несколько дней, чтобы участники вошли в роли и подготовились их играть. Важно предусмотреть, чтобы позиции участников экспертизы были достаточно разными. Это можно сделать как путем определения границ возможных позиций по каждой роли, так и общей рекомендацией ее придерживаться. Например, по сценарию проекта АЭС, представители министерств, авторы проекта, часть депутатов, представители прессы, должны придерживаться позиции в целом поддержки проекта. Представители «зеленых», администрация в целом обязаны придерживаться позиции, отвергающей строительство станции. Остальные в праве свободно определиться.

         Основная часть игры начинается пятиминутным докладом представителей проекта.  Затем следуют вопросы, которые фиксируются ведущим, он же председатель экспертной комиссии. Затем дается слово одному из представителей министерства, институтов, советам, представителям общественности. Пресса права выступать не имеет, но может каждому участнику задать один вопрос. После первого тура выступлений – повторное выступление представителей проекта. Если остаются вопросы, могут выступить в том же порядке остальные участники игры.

         На вопрос дается 30 секунд, на ответ до 1 минуты. Возможным вариантом могут стать выборы согласительной комиссии, из числа участников, которой поручается подготовить такой проект и представить для обсуждения.

Доводы за проект.

-В области дефицит электроэнергии.

-АЭС является экологически чистой, с точки зрения выбросов в атмосферу углекислого газа и азота.

-Отсутствие выбросов углекислого газа исключает парниковый эффект.

-Составами ежедневно подводят мазут к ТЭЦ – 2, а здесь нужно будет всего 1 кг. урана, чтобы АЭС работала целый год.

-АЭС – мощностью несколько тысяч мегаватт даст возможность разместить на территории  области в дальнейшем энергоемкие производства. Так, необходимый алюминий для производства самолетов, будет производиться на местном алюминиевом заводе. Предприятия пищевой промышленности получат новый упаковочный материал: банки для напитков, баллончики для аэрозолей, алюминиевую фольгу.Создание алюминиевого завода будет решать задачу утилизации отходов, охраны окружающей среды, за счет использования вторичного сырья.

-Ввод нового предприятия обеспечит занятость населения, предоставит работу нескольким сотням специалистов.

-Будет построен город атомщиков. Из федерального бюджета потекут деньги в областной бюджет.

Доводы против проекта.

-АЭС – одно из опаснейших производств. Строительство АЭС существенно повышает радиационный фон, влияние которого может проявиться на человеке через несколько поколений в виде мутаций, а также в виде онкозаболеваний.

-Через нашу зону проходит зона повышенных амплитуд новейших тектонических движений с юга – запада на северо – восток, эта зона живет активной жизнью. Подтверждает это землятресения 5 – 6 баллов, зарегистрированные в г. Набережные Челны, в г.Волжском и др. За  период с 1982 – 1989 территорию Татарстана   «трясло» почти 70 раз.

-Через АЭС проходит огромное количество воды. Свойства отработанной воды не изучены. Исследования реки Колумбии (США, штат Вашингтон), где расположен ядерный реактор одной из АЭС, показали, что радиоактивность воды не значительна, но концентрация изотопов в планктоне в две тысячи раз выше, чем в речной воде, в организме рыбы и водоплавающей птицы, питающихся планктоном, соответственно в 15 тыс. и 40 тыс. раз выше, в организме птенцов ласточки, которые живут у реки в 500 тыс. раз выше, в желтке яиц водоплавающей птицы в миллион раз выше, чем в реке Колумбии. Хочется спросить представителей НИИАРа: проводились ли в районе расположения наших реакторов подобные радиологические исследования? И как мы будем контролировать эту ситуацию в районе новой АЭС?

-Присутствует эффект теплового загрязнения. Температура водоемов вокруг АЭС повышается на 5 – 6 градусов, что приводит к нарушению экологического равновесия целого региона. Например, Березовский залив – это рыбное нерестилище, превратится в незамерзающий водоем. Ущерб, который будет причинен одному только рыбному хозяйству области, огромен! Этот залив расположен в низовьях реки Утка. Большое количество водных растений создает исключительно благоприятные условия для размножения рыб,  особенно фитофильных. Как и все мелководья, хорошо защищены от воздействия ветровой волны. Березовский залив чрезвычайно богат кормовыми организмами для рыб – бентофагов. В пределах залива имеются обширные площади, где без особых затрат можно выращивать товарную рыбу, в частности двухлеток амурских рыб (толстолобика и белого амура ). И этого всего мы можем лишиться!

-Добыча урана, его транспортировка, обработка, захоронение отходов – опаснейшее для человека производство.

-Нет гарантии абсолютной безопасности АЭС.  По средним оценкам каждые 2 года на одном из существующих реакторов возможна крупная авария. Даже в Японии, (а японцев, согласитесь трудно обвинить в техническом браке при конструировании, а тем более – в нарушении правил эксплуатации АЭС ). Только за 1999год произошло 10 остановок реакторов из–за аварий. Напрашивается вывод о недостаточной безопасности конструкций современных АЭС.

-Старомайнский район является основной рекреационной зоной Ульяновска. Каждое лето сотни ульяновцев отдыхают на берегах Старомайнского  и Юрманского заливов, отправляются туда на рыбалку, а в леса за грибами и ягодами. А теперь представьте, что все эти прекрасные места будут в непосредственной близости от АЭС.

-Часто приходится слышать, что альтернативы атомной энергетике нет. Все больше стран мира делают ставку на энергоснабжение, освоение возобновляемых источников энергии (солнце, ветер, приливы). А в нашей – то области, где скорость ветра достигает 4 –6 м/сек., возможно строительство, ветроэнергетических станций мощностью до 5 тыс. киловатт.

МЕНТАЛЬНЫЕ КАРТЫ К УРОКУ

 

МЕНТАЛЬНАЯ КАРТА ЭКОЛОГОВ

 

МЕНТАЛЬНАЯ КАРТА МИНАТОМЭНЕРГО

 

МЕНТАЛЬНАЯ КАРТА МИНЭНЕРГО

 

 

МЕНТАЛЬНАЯ КАРТА МЕСТНЫХ ЖИТЕЛЕЙ

 

ОБЩЕЕ ПРИНЯТОЕ РЕШЕНИЕ ПО УСТАНОВКЕ ВЕТРОВОЙ СТАНЦИИ


Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн