Полная готовность класса, быстрое включение учащихся в работу
2. Подготовка к основному этапу занятия
Обеспечение мотивацией и принятия учащимися целей занятия, актуализация опорных знаний и умений.
Метод кластера, фронтальный опрос
Готовность учащихся к активной учебно-познавательной деятельности на основе опорных знаний
3. Усвоение новых знаний и способов действий, их закрепление
Обеспечения восприятия, осмысления и первичного закрепления знаний, способов действия, связей и отношений в изучаемой теме, применение знаний в измененной ситуации
«Мозговой штурм», сравнительная таблица, эвристическая беседа, ролевая игра
Активные действия учащихся с материалами урока, проявление самостоятельности в добывании знаний и овладения способами действия, выполнение заданий, требующих применение знаний в знакомой и измененной ситуациях
4. Обобщение и систематизация знаний
Формирование целостной системы ведущих знаний по теме, выделение мировоззренческих идей
Анализ правовых документов,
систематизация знаний в виде тезисов
Активация и продуктивная деятельность учащихся по включению части в целое, классификации и систематизации, выявлению внутрипредметных и межкурсовых связей
5. Подведение итогов занятия. Рефлексия
Анализ и оценка успешности достижения целей
синквейн
Получение учащимися информации о реальных результатах учения
6. Информация о домашнем задании
Раскрытие целей, содержания и способов выполнения домашнего задания. Проверка соответствующих записей
Исследование СМИ
Точная фиксация сути знаний, условий его выполнения
Этап урока.
Проверяется готовность учащихся к занятию. В тетради записывается тема урока.
Вопрос к классу: предположите, чем мы будем заниматься на уроке.
Подведение итогов этого этапа может проходить в двух формах:
- учитель подводит итоги и обобщает сказанное учениками о целях учебного занятия;
- учащиеся сами делают выводы. Они сравнивают высказанные ими предположения с целями учебного занятия, написанными на доске.
Этап урока.
Предлагаем записать в тетрадь ключевое понятие урока - «избирательная система». Применить метод кластера: записать понятия-ассоциации.
Выполнение задания проверяется на доске, наиболее значимые ассоциации записываются.
Этап урока.
Блок 1.
Учитель дает задание классу: попытайтесь дать свое определение понятию «избирательная система», используя слова кластера.
Задание выполняется в парах 2-3 минуты.
Проверить насколько совпадает данное ими самими определение с тем, которое содержится в учебнике ( с.135). Учитель поясняет виды и источники избирательного права.
Блок 2.
Задание: используя учебник и статью «Современные избирательные системы», выяснить типы избирательных систем и определить их достоинства и недостатки. Результаты работы классифицировать в таблицу:
Типы избирательных систем
достоинства
недостатки
особенности
Пропорциональная
Мажоритарная
Задание выполняется 15-20 минут. Результаты работы обсуждаются, учащиеся корректируют свои записи.
Блок 3.
Перед учащимися ставится вопрос : какие принципы избирательного права должны быть соблюдены в демократическом государстве ?
Поиск ответа ведется в форме «мозгового штурма». Учитель записывает ответы учеников на доске. Проводится ранжирование слов по значимости. Каждый принцип требует пояснения учителя:
принцип всеобщности;
принцип равенства;
принцип тайны голосования;
прямое (непосредственное) голосование.
Блок 4.
Ставятся проблемные вопросы: можно ли не голосовать? Можно ли привлечь к ответственности за неучастие в выборах?
Для поиска ответов в классе проводится ролевая игра. Учитель говорит, что группа депутатов разработала законопроект об обязательном участии граждан России в выборах в центральные и местные органы власти.
Учащиеся разбиваются на четыре группы. Каждая группа получает текст законопроекта и задание. ( Приложение 2)
Этап урока
Учитель ставит вопрос: паспорт человек получает в 14 лет, а право избирать - лишь в 18 лет. Почему?
Предполагаемые ответы ребят можно заслушать сразу же или после выполнения задания.
Задание: на основе анализа имеющихся у вас документов получите информацию по каждому пункту плана.
План.
Характеристика основных понятий: избирательные права, активное избирательное право, пассивное избирательное право, равное избирательное право, прямое избирательное право, тайное голосование (работа со ст. 2 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»).
Основные права, обязанности избирателя, его роль в избирательном процессе.
Ответственность за нарушение избирательных прав (работа с выдержками из уголовного кодекса РФ.)
Задание выполняется в тетради. Ответы записываются в виде тезисов или таблицы.
После завершения самостоятельной работы учащихся нужно обсудить поставленный вопрос.
Этап урока
Для проведения итогов занятия открывается написанная на доске цитата. «Избирательный бюллетень – сильнее пули.» (А. Линкольн.)Учитель просит учащихся объяснить, как они понимают это высказывание.
Затем учащиеся отвечают на следующие вопросы:
Какие затруднения вы испытали в ходе работы над понятием «выборы»?
Какие затруднения возникли при работе с документами?
Смогли ли вы договориться в вашей малой группе?
Чья точка зрения оказалась общепризнанной? Чьи аргументы оказались наиболее содержательными?
В заключении можно предложить участникам написать синквейн с использование понятий «выборы» и «избиратель».
Синквейн – это «стихотворение», состоящее из пять строк. В синквейне человек высказывает свое отношение в проблеме.
Составление синквейнов является мощным инструментом анализа, синтеза и обобщения понятий и информации. Важно выполнять это упражнение систематически и целенаправленно, тогда учащиеся научатся осмысленно применять понятия и определять свое отношение к рассматриваемой проблеме, используя всего несколько строк.
Этап урока
Задания:
Подумайте, в каких выборах вы бы хотели участвовать и представителями какой группы участников избирательного процесса хотели бы быть. Объясните, почему?
Учащиеся должны выбрать группу (кандидаты, избирательная комиссия, политические партии) и письменно дать ей характеристику (по имеющемуся плану).
Подберите материалы из СМИ о том, как идет предвыборная кампания в стране.
Урок должен завершаться заполнение карточки «Пять слов об уроке»(приложение №3).
Учитель обращается к ребятам с просьбой заполнить эту карточку, вложить в
Уважаемая Елена Валериевна! С большим интересом познакомилась с Вашим уроком. Думаю, что старшеклассникам будет интересно на таком познавательном уроке. Все этапы урока очень интересно сформулированы. Желаю Вам дальнейших творческих успехов.
Размещено Tue, 28/10/2014 - 07:43 пользователем Татьяна Александровна Черкасова.
Меня тоже очень заинтерисовала ваша работа, Елена Валериевна! Огромное спасибо за такой глубокий, полный и очень интересный конспект урока! Историки просто молодцы! Всегда придумают, что то интересное.
На: Избирательное право 10 класс
Уважаемая Елена Валериевна! С большим интересом познакомилась с Вашим уроком. Думаю, что старшеклассникам будет интересно на таком познавательном уроке. Все этапы урока очень интересно сформулированы. Желаю Вам дальнейших творческих успехов.
Никогда ни о чем не жалейте.
На: Избирательное право 10 класс
Меня тоже очень заинтерисовала ваша работа, Елена Валериевна! Огромное спасибо за такой глубокий, полный и очень интересный конспект урока! Историки просто молодцы! Всегда придумают, что то интересное.
На: Избирательное право 10 класс
Очень понравилась ваша работа. Спасибо за интересный, позновательный конспект! Молодцы! Творите и дальше такие чудеса!
Главное верить в себя. Мнение окружающих меняется ежедневно.
Мудр не тот, кто думает, что все знает, а тот, кто понимает, что знает мало.