ПРЕДЛОЖЕНИЕ КАК ЕДИНИЦА РЕЧИ. ВИДЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ЦЕЛИ ВЫСКАЗЫВАНИЯ
Submitted by Наталья Александровна Якимова on чт, 09/10/2014 - 08:12
Организационная структура урока
Этап урока
Содержание деятельности учителя
Содержание деятельности учащегося
(осуществляемые действия)
Формируемые способы
деятельности
учащегося
1
2
3
4
II. Актуализация знаний.
Проверка домашнего задания.
Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе.
– Что было необходимо сделать в задании 16 рабочей тетради? Прочитайте составленный текст.
Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной дома работе. Читают текст-рассуждение.
Мне нравится урок русского языка. Хотите узнать,
почему? На этом уроке я составляю предложения, записываю тексты и учусь грамотно писать и говорить.
Выделять существенную информацию
из текста загадки. Выдвигать гипотезу и обосновывать ее. Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта. Дополнять, уточнять
высказанные мнения по существу полученного задания
Минутка чистописания.
Проводит минутку чистописания.
– Сегодня мы напишем красиво и правильно букву «б» в соединении с буквой «п».
– Чем интересна эта пара букв? (Эти буквы обозначают парные согласные звуки.)
– Назовите другие парные согласные.
– Запишите пословицу. Объясните ее смысл.
Выполняют чистописание. Находят и подчеркивают орфограммы в словах.
Бп Пб Бп Пб
Жизнь дана на добрые дела.
Работа над словами с непроверяемым написанием
Организует работу над словами с непроверяемым написанием.
– Отгадайте загадки.
Записывают словарное слово в индивидуальный
словарик.
1
2
3
4
Не летает, не жужжит,
Жук по улице бежит.
И горят в глазах жука
Два блестящих огонька.
(Автомобиль.)
Загудел глазастый жук.
Обогнал зеленый луг,
У дороги смял ковыль
И ушел, вздымая пыль.
(Автомобиль.)
– Подберите однокоренные слова, синонимы к слову «автомобиль».
– Запишите словарное слово в индивидуальные словарики, используя прием ассоциаций.
(Приложение 2.)
с
к
к
а
в
т
о
м
о
б
и
л
ь
м
л
л
е
е
с
с
о
о
Подбирают однокоренные слова, синонимы к словарному слову.
III. Сообщение темы урока. Определение целей урока
Задает вопросы. Комментирует ответы, предлагает сформулировать цель урока.
– Какая бывает речь?
– Из чего состоит наша речь?
– Что такое предложение?
– Как определить предложение в устной речи?
в письменной речи?
– Прочитайте тему урока.
Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы, формулируют цель урока. Под руководством учителя определяют задачи урока
Принимать
и сохранять учебную цель
и задачу. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание
1
2
3
4
– Определите цели урока, используя опорные слова.
– Сегодня на уроке будем учиться определять виды предложения по цели высказывания
в устной форме
IV. Объяснение нового материала.
Наблюдение над языковым материалом.
Организует работу по теме урока. Объясняет новый материал, отвечает на вопросы учеников.
– Прочитайте запись на доске:
Гости пришли
– Можно ли эту запись назвать предложением?
(Нет.) Почему? (Нет знака препинания в конце.)
– Прочитайте с разной интонацией.
– Какое предложение по цели высказывания? Что ставим в конце предложения? (Вопрос задается
к каждому предложению.)
Выводят языковые закономерности, лежащие в основе изучаемого понятия или правила. Анализируют формулировку правила (понятия), данную в учебнике. Проводят наблюдения на материале связных текстов. Рассказывают о видах предложения по цели высказывания.
По цели высказывания предложения делятся на группы:
• повествовательныесодержат сообщение или описание, они выражают законченную мысль; интонационно законченность мысли выражается понижением голоса в конце предложения;
• вопросительныесодержат вопрос о чем-то неизвестном говорящему; интонационно вопрос передается особой вопросительной интонацией, на письме – вопросительным знаком; также вопрос передается вопросительными словами «кто?», «зачем?» и др., вопросительными частицами «неужели», «ли», «разве» и порядком слов;
• побудительныевыражают желание говорящего заставить что-то делать других людей; значение передается побудительной интонацией,
Осуществлять анализ объектов с опорой на визуализацию
Работа
по учебнику
(упражне-
ние 12)
– Прочитайте. Что вы представили, читая каждое предложение?
– Какие слова в стихотворении употреблены в переносном значении? (Звезды тают, солнышко проснулось.)
– Найдите и прочитайте простые предложения. Сколько в каждом из них слов?
– Определите главные члены предложения.
– Объясните написание корня в словах «рассветает», «розовеет», «вдалеке», «снежинки».
– Подготовьтесь к письму данного стихотворения по памяти. Запишите его. Проверьте себя.
1
2
3
4
– Как в устной речи и на письме выделяются предложения?
а также глагольными формами, частицами, междометиями и т. д.
V. Первичное закрепление знаний.
Работа
по учебнику
(упражне-
ния 13).
Задает вопросы. Комментирует и корректирует ответы. Наблюдает за работой учащихся. Помогает, при необходимости проверяет ответы. Комментирует ход решения.
– Прочитайте задание. Составьте и запишите предложения из данных слов.
– Составляют ли предложения текст?
– Какой темой их можно объединить?
– Продолжите текст: составьте и запишите 1–2 предложения на эту же тему.
Выполняют дидактические упражнения, отвечают на вопросы, высказывают свое мнение. Применяют новые знания на новом языковом материале. Выполняют аналитические упражнения. Участвуют в обсуждении вопросов по теме.
Составляют предложения из данных слов.
(Приложение 3.)
Осуществлять анализ произведения. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, обосновывать свое мнение. Согласовывать усилия по решению учебной задачи. Осуществлять контроль по результату
Работа
по учебнику
(упражне-
ние 14)
– Прочитайте текст. Почему вы улыбнулись? (Нет знаков препинания, текст теряет смысл.)
– Где нужно поставить точки?
– Прочитайте, соблюдая интонацию конца каждого предложения. Запишите предложения, правильно обозначая их начало и конец.
– Прочитайте информацию о типах предложения по цели высказывания.
– Вставьте слова так, чтобы получилось правило в стихах. Выучите правило о видах предложения по цели высказывания.
По цели всегда различай предложения:
В повествовательном – сообщение,
Записывают стихотворение с точками в конце каждого предложения.
В реке там рыба. На бугре
мычит корова. В конуре
собака лает. На заборе
поет синичка. В коридоре
играют дети. На стене
висит картина. На окне
узоры инея. В печурке
горят дрова. В руках девчурки
нарядная там кукла. В клетке
ручной щегол поет. Салфетки
там на столе лежат. Коньки
1
2
3
4
Вопрос – в вопросительном. (Дашь ответ?)
А в побудительном – просьба, совет
к зиме готовят там. Очки
лежат для бабушки. Тетрадки
всегда содержатся в порядке
VI. Дальнейшая работа
по закреплению и обобщению приобретенных знаний и умений.
Организует дискуссию, выслушивает мнения, подводит итог. Проводит работу по карточкам.
, Приложение 4.)
Обобщают способы действия по правилу, применяют на практике алгоритмические предписания, инструкции. Выполняют аналитико-синтетические
упражнения, работу со словарями.
Понимать
на слух ответы учащихся. Слушать собеседника. Строить понятные для собеседника высказывания. Осуществлять анализ
с целью нахождения соответствия заданному эталону. Формулировать свое мнение и позицию. Строить монологические высказывания. Адекватно использовать рече-
Работа в тет-
ради (зада-
ние 17).
Организует работу в рабочей тетради.
– Прочитайте. Впишите пропущенные слова, выбирая их из слов для справок.
Выполняют задания в рабочей тетради.
Выполняют запись.
1. Предложения по цели высказывания: повествовательные, побудительные, вопросительные.
2. Предложения по интонации: восклицательные
и невосклицательные.
Работа в тет-
ради (зада-
ние 18)
– Вставьте пропущенные буквы.
– Какие предложения по цели высказывания и по интонации использовал автор в тексте?
– Спишите любое вопросительное предложение
Определяют тип предложения по цели высказывания и по интонации.
1-е предложение – побудительное, восклицательное.
2-е предложение – вопросительное, восклицательное.
3-е предложение – вопросительное, восклицательное.
1
2
3
4
4-е предложение – вопросительное, восклицательное.
5-е предложение – вопросительное, восклицательное
вые средства для решения различных коммуникативных задач
VII. Итог урока. Рефлексия
Организация подведения итогов урока учащимися. Учитель предлагает детям оценить их работу на уроке, заполнив таблицу самооценки. Проводит беседу по вопросам:
– Что особенно заинтересовало вас во время урока?
– Что нового узнали на уроке?
– Что такое предложение?
– Как оформляется предложение в устной речи
и на письме?
– Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя
Проводят самооценку, рефлексию. Проговаривают цель урока, определяют, достигнут результат или нет.
Продолжают высказывания:
• У меня получилось…
• Я научился…
• Сегодня на уроке я смог…
• Урок дал мне для жизни…
• За урок я…
Осуществлять самоконтроль учебной деятельности
Домашнее
задание
Проговаривает и объясняет домашнее задание. Формулирует задачи выполнения упражнения, дает сопутствующие комментарии.
– Выполнить задание 19 в рабочей тетради, упражнение 15 в учебнике
Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы
Осознавать, принимать, сохранять учебные задачи
ПРИЛОЖЕНИЯ
Организация начала урока
Проверка готовности к уроку. Общая установка на урок. Приветствие учащихся.
– Проверим готовность к уроку.
– Здравствуй, солнце золотое,
Здравствуй, небо голубое,
Здравствуйте, мои друзья!
(Берут друг друга за руки.)
Очень рад вас видеть Я!
– А что нам ответит солнышко?
(- Приветствую, вас, мои друзья!)
Сообщают о готовности к уроку.
Определяют самоготовность (настроен ли слушать учителя, воспринимать материал урока).
Приложение 2
Работа над словами с непроверяемым написанием
АВТОМОБИЛЬ – транспортное средство на колёсах с собственным двигателем для перевозок по безрельсовым путям. Слово «автомобиль» заимствовано из французского языка. Образовано от греческого местоимения АУТОС – «сам» и латинского прилагательного МОБИЛИС – «движущийся». АВТОМОБИЛЬ – АУТОС, МОБИЛИС = «сам собою движущийся».
Приложение 3
Работа по учебнику (упражнение 13)
Осенью в лесу
Наступает золотая осень. В листве берёз видны жёлтые, зелёные и лимонные пряди. На лесных полянах ярко краснеют гроздья калины и рябины. Развесистый дуб роняет на землю спелые жёлуди. Стаи дроздов готовятся к отлёту на юг. А сколько появилось грибов в лесу!
Приложение 4
Работа по карточкам
Карточка 1
Выпишите предложения.
Весной на реке треснул.
Весной на реке треснул лёд.
Утром дети пошли в школу.
Утро дети идти школа.
На столе стоит ваза.
Ваза столе стоит на.
Ответ. Весной на реке треснул лёд.
Утром дети пошли в школу.
На столе стоит ваза.
Карточка 2
Спишите, в конце поставьте нужный знак препинания. Укажите вид предложения по цели высказывания.
Тебе понравилась лыжная прогулка ___
Мне так понравилась лыжная прогулка ___
Лыжная прогулка мне не очень понравилась ___
Ответ. Тебе понравилась лыжная прогулка? (Вопросительное.)
Мне так понравилась лыжная прогулка! (Побудительное.)
Лыжная прогулка мне не очень понравилась. (Повествовательное.)
Карточка 3
Перед вами три предложения. Прочитайте их вслух. Какая здесь ошибка? Спишите предложения правильно. Цифрой укажите, сколько в них слов.
Мыобедаемвдвачасадня.
Закрасимквадратикзелёнымцветом.
Положивпеналручкуикарандаш.
Ответ. Мы обедаем в два часа дня.
Закрасим квадратик зелёным цветом.
Положи в пенал ручку и карандаш.