Submitted by Наталья Анатольевна Баранова on Wed, 08/10/2014 - 13:02
Муниципальное казённое образовательное учреждение
Серебрянская средняя общеобразовательная школа
Чулымского района
Урок литературного чтения в 1 классе
по теме «Русская народная сказка «Лиса и Журавль»»
Автор:Баранова Наталья Анатольевна,
учитель начальных классов
первой квалификационной категории.
Педагогический стаж 28 лет.
"Лиса и Журавль", русская народная сказка
Цели урока:
образовательная: способствовать пониманию учащимися текста литературного произведения; формировать умение анализировать, сравнивать, обобщать;
развивающая: развивать и обогащать речь учащихся (через высказывания); развивать образное и логическое мышление;
воспитательная: воспитывать интерес к предмету, культуру общения, воспитание нравственности через анализ содержания художественного произведения; формировать ценностные установки, оставленные нам в наследство и передаваемых из поколения в поколение.
Оборудование:
Текст сказки в учебнике.
Карточки с картинками к сказке по одному набору на двух учащихся (см. приложение 1); “Смайлики” для каждого ребёнка (см. приложение 2);
презентация, пословица (прил. 3); карточка со словами (прил.4)
Ход урока
I. Организационный момент.
О чём скрипит половица,
И спицам опять не спится,
Присев на кровати, подушки
Уже навострили ушки…
И сразу меняются лица,
Меняются звуки и краски…
Тихонько скрипит половица,
По комнате ходит сказка.
II. Объявление темы урока
Игра «Чей голос?»
- Узнайте героев сказок о животных по их голосам:
* тоненький, тихий, дрожащий, плачущий (заяц)
* низкий, говорит медленно, врастяжку (медведь)
* хриплый, грубый, «толстый» (волк)
* звонкий, чёткий (петух)
* вкрадчивый, льстивый, чуть заискивающий (лиса)
- Смотрите, появилась лиса. Она хочет рассказать сказку.
- Здравствуйте, дорогие ребятушки! Люблю я сказки о себе рассказывать. Послушайте слова и догадайтесь о какой сказке идёт речь: лиса, журавль, в гости, угощу, тарелка, кувшин, несолоно хлебавши, дружба кончилась.
III. Изучение нового материала.
1. – Сегодня наш урок посвящён произведению, которое вы хорошо знаете. Это сказка «Лиса и журавль». Откройте учебники на странице 94.
2. Первичноечтение произведения с комментированием.
Чтобы научиться читать правильно, давайте для лисички прочитаем чистоговорку
Са-са-са – в лесу бегает лиса.
Су-су-су – было холодно в лесу.
- Я буду читать, а вы внимательно слушайте.
- В сказке нам встретятся незнакомые слова, поэтому возьмите карандаши и подчеркните слова, значение которых вам непонятно.
После чтения идет словарная работа. Объясняются непонятные слова.
• званый обед –праздничный, особенный ;
• потчевать- угощать;
• несолоно хлебавши— остался ни с чем;
стряпать –готовить пищу;
окрошка – «летний суп», состоящий из овощей с квасом.
3. Вопросы после чтения
- Понравилась ли вам это произведение?
- Определите жанр этого произведения: стихотворение, рассказ, сказка, загадка. (Русская народная сказка)
- Ребята, это авторская или народная сказка? (Народная.)
- Назовите героев сказки.
- Какое угощение приготовила лиса журавлю?
- Почему лиса решила угостить журавля? (захотела дружить)
- Получился ли у них званым пир?
- Удался ли план лисы?
- Какой урок преподал журавль лисе?
- Почему лиса перестала дружить с журавлем?
- Была ли это настоящая дружба?
Молодцы! Вы очень хорошо поработали. Давайте немного отдохнём.
4.Физминутка
К солнцу тянутся ромашки,
Птицы, звери, первоклашки. (Дети встают на одну ногу и тянут руки вверх.)
Если ты устал в пути,
К солнцу потянись и ты. (Дети встают на другую ногу и тянут руки вверх.)
Вертим ручками по кругу.
Не задень случайно друга. (Вращение прямых рук вперёд.)
Несколько кругов вперёд,
А потом наоборот. (Вращение прямых рук назад.)
Руки в спину упираем,
Поясницу прогибаем. (Поставить ладони сзади на пояс, медленный прогиб назад.)
А теперь, давай, дружок,
Посмотри на потолок.
Отдохнули мы чудесно,
И пора за парты сесть нам. (Дети садятся за парты.)
5. Работа с текстом и рисунками.
- А теперь давайте побудем мультипликаторами и составим мультфильм к этой сказке.
- Вы будете работать в парах. Возьмите конверты, достаньте картинки-карточки. (см. Приложение 1)
- Разложите картинки в том порядке, в каком развивается сюжет сказки. (Групповая работа)
- Найдите и отметьте в тексте сказки одно или несколько предложений, которые соответствуют каждой картинке. (Работа в группе)
- Давайте озвучим наш мультфильм.
(Работа по картинкам. Если ребёнок неточно нашёл подпись к картинке, учитель обращает внимание на некоторые детали рисунка.)
6.Физминутка для глаз
- Наши глазки устали. Давайте дадим им отдохнуть.
- Сядьте прямо. Смотрим перед собой. Не поворачивая головы, посмотрите налево…, направо…, вниз…, вверх… . Посмотрите в окошко, далеко-далеко.
- Давайте прочитаем, что написано на плакате. (см. Приложение 4)
- Читайте, следуя глазами за движением стрелок. (Чтение хором.)
- Закройте глаза и подумайте, что же вы прочитали?
- Откройте глаза. Что у вас получилось? (Как аукнется, так и откликнется.)
- Что это за предложение? (Это пословица, она есть в сказке.)
5.Работа с пословицей.
- Как вы понимаете эту пословицу? (Ответы детей.)
- А что же думала на самом деле лиса, когда приглашала журавля в гости?
- Почему она размазала кашу по тарелке?
- Почему журавль положил окрошку для лисы в кувшин с узким горлышком?
- Что он при этом думал?
- Как поступили оба? Какой вывод можно сделать? (они оба поступили плохо).
- Обратите внимание на начало сказки: «Подружились Лиса с Журавлем», так ли это?
- Можно ли назвать их настоящими друзьями?
- Как бы поступили настоящие друзья?
- Как вы думаете, есть ли ещё пословицы, которые подходили бы к этой сказке?
- Сейчас я буду называть пословицы. Если вы считаете, что пословица подходит к этой сказке – хлопайте в ладоши 1 раз. Поднимите руки вверх.
+ Что есть в печи, всё на стол мечи.
Шило в мешке не утаишь.
+ За добро добром и платят.
+ У нас на Руси прежде гостю поднеси.
Труд кормит, а лень портит.
Без труда не вытащить и рыбку из пруда.
+ Хороший гость дому радость.
Друг познаётся в беде.
+ Гостю щей не жалей, а побольше лей.
За правое дело стой смело.
+ Умел в гости звать, умей и угощать.
4. Итог урока. Рефлексия.
- Если вам кажется, что кто-то вас незаслуженно обидел, о чём надо подумать? (О том, чем я спровоцировал эту обиду.)
- Настоящий друг будет отвечать обидой на обиду? (Нет.)
- Можно ли назвать Лису и Журавля настоящими друзьями, а сказку о настоящей дружбе? (Нет, эта сказка “о ложной дружбе”.)
- А вы хотите быть настоящими друзьями, хотите, чтобы у вас было много друзей? (Да.)
- Для этого нам надо зажечь волшебное солнце дружбы. (на доске – круг солнца)
- Возьмите листы с текстом. Из слов, напечатанных внизу, подчеркните слова, обозначающие качества, которые вы хотели бы видеть у своего друга. (Работа детей.)
- Чтобы солнышко засветило, ему нужно добавить лучики.
- Какие слова вы подчеркнули? (Дети отвечают и одновременно прикрепляют к солнцу лучи с названиями качеств друга.)
- Как вы думаете, какого качества здесь не хватает? (Умение понимать друга.)
- Давайте добавим этот лучик.
- Ребята, вы прекрасно работали. Давайте посмотрим, с каким настроением вы заканчиваете урок?
- Возьмите карточки, где нарисован грустный и весёлый человечек. Я сделаю так же.
- Поднимите карточку, которая соответствует вашему настроению. (Дети поднимают карточки.)
- А я выбрала такую карточку. (Учитель показывает карточку хорошего настроения.)
- Я очень рада видеть ваши весёлые лица. Вы настоящие друзья. Поэтому я хочу подарить вам это солнце дружбы, чтобы оно светило вам всегда, радовало и согревало вас.