Submitted by Мария Ивановна Проскурякова on пн, 06/10/2014 - 12:47
Ход урока
I.Оргмомент
Приветствие гостей
II. Сегодня вместе с гостями мы отправимся в путешествие туда, где царят радость, восторг, удивление, где много тайн и фокусов.
- Чтобы разгадать эти тайны мы должны внимательно слушать вопросы, вспомнить всё, что изучили и применить знания для решения задач урока.
Слайд 1
Слайд 2
Слайд 3
На фоне музыки к песне «Цирк» из кепки появляются:
а) красные бусинки. На них появляются буквы а, о, у, э, ы, и.
Дать характеристику звукам, которые обозначаются этими буквами.
(Гласные, образуют слог, бывают ударные и безударные; обозначают твердость и мягкость предшествующего согласного.)Ы(нет слов на эту букву);
б) сине-зелёные бусинки. На них проявляются буквы: эм, эн, эс, эль, тэ.
(Согласные, парные, могут быть твёрдыми и мягкими. Если стоят рядом с гласными, то образуют слог.)
- Слог – это ключик к чтению. Мир слов похож на наш с вами мир: слоги и слова, как дети любят прятаться и шутить, превращаться и устраивать розыгрыши, «секретики» и фокусы.
Слайд 4
(Мигают элементы буквы)
- Как вы думаете что это за значки? (Буква )
- Почему сине-зелёная? (Сделаем прогноз. Ею обозначаются два звука.)
- Какая же тема урока?
Слайд 5
Тема урока: Буква Кк. Звуки [к] и [к, ].
Слайд 6
Чтение слогов с постановкой логического ударения на указанный слог.
(см. прикрепленный файл)
- Почему синий (зелёный) квадратик с буквой ка? (Если после них идут гласные верхнего ряда, то согласный читается твердо, а если нижнего ряда – мягко.).
Мы давали характеристику звукам для того, чтобы смогли найти место в словах, чтобы писать без ошибок.
Слайд 9
Работ в парах
Составить слова из букв, выложить схемы, найти изучаемые звуки [к ] и [к,], поставить ударение
I ряд - и р ц к – цирк
II ряд - е п а к к – кепка
III ряд - о у н к л – клоун
Слайд 10
(Проверка по эталону)
- Куда же мы отправляемся? (В цирк.)
Слайд 11
Картинка цирка Шапито. (Рассказ учителя)
- Слово цирк – имеет несколько значений:
1. вид искусства;
2. здание для цирковых представлений, эллипсовидная арена с трибунами, на которой проводились представления эквилибристов, акробатов, дрессировщиков, клоунов и других артистов.
Клоун – (от латин.) деревенщина, грубиян, комический персонаж, неловкий неотёсанный парень, а его роли насыщены шутками.
Цирк в переводе с латинского означает «круг». Во времена Древнего Рима цирком называли длинную дорожку для состязаний в скорости. Представления с наездниками, дрессировщиками, клоунами, которое мы называем цирком появилось много позже. Оно возникло в 1768 году, когда отставной английский кавалерист Филипп Астлей оградил канатом круглую площадку под небом и стал брать плату у желающих посмотреть на его мастерство в верховой езде.
Передвижные цирки- шапито появились приблизительно в 1830 году и постепенно превратились в грандиозные зрелища. Когда цирк приезжал в город, он оповещал о себе уличными шествиями со слонами, духовым оркестром, клоунами и артистами в костюмах верхом на лошадях.
Первый русский стационарный цирк создали братья Никитины. Они ходили с шарманкой и игрушечной ширмой по дворам, потом купили собственный шапито.
Слайд 12
Клоуны:
Карандаш, Ю. Никулин, О. Попов, Ю. Куклачёв.
- Небольшой рассказ учителя об этих людях.
Эти артисты знамениты тем, что они мастера розыгрышей.
- Посмотрите, какие фокусы могут буквы и слоги.
Слайд 13
Чтение с объяснением пар слов:
рот – грот
кости – кисти
такса – такси
Слайд 14
- Как называются записи на экране?
(см. прикрепленный файл)
- Какой ещё знак может стоять в конце предложения? От чего это зависит? (От интонации.)
- Какое предложение соответствует схеме?
Это карандаш. А это клоун карандаш. (Объяснить орфограммы.)
- Что такое предложение?
Слайд 15
- Кто они клоуны? (Вопросительное предложение.)
- Это клоун Никулин.
- А это кто? (Олег Попов – солнечный клоун.)
Слайд 16
Физкультминутка (для глаз)
На музыку «Цирк» - клип
- Люди каких профессий работают в цирке?
Слайд 17
- Схема слова.
- Что можете сказать о слове? (3 слога, 2 ударный, 7 звуков, 4 согласных, 2 твердых, 2 мягких.)
- Какое слово спряталось в звуковую рубашку? (Тарелки.)
- Где стоит звук, который мы изучаем? ( [к,] в 3 слоге.)
- Что можете сказать о слове тарелки? (Многозначное: а) музыкальный ударный инструмент; б) тарелки для жонглёра.)
- Что делают животные?
- Вот видите, какой загадочный таинственный наш русский язык. И эти тайны мы будем исследовать и постигать.
- А кто из вас был в цирке?
У нас с вами скоро будут каникулы (время свободное от учебы) и было бы замечательно если бы вы сходили в цирк и более внимательно рассмотрели работу артистов.
Пока нам поможет Азбука побывать в школе.
Работа по учебнику с. 87.
- Прочитайте жужжащим чтением то, что написано и скажите что это? Докажите. (Текст: несколько предложений, связанных по смыслу.)
Слайд 18 (без заглавия)
- Определим тему, т.е. о чем говорится? Выполним несколько видов работы.
1) 1 строчка Чтение «Буксир»
2 строчка – интонация перечисления
2) – Какое слово записано акрофонически? (играл)
3) – Как ещё общается автор текста? (С помощью пиктограмм.)
- Чтение всего текста одним учеником.
Вопросы по тексту:
- Какие животные выступают в цирке?
- Что сказано про слонов? (Они умные.)
- А такса и ослик Тото? (Тоже умные.)
- Сможем ли мы озаглавить текст?
- «Умные зверьки?»
- Клоун и звери – это картинки цирка.
- Можно ли озаглавить «Артисты цирка?» (Нет, не вся информация о цирке представлена в этом заглавии.)
- Какое заглавие более широко показывает, отражает тему текста? («Цирк».)
Итог урока
Рефлексия
- Итак, наше путешествие подошло к концу.
- Что же главное мы узнали на уроке? (Звуки, слоги, слова, предложения, текст имеют большие тайны, и мы их разгадывали)
- Для чего человек стремится постигать неизведанное, загадочное? (Чтобы стать мудрым, умным.)
- Где спрятаны были секреты сегодняшнего урока? (В кепке, в цирке, в Азбуке)
- А в других книгах могут быть спрятаны тайны? (Да)
- Чем является книга для человека? (Ключик к разгадыванию тайн)
Слайд 19
Книга – ступенька к мудрости.
Тайны стр. 86-87 не все исчерпаны. Мне бы очень хотелось, чтобы дома вы нашли их и завтра мне загадывали.