Проект.Тема: "В гостях у сказки "Заюшкина избушка" (старшая группа).
Submitted by Екатерина Андреевна Каткова on чт, 02/10/2014 - 16:04
Введение
Развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании , как общая основа воспитания и обучения детей.
Современное овладение правильной речью имеет большое значение для формирования и полноценной личности ребенка , для дальнейшего его обучения в школе и для дальнейшей трудовой деятельности .
«Прекрасна речь , когда она, как ручеек
бежит среди камней не тороплива .
И ты готов внимать ее поток.
И восклицать – О! как же ты красива!»(Е.Щукина).
Проблема.
В процессе работы со старшими дошкольниками особое внимание уделяется развитию у них связной речи. Средством обучения связной речи является рассказывание детей.
Работая с детьми старшей группы ,возникла проблема с тем , что у них недостаточно развита речь, они с трудом рассказывают о событиях своей жизни , не могут пересказать литературные произведения , плохо запоминают стихи . Поэтому, для развития связной речи у детей с О.Н.Р. я выбрала использование театрализованных игр, т.к.считаю, что театрализация является благоприятной средой для развития детей .В театрализованных играх совершенствуется артикуляционный аппарат ,формируется правильная речь и речевая культура, формируются навыки произвольного внимания, развивается память и воображение. В качестве мотива для исправления речевых дефектов у детей театрализованная деятельность помогает развитию связной и грамматически правильной речи в ненавязчивой форме , подводит детей к приобщению и участию в театрализации , обобщает и углубляет знания о театре.
Проблемный вопрос: Что такое сказка? А мы сможем стать сказочниками и придумать новую сказку?
Цель: Развивать связную речь (монологическую, диалогическую) детей с О.Н.Р. через театрализованную деятельность .
Задачи
Формировать умения: рассказывать сказку , пользуясь схемой ,создавать сочинения на основе соединения разных сказок с включением новых персонажей и их характеристик.
Развивать лексическую , грамматическую , фонетическую стороны речи детей ,с обращением внимания на развитие образной речи.
Развивать способность изображать художественный образ сказочных персонажей через диалоги , интонацию, движения, жесты, мимику.
Расширять интерес и стремление к словесному и театральному творчеству.
Средней продолжительности: « с 10 января по 10 марта».
Участники проекта:
Дети, воспитатели, родители.
Первый этап (подготовительный).
Подобрали русские народные сказки: «Заюшкина избушка», «Жихарка», «Гуси- лебеди».
Подобрали иллюстрации к русским народным сказкам художников Ю. Васнецова, И. Хохлова, В. Лебедева, Т. Мавриной.
Подобрали игры и упражнения на развитие монологической речи детей, речевые игры, пальчиковую гимнастику. Физкультминутки, логоритмические упражнения. Загадки, пословицы о доброте, упражнения по дикции .
Подготовили настольный, кукольный театры.
Воспитатели изготовили схемы для рассказывания сказки «Заюшкина избушка».
С родителями провели анкетирование ,оформили статьи о развитии связной речи детей через театрализованную деятельность , проинформировали родителей о начале проекта , его целях и задачах. Вместе с родителями подготовили костюмы ,атрибуты для драматизации сказки «Заюшкина избушка».
С детьми провели беседу «Жанры литературных произведений», викторину «Узнай сказку».
Провели диагностику с детьми старшей группы «Развитие связной речи детей».
Второй этап (основной).
Ознакомление с русской народной сказкой «Заюшкина избушка».Рассматривание иллюстраций в книге . Просмотр сказки в театре игрушки.
Рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам художников Ю. Васнецова, И.Хохлова, Т. Мавриной, В. Лебедева.
Пересказывание сказки с использованием наглядного материала , схем.
Разыгрывание этюдов, мини- диалогов по сказке «Заюшкина избушка».
Проведение игр- превращений , упражнений на развитие детской пластики, образных упражнений.
Проведение игр на развитие монологической речи ,речевых упражнений , пальчиковой гимнастики, логоритмических упражнений.
Использование изобразительной деятельности: рисование ,лепка, аппликации персонажей сказки и отдельных сюжетов.
Рассказывание сказки детьми полностью с использованием кукольного театра.
Создание сочинений на основе разных сказок с включением новых персонажей.
Составление и подготовка спектакля на основе прочитанных сказок.
Работа с родителями.
Провели родительское собрание «Театр- наш друг и помощник в развитии связной речи дошкольников».
Оформили памятки «Игры и упражнения для развития речи детей».
Рекомендовали родителям развивать связную речь в игре.
Организовали детей и родителей на изготовление и выпуск книжек- малышек по сказке «Заюшкина избушка».
Обогащение предметно- развивающей среды в группе.
1. В книжный уголок выставили иллюстрированные книги с русскими народными сказками.
2. В уголок изодеятельности расположили иллюстрации русских художников к сказке.
3. В театрализованном уголке подготовили театр игрушек , куклы би-ба-бо, костюмы, маски к сказке «Заюшкина избушка».
4. С детьми изготовили маски героев сказки для показа спектакля в группе .
Третий этап (заключительный).
Подготовили спектакль по русской народной сказке «Заюшкина избушка» и показать его на утреннике ,посвященному празднику «8 марта».
Придумали новую сказку «Жихарка и зайчик», по ее мотивам создали сценарий и затем поставили спектакль ,показав его детям младших групп.
При помощи родителей оформили выставку детских рисунков , книжек–малышек к сказке .
Провели заключительную диагностику знаний и умений детей по теме проекта.
Итог.
Дети с удовольствием принимают участие в театрализованных играх : включаются в игру , воплощают образы , превращаются в артистов . Они легко пересказывают сказку , фантазируют и придумывают новые сказки. Дети проявляют интерес к речевому общению.
Будем продолжать начатую работу , планируем и далее развивать речь детей посредством театрализовано –игровой деятельности.
Примерный комплексно –тематический план проекта.
Направление
Образовательная область
Тема
Физическое развитие
Физическая культура
Развлечение «Поможем зайцу»
Досуг «В гости к зайчику»
П/И «Заинька ,поскачи», «Лиса и зайцы»
Здоровье
Закаливающие мероприятия
Художественно –эстетическое развитие
Музыка
Танец «Русская пляска»
Игра с … «Заинька»
Художественное творчество
Рисование «Герои сказок»
Лепка «Зайчик»
Аппликация»Лиса»
Социально –личностное развитие
Безопасность
Беседа «Осторожно, сосульки!»
Беседа «Обходи скользкие места»
Труд
Создание фигур зайцы и лисы из снега
Игра «Поможем друг другу убраться»
Социализация
Беседа о взаимопонимании.
Разыгрывание этюдов «Как я помогаю людям»
Разыгрывание сценок из сказки.
Драматизация сказки.
Познавательно- речевое развитие
Чтение художественной литературы
Ознакомление детей с русской народной сказкой «Заюшкина избушка»
Чтение русских народных сказок: «Жихарка», «гуси –лебеди»
Познание
Ознакомление с окружающим:
Проведение опытов со снегом
Рассматривание шишек с целью выявления сходства с деревьями и кустарниками без листьев.