Родительское собрание « Домашние уроки. Как помочь ребенку хорошо учиться»
Уважаемые, родители, четверть за четвертью, класс за классом усложняется жизнь ваших детей: все подчиняется учебе, школе, школьным делам и заботам. И каждому из вас хочется, чтобы все дети были самостоятельными и успешными в их основной деятельности – УЧЕБЕ.
В словаре русского языка С.И. Ожегова слово «успех» рассматривается в трех значениях: как удача в достижении чего – либо, как общественное признание и как хорошие результаты в работе, учебе и других видах общественной деятельности.
Педагоги и родители стремятся сделать все возможное, чтобы обучение младших школьников было успешным, чтобы каждый ребенок в своей учебной деятельности достигал как можно более высоких результатов.
Из аксиомы: «Любое педагогическое воздействие имеет успех, если оно учитывает потребности ребенка».
Рассмотрим самые важные из этих потребностей.
- Ученик хочет приобретать в школе новые знания.
- Ученик стремится к самоутверждению, признанию со стороны взрослых.
- С возрастом дети начинают понимать, что школа готовит их к жизни. И что они тем лучше смогут решать задачи, которые поставит перед ними общество, чем более основательные знания они приобретут сейчас.
Чтобы сохранить у ребенка желание учиться, стремление к знаниям, необходимо научить его хорошо учиться.
Все родители мечтают, чтоб их дети хорошо учились. Но некоторые родители считают, что, отдав ребенка в школу, можно облегченно вздохнуть: Теперь все проблемы, связанные с обучением, должна решать школа. Конечно же, школа не отказывается от своих обязанностей. Это дело не только школы, но и родителей. Особенное значение в этом случае приобретает сотрудничество учителя и родителей, согласование их действий.
Помощь в подготовки домашних заданий должна быть эффективной, грамотной и должна идти в трех направлениях:
- организация режима дня;
- контроль за выполнением домашних заданий;
- приучение детей к самостоятельности.
Контроль должен быть систематическим, а не от случая к случаю и не ограничиваться вопросами: какие отметки? Выполнил ли уроки?
После утвердительного ответа родители занимаются своими делами, не проконтролировав детей. У каждого из вас не хватает времени , все вы заняты своими делами – домашними, работой. Если вы не будете помогать своим детям, в результате они не усваивают материал , некоторые работы выполняются небрежно, грязно, пробелы начинают накапливаться, что может привести к интеллектуальной пассивности ребенка. Он не понимает вопросов учителя, ответов товарищей. Ему становится неинтересно на уроке, он не пытается умственно работать, а нежелание напрягаться мысленно перерастает в привычку, т. е. Развивается интеллектуальная пассивность. Что приводит ребенка к нежеланию учиться. Поэтому помощь детям должна оказываться своевременно. В противном случае пробелы в знаниях будут накапливаться, а ликвидировать их потом будет просто невозможно. Следовательно, контроль должен быть постоянным, каждодневным, особенно в начальной школе.
Как можно больше требовательности к детям и как можно больше уважения. Контроль должен быть ненавязчивым и тактичным.
На первых порах маленький ученик нуждается в вашей помощи, в том, чтобы и напомнить ему об уроках, и даже, может быть, посидеть рядом с ним , пока он их сделает. Это первые его школьные шаги необычайно важны: от них зависит, возможно, вся его школьная жизнь.
Очень важно контролировать не конечный результат их труда, а сам процесс, т. е. Важно не просто проконтролировать результат работы, а проконтролировать, как ребенок выполнял эту работу, помочь преодолеть трудности в работе.
Хорошо, если бы вы интересовались: что изучал ребенок сегодня в школе; как он понял материал; как он может объяснить, доказать те действия, что выполнял. При подготовке домашнего задания важно не натаскивать их в отдельных умениях и навыках, а учить их размышлять самостоятельно, анализировать, доказывать, обращаясь к вам за советом и помощью.
Контроль – это организация помощи для ликвидации, каких – то пробелов и трудностей. Для младших школьников характерно, что они сначала что – то делают, а потом думают. Поэтому необходимо приучать детей к планированию предстоящей работы.
Например, решая задачу, необходимо:
- прочитать задачу, представить, о чем говорится; кратко записать условие, схему;
- пояснить, что означает каждое число, повторить вопрос задачи; подумать, можно ли ответить на вопрос задачи; если нет, то почему;
- составить план решения задачи;
- проверить решение;
- записать решение в тетрадь.
Выполняя упражнение по русскому языку, необходимо:
- повторить правила;
- прочитать задания к упражнению, повторить, что нужно сделать; прочитать упражнение и выполнить все задания устно; выполнить задание письменно; проверить работу.
Очень важным моментом является выработка привычки к неукоснительному выполнению домашних заданий:
- какая бы погода ни была;
- какие бы не шли передачи;
- чей бы день рождения ни отмечался.
Уроки должны быть выполнены, и выполнены хорошо. Оправдания невыполненным урокам быть не может. Для выработки этой привычки нужно, чтобы родители с уважением относились к учебе как важному и серьезному делу.
Очень важно, чтобы ребенок садился за уроки в один и тот же час. Специальные исследования показали, что фиксированное время занятий вызывает состояние предрасположенности к умственной работе, то есть вырабатывается установка. При таком настрое ребенку не нужно преодолевать себя, и таким образом, сводится до нуля мучительный период втягивания в работу. Если нет постоянного времени занятий, то эта установка может не выработаться, и будет формироваться представление, что приготовление уроков дело не обязательное, второстепенное.
Важным является и место выполнения работы. Оно должно быть постоянным. Никто не должен мешать ученику. Очень важно также заниматься собранно, в хорошем темпе, не отвлекаясь на посторонние дела.
У детей бывают два повода для отвлечения.
- Первый повод – игра. Ребенок втягивается в игру незаметно для себя. Поводом может служить оставленная игрушка.
- Второй повод – деловой. Ищет карандаш, ручку, учебник. Чем больше отвлечений, тем больше затрачивается времени на выполнение домашнего задания. Поэтому необходимо установить четкий порядок: линейка, карандаш, ручка – слева; учебник, тетради, дневник – справа.
У младших школьников есть привычка выполнять работу вполсилы. Вроде бы не отвлекается, но и мысли текут лениво, постоянно прерываясь, возвращаясь обратно.
Очень важен темп работы. Работают хорошо те, кто работает быстро. Поэтому ребенка надо ограничивать во времени ( ставить часы ).
При разумной помощи и системе контроля дети приучаются выполнять уроки в одно и то же время, постепенно научатся распределять время самостоятельно.
Направление помощи – приучение к самостоятельности. При проверке домашних заданий не спешите указывать на ошибки, пусть ребенок найдет их сам, не давайте готового ответа на их вопросы. При выполнении домашних заданий не нужно подменять ребенка в работе; дети отучаются думать и ждут подсказки. В этом дети очень хитры и находят способы «заставить» работать на себя.
Учите детей выделять учебную задачу, то есть ребенок должен ясно представить, какими навыками и знаниями должен овладеть, чтобы суметь выполнить то или иное задание. Выделяя каждый раз учебную задачу на примере только что усвоенного материала, мы способствуем тому, чтобы ребенок сам научился видеть ее и в новом материале, и в том, который еще только подлежит усвоению. Поэтому, оказывая своему ребенку помощь, взрослые не должны забывать, что главное все – таки не в том, чтобы преодолеть ту или иную возникшую на сегодня трудность, а в том, чтобы на примере каждого частного случая показывать, как вообще надо преодолевать трудности в учении и приучать детей к большей самостоятельности.
Из всего сказанного можно составить правила, которыми стоит руководствоваться, общаясь с ребенком.
- Не вмешивайтесь в дело, которым занят ваш ребенок, если он не просит помощи. Своим невмешательством вы будете сообщать ему «С тобой все в порядке! Ты, конечно, справишься!»
- Если ребенку трудно, и он готов принять вашу помощь, обязательно помогите ему. При этом:
- возьмите на себя только то, что он не может выполнить сам, остальное предоставьте делать самому;
- по мере освоения ребенком новых действий постепенно передавайте их ему.
- Думайте при ребенке вслух, анализируйте, рассуждайте. Думайте с ребенком вместе, планируйте, обсуждайте. Решайте жизненные ситуации.
Научить собственного ребенка думать – главная обязанность родителей!
РЕШЕНИЕ СОБРАНИЯ:
1.Использовать полученную информацию в своей работе с ребенком.
2.Применять различную популярную развивающую литературу для организации занятий с детьми.
|