Официальный сайт ejnews 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



выступление

Submitted by Владимир Геннадьевич Федоров on Fri, 26/09/2014 - 13:56
Данные об авторе
Автор(ы): 
неизвестен
Место работы, должность: 

школа

Регион: 
Республика Чувашия
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
начальное общее образование
Уровни образования: 
основное общее образование
Уровни образования: 
среднее (полное) общее образование
Класс(ы): 
Все классы
Предмет(ы): 
Все предметы
Целевая аудитория: 
Все целевые аудитории
Ресурс для профильной школы: 
Ресурс для профильной школы
Тип ресурса: 
дидактический материал
Краткое описание ресурса: 
<p>коррекционная работа</p>

Формирование программы коррекционной работы образовательным учреждением в соответствии с требованиями ФГОС

/выступление на семинаре заместителей директоров по УВР/

 

Моё выступление построено на материалах семинара, который вела Трофимова Валентина Ивановна, зав. кафедрой педагогики и психологии (303 каб.), То, о чём мы сегодня поговорим, не подразумевает сиюминутного выполнения, скорее нацеливает на ближайшее будущее, поэтому несмотря на внутреннее сопротивление, я попрошу вас вникнуть в данную проблему. До сих пор у нас сложился некий стереотип в отношении детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ), их обучения. Вы все были на различных курсах и семинарах по инклюзивному образованию и теоретически представляете, что оно собой представляет. Мне бы хотелось, чтобы мы дополняли друг друга в обсуждении данного вопроса.

Инклюзивное образование – образование детей с ОВЗ и их нормально развивающихся сверстников в едином образовательном пространстве. За рубежом оно началось в 70-х годах прошлого века. Сейчас пришло и к нам с введением ФГОСов, в которых провозглашается приоритет интересов ребёнка.

 

Нормативно-правовая база

образования детей с ОВЗ

 

1. Всеобщая декларация прав человека.

2. Декларация о правах умственно отсталых лиц.

3. Декларация о правах инвалидов.

4. Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов.

5. Саламанская декларация о принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями.

6. Конвенция о правах инвалидов от 13 декабря 2006г., ст. 24.

7. Постановление правительства РФ от 17 марта 2011 года «О государственной программе «Доступная среда» на 2011-2015г.г.»

8. Закон РФ «Об образовании». Ст.2, п. 16 раскрыто определение ребёнка с ОВЗ), ст.79 (организация процесса обучения ребёнка с ОВЗ), ст. 67, п. 3 (мы обязаны обучать ребёнка, проживающего на нашей территории).

9. ФЗ «О социальной защите инвалидов».

10. ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросу о гражданах с ограниченными возможностями здоровья» от 30 июня 2007г. № 120 (ред. От 02.07.2013г.).

11. Постановление правительства РФ «Об утверждении типового положения о С(К) ОУ от 12 марта 1997г.

12. Постановление правительства от 31 июля 1998г. «Об утверждении типового положения об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи».

13. О национальной доктрине образования в РФ.

14. Указ Президента РФ от 1 июля 2012 года «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы».

15. Концепция реформирования системы специального образования от 9 февраля 1999г.

16. Письмо Минобрнауки РФ от 16 апреля 2012 г. «Концепция интегрированного обучения лиц с ОВЗ».

17. Письмо Минобрнауки РФ от 18 апреля 2008г.

18. Приказ Минобрнауки от октября 2009г. № 373 «Об утверждении ФГОС начального общего образования», от 17 декабря 2010г. «Об утверждении ФГОС среднего общего образования» (18.2.4. – программа коррекционной работы).

19. Приказ Минобрнауки от 20 сентября 2013г. «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии».

19. Закон об образовании лиц с ОВЗ в г. Москве от 28 апреля 2010 г. № 16.

 

Дети с ОВЗ – дети, имеющие значительные отклонения в психическом или физическом развитии, препятствующие образовательному процессу. Значительность полагает, что образование в обычных образовательных условиях либо затруднено, либо невозможно.

Мы сейчас выделим определённые вехи становления науки и практики дефектологии по мере того, как их начали изучать, Исторически сложилось семь категорий детей с ОВЗ, внутри каждой категории можно выделить несколько групп:

 

I. Дети с нарушениями слуха.  Группы:

1) неслышащие (в общении с самим ребёнком или с родителями категорически нельзя употреблять слово «глухой»). Эти дети не слышат от рождения, пользуются языком жестов;

2) слабослышащие (частичное нарушение, медицинский термин – «тугоухость»);

3) потерявшие слух, или позднооглохшие в результате травм. У них сохранная речь.

 

II. Дети с нарушениями зрения. Группы:

1) незрячие (эти дети в начальном звене не могут обучаться в массовой школе, так как у них особая методика обучения чтению методикой Брайля, в основном звене могут прийти в школу);

2) слабовидящие;

3) с заболеваниями глаз (косоглазие, амбиопия и др.);

 

III. Дети с нарушениями интеллекта. По признаку стойкости нарушения:

1) Нарушение, которое носит нестойкий характер – задержка психического развития – это дети с трудностями в обучении.

2) Нарушение, которое носит стойкий характер – умственная отсталость или олигофрения.  Степени олигофрении:

- лёгкая – дебильность (от слова слабый, хилый);

- средняя – имбицильность (не могущий без опоры);

- тяжёлая – идиотия (не реагирующий, сам по себе).

 

IV. Дети с тяжёлыми нарушениями речи. Группы:

1) тяжёлая форма заикания; логофобия (страх перед речью);

2) алалия – отсутствие речи;

3) афазия – распад речи (ранее говорил, в потом перестал: инсульт, травма);

4) ринолалия – носовой оттенок речи – носовой оттенок речи (рождается с волчьим нёбом. Сейчас вовремя оперируют, нужна работа с логопедом на ранних стадиях, причём довольно длительная;

5) дизартрия – нарушение мышц языка (при церебральном параличе);

И другие нарушения речи, их достаточно много.

 

V. Дети с тяжёлыми нарушениями опорно-двигательного аппарата. Группы:

1) детский церебральный паралич;

2) последствия полиомиелита (сейчас их не так много, как раньше вследствие вакцинации);

3) с врождёнными и приобретёнными нарушениями ОДА: травмы, отсутствие или недоразвитие конечностей идр.).

 

VI. Дети с тяжёлыми нарушениями эмоционально-волевой сферы, т.е. психоэмоциональными нарушениями:

1) ранний детский аутизм (замкнутость, отказ от общения. До 1,5 лет ребёнок должен себя проявить, т.е. откликаться эмоционально на обращение. Причины:

- вирусная природа;

- генетическая природа (шизофрения);

- отсутствие эмоционального общения матери с ребёнком так называемая «мама – холодильник»;

2) нарушение поведения – синдром дефицита внимания и гиперактивность (СДВГ) – не способны концентрировать своё поведение.

VII. Дети со сложными нарушениями – 2 и более нарушения одновременно.

 

 
 

 

 

 

 

 

 

Есть дети с ОВЗ, имеющие инвалидность, и есть инвалиды, не относящиеся к детям с ОВЗ. Инвалидность – термин медицинский, он даётся медиками вследствие соматических заболеваний. Например, ребёнок с одной почкой, заболевания сердца, желудочно-кишечного тракта – такие нарушения не препятствуют обучению ребёнка в массовой школе по общеобразовательной программе. Для детей с ОВЗ должны быть разработаны коррекционные программы. Потребности этих детей могут быть реализованы в особых образовательных условиях.

 

Особые образовательные условия:

1. Специально организованная среда жизнедеятельности – безбаръерность, доступность к получению образования, доступность в самообслуживании (в первую очередь понижение порогов, обозначение лестничных пролётов – первая и последняя ступенька должны быть окрашены в жёлтый цвет и много других).

К 2015 году 100% школ должны быть готовы к принятию детей  с ОВЗ.

2. Наличие учебно-методического комплекса для получения образования:

- учебный план;

- учебная программа;

- комплект учебников и рабочих тетрадей;

- наглядные пособия и т.д.

3. Психолого-педагогическое сопровождение, т.е. диагностика, консультирование, самое главное – коррекционная работа специалистами: дефектологами, логопедами, специальными психологами, социальными педагогами.

Все учителя, работающие с детьми с ОВЗ (и в начальном звене, и в основном) должны пройти повышение квалификации в количестве 72 часов в рамках инклюзивного образования (в марте проводятся курсы по подготовке учителей). Можно пригласить педагогов ЧРИО в школу, предварительно подав заявку, на этот год уже всё расписано.

Если раньше дети с ОВЗ обучались в основном в специальных коррекционных образовательных учреждениях (С(К)ОУ), то теперь дети с менее тяжёлыми нарушениями не имеющие инвалидности придут в массовую школу. 

Давайте рассмотрим виды С(К)ОУ (классификация отличается от рассмотренных выше категорий детей с ОВЗ):

 

I вида: для неслышащих детей. Основная задача – формирование речи.

II вида: для слабослышащих и позднооглохших детей. Основная задача – не потерять речь, которая была.

III вида: для незрячих детей. Научить читать.

IV вида: для слабовидящих детей.

V вида: для детей с тяжёлыми нарушениями речи.

VI вида: для детей с тяжёлыми нарушениями ОДА.

VII вида: для детей с ЗПР.

VIII вида: для умственно отсталых детей. 

 

Выбор учебных программ определяется видом коррекционной школы.

В школах с первого по седьмой вид реализуются цензовые программы (ценз – образовательный уровень). Означает приравненность к массовому образованию с выдачей документа. Отличие: увеличенные сроки обучения, ГИА и ЕГЭ в щадящем режиме.

При наличии в школе детей, которым рекомендовано обучение по программе 8-го вида, в лицензию школы вносится программа 8-го вида. По окончании школы ребёнку выдаётся не справка, а документ об окончании школы 8-го вида (предварительно надо подать заявку в Министерство образования).

 

В школах 8-го вида за 9 лет обучения дети получают нецензовое образование и профессию (нецензовые – не приравнены к массовым). С 5 по 9 класс отводится от 6 до 12 уроков профессионального труда еженедельно.

В этих школах нет ГИА, сдают экзамен по профессиональному труду. В учебных планах не должно быть химии, физики, иностранного языка (это является грубым нарушением, обрнадзор может оштрафовать). В это время можно организовать уроки технологии или занятия со специалистами.

Для умственно отсталых детей разрабатываются программы социального или средового адаптирования.

Для детей с ОВЗ предусмотрена индивидуализированная форма обучения, т.е. программа разработана конкретно на ребёнка с ОВЗ.

Индивидуальная форма обучения – усвоение массовой программы в индивидуальных условиях.

Если есть необходимость в помощи в самообслуживании детей с ОВЗ в школе вводится должность тьютора. При наличии 6 и более детей с ОВЗ – в школе полагается 0,5 ставки методиста по инклюзивному образованию, 0,5 ставки психолога, ставка дефектолога, ставка тьютора, логопеда (если есть необходимость). Если в школе специалистов нет, приглашаются на договорных началах. Обязанность директора – обеспечить специалистами. Есть такое хорошее высказывание: «Кто хочет, ищет возможности, кто не хочет – ищет причину». Можно задействовать родителей. Родители сейчас сверхумные и гиперактивные.

Как выявить ребёнка с ОВЗ 7-го и 8-го вида (если родители самостоятельно не прошли комиссию и не принесли документов)?

Школьный ПМП консилиум проводит обширную диагностику ребёнка с трудностями в обучении и направляет на ПМПКомиссию (т.е. роль консилиума очень важна: не учитель или психолог направляет ребёнка, а это является коллегиальным решением). Если раньше трудно было убедить родителей в необходимости прохождения комиссии, то сейчас нужно объяснять родителям, что ребёнок остаётся в школе, он нуждается в определении образовательного маршрута. До сих пор основной функцией ПМПК было помещение ребёнка в специализированную школу. Сейчас они, изучив ребёнка,  должны дать рекомендации по дальнейшей работе с этим ребёнком. Эти рекомендации должны лечь в основу коррекционной работы с ребёнком с ОВЗ. Приказ Минобрнауки РФ от 20 сентября 2013 года № 1082. Должны принимать детей от 0 до 18 лет (другое дело, что поругают за несвоевременное обращение).  Характеристику ребёнка на ПМПК родителям не давать, можно только ознакомить  (отправить по электронке или отдать сопровождающему). Все документы везёт сопровождающий. На комиссию везёт свой учитель, или классный руководитель!!! В 1-м классе оставлять не желательно, но можно (прошёл сенситивный период, нарушение прав ребёнка).

Выше мы отметили, что дети с тяжёлыми нарушениями эмоционально-волевой сферы – с СДВГ также относятся к детям с ОВЗ, значит их можно выводить на ПМПК. Только не надо везти поголовно всех детей, которые не умеют слушать учителя, часто отвлекаются, бегают по коридорам сломя голову, не замечая ни одного взрослого – это скорее всего педзапущенность.

 

Общие и специальные требования

к условиям обучения детей с ОВЗ

 

1. Логотека.

2. Группа кратковременного пребывания. Здесь происходит первичная адаптация ребёнка к условиям ОУ.

3. инклюзивная группа, группа комбинированной направленности.

4. Психолого-медико-педагогический консилиум. В чём разница между ПМПК и ПМПк (показать в презентации).

Психолого-медико-педагогическая комиссия – юридическая организация, а консилиум – структурная организация в учреждении. Задача консилиума – разработка индивидуализированной программы междисциплинарного сопровождения ребёнка.

       Деятельность работы консилиума затрагивает 5 объектов: ребёнка с ОВЗ, его родителей, детей класса, в котором он обучается, их родителей, педагогов (на слайде).  Врачи (педиатр, психиатр) приглашаются на договорных условиях, форма договора имеется в приложении к письму Минобрнауки

 

 

 

Этапы работы консилиума:

Первый вариант: ребёнок прошёл ПМПК, ему даны рекомендации, специалисты консилиума работают по ним.

Второй вариант: ребёнок с ОВЗ не проходил ПМПК, имеет трудности в обучении, консилиум исследует ребёнка, вырабатывает заключение, с которым обязательно знакомит родителей (не с заключением каждого специалиста, а с общим!!!).

На основе заключения составляется коррекционная программа. В программу включают свои мероприятия учитель, психолог, дефектолог, заместитель директора по воспитательной работе, социальный педагог, педагог дополнительного образования (либо завуч по ВР включает в свой общий план отдельно мероприятия с детьми с ОВЗ). С программой должны быть ознакомлены все учителя, работающие с ребёнком с ОВЗ,

Заседания консилиума проводятся планово и внепланово. Внеплановый – по запросу родителя или учителя. На консилиуме проходит коррекция программы в сторону усложнения или упрощения требований программы.

 

Формы учёта деятельности:

1. Карта развития ребёнка.

2. Журнал записи детей на ПМПК.

3. Журнал регистрации заключений и рекомендаций специалистов.

4. Договор о порядке взаимодействий с родителями.

5. Статистический учёт деятельности ПМПк.

 

 

 

 

Программа коррекционной работы

 

Коррекционная программа является инструментом для получения лицензии на ведение инклюзивного образования (составляется только для детей с тяжёлыми нарушениями, которые значительно затрудняют обучение (для инвалидов по соматическим заболеваниям не нужно). Во ФГОСе прописаны основные структурные компоненты коррекционной работы (начальное звено). Ещё раз напоминаю, что программу составляет не один человек, а коллектив.

Пояснительную записку можно не писать, лишь в начале указать, на основании каких документов составлена программа.

Цель – глобальная, задачи – конкретные для решения этой цели.

Принципы коррекционной работы – во ФГОСе. Можно просто перечислить, можно расписать подробнее.

Направления работы.

Характеристика содержания работы.

Этапы реализации программы или по видам деятельности.

Структура программы в начальном звене и основном отличается.

Программа составляется на 1 год, чтобы можно было показать результаты.

Программа – рабочий документ, по нему работают (а не только что снятый с принтера).

Программа содержит работу со всеми пятью объектами образовательного процесса ребёнка с ОВЗ.


»  Tags for document:

Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн