Урок – это
- внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащихся
- основная форма организации обучения
- педагогическое произведение учителя, имеющее художественную окраску, которая зависит от личных качеств его автора, его мастерства и таланта, от понимания им новых целей общеобразовательной школы, задач обновления учебно-воспитательного процесса
- единство двух противоборствующих элементов – нормативности и творчества
Основное условие эффективности урока - занятость всех учеников класса продуктивной учебной деятельностью, обучение их самостоятельному добыванию знаний и привитие навыков самостоятельной работы
Термин «современный урок географии» введен Л.М. Панчешниковой в начале 1990-х годов. «Современность» урока выражается в трансформации всех методических положений (целей, содержания, методов и средств обучения, форм организации учебной деятельности школьников, характера взаимоотношений учителя и учащихся) на основе деятельностного подхода в обучении.
Ознакомьтесь с аудио/видео файлом «Структура урока», где показана сравнительная характеристика традиционного и современного урока.
Однако, чаще проведение урока по предмету сводится к деятельности учителя на уроке, а ученики пассивные слушатели, без всякого активного участия . (Сразу хочу сказать, что если в Вашей школе дела обстоят не так печально, как я это обрисовала, то я извиняюсь и снимаю шляпу , бормоча при этом под нос — «Исключения лишь подтверждают правила»)...
Деятельность обучаемого - системообразующий фактор всей системы обучения. Цели, содержание, формы, средства и методы обучения в рамках современного урока должны рассматриваться в соответствии с задачей формирования деятельности учащегося. В условиях реализации деятельностного подхода перед учителем стоит задача в целенаправленном формировании средствами учебного предмета учебных действий учащихся
Основные понятия деятельностного подхода:
- Умения = учебные действия обучаемого
- Операции – способы реализации действий, техническая сторона, способ выполнения действий.
- Операции выполняются в определенном порядке и по определенным правилам, и опираются на средства осуществления деятельности.
Совокупность учебных действий составляет
вид деятельности :
· пользоваться одним из «языков» международного общения – географической картой;
· пользоваться современными информационными технологиями;
· владеть научными географическими понятиями;
· владеть умением видеть проблемы и ставить вопросы;
· анализировать информацию, классифицировать ее и группировать;
· наблюдать и исследовать местность;
· делать выводы и умозаключения, составлять описания и характеристики, сравнивать
Задача учителя при планировании своих собственных уроков состоит в конкретизации учебных действий применительно к каждому уроку в целом и каждому смысловому блоку урока, а также выстраивание этапов их формирования
Взаимодействие структурных элементов современного урока: проверку знаний и умений - отнести на конец урока или «растворить» в изучении нового; использовать все многообразие современных средств и форм.
Этапы формирования учебных действий на уроке:
· мотивация, формирование ориентировочной основы действий
· формирование исполнительской основы действий
· формирование творческой основы действий
Основные задачи урока: формирование образа действий и знаний, обеспечивающих эти действия; формирование мировоззрения; развитие творчества.
Моделирование урока с позиции системно – деятельностного подхода.
1. Самоопределение к деятельности начинается с мотивации.
2. Актуализация, фиксация затруднений и определение проблемного поля.
3. Совместная с обучающимися постановка цели.
4. Постановка проекта выхода (совместный поиск путей решения проблемы).
5. Закрепление во внешней речи (с монологическим или диалогическим оформлением решения).
6. Самостоятельная работа с самопроверкой, самооценкой и взаимооценкой.
7. Включение в систему знаний и повторение (неоднократность познавательных действий, практическое закрепление опыта).
8. Рефлексия.
Переходим от теории к практике.
Здесь мы решили показать, каким Вы видите СОВРЕМЕННЫЙ УРОК ГЕОГРАФИИ согласно требований ФГОС ОО.
Задание 5.1 Современный урок географии. |
Как же должен быть стуктурирован современный урок географии? Какова роль учителя географии в нем? В чём особенности организации учебной деятельности учащихся на современном уроке?
Вам предстоит "совершить путешествие" (для географов - это привычное дело!) по сайтам Интернет в поисках разработки урока географии соответстующего, на ваш взгляд, требованиям ФГОС ОО, отражающего деятельностный подход в современной информационной образовательной среде.
А теперь, собственно говоря, задание. На вики-странице "Современный урок географии" в таблице задания 5.1 сделайте ссылку на выбранный вами урок, отметьте автора данного урока, это может быть и ваш, успешно зарекомендававший себя урок, обоснуйте отличительные особенности данного урока с позиции деятельностного подхода, отметьте себя, как исполнителя данного задания.
Каждый исполнитель заполняет только одну строку. Уроки не должны повторяться, однако, если. выбранный вами урок уже кем-то отмечен, можно добавить себя в исполнители (в той же строке) и дополнить свои обоснования данного урока (на один урок не должно быть более 2х исполнителей).
Обязательно отметьте свое продвижение в выполнении заданий в таблице продвижения по курсу (помните, что это делать лучше всего «по ходу» выполнения заданий).
Материалы, которые могут пригодиться вам при выполнении заданий:
|
На: О новых подходах к планированию уроков географии в условиях
Сейчас актуальны технологические карты. Технологическая карта обеспечивает системный подход в планируемых результатах обучения . Именно на этапе проектирования образовательного процесса мы можем учесть возрастные и психофизиологические особенности учащихся.Зарание выбираем средства и методы уроков. Технологическая карта эффективно организует учебный процесс .Обеспечивает достижение предметных, метапредметных и личностных результатов в соответствии с требованиями ФГОС ООО.Календарно-тематические планы устарели.